Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
Значение работ отечественных ученых для развития фармакогнозии. Работы П.М. Максимовича-Амбодика, И.Д. Двигубского, А.П. Нелюбина, А.Ф. Гаммерман, А....полностью>>
'Доклад'
«Если бы мы оказались перед необходимостью разделения компании, я бы оставил Вам землю, фабрики и оборудование, а себе – только товарные знаки. И тогд...полностью>>
'Документ'
Цель: познакомить слушателей с особенностями продажи товаров в современном мире: использованием торгового пространства, торгового оборудования, харак...полностью>>
'Учебник'
Можете представить: школьный учебник печатается в «толстом» литературном журнале? Да не просто печатается, а как роман-фельетон — с продолжением, нес...полностью>>

"Основы идеологии Белорусского государства" Материалы для Лекции Мировоззрение и идеология. Общие представления  

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Полезные материалы для курса

"Основы идеологии Белорусского государства"

Материалы для Лекции 1.
Мировоззрение и идеология. Общие представления  

Структура лекции

Введение.

Постановка проблемы разработки идеологии. Соотношение идеологии и мировоззрения. Гармония – ключевое слово для основания идеологии. Определение понятия идеологии.  Идеология как элемент управления массами. Основные законы этого управления.

Информация, энергия и материя как три компонента курса по идеологии.  Два аспекта: форма и содержание.  Восток-Запад.

История вопроса. Дестют де Трасси. К. Маркс, Ф. Энгельс. Карл Манхейм, «Идеология и утопия». Основные идеи, их развитие. Этапы развития идеологии. Мифология, религия, ереси – формы идеологии. Терпимое и нетерпимое отношения к инакомыслию. Необходимость толерантности.

Основная идеологическая ось: индивид-коллектив. Выработка языка идеологии. Эффективность, неэффективность идеологии. Цивилизация и культура. Идеология как саморазвивающийся процесс.

Характерные особенности идеологии. Идейное течение. Функции идеологии: познавательная, ценностная, программно-целевая; мобилизующая; прогностическая.

Предрасположенность общества к определенным идеологиям.

Исторические формы идеологий. Деидеологизация общества. Д. Белл, Э. Тоффлер. Смена классовых конфликтов профессиональными. Т.е. ось конфликта происходит не по наличию собственности, а по профессиональной принадлежности. Фукуяма, конец истории. Реидеологизация. Нарастающий конфликт между Западом и не-Западом (Хантингтон). Подготовка общества к новому социальному уровню развития. Понятие соборности (Хомяков).

Введение

- Постановка проблемы: формирование независимого белорусского государства.

- Призыв Лукашенко А.Г. «Создать национальную идеологию или, точнее, выработать идею нашего национального развития, которой сегодня в полном виде еще нет.» О развитии гуманитарных наук в РБ. Материалы совещания НАН Беларуси. 20 ноября 1998 г.

- Лукашенко А.Г. «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам.» 27 марта 2003 г. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников. Мн., 2003.

Идеология – часть мировоззрения. Мировоззрение – часть нашей жизни, оно связывает воедино Космос, общество и человека. Следовательно, для гармоничной связи нужно иметь гармоничное мировоззрение, т.е. правильную идеологию.

Ключевые слова к идеологии – те, на которые отзывается душа человека: ПОИСК, СВОБОДА, ГАРМОНИЯ. Гармония – ключевое понятие для построения новой идеологии.

Поиск себя, самовыражения и достижение этого – это основное условие Гармонии.

Движение к Абсолютной Гармонии – основное развитие направления современного общества. За внешним хаосом таится очень большая глубина и система.

Поскольку общество идет к Абсолютной Гармонии, то, следовательно, только те, кто сможет это сделать, будут полностью счастливы. Значит самая главная помощь, которую общество и, в частности, система образования может оказать человеку – помочь ему стать самим собой. Найти свой собственный, неповторимый внутренний луч и соединить его с Вселенной.

Уровни организации жизни: космос, планета, страна, человек. Законы везде одинаковы и условием счастья является чистота души и отсутствие агрессии, как у человека, так и у общества.

Определение идеологии

«Современное интерпретация: идеология – это система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.» Мельник В.А. «Государственная идеология Республики Беларусь.

«Идеология – это совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных идей, ценностей и представлений, которые обусловлены интересами и устремлениями определенных социальных групп и общностей, выступают по форме и по существу как выражение интересов и потребностей всего общества и выполняют главным образом познавательную и мобилизационную функцию.»

В.А. Мельник. «Государственная идеология Республики Беларусь».

Идеология - наука, изучающая идеи с целью формирования определенного мировоззрения у населения, людей управляющих населением и представления мирового сообщества о нашей стране.

Но идеология, это и наука об идеалах, и поэтому курс идеологии можно представить в виде попытки найти ту систему идеальных ценностей, идеалов, которые нужны белорусам и Белоруссии.

В результате курса мы должны сформировать образ идеальной Белоруссии, такой, какой она должна быть для того, чтобы все ее жители были счастливы, и наметить механизм мероприятий в духовном, политическом и экономическом ракурсе, которые бы помогли этот идеал воплотить в жизнь.

Идеология была и возможно готовится как элемент управления массами. Важно вспомнить, что любая, даже самая прекрасная идея, превращённая в догму приводит, к трагедиям. Только та идеология, которая предоставляет людям право выбора и поиска своего взгляда на мир, может быть безопасной и прогрессивной. Идеология - как путеводный ориентир, включающий в себя наилучшие достижения философской мысли, была бы наверняка интересной.

Наука; Духовность; Экономика

Суть любого процесса, в том числе курса по идеологии - совокупность трех компонентов: информации, энергии и материи, или духа, души и тела, или науки, духовности и бизнеса, причем власть или государство выступает в роли координатора, а не руководителя. Принцип мудрости власти: чем меньше насилия над людьми, тем мудрее власть.

Аспект формы и содержания, их соединение в потенциале Восток-Запад.

Левые идеологии пытаются формировать идею государства, без которой невозможно жить – это аспект Целого, правые – свободу личности от внешних догм. Обе правы по-своему, оба нужны друг другу. Ошибка левых – фанатизм, зацепленность за идею. Ошибка правых – индивидуализм, отказ от общих целей.

По материалам Яскевич Я.С. Человек и общество

Информация, энергия и материя составляет триединую основу всех происходящих в мире процессов. Действительно, любой процесс, если рассмотреть его внимательно, является одновременным выражением: а) информации, б) энергии; в) материи. Точнее говоря, информация и материя составляю два полюса любого процесса, т.е. отражают аспекты содержания и формы, а энергия является тем связующим звеном, которое обеспечивает их целостность и взаимосвязь. С позиции троичности может быть описан как отдельный человек, так и общество в целом. У отдельного человека эта троичность выражается в трех аспектах: дух, душа и тело, т.е. его ум, его чувства и его физическое здоровье. В масштабах Вселенной эта же идея выражается в виде триединства информации, материи и энергии, а в масштабе общества ее можно передать как совокупность трех основных общественных структур: науки, духовности (религии) и экономики (бизнес). Координирующим центром этих трех структур является система управления. Именно эта система призвана обеспечить гармоничное взаимодействие трех названных компонентов и их взаимное дополнением друг другом. Ни один из этих компонентов не может существовать отдельно вне Целого, каждый из них нуждается друг в друге.

Поэтому, разрабатывая данное пособие по курсу «Основы идеологии белорусского государства» мы стремились учесть все три аспекта этой проблемы. Преподавание предмета «Основы идеологии белорусского государства» предполагает рассмотрение этого вопроса с трех основных позиций: научной, духовной, экономической. Действительно, идеология не может быть представлена только с одной стороны, она является одновременным выражением этих трех компонентов.

Общая характеристика идеологии

Что такое "идеология"?

Слово "идеология" является одним из самых распространенных среди политических терминов и понятий. Исторически понятие "идеология" впервые ввел французский философ и экономист А. Л. К. Дестют де Трасси в своем 4-х томном труде "Элементы идеологии" (1815 г.), обозначая так науку об общих законах развития идей и взглядов из практического опыта человечества. Именно в значении науки об идеях "идеология" рассматривалась большинством мыслителей 19 века, в частности, К. Марксом и Ф. Энгельсом, критикующих различные школы немецкой идеалистической философии под собирательным названием "немецкой идеологии". Однако уже со второй половины 19 века идеология стала обозначать уже не науку, исследующую идею, а сами идеи. В 20-ом веке под идеологией подразумевают "часть мировоззрения, охватывающая социальные явления, связанные отношениями между социальными группами, принимающая форму коллективных верований система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей".1 Идеологией называется также "система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменения (развитие) данных общественных отношений".2 Разумеется, этими двумя определениями понятия идеологии не исчерпывается, поскольку время вносит свои поправки к устоявшимся терминам. Поскольку исследование идеологии само по себе стало самостоятельной учебной дисциплиной, заслуживающей отдельного рассмотрения, ограничимся упоминанием о двух основных подходах к современным идеологиям. Сторонники первого подхода считают, что идеология ­– это теоретически сформулированное мировоззрение, выполняющее ряд социально значимых функций. Сторонники этого подхода (а к нему относятся большинство исследователей идеологий) под теоретически сформулированным мировоззрением понимают особую форму духовной деятельности, отражающей реальные интересы классов, классов, социальных групп, этносов, конфессиональных групп, государств и отдельных индивидов, отражающих социально-политическую реальность эпохи. Вместе с тем любая идеология содержит в себе иррациональные конструкты (мифы, бездоказательные утверждения, апелляцию к стереотипам, утопию). Эту сторону идеологий усиливает потребность в пропаганде (распространении в массах) основополагающих принципов, составляющих идеологию, с целью внесению их в общественное сознание и активизации к массовой практической деятельности. Пропаганда же нуждается в упрощении, к сведению любой теории к набору общих понятий и лозунгов. Не случайно некоторые западные исследователи (М. Шелер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маннхейм, П. Сорокин, и др.) считают идеологию "ложным знанием", обманом и самообманом. (Или, как выразился французский социолог и политолог Р. Арон, "идеология – опиум для интеллектуалов"). С точки зрения сторонников этого направления, любая идеология превращается в утопию, поскольку в 20-ом веке решающим признаком общественного развития стала не борьба идей, а социальных сил и общественных систем. В таких условиях не может и быть и речи о научности любой идеологии, ставшей частью пропаганды.

Итак, наиболее распространенным среди исследователей подходом является отнесение к идеологии достаточно разработанных теорий, пусть даже ложных. Словом, по мнению сторонников этого подхода, идеология – это идеи, приведенные в систему. Второй подход понимает под идеологией любой способ воздействия на массовое сознание. Таких взглядов придерживались теоретики "новых левых" 60-70-х гг., в частности, Франкфуртская школа социальной философии. Например, Г. Маркузе считал, что наука и техника стали идеологией. В обыденном сознании часто также распространено подобное расширительное определение идеологии. Силу сторонникам этого подхода придает то, что систематизированность и теоретичность совершенно несвойственны многим влиятельным политико-идеологическим направлениям. Например, либерализм в принципе не является политической доктриной (правда, существует множество либеральных экономических доктрин). С другой стороны, многие сложные и изощренные политические теории остаются теориями, не составляя определенную идеологическую систему. Известный немецкий философ К. Манхейм пытался преодолеть крайности обоих подходов. С его точки зрения, идеология – метод социального познания, макрогипотеза. В этом смысле идеология вполне может быть как утонченной всеохватывающей доктриной, так и совокупностью неопределенных представлений и взглядов. Итак, под идеологией мы понимаем именно систему взглядов, отражающих политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов. Иначе говоря, идеология – это форма социально – обусловленного группового самосознания, выраженная в виде теорий, партийных программ, религиозных, философских и т. п. учений. Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают организацию, ставящую политические цели и стремятся политическими методами придти к власти, что бы реализовать на практике свои теории. Идеология отличается от социальной науки тем, что, используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации этих действий, отнюдь не обязательно совпадающих с научными результатами. Идеология всегда присутствует в жизни развитого общества. Полной деидеологизации общества быть не может. В современных странах Запада, гордящихся своим плюрализмом, также существуют официозные (общегражданские) идеологии, которые закрепляют формы общественного компромисса. Например, в США общественное согласие почти не ставит под сомнение частную собственность, рынок, демократию, лидерство США над миром и т. д. В этом смысле США являются не менее идеологизированным государством, чем был СССР, несмотря на идеологический плюрализм и отсутствие четко выраженных доктрин даже в программах сменяющих друг друга двух партий. Итак, всякое развитое общество есть идеологическое (что не означает идеологизированное ) общество.

Т.е. уже тогда, в средние века понималось различие между внешними лозунгами официальной системы и естественной жизнью обычных людей.

Манхейм полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их непосредственными интересами. В его интерпретации история общественной мысли предстает как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», т.е. заведомо искаженным и неполным отражением социальной действительности.

Манхейм: «Любая идеология представляет собой взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, и потому она по своей сути есть апология существующего общественного порядка.»

Манхейм противопоставляет ИДЕОЛОГИЮ и УТОПИЮ. Первая принадлежит тем классам, которые сохраняют власть, вторая – тем, кто ее не имеет (обездоленные, нищие и т.д.). Отсюда неизбежность столкновения этих двух систем.

Фактически любая система убеждений, после того как она становится официально принятой, становится идеологией. Та же система взглядов, которая к ней в оппозиции – условно называется утопией.

Идеология – это социально-духовный феномен, сущность которого и состоит в выражении интересов определенного индивида, группы, класса или общества.

Манхейм – Маркс:

Суть изменений позиций заключается в том, что Маркс делал акцент на соответствии идеологии т.н. «объективной реальности» и доказывал, что это не так, а, значит, идеология лишена оснований.

Манхейм делает акцент на соотнесении идеологии не с объективной реальностью (сослаться на принципы Веданты – концепция иллюзии- Майи на Востоке), а с ее адекватностью данному классу или группе людей, который эта идеология призвана отражать.

Следовательно, нужно разобраться в том, какой класс и какую группу людей мы хотим представить в данной идеологической модели. И в соответствии с этим строить всю систему.

О.В. не пытаться думать за других, а начинать с себя, с данной аудитории и найти ту совокупность идеалов, которая нас больше всего устраивает. Это и будет наша групповая идеология. Второй шаг – ее надо соотнести с большим коллективом (например, институтом) и дать наполнение этой идеологии. Затем еще дальше и т.д. Постепенно мы приходим к бесконечности, т.е. к Богу и идеология превращается в простые и всем понятные религиозные заповеди или философские советы (императив Канта, советы Лао Цзы, Бхагават Гита, Новый Завет, Золотые стихи Пифагора, Детка П. Иванова, советы Айванхова и т.д.)

Цинизм как форма идеологии. Славой Жижек «Возвышенный объект идеологии.»

«Цинический разум уже не наивен, он парадоксальным образом оказывается просвещенным ложным сознанием: просто осознавая фальшь, полностью отдавая себе отчет в том, что за идеологическими универсалиями скрываются частные интересы, он вовсе не собирается отказываться от самих универсалий». (с. 36).

Это значит просто, что людям нужно разобраться в лжи и фальши и научиться жить своим умом, а затем довериться высшим ценностям и нормам.

Мифология, Религия – это тоже формы идеологии.

Ереси - противостоящие официальному церковному учению доктрины – это своего рода идеологический плюрализм.

Интересно сопоставить понятие ереси на Востоке (в Индии) и в христианских странах и исламе. В Индии – толерантное, уважительное отношение к иным взглядам. В христианстве – это объявляется враждебным элементом и уничтожается.

Все это взаимосвязано со степенью отождествления себя с той идей, о которой ты говоришь. «Зацепка за идею» выражается в виде насильственного желания навязать ее другим. Чем больше духовный потенциал человека (группы людей) тем меньше они хотят навязать свою идею другим и с большей готовностью открыты к восприятию других взглядов.

В капиталистическом обществе идеология становится неотъемлемой чертой. Возникает необходимость обосновать, логически увязать и разработать идейный аппарат идеологии для правильного функционирования общества. Основная идеологическая ось: Индивид ------------------------ Коллектив. Отношение к собственности определяет идеологию. Если она тяготеет к индивидуализму – это либеральная идеология, к коллективизму – социалистическая и коммунистическая.

Характерные особенности идеологии.

Всякая идеология является исторически обусловленной. Каждой эпохе исторического развития человеческого общества соответствуют свои идеологические объяснения существующей реальности. Понятно, что в Древнем Египте при всей интеллектуальной одаренности египтян, не могли появиться идеи рыночного либерализма или марксизма- ленинизма. В свою очередь, хотя и можно предположить, что в США могут найтись сторонники установления в этой стране абсолютной монархии, но вряд ли они найдут достаточное число приверженцев и заинтересуют, скорее всего, не массы граждан, а психиатров. Разумеется, в истории человеческой мысли многократно встречались случаи, когда теоретики значительно, порой на тысячелетия, опережали свое время. Очень многие идеологические концепции 20-го века в отдельных своих положениях рассматривались уже древнегреческими учеными и политиками. Однако эти гениальные озарения в древности так и не смогли стать развитыми теориями, нашедшими массу политически организованных сторонников. Итак, определенной эпохе соответствуют только (или по преимуществу) ей присущие идеологии. Даже самый великий теоретик в конечном счете всего лишь систематизирует те представления, которые, как говорится, "носятся в воздухе". Идеология, таким образом, теоретически обобщает то, что существует в головах людей в форме разрозненных представлений о действительности. Под исторической эпохой в каждом конкретном случае мы понимаем также и уровень социально- экономического и культурного развития конкретных стран или континентов, поскольку всегда надо делать поправку на то, что в передовых, или , напротив, отсталых, странах, в одно и то же время возникают совершенно различные идеологии. Идеи и программы, которые в одних странах являются уже чисто историческими воспоминаниями, в других становятся мобилизующей силой, а в-третьих, только начинают звучать как "последнее слово", нечто новое и передовое. Даже если в странах с разным уровнем хозяйственного развития одновременно начинает доминировать общая идеология (например, коммунистическая), то формы ее проявления и в теории и на практике будут принципиально различными. Весь политический опыт 20-го века свидетельствует о том, что все "общечеловеческие" идеологии в разных странах имели свою национальную специфику. При изучении появления и развития идеологических течений необходимо учитывать историческую преемственность идеологии. Каждая идеология учитывает представления и понятия предшествующих идеологий, несмотря на то, что относится к ним как к "отсталым" или "враждебным". Очень часто при изучении идеологии какого-нибудь политического движения можно увидеть, что за современной терминологией кроются совершенно архаичные представления. Нередки также случаи "самозванчества", когда пропагандисты определенной идеологии записывают в число своих идейных предшественников и приверженцев национальных героев или мыслителей прошлого, чьи реальные взгляды были совершенно иными. Идеологии также обусловлены социально. Всякое человеческое общество, вышедшее по уровню развития дальше первобытного, разделено на множество классов и социальных групп. Взаимоотношения между ними по поводу власти (а это основа политики!) вызывают объективную потребность в идеологическом обосновании своих претензий. В силу этого социально – классовый характер имеет любая политико – идеологическая теория, независимо от того, провозглашает ли она открыто, что выражает интересы конкретного класса или претендует на представительство всей "нации", "народа" и т. п. общностей в целом. Социально – классовой природе идеологии не противоречит весьма частая практика, когда, например, от имени рабочего класса говорят и действуют социал-демократы, коммунисты, маоисты, троцкисты, а подавляющее большинство рабочих голосует за консерваторов. Весьма частым является существование интерклассовой (межклассовой) теории, предполагающей сплочение всех слоев общества на основе общей системы ценностей (этнического, конфессионального или политического единства). Нередко также бывает, что в некоторых странах возникают партии, объявляющие в своих программах борьбу за интересы классов, в тот момент в данных странах отсутствующих. Так, например, в 1970-ых гг. в целом ряде стран Азии и Африки к власти пришли партии, идеологией которых был марксизм – ленинизм (коммунизм) с его фундаментальной идеей о ведущей роли рабочего класса. Но в этих афро – азиатских странах говорить об этом было затруднительно по причине отсутствия самого рабочего класса. Нечто подобное имело место в постсоветской России 90-ых гг., когда периодически появлялись на политической сцене партии, возвещающие о своей опоре на "средний класс". Однако в условиях жесточайшего социального расслоения на кучку сверхбогатых олигархов и еле сводящих концы с концами основной массы граждан, что является характерным для современной России, вообще затруднительно говорить о существовании российского "среднего класса", существующего как социологическая абстракция, а не как социальная реальность. Неудивительно, что такие партии, хотя и имеющие значительную поддержку из-за рубежа, а также располагающие большими финансовыми средствами, в политике не преуспели. Итак, идеология всегда объективна, ее нельзя сочинить по приказу. Когда в 1996 г. президент России Б. Н. Ельцин заявил о необходимости создания объединяющей национальной идеологии, это свидетельствовало не только об отсутствии какой – либо идеологии у правящей российской верхушки, но и об отсутствии у нее также и умственных способностей. Разумеется, никакой "идеологии" в таких условиях не могло быть создано. Являясь исторически и социально обусловленной, идеология тем не менее, способна сама выступать активной направляющей силой, поскольку по своей сущности способна не только давать оценку существующему порядку вещей, но и предлагать ему свою альтернативу, побуждая к переменам и действиям.

Функции идеологии.

Идеология появляется в обществе потому, что в ней возникает потребность. Но какие же функции выполняет идеология? Во 1-х, познавательную функцию. Каждая идеологическая система предлагает свою совокупность знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта классов и социальных групп. Основываясь на этих знаниях идеология создает свою модель истории человеческого общества и места в ней той социальной группы, этноса или конфессии, интересы которых и обосновывает данная идеология. Во 2-х, ценностная (аксиологическая) функция. Каждая идеология опирается на свою систему ценностей- политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т. п. Различия между идеологиями обусловлены именно ценностными ориентациями составляющих частей общества. Поэтому при классификации всех многочисленных идеологических течений именно система ценностей будет, как мы убедимся далее, главными критериями при выделении ее в определенную группу ("левые", "правые", " крестьянские", "националистические" и т. п.). Признание определенных идеологических ценностей индивидом обычно способствует также и усвоению определенных норм и правил поведения, а также нередко и предпочтений в области культуры. Гражданин, осознанно разделяющий конкретные идейные ценности в политике всегда делает сознательный выбор. Как правило, разделяющие общие ценности объединяются в политические организации (партии) для защиты своих ценностей. Отсюда вытекает и следующая функция идеологии – программно – целевая. Она показывает политические цели, которые надо достигнуть для торжества своих ценностей. В свою очередь, эти цели и способы их реализации, нуждаются в изложении их в специальном документе – политической программе. Далее можно выделить организующую функцию идеологии. Люди, имеющие сходные политические убеждения, для достижения своих целей сплачиваются в политическую организацию. Часто такие группы единомышленников превращаются в устойчивые социальные общности людей со своей традицией, чертами поведения, особым мировосприятием и даже со специфическим языком, не всегда понятным посторонним. Идеологическое единство часто создает чувство групповой солидарности, сравнимое с этническим или культурным единством. Политические убеждения часто можно установить по его внешнему виду, например, по ношению определенных элементов одежды, значков или других символических знаков, особой прическе, а также по использованию особой лексики. Подобный внешний вид играет такую же роль, как и военный мундир, сразу выделяя политического активиста в толпе, в то же время объединяя его со "своими". Так, в конце 19-го века во Франции бонапартисты носили в петлице пиджака пармскую фиалку (поскольку жена Наполеона 1 после крушения империи стала герцогиней Пармской), а в Германии в период запрета социал – демократической партии в 1878-90 гг. члены этой нелегальной партии узнавали друг друга по красной гвоздике, дешевому, чисто пролетарскому цветку. Когда в 1980-х гг. в Турции установилась военная диктатура, запретившая все политические партии и всякую политическую деятельность, особенно в университетах, то одним из первых указов военного режима стало требование всем студентам носить одинаковую прическу во имя "национального единства". Подобный указ был вызван тем, что среди турецких студентов поклонники ультралевых идей носили длинные волосы под Че Гевару, сторонники фашистской организации "Серые волки" – длинные "османские" усы, а исламские фундаменталисты брили голову, но зато отпускали окладистые бороды. Турецкие генералы почему-то считали, что введя одинаковую прическу, они добьются одинаковых мыслей у студентов. Можно выделить также мобилизующую функцию, когда осуществляется конкурентная борьба с представителями других идеологий. И наконец, идеология обладает прогностической функцией, т. е. она моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Как видим, идеология направляет, развивает, упорядочивает, развитие общества. Без идеологии невозможно поступательное развитие политики, экономики и культуры, иначе наступает хаос во всех сферах общества. Лучше глупая идеология, чем никакой.

К. Манхейм, Г. Моска, В. Парето и др. сходятся на том, что идеология является действенным и незаменимым инструментом, с помощью которого осуществляется социальный прогресс, вырабатываются общие цели, аккумулируется социальная энергия людей. Т.е. идеология – это механизм работы т.н. «эгрегора» (сущность коллективного разума группы людей). Кроме того, сложение коллективных энергий происходит по определенным законам, для изучения которых необходимо расширить наше представление о Вселенной и выйти за пределы 3-х мерного измерения в 4-х мерное. Т.е. оперировать новыми научными понятиями (эффект скручивания времени и пространства, тонкоматериальное взаимодействие объектов, энергетические тела человека, коллектива и планеты и т.д.)

 «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами.»

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1. с.422.

 "Предрасположенность" общества к определенным идеологиям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. Г. Парфенова «Основы идеологии белорусского государства» Введение

    Документ
    Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами
  2. Учебная программа обязательного компонента для специальностей 1-21 03 0101

    Программа
    Учебная программа по дисциплине обязательного компонента составлена на основе учебной программы «Основы идеологии белорусского государства» для высших учебных заведений, утверждённой методическим советом учреждения образования «Гомельский
  3. Учебная программа обязательного компонента для всех специальностей

    Программа
    Факультеты: биологический, геолого-географический, иностранных языков, исторический, математический, физической культуры, физический, филологический, экономический
  4. Программа государственного экзамена по специальности переподготовки   1-26 01 71 «Государственное управление и идеология»

    Программа
    Программа составлена на основе учебных программ по дисциплинам: «Идеология белорусского государства», утвержденной 17.06.2011, рег. № УД-02.05.Пп/уч.; «Государственно-административное управление», утвержденной 18.
  5. Образовательная программа начального общего образования моу «сош №4 г. Белёва Тульской области»

    Образовательная программа
    Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают

Другие похожие документы..