Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Информационный бюллетень'
«Важнейшая задача службы охраны труда любой организации – формирование у работников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасно...полностью>>
'Доклад'
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона Московской области от 12 января 2001 года № 4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам чел...полностью>>
'Документ'
Результати навчання: У результаті вивчення дисципліни фахівець має знати: методологію побудови математичних моделей соціально-економічних систем і пр...полностью>>
'Документ'
Міняються часи і влада, міняється життєвий уклад і людський світогляд. Але незмінними лишаються найвищі істини, незмінною лишається людська потреба л...полностью>>

Конкурс исследовательских работ «юность, наука, культура» (2)

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Конкурс исследовательских работ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»



Секция: ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ



МЕНДЕЛЕЕВСКИЕ СРЕДЫ

Васильева Екатерина Владимировна

«ЛСОШ №2», 9 класс, г. Лихославль



Научный руководитель:
Козлова Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы



г. Обнинск, 2009/2010 учебный год

Оглавление

  1. Введение 3

  2. Менделеевские среды 6

  3. Д.И.Менделеев и И.Е.Репин 12

  4. Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи 13

  5. Шахматы в жизни Менделеева 16

  6. Заключение 22

  7. Примечания 24

  8. Список литературы 24

  9. Приложение 25

Введение

Большинство выдающихся ученых, в том числе химиков, уделяли много сил и времени занятиям литературой и искусством. И еще шире круг тех из них, чья жизнь протекала в тесном общении с гуманитариями. Один из ярчайших примеров - жизнь Д.И.Менделеева (1834-1907).


Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января (8 февраля) 1834 года, окончив мужскую гимназию, поступил в Петербургский педагогический институт и блестяще его окончил.

Пытливый ум Дмитрия Ивановича охватывал все области науки, проникал во все отрасли производства. Он изучал нефтяные месторождения, различные составы нефти, исследовал земную атмосферу, совершал полеты на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола, занимался сельским хозяйством, изучал торговое дело, а также разработал состав бездымного пороха. Важнейшей чертой в научном творчестве Д.И. Менделеева являлась тесная связь теории с практикой, с производством. У него природой был заложен мотив достижения успеха, т.е. потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, что рассматривается как устойчивая личностная черта.

 За свою более чем 50-летнюю научную деятельность он написал свыше 500 книг и статей. Удачное сочетание в одном лице крупнейшего ученого, выдающегося инженера и экономиста, огромное трудолюбие наложили особый оттенок на все менделеевские работы. Многие труды ученого принадлежат к подлинным классическим образцам научного творчества. Его учебник «Основы химии» называют настоящей химической энциклопедией. Таблицей умножения в химии называют периодическую систему химических элементов.

 Много лет Дмитрий Иванович был директором Главной палаты мер и весов и способствовал развитию науки о точных измерениях, преподавал в Петербургском университете и Петербургском технологическом институте. Был избран почетным членом академий и научных обществ многих стран мира, в декабре 1899 года тоболяки избрали его почетным гражданином своего города. Ученый оставил большой вклад в общественной жизни своей страны.

 Кроме большой научной, общественной работы, чтения лекций в учебных заведениях, опытов и экспериментов были у Дмитрия Ивановича и увлечения, или на современный язык «хобби», от которых он получал большое удовольствие — увлечение живописью, картонным и переплетным делом и изготовлением чемоданов. Любил известный ученый-химик поэзию, книги о путешествиях, шахматы и баню.

Дмитрий Иванович Менделеев родился и вырос в Тобольске в среде людей, смысл своей жизни видевших в том, чтобы нести в Сибирь культуру. Многие из них приехали в тогдашнюю глушь добровольно. Таков был отец Иван Павлович Менделеев, сын священника из Тверской губернии, ставший директором Тобольской гимназии. Таким был и его ученик П.П.Ершов – автор сказки “Конек-горбунок», учитель словесности, а затем инспектор той же гимназии. Ершов был другом семьи Менделеевых; его падчерица Ф.Н.Лещева стала первой женой Дмитрия Ивановича. Именно Менделееву доверил Ершов вести дела по переизданию своей сказки.

Купцы Корнильевы (предки Дмитрия Ивановича по материнской линии) были с XVII в. видными сибирскими предпринимателями и деятелями культуры. Прадед Менделеева В.Я.Корнильев был знаком с А.Н. Радищевым. В 1789 г. он основал при своей бумажной мануфактуре частную типографию, где печатались первые в Сибири периодические издания; типографией ведал дед Менделеева. Дядя Василий Дмитриевич (В разных источниках его фамилия пишется либо Корнильев, либо Карнильев), к которому в Москву привезли племянника после окончания гимназии, «играл заметную роль в истории культуры России второй четверти XIX в. Его дом на Покровке был средоточием московской литературной и научной интеллигенции». Корнильев был хорошо знаком с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом, П.А.Вяземским.

Любовь к художественной литературе сопровождала Дмитрия Ивановича всю жизнь. В 1878 г. он познакомился с И.С.Тургеневым и в дальнейшем неоднократно посещал его.

Характерны отзывы младших современников - поэтов «серебряного века». Для них главной отличительной чертой Менделеева являлась мудрость. А.Белый называл его Саваофом. Много раз писал о Менделееве А.А.Блок. Для него важнее всего три особенности Дмитрия Ивановича: мудрость, высокая духовность и близость к народному духу. 15 мая 1903 г. Блок пишет невесте: «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете, во все проник. Не укроется от него ничего».

Интересы (причем не только научные) великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева были фантастически разнообразны. Его яркая личность; независимое, наперекор сложившимся традициям, поведение; блестящие результаты исследований, проводившихся в самых различных отраслях науки и техники; наконец, нестандартные увлечения — порождали неизменное любопытство как простых обывателей, так и серьезных исследователей жизни этого гения, нередко обрастая при этом немыслимыми слухами и формируя изысканную, в ряде случаев, мифологию.

В данном исследовании нас прежде всего интересует вопрос взаимоотношений великого ученого-химика с известными русскими живописцами и предметом наших изысканий, в частности, стало такое интересное, но малоизученное явление русской культуры конца Х1Х века (о нем лишь упоминается в работах по жизни и деятельности Д.И. Менделеева), как «менделеевские среды».

Основная цель представленной на конкурс работы - определение роли и места «менделеевских сред» в общественно-культурной жизни эпохи.

Реализация заявленной цели решалась посредством решения ряда практических задач:

  • изучение литературы по жизни и деятельности Д.И. Менделеева;

  • изучение литературы по жизни и деятельности художников-передвижников;

  • знакомство с работами Л.И. Менделеева по вопросам искусства;

  • обращение к Интернет-ресурсам по заявленной проблеме;

  • систематизация и обобщение материала;

  • создание электронного проекта «Менделеевские среды»

Актуальность темы

Результаты социологического опроса (см. приложение) показали, что современная молодёжь, к великому сожалению и стыду, очень мало знает о Д.И.Менделееве. Это подтвердило нашу уверенность заниматься данной темой.

«Менделеевские среды»

Как ни важна была для Менделеева художественная литература, а также музыка (Л.Бетховена, А.П.Бородина, В.Беллини), главной его любовью стала живопись. Старший сын Иван Дмитриевич Менделеев, — метролог и профессор, писал, что у отца яснее всего выступала склонность к живописи: «Смолоду отец был недурной график».

Деятельный характер Дмитрия Ивановича нашел выражение и в его отношении к изобразительным искусствам. Студенческие рисунки, хранящиеся в Музее Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском университете (насекомые и их личинки, листья растений, химические установки), свидетельствуют о том, что юный Дмитрий Менделеев обладал способностями рисовальщика. И впоследствии он зарисовывал достаточно сложные объекты - так, в ноябре-декабре 1875 г. в Париже сделал эскизные наброски дирижаблей. Но заниматься живописью или графикой он не стал, а начал собирать репродукции и фотографии произведений живописи.

В 1859 г. Менделеев выезжает за границу, чтобы усовершенствоваться в науках. И одни из первых записей в дневнике, сделанных еще по дороге, до приезда в Гейдельберг, - о посещении Дрезденской галереи. Таких записей много.

Репродукции и фотографии помещались в альбомы. Только за 1877-1879 гг. составлено 24 альбома с номерами репродукций от 1 до 2300. Впоследствии, когда материальное положение Менделеева немного окрепло (хорошим оно не было никогда), он мог изредка позволять себе покупку подлинников. Так, в октябре 1879 г. он приобрел три этюда А.А.Иванова, высоко им ценимого.

Его активность в значительной степени переместилась в различные области и не в последнюю очередь была направлена на осуществление идеи о сближении людей науки и искусства. В 1871-1873 гг. он читает в собрании художников лекции по химии. Вспоминает И.Е.Репин: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Д.И.Менделеева и Ф.Ф.Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок».[16] Здесь есть любопытная деталь: Федор Фомич Петрушевский - профессор физики, автор книг “Свет и цвет”, “Краски и живопись”. Но первым в рассказе Репина назван Менделеев - очевидно, именно он был главным организатором этих встреч.

Документы архива и библиотеки, воспоминания современников свидетельствуют о серьезном и глубоком отношении Д.И. Менделеева к литературе, живописи и изобразительному искусству. Сын ученого И.Д. Менделеев писал: «Отец страстно любил живопись и скульптуру, составлял художественные коллекции и, можно сказать, так же дышал искусством, как и наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, и вечной гармонии и высшей правде … Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию. Иногда вставала вдруг как бы невзначай философская или поэтическая мысль, которая свидетельствовала о целом скрытом мире выношенных чувств и образов».[7]

Следует отметить, что живопись, во всех своих проявлениях, интересовала Менделеева еще с юношеских лет. Интерес этот был не праздным, не «сторонне-созерцательным», а являлся логическим следствием общемировоззренческих идей великого ученого. Ещё с шестидесятых годов позапрошлого века Дмитрий Иванович Менделеев, занимавшийся очень многими научными предметами, начал обращать внимание на производство лаков и красок, которое в России было развито слабо и питалось народными кустарными и природными промыслами. Широта натуры учёного, его общественные черты характера неизбежно свели его с большой когортой русских художников. Он часто консультировал их по химии красок. Но сблизился с ними всерьёз на основе своего влечения к русскому искусству.

Менделеев не был бы Менделеевым, если бы в своих размышлениях не выходил на глубокие обобщения. Идея, многократно им высказанная, такова: искусство и естествознание имеют общие корни, общие закономерности развития, общие задачи. Поэтому люди науки и люди искусства должны общаться. Пожалуй, наиболее четко эта точка зрения выражена в двух документах: письме В.В.Стасову от 6 марта 1878 г. и статье “Перед картиною А.И.Куинджи” (1880). Первое – отклик на статью критика о выставке русских художников в Академии художеств. Подчеркнув полное согласие со Стасовым, Менделеев так излагает свое мнение:

«Русская школа в живописи хочет говорить одну внешнюю правду, сказала ее уже, хотя этот говор – лепет ребенка, но здорового, правдивого. Об истине еще нет речи. Но истины нельзя достичь без правды. И русские художники – скажут истину, потому что рвутся понять правду…

Меня же в последнее время очень интересует русская живопись, и случай столкнул со многими ее представителями. Спасибо Вам за них. Мне кажется и знаменательным и важным то взаимное понимание и то сочувствие, какие вижу между художниками и естествоиспытателями. Тем и другим не хочется лгать, а хотя малую сказать – да правду, будь она и не торжественна, и не вычурна, лишь бы постичь ее – а там пойдет».[1]

Именно Д. И. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. Это начинание описано в воспоминаниях менделеевского сотрудника К.Н.Егорова: «В начале 70-х годов основано было общество для единения ученых, художников и литераторов. <…> Крамской и Менделеев были распорядителями. Участвовали Толстой, Щедрин, Тургенев, Достоевский и т. д., много университетских, Данилевский (“Россия и Европа”), Рубинштейн. Достоевского ездил приглашать Менделеев. Толстой был раз, Менделеева тогда не было. Щедрин читал свои вещи».[5]

С 1878 г. в университетской квартире ученого начинаются ставшие впоследствии очень известными «менделеевские среды». На них бывали профессора университета: А.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, Н.П. Вагнер, Ф.Ф. Петрушевский, А.И. Воейков, А.В. Советов, А.С. Фаминцын; художники: И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И. Репин, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедов и др. Часто посещал среды В.В. Стасов. Со многими из них Д.И. Менделеева связывала давняя дружба, его глубокие и самостоятельные суждения высоко ценились художниками.

Известные русские художники на одной из «менделеевских сред», 1888 г.

Его вторая жена А.И. Попова, художница, подробно писала о менделеевских средах: «На них бывали постоянно все передвижники, из профессоров университета чаще других А.Н. Бекетов, Меншуткин, Петрушевский, Иностранцев, Воейков, Краевич.

 Дмитрий Иванович так вошел в художественный мир, что был избран впоследствии действительным членом Академии художеств. На его среды приходили без особых приглашений: художники приводили новых, интересных чем-либо гостей.

 Присутствие Дмитрия Ивановича усмирили крайности. Здесь узнавали все художественные новости. Художественные магазины приносили на просмотр к средам новые художественные издания. Иногда на средах вели чисто товарищеские решения вопросов, иногда бывали веселые остроумные беседы и даже дурачества, на которые художники были неисчерпаемы. Иногда приносили новости, журнальные статьи, не пропущенные цензурой. Эти среды были исключительно интересными и приятными и продолжались много лет. По простоте обстановки менделеевские среды напоминали студенческие собрания: чай, горы бутербродов, красное вино, отсутствие дам (бывали только художницы) и все чувствовали себя легко и свободно».

 Старшая дочь Дмитрия Ивановича О.Д. Менделеева-Трирогова тоже писала о средах: «Художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи и другие сидели до глубокой ночи. У Дмитрия Ивановича были оригиналы картин этих художников, и стены гостиной были украшены их произведениями, помимо того, он хранил целые коллекции их же работ в папках у себя в кабинете».[7] Из художников, не упомянутых Менделеевой, “среды” часто посещали М.А.Врубель и В.В.Верещагин.

Участники менделеевских сред: художники И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.М.Максимов.

Художники любили встречаться по средам у Д.И. Менделеева, в его квартире, расположенной в первом этаже главного здания Петербургского университета (в настоящее время здесь музей Д.И. Менделеева). Эти «среды» Менделеев стал устраивать с тех пор, как познакомился с Анной Ивановной Поповой, ученицей Академии художеств, ставшей в последствии его женой. Сам Дмитрий Иванович тоже интересовался искусством и не пропускал ни одной художественной выставки.[17]

Собирались в гостиной, большие окна которой выходили на Университетскую линию. На стенах этой комнаты висели картины художников – друзей Менделеева и работы Анны Ивановны. На столиках лежали альбомы с репродукциями, присылаемые для просмотра художественными магазинами. В самой большой комнате – столовой – гостей ожидали чай, бутерброды, фрукты. Несмотря на то, что у Менделеева собирались художники различных направлений, постоянно споривших между собой, симпатии хозяина дома были на стороне передвижников. Они платили ему взаимной привязанностью. Менделеев был одним из немногих, которых передвижники приглашали на свои традиционные ежегодные обеды в ресторане «Докон» у Певческого моста (Мойка, 24) по случаю открытия выставок. Есть сведения, что П.П.Чистяков отказался от участия в “средах”, считая, что передвижники изменили принципам Академии художеств. С другой стороны, можно думать, что сам Дмитрий Иванович не без критики относился к свойственной передвижникам тенденции сделать главным в своем искусстве непременное изображение страданий народа.

В 1893 г. И.И.Толстой стал вице-президентом Академии художеств и ее реальным руководителем (президент - великий князь Владимир Александрович был все же фигурой репрезентативной). Толстой поставил своей целью преодоление раскола, связанного с выходом из Академии за 30 лет до того ряда лучших художников, образовавших впоследствии Товарищество передвижных выставок. Он начал привлекать передвижников - начиная с Куинджи - к работе в Академии. В том же 1893 г. был утвержден разработанный Толстым Временный устав[10] Академии художеств, который действовал до 1918 г. Провозглашалось:

«§1. Императорская Академия художеств утверждена для поддержания, развития и распространения искусства в России».

И сегодня актуально звучит §5:

«Академия художеств наблюдает, чтобы памятники искусств в Империи не были уничтожаемы, а равно обновляемы, без ведома и участия Академии».

В §20 указывается: действительных членов Академии назначается 60 лиц, из них 45 - из художников всех отраслей, а 15 – «из лиц, не принадлежащих ни к какой художественной специальности, но известных своими познаниями в области искусства». И в первом составе Академии после утверждения устава в числе этих пятнадцати был Д.И. Менделеев. 16 декабря 1893 г. он был утвержден в высшем звании - почетного члена Академии (звание академика живописи не имело отношения к членству в Академии; это звание означало удостоверение высокой квалификации. Для его получения необходимо было представить и защитить специальную работу), а 7 марта 1894 г. - непременным членом Совета Академии. Таким образом, через 130 лет после М.В.Ломоносова он стал вторым химиком - почетным членом Академии художеств.

Деятельность Менделеева в Академии протекала по нескольким направлениям. Во-первых, это консультации по запросам И.И.Толстого. В апреле 1894 г. Дмитрий Иванович консультирует по вопросу выбора материала для ремонта кровли на куполе Казанского собора в Санкт-Петербурге (советовал гальванопластическое никелирование); в мае 1895 г. рекомендует способы предотвратить выгорание бронзировки на кариатидах и лепнине Большого Царскосельского дворца под влиянием воздуха и солнца.

Вопросы отечественного образования всегда волновали Менделеева; и проблема художественного образования, которое являлось, пожалуй, главной задачей Академии художеств, была ему близка. Он был членом Совета высших художественных училищ.

И еще одно: пропаганда российского искусства за рубежом. Менделеев участвовал в Англо-русском литературно-философском обществе, целью которого было знакомить англичан с русской культурой, искусством и наукой. По запросу этого общества в июне 1894 г. Менделеев выбирал зал в Лондоне для выставки русских художников-передвижников.

Кроме художников на менделеевских «средах» бывали друзья ученого – профессора университета Н.Н. Бекетов, Н.А. Меньшуткин, А.А. Иностранцев, Ф.Ф. Петрушевский… Когда речь заходила о технологии живописи, часто на помощь художникам приходили университетские друзья Менделеева. Здесь, в кабинете Менделеева, и примыкающей к нему лаборатории университета (вход в которую был из квартиры) изучались свойства красок. Физик Петрушевский сам увлекался живописью, и именно тогда у него возникла мысль написать книгу о красках – «Краски и живопись».[17]

Все мемуаристы отмечают неформальную, дружескую атмосферу “сред”. А.И.Менделеева пишет: «Среды эти художники очень любили. Здесь сходились люди разных лагерей на нейтральной почве. <…> Здесь узнавались все художественные новости. Художественные магазины присылали на просмотр к средам новые художественные изделия. <…> Иногда на средах вели чисто деловые беседы, горячие споры, тут созревали важные товарищеские решения вопросов. И иногда бывали остроумные беседы и даже дурачества, на которые художники были неисчерпаемы».[4] Временами, очевидно, «среды» посвящались определенным вопросам. Так, с сожалением сообщая о невозможности по болезни прийти, И.Н.Крамской пишет: «Сегодня такая интересная конференция».[9]

Друзья Д.И.Менделеева знали, что по средам после трех часов дня его всегда можно было застать дома. Часто Н.А.Меншуткин и А.П.Бородин играли в четыре руки что-нибудь из Моцарта или Мендельсона. Здесь чествовали первых русских женщин-ученых: Софью Ковалевскую, Юлию Всеволодовну Лермонтову. Д.И.Менделеев был сторонником женского образования в России. С 1870-1877гг он постоянно читал лекции на Владимирских женских курсах, а в1878г. при его активном содействии открылись Бестужевские курсы, давшие высшее образование сотням женщин, стремящихся к знаниям.

На среды приходили без приглашений. На столе уютно шумел самовар, гости вели научные споры, деловые разговоры, остроумные беседы, царила шутливая доброжелательная атмосфера. Душой этих встреч был Дмитрий Иванович. Глаза его блестели, речь лилась свободно и темпераментно, часто раздавался непринужденный смех. Он любил шутить, нередко для разрядки обстановки показывал занимательные опыты.

Знаменитый художник И.Е.Репин очень много курил. Однажды Д.И.Менделеев объявил, что соберет в стеклянной банке дым его папиросы. И.Е.Репин закурил папиросу, и в момент, когда он выпустил первую порцию дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоящую на столе, К удивлению присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Дмитрий Иванович предложил Репину понюхать собранный в банке табачный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться. Вместо табачного дыма он вдохнул смесь аммиака и хлорида аммония.

Со многими художниками Менделеева связывали дружеские отношения.

Д.И. Менделеев и И.Е. Репин

Менделеев знал И. Репина еще учеником Академии, встречая его в доме Праховых. Затем Репин на многие годы оставляет Петербург, и они не видятся. Но если мы заглянем в архив Менделеева, то увидим, как внимательно он следит за каждой новой картиной Репина, делая пометки в каталогах передвижных выставок и собирая в своем альбоме фотографии с наиболее понравившихся ему произведений художника. Когда же Академия наук забаллотировала Менделеева при выборах академиков, то Репин немедленно послал ему сочувственное письмо. К сожалению, письмо это, отправленное из Москвы, не сохранилось, и мы не знаем его содержания. Судя по ответу Менделеева, Репин принял это событие близко к сердцу и откликнулся с присущей ему горячностью.[17]

«Мне действительно теперь приходится получать много писем и депеш, - писал Менделеев Репину, - но то, что писали Вы, Илья Ефимович, дало иное чувство, непосредственное, точно пожаловала красавица. Усталому, мне скоро надо будет отдохнуть от груза, наваленного теперь на меня, от упора сил в мою точку – мне все же жутко. Приеду в Москву и с радостью обниму вас». И вот Репин в Петербурге. Он – непременный участник менделеевских «сред». «Ах, какой это был разносторонний человек и вот уже истинно гениальный. Бывало, с самыми неразрешенными вопросами бежишь к нему… Что это за оригинальная голова, » - вспоминал уже в старости Репин.[24]

Незадолго до этого Эдинбургский университет присвоил Менделееву звание доктора, и тогда же Репин пишет акварельный портрет ученого.

Портрет Д.И. Менделеева работы И. Е. Репина, 1885 г

Он сидит, чуть сгорбившись, с раскрытой книгой в руках. Рядом, на столике, два толстых фолианта. При взгляде на изображение не возникает сомнения, что здесь изображен ученый. И не только потому, что он одет в средневековую университетскую мантию и берет, в которые по традиции облачали вновь посвященного. Главное в портрете – лицо Менделеева, его сосредоточенный, напряженный взгляд, говорящий об интенсивной работе мысли.[17]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс исследовательских работ «Юность, наука, культура» (3)

    Конкурс
    Название города, по мнению краеведов, переводится как «Вот земля» или «Холмистая земля», вероятно, отражает не только красоту его ландшафта, но и былое богатство окружающей его природы.
  2. Конкурс исследовательских работ «юность, наука, культура» (1)

    Конкурс
    Актуальность исследования. Необходимость исследования обусловлена интересом к золотому сечению с точки зрения дальнейшей перспективы (применения полученных знаний в своей будущей профессии инженера-строителя), интересом к духовному
  3. Конкурс исследовательских работ «юность, наука, культура» (4)

    Конкурс
    В работе «Образ феи в литературе: от мифологии до наших дней» на основе изучения литературы, мультипликации, современных товаров для детей, канцелярских товаров многого другого ставится цель узнать, кто такие феи, и как образ фей
  4. Результаты участия во всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ

    Конкурс
    Ю. Диплом III степени 4 Сичинская Анна 9 Политология Полиция на Южном Урале в начале XX века Ситникова Н.А. Диплом I степени 5 Перемяшкина Анастасия 10 Педагогика и психология Формирование индивидуально-психологических особенностей
  5. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 г. Белгорода» на 2011-2012 учебный год

    Документ
    Основной целью анализа работы школы является: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2010-11 учебном году.

Другие похожие документы..