Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Государственное общеобразовательное учреждение № 318 является средней общеобразовательной школой с углублённым изучением итальянского языка, реализую...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «ERP-системы» должна обеспечить формирование общекультурных и профессиональных компетенций в части функциональной архитектуры построения к...полностью>>
'Руководство'
«Я настоятельно рекомендую вам открыть для себя эту удивительную книгу. Написанная увлекательно и с юмором, она представляет собой практическое руково...полностью>>
'Реферат'
Интегральная (engl. Integrated circuit, IC, microcircuit, microchip, silicon chip, or chip), (микро)схема (ИС, ИМС, м/сх), чип, микрочи́п (англ. chip...полностью>>

Введение (62)

Главная > Научная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История учебных заведений Полоцка (вторая половина 19- начало 20 вв.): Студенческая научная работа/ ПГУ, каф.истории.-2002г.

ВВЕДЕНИЕ.

Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому -непременный закон развития. Сегодня интерес к истории особенно велик. В этих условиях становится особенно актуальной проблема исследования деятельности учебных заведений, как комплексной системы повышения общеобразовательного и культурного уровня населения.

В данной работе рассматриваются основные учебные заведения города Полоцка во 2-й половине XIX - начале XX века: Полоцкий кадетский корпус, Полоцкая учительская семинария, Полоцкая женская гимназия, Полоцкая мужская гимназия. Выбор обусловлен во-первых, ролью этих заведений в жизни и правлении города, а во-вторых, наличием документальной базы.

Объектом данной работы является комплекс образовательно-воспитательных мероприятий и учебных заведений города Полоцка 2-й половины XIX - начала XX века.

Основными источниками исследования служат архивные документы по истории Полоцка 2-й половины XIX - начала XX века из Национального архива Республики Беларусь, которые хранятся в фонде Полоцкого Национального историко-культурного музея-заповедника. Объём этих материалов довольно значительный, что связано с высоким уровнем статистики, отчётности разных государственных и учебных заведений.

В дореволюционной литературе появляются и фундаментальные исследования по изучению деятельности учебных заведений. Следует отметить специальную работу Викентьева В.П., посвящённую Полоцкому кадетскому корпусу. Отдельные сведения можно найти и в статьях современных исследователей, например Шайкова В. И., Лукашевича А., Орлова В. и других.

Основной источник по исследованию деятельности Полоцкой учительской семинарии - труд Сапунова А. «Полоцкая учительская семинария за 30 лет её существования», изданная в Витебске в 1902г.

В работе использованы также труды исследователей: Мореля А. «История г. Полоцка и возникновение здания Полоцкого кадетского корпуса», Долгова И.И. «Полоцкий кадетский корпус», Дубенецкого Э.С. «Полоцкое образование во 2-й половине XIX века». Имеются также сноски на работы авторов: Овровой Н.Н. «Тенденции развития образования в конце XIX века на Полотчине», Снапковской С.В. «Просвещение в Беларуси в к. XIX - нач. XX в.в.: положение и тенденции развития»,Шифриной Е.П. «Странички музыкальной жизни Полоцкого кадетского корпуса». Все перечисленные публикации содержат ценный фактический материал. Использование всех этих материалов в совокупности, позволяет создать относительно чёткую картину уровня образования в учебных заведениях Полоцка 2-й половины XIX - начала XX в.в.

1. Основные средние специальные учебные заведения г. Полоцка во второй половине XIX - начале XX в.в.

1.1. Полоцкий кадетский корпус В начале 1830 г. был принят проект о создании губернских кадетских корпусов. Первым был основан Новгородский кадетский корпус (15 марта 1834 г.) [5, с. 1-2].Официальное открытие Полоцкого кадетского корпуса произошло в день рождения императора Николая I- 25 июня 1835 г. Он был создан с целью обучения детей дворян Витебской, Виленской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Смоленской губерний [10, 2, д. 1454, л. 10-11].

В корпус были приняты 54 подростка в возрасте от 12 до 14 лет [2, с. 354]. При поступлении каждый кандидат должен был предоставить ряд документов: свидетельство о дворянском происхождении, свидетельство о рождении и крещении, справки о состоянии здоровья. В корпусе кадеты были разделены на 4 роты: гренадерскую, 2 мушкетёрские и неранжированную.7

Полный курс обучения составлял 6 классов [13, с. 4]. Учебный год длился с 15 августа по 5 июня.

В Полоцком кадетском корпусе были созданы классы, в которых изучали специальные военные науки: тактика, артиллерия, фортификация [13, с. 78]. Особое внимание уделяли математике. Существовали специализированные кабинеты: физики, химии, ботаники, зоологии, минералогии, анатомии [6, с. 11].Учебная программа кадетских корпусов охватывала и объединяла в одно целое 3 курса: элементарный, общеобразовательный и специальный. Для элементарных и специальных курсов отводилось 6 "приготовительных" и "общих" классов [13, с. 7-8]. Кадетам, которые были слабыми в учёбе, делалось снисхождение. Их выпускали из первого специального класса прапорщиками в "линейные" батальоны или в местные батальоны, известные под названием "гарнизонных" [4, с. 132-133]. Ученики старших классов за хорошее поведение и успехи в науках и по "фронту" помогали командирам рот и дежурным офицерам в наблюдении за поведением и обучали кадетов строю и ружейным приёмам [13, с. 5].

Ученики, которые окончили 2 специальных класса, выпускались в артиллерию, пехоту - смотря по показанным ими успехам и способностям.

Религиозное преподавание начиналось с 1 класса и длилось до завершения учёбы. По программе во 2 классе проходили историю Нового Завета, в 3 классе — богослужение, в 4 классе - катехизис, в 5, 6, 7 классах — историю Церкви и Вселенские Соборы [13, с. 67]. По вероисповеданию в

8

1900 г. из 33 офицеров, преподавателей и воспитателей 28 были православными, 3 - протестанты, 2 - католики [17, с. 46].

Созданный во времена императора Николая I кадетский корпус давал воспитанникам хорошую военную подготовку и прививал отличные моральные качества. Неслучайно великий князь Константинович послал своего сына Олега обучаться именно в Полоцк [17, с. 47]. В 1907 г. Олег Константинович был зачислен в списки 4 класса первого отделения. После окончания учёбы он поступил в Императорский Александрийский лицей. Перед I Мировой Войной ему был дан чин корнета, и этот молодой человек был отправлен в гвардии гусарский "его Величества" полк [13, с. 11]. 25 сентября 1914 г. он был вместе со взводом в разведке, атаковал немецкую кавалерийскую часть и был тяжело ранен. После оказанной первой помощи и перевязки его перевезли в госпиталь г. Вильни, где он скончался [13, с. 11]. На память о великом князе Олеге Константиновиче I строевая рота указом императора получила шефство и имя князя Олега Константиновича [13, с. 11-12].

Первым директором корпуса стал участник войны с Наполеоном генерал-майор Павел Хвощинский [4, с. 128]. Документы свидетельствуют, что во время штурма Полоцка в апреле 1812 г. подпоручик Хвощинский в качестве адъютанта "неоднократно попадал в весьма опасные места для отдачи приказаний по фронту, причём выделялся неустрашимостью при сильном неприятельском огне и крайней расторопностью в исполнении возлагавшихся на него поручений, за что и был переведён в Могилёвский пехотный полк поручиком." [4, с. 354].

С 1840 г. преподавание по всем предметам велось по общим правилам, созданных главным начальником военно-образовательных заведений.

Оценка классных ответов велась по 12 бальной системе. Она была создана вместо бывшей оценки словами. Во всех ротах и классах стояли чёрные и красные доски, на первые записывались фамилии отличников, на другие - тех, кто учился плохо [4, с. 149]. В корпусах был создан воспитательный комитет, состоящий из командира батальона, инспектора классов, ротных командиров и учителей-надзирателей по каждому предмету [4, с. 150].

10

Обучение кадетов проводилось в 7 классах, при этом каждый класс был разделён на 2 группы по 30-40 человек в каждой [13, с. 10]. В корпусе преподавали следующие дисциплины: русский, немецкий, французский языки, Закон Божий, общая история, география, математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия), физика, химия, законоведение, черчение, минералогия, физиология, ботаника, космография, рисование, музыка, пение, танцы [17, с. 50].

"Много времени отводилось занятиям на свежем воздухе, где под наблюдением воспитателей кадеты играли в мяч и воланы, лазали по канатам, шестам и лестницам, прыгали через деревянного коня, перетягивали палки, ходили с чугунными шарами в руках, взбегали на крутые дощатые горки, а зимой играли в снежки, строили снежные крепости, катались на коньках. 6 часов в неделю посвящали "фронту" и 6 -гимнастики, фехтованию, танцам и пению [2, с. 389]. Но особое внимание уделялось военным наукам. "В 1839 г. кадетский корпус сделал первый выпуск в столичный армейский полк, где кадеты проходили специальный курс и получали офицерский чин. В связи с этим воспитанники не разъехались на летние каникулы, а жили в лагере за Витебской заставой и проводили манёвры, походным маршем прошли через деревню Горяны и форсировали реку Оболь. Вслед за тем 8 вместительных тарантаек повезли выпускников в Санкт-Петербург" [2, с. 391].

11

В 1864 г. в результате реформы кадетских корпусов все они были переименованы в гимназии. С этого года кадеты после окончания корпуса направлялись в специальные военные училища: Павловское пехотное, Константиновское (созданное в 1859г.), Александровское [13, с. 9]. Вместе с общеобразовательными дисциплинами в перечень обязательных занятий входили: строевая подготовка, плавание, танцы, пение, музыка и различные ремёсла, "полезные в смысле педагогическом". В последнем, 7 классе, гимназистам выдавались ружья. Перед выпуском их ждал летний военный лагерь [2, с. 399].

С 1869 г. директором гимназии стал генерал-майор Кузьмин-Караваев [4, с. 190-191].

В 1882 г. Александр III приказал "переименовать все существующие гимназии и восстановить все старые кадетские корпуса" [13, с. 7-8].

Полоцкий кадетский корпус поначалу создан был для дворянских детей, но после сюда позволялось принимать и детей других сословий. Например, в 1915 г. из 403 Полоцких кадетов дворянами были 307, мещанами - 48, духовенства - 26, купцов - 8, крестьян - 4, казаков - 2 и уважаемых граждан - 8 [17, с. 47].

На казённый счёт содержали только детей офицеров и военных чиновников, которые прослужили в армии не менее 10 лет, либо уволенных в запас по другим причинам (ранение, контузия) - с правом ношения мундира. Кроме них за казённый счёт содержались подростки, родители которых погибли на службе, умерли от ран или стали инвалидами, а также дети преподавателей кадетского корпуса, которые прослужили в учебном заведении не меньше 5 лет. Существовало 14 разрядов по степеням льгот [17,с. 47].

Кроме общих правил приёма, для дворян белорусских губерний были некоторые ограничения. Было запрещено принимать детей, родители которых принимали участие в восстании 1830-1831 гг., но были помилованы. Этих подростков рекомендовано было направить в учебные заведения, которые находились внутри империи [17, с. 46].

Некоторые кадеты за отличные успехи получали стипендии [10, 2, д. 1453, л. 23]. Некоторые воспитанники кадетского корпуса были условно переведены в другие корпуса, но были и такие, которых считали условно "оставленными" в кадетских корпусах. Для них были разработаны специальные требования [10, 2, д. 1456, л. 1].

В Полоцком кадетском корпусе были созданы классы, в которых наряду с общеобразовательной дисциплиной изучались специальные военные науки: тактика, артиллерия, военная история и фортификация. Эти специальные классы были 2-х годичные - если кадеты обучались в них и успешно заканчивали этот курс, они после корпуса получали звание офицера I чина. Кадеты, которые стремились получить высшие знания, переводились на III специальный курс, по окончанию которого получали чин прапорщика гвардии или подпоручика артиллерии армии [13, с. 7-8].

Кадеты, которые закончили 2-й специальный класс, выпускались в артиллерию, кавалерию, пехоту, смотря по показанным ими успехам и способностям. Кадеты старших классов за хорошее поведение и успехи по "фронту" и в учёбе получали звания: ефрейтор, младший и старший унтер-офицеры и ротный фельдфебель [17, с. 5]. Таким образом, с 1859 по 1861 г. корпус дал российской армии 172 офицера [3, с. 393].Этим кадетам предоставлялось право помогать командирам рот и дежурным, следить за поведением своих товарищей и поучать их "по фронту". В марте 1899 г. по императорскому указу великий князь Константин Константинович был

Знаменитые воспитанники корпуса Своё призвание защитников Отечества воспитанники Полоцкого кадетского корпуса выполнили с честью. Имена героев - полочан кавказской, русско-турецкой, русско-японской, I мировой и других войн всегда были на устах кадетов: генерал - лейтенант А. И. Немира (1844 г.), полковник В. В. Шавров (1849 г.), полковник И. Б. Кутневич (1854 г.), майор В. А. Бунаков (1858 г.), капитан Н. Н. Артабалевский (1863 г.), генерал армии В. В. Смирнов (1868 г.), генерал-майор И. И. Мразовский (1874 г.), полковник В. Д. Калин (1877 г.) и другие.

Выпускники Полоцкого кадетского корпуса прославились не только в военном деле, но и в мирной жизни. Автором оперы "Хаджи Абрек", симфонической поэмы "Рыцарь и фея" и других известных музыкальных произведений был выпускник корпуса 1891г. С. Траилин. Чудесным голосом обладал выпускник 1892г. Я.Якобе, который после окончания кадетского корпуса получил музыкальное образование в Италии.[17, с. 51].

"Башни Софийского и Николаевского соборов, корпусные коридоры и классы видели в своих снах секретарь Российской академии наук, автор книг о войне 1812 г. и Крымской компании Николай Дубровин, русские историки Василий и Михаил Семевские, названный учёный -механик Виктор Кирпичёв и его брат Нил, также крупный учёный, занимавший должность председателя Российского воздухоплавательного комитета. Полоцким кадетом был литератор В. Туношевский" [3, с. 411]. В корпусе учился автор известного исторического романа "Порт-Артур" А. Степанов; композитор Ян (Иван) Тарасевич; археолог и историк, основатель Слонимского исторического музея - Иосиф Иосифович Стабровский. Выпускником корпуса был Дмитрий Кайгородов, заслуживший у современников имя летописца природы, автор книги "Беседы о русском лесе". Многое об истории Полоцких кадетов можно

узнать из мемуаров бывшего кадета, поэта Вертболовича (в своё время он был знаменосцем в кадетском корпусе) [3, с. 408-413].

Из стен Полоцкого кадетского корпуса вышли ряд видных военачальников и учёных. Выпускником его был герой обороны Порт-Артура Р. И. Кодратенко; кадет В. Л. Кирпичёв впоследствии стал одним из крупнейших деятелей высшей школы России, внёс значительный вклад в развитие теоретической и прикладной механики [12, с. 106].

Эти факты говорят о всестороннем развитии личности, которое давало мальчикам воспитание в Полоцком кадетском корпусе. Воспитанники корпуса стали гордостью не только на родной земле, но были известны и далеко за её пределами.

Кадеты всегда были верны девизу, рождённому в стенах заведения: "Один за всех и все за одного". Обращаясь к первым воспитанникам, епископ Смарагд хотел видеть их "верными слугами православного трона" [3, с. 410]. И свою задачу по подготовке верных сынов Отечества Полоцкий кадетский корпус выполнил на "отлично". Специалисты, подготовленные корпусом, не раз проявляли свои знания во время разных войн и мужественно защищали Родину.

История кадетского корпуса в Полоцке показывает, что в то время образование на Полотчине было на высоком уровне. И хотя это было заведение, которое несло на территорию Беларуси идеи русификации, Полоцкий кадетский корпус стал важным этапом в развитии образования на Полотчине.

1.2. Полоцкая учительская семинария

1.2.1. Открытие в Полоцке учительской семинарии Народное образование в Беларуси начало развиваться в 60-х г. г. XIX века. Народные училища открывались на территории всех 6 губерний Беларуси (так называемого Северо-Западного края). В связи с этим обстоятельством возникла потребность в большом количестве учителей. Одна учительская семинария тогда уже существовала в местечке Молодечно Виленской губернии, но она одна была не в состоянии обеспечить своими выпускниками такое количество открывающихся училищ. При активном участии попечителя учебного округа Н. А. Сергиевского в начале 70-х г. г. в Виленском учебном округе было учреждено 4 учебные семинарии. Полоцкая учительская семинария была открыта первой из них. Государственный совет, рассмотрев представление Министра Народного Просвещения графа Д. А. Толстого, обоснованное на ходатайстве Н. А. Сергиевского, постановил: «Открыть в г. Полоцке Витебской губернии учительскую семинарию, предоставив Министру Народного Просвещения применить к сему учебному заведению высочайше утверждённые 17 марта 1870 г. положение и штат Молодеченской учительской семинарии. Таково мнение Государственного Совета Государь Император Александр II высочайше утвердить соизволил в 18-ей день января 1872 г. и повелел исполнить. [14, с. 2]

Фактическое открытие Полоцкой учительской семинарии произошло 24 сентября 1872 г. Её основным предназначением была подготовка учителей для сельских начальных школ. Их готовили главным образом из детей крестьян и мещан, общего среднего образования они не получали и поэтому не могли поступать в высшие учебные заведения.

На торжестве открытия присутствовали Министр Народного Просвещения Д. А. Толстой, попечитель учебного округа Н. А. Сергиевский, преосвященный Савва, епископ Полоцкий и Витебский, Витебский губернатор П. Я. Ростовцев, а также многие другие лица из учебного ведомства, духовенства и судебных учреждений Витебской губернии. К этому времени уже был сформирован личный состав семинарии, и сделан первый приём воспитанников в количестве 52 человек.

Первым директором был назначен Ю. Ф. Крачковский.[14, с. 3]

Торжество закончилось составлением и подписанием акта об открытии Полоцкой учительской семинарии и осмотром помещения господином министром и всеми присутствующими.

1. 2. 2. Помещение семинарии Для помещения и открытого при ней начального училища министерством Народного Просвещения предоставлено было здание бывшего Полоцкого уездного училища, которое представляло собой каменный двухэтажный дом с пристроенным к нему с левой стороны по Верхне-Покровской улице флигелем. Но этот дом для семинарии оказался тесным, т. к. по Положению об учительских семинариях и штату, все служащие должны были иметь квартиры в здании семинарии, для воспитанников должно было быть устроено общежитие, а также в семинарии должна находится домовая церковь. Поэтому в 1875 г. по ходатайству Сергиевского Н. А. к главному зданию семинарии с правой стороны был пристроен каменный 2-х этажный флигель, где разместились церковь, начальное училище, ремесленный класс и квартира одного из служащих.

1.2.6. Библиотека К оставленной в наследство от бывшего Полоцкого уездного училища библиотеке семинария приобретала с первых лет своего существования и другие необходимые книги и учебные пособия. Кроме того, в библиотеку поступала литература из управления учебного округа. К началу 20 в. библиотека насчитывала 8 000 томов и чуть больше 3 000 названий книг [14, с. 40].

В библиотеке было 2 отдела: фундаментальный (здесь находились книги и периодические издания для учителей) и ученический (книги, которые служили пособием для учеников и материалы для полезного и назидательного чтения).

В ученической библиотеке семинаристы выбирали книги сами, из фундаментальной брали литературу по указаниям и рекомендациям учителей.

В достаточном количестве были приобретены учебные пособия: для изучения физики постепенно был сформирован специальный кабинет; небольшой, но со всеми важнейшими приборами. Для изучения курса естествоведения приобретены были, кроме атласов и картин, коллекция зоологическая, две ботанических, две минералогических, несколько моделей частей человеческого тела, для изучения географии приобретены были глобусы, атласы, карты, для изучения истории - исторические карты и картины. Постепенно была сформирована коллекция пособий для начального обучения, а в 1900 г. по распоряжению попечителя учебного округа В. А. Попова была открыта метеорологическая станция.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение 1

    Документ
    1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
  2. Введение (83)

    Документ
    Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
  3. Введение (61)

    Диссертация
    Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
  4. Введение (85)

    Исследование
    На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
  5. Введение (156)

    Закон
    Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
  6. Введение (68)

    Документ
    Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

Другие похожие документы..