Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Приглашаем Вас принять участие в работе II Всероссийской научно-методической конференции «Интернет и современное общество» (IMS’99). Конференция прово...полностью>>
'Документ'
Защита состоится « » 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 208.101.01 при ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия Ми...полностью>>
'Документ'
Всемирный день здоровья 7 апреля 2011 г. посвящен устойчивости к противомикробным препаратам. Девиз дня: «Устойчивость к противомикробным препаратам:...полностью>>
'Документ'
1. Комплексные мелиорации земель сель­скохозяйственного назначеиия. 2. Рекультивация нарушенных земель и восстановление водных объектов. 3. Водные ре...полностью>>

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство транспорта Российской Федерации

Доклад

о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации

на 2007–2009 годы

Москва, 2006

Оглавление

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности 2

Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов 37

Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность 47

Раздел 5. Результативность бюджетных расходов 56

Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности

В Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивается необходимость:

  • объединения экономических центров страны, обеспечения хозяйствующим субъектам беспрепятственного выхода на региональные и международные рынки с одновременным обеспечением предоставления инфраструктурных услуг мирового уровня;

  • развития транспортной инфраструктуры для превращения географических особенностей России в ее конкурентное преимущество;

  • государственного контроля за развитием инфраструктуры страны.

В связи с этим, обеспечение безопасности функционирования транспорта, сохранение опорной базовой транспортной инфраструктуры, находящейся в государственной собственности, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры рассматриваются Министерством транспорта Российской Федерации и подведомственными ему федеральными службой и агентствами в качестве своих основных функций.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении следующих федеральных органов исполнительной власти:

Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

Федерального агентства воздушного транспорта;

Федерального дорожного агентства;

Федерального агентства железнодорожного транспорта;

Федерального агентства морского и речного транспорта;

Федерального агентства геодезии и картографии.

Министерство как субъект бюджетного планирования (далее – Министерство) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг в сфере воздушного (гражданская авиация), морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен) транспорта, промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.

Число сфер ответственности и выполняемых Министерством функций весьма значительно, все они непосредственно или косвенно направлены на достижение значительного числа стратегических целей страны и, в первую очередь, на повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития, повышение уровня национальной безопасности.

Миссией Министерства является содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

Для планового периода приоритетные цели и тактические задачи Министерства определены исходя из национальных стратегических приоритетов развития страны, изложенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации, а также Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

При формулировании Министерством своих целей и тактических задачах, решаемых с использованием средств федерального бюджета, основное внимание было направлено на преодоление сложившейся на предыдущем этапе развития страны вынужденной ориентации на решение преимущественно задач текущего характера и переход на выработку инструментов эффективного решения долгосрочных задач перспективного развития транспортного комплекса, геодезии и картографии.

Цели Министерства

Для планового периода 2007-2009 гг. приоритетные цели определены следующим образом:

Цель 1 - развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Цель 2 - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта.

Цель 3 - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание таким образом прочной основы для успешной интеграция России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Достижение этой цели позволит повысить безопасность транспортного процесса, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, подготовить квалифицированные кадры для транспортной отрасли, повысить уровень мобилизационной готовности, и, таким образом, создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Цель 5 - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Достижение этой цели означает наличие надлежащим образом подготовленных проектов и механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, наличие законодательной базы частно-государственного партнерства, определенность и устойчивость планов государства по развитию объектов транспорта.

Тактические задачи Министерства.

Взаимосвязь целей с общенациональными стратегическими целями страны

Ниже приведены краткие комментарии к каждой из вышеперечисленных стратегических целей Министерства.

Краткое обоснование увязки стратегических целей Министерства с общенациональными стратегическими целями страны приведено в Таблицах. 1–5 к Докладу.

Стратегическая цель Министерства № 1

Экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России невозможны без мощного транспортного комплекса, обеспечивающего надежную и доступную связь со всеми территориями страны.

Необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности всех отраслей экономики (прежде всего за счет обеспечения транспортного сообщения и снижения доли транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), стимулирования развития торговли, предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющих на качество жизни и уровень социальной активности населения предопределили первую стратегическую цель Министерства – развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Рассматриваемая стратегическая цель является долгосрочным приоритетом транспортной политики Российской Федерации. Временной горизонт ее реализации определяется Транспортной стратегией России до 2020 года.

Обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры рассматривается Министерством в качестве своей основной, закрепленной за государством и отнесенной к компетенции Министерства функции.

При постановке стратегической цели, связанной с реализацией данной функции, учитывалось, что от состояния и уровня развития инфраструктуры в конечном итоге зависят динамика и темпы роста валового внутреннего продукта.

Рассматриваемая стратегическая цель ориентирована также на преодоление ряда негативных тенденций в развитии транспортного комплекса, отрицательно влияющих на конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики. Прежде всего, основные усилия должны быть направлены на снижение доли транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая в среднем составляет 15–20% против 7–8% в странах с развитой экономикой.

Одной из наиболее острых проблемных зон является дорожное хозяйство. Критическое состояние и низкая пропускная способность российских автодорог сдерживают развитие отраслей экономики, ориентированных на перевозки автомобильным транспортом. В последние годы темпы развития дорожной сети существенно отстают от темпов роста экономики и темпов автомобилизации страны. При росте автомобильного парка на 7–10% в год пропускная способность российских дорог в 2005 году увеличилась менее чем на 1%. Недостаточные темпы улучшения состояния российских дорог, увеличения их протяженности и пропускной способности по расчетам специалистов вызывают экономические потери, в сумме превышающие 1,3 трлн. руб., что эквивалентно 6% ВВП Российской Федерации.

Существенной причиной такого положения является дисбаланс между фактически выделяемыми на дорожное хозяйство объемами бюджетных средств и потребностью в финансировании автомобильных дорог для решения задачи приведения состояния и развития автомобильных дорог Российской Федерации в соответствие потребностям экономики, населения, государства. В развитых странах инвестиции в транспортную инфраструктуру используются в качестве одного из основополагающих инструментов ускорения промышленного роста, развития рынков, внутренней и внешней торговли, создания новых рабочих мест, улучшения инвестиционного и делового климата. К примеру, для послевоенной Европы «мотором» структурных преобразований в экономике стали инвестиции в развитие автодорожной инфраструктуры. Результатом явился не только «автомобильный бум», стимулировавший подъем многих отраслей промышленности, но и переход к качественно новой модели социально-экономического развития, одним из главных отличительных признаков которой является высокая мобильность населения и субъектов рынка.

Таким образом, формирование современной, развитой и эффективной инфраструктуры направлено на достижение не только отраслевых, но и макроэкономических целей, имеющих важное народнохозяйственное значение для обеспечения устойчивого и динамичного развития всей экономики и общества в целом.

Тактические задачи в рамках цели № 1

В среднесрочной перспективе реализация рассматриваемой стратегической цели Министерства связана с выполнением следующих тактических задач, требующих бюджетного финансирования.

Задача 1.1. Увеличить протяженность федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям.

Из всех видов транспорта дорожная отрасль относится к наиболее капиталоемким сегментам бюджетного финансирования. Вместе с тем, такие затраты оправданы, поскольку именно автомобильные дороги являются одним из системообразующих факторов ускорения движения товаров, развития новых потребительских рынков, внешней и внутренней торговли, сферы услуг. Решение задачи по удвоению валового внутреннего продукта требует проведения структурных преобразований в экономике, ее диверсификации, что неизбежно приведет к увеличению спроса на автомобильные перевозки, повышению требований к качеству и пропускной способности российской сети автомобильных дорог. В своем сегодняшнем состоянии российские дороги не готовы к решению данных задач.

В последние годы темпы развития дорожной отрасли существенно отстают от темпов роста экономики и темпов автомобилизации страны.

Наиболее острыми проблемами отрасли являются:

высокая степень износа и неудовлетворительное техническое состояние большинства российских дорог.

    • недостаточная надежность функционирования федеральных автомобильных дорог.

    • низкая пропускная способность дорожной сети. В настоящее время около 12 тыс. км. федеральных автомобильных дорог, или около 28 % от их общей протяженности, работают в режиме перегрузки с систематическими заторами;

    • низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети. Радиальная структура, ориентированная на столицу Российской Федерации г. Москву, при отсутствии в ряде регионов, особенно на территории Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, непосредственной автодорожной связи между соседними субъектами Российской Федерации, недостаточное число соединительных и хордовых дорог приводят к значительным перепробегам транспорта и соответственно к увеличению транспортных издержек. Себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах;

    • отсутствие связной сети автомобильных дорог общего пользования на значительной части территории Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Опорная автодорожная сеть в данных регионах основана на единственном широтном маршруте, включающем в себя дороги федерального значения «Урал», «Байкал», «Амур» и «Уссури» по направлению Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток, а также редких меридиональных маршрутах, которые на значительном протяжении находятся в стадии создания и требуют для завершения крупных капиталовложений. В связи с отсутствием в регионе альтернативных маршрутов перевозок неблагоприятные погодные условия, стихийные явления приводят к остановке движения, а в сочетании с невозможностью функционирования в указанных условиях других видов транспорта (водный, воздушный) – к фактической изоляции регионов и нарушению снабжения населения.

    • высокая аварийность и доля дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, в том числе, связанных с плохими дорожными условиями.

Показатели решения задачи 1.1:

  • доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог;

  • доля протяженности федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог.

Задача 1.2. Довести техническую оснащенность объектов наземной инфраструктуры в приоритетных аэропортах до нормативного уровня.

Динамично развивающийся и быстро растущий рынок авиаперевозок требует создания современной и эффективной инфраструктуры, позволяющей обеспечить высокий уровень надежности и технической оснащенности, адекватный возрастающей нагрузке по количеству принимаемых рейсов, пассажиров и грузов. Стоящая на повестке дня задача интеграции России в мировой рынок авиаперевозок требует создания на территории нашей страны современной сети хабов и пересадочных центров, отвечающих самым высоким стандартам и требованиям, в том числе по техническому оснащению и пропускной способности аэропортовой инфраструктуры.

Показатели решения задачи 1.2:

  • доля объектов наземной инфраструктуры в приоритетных аэропортах, соответствующих по уровню технической оснащенности нормативным требованиям;

  • доля объектов наземной инфраструктуры в приоритетных аэропортах, имеющих светосигнальное оборудование, соответствующее нормативным требованиям;

  • количество введенных в эксплуатацию производственных объектов наземной базы аэропортов;

  • количество введенных в эксплуатацию систем светосигнального оборудования.

Задача 1.3. Повысить надежность и качественные характеристики внутренних водных путей.

Речной транспорт относится к наиболее экономичным и дешевым видам транспорта. Более широкое его использование, предполагающее увеличение эксплуатируемых водных путей и их качество, будет способствовать уменьшению транспортных издержек и повышению конкурентоспособности значительного числа хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Помимо этого, развитие водных путей будет способствовать активизации хозяйственных связей между регионами, развитию экономического сотрудничества с соседними государствами СНГ (Иртыш – Казахстан, Днепр и Волго-Донской канал – Украина). Развитие речных коммуникаций следует также рассматривать как инструмент государственной политики, направленный на поддержку и вовлечение в хозяйственный оборот удаленных районов Крайнего Севера, создание условий для снижения бюджетных расходов по обеспечению северного завоза и т.д.

Показатели решения задачи 1.3:

  • уровень технического состояния судоходных сооружений;

  • доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой в общей протяженности внутренних водных путей по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р;

  • количество лимитирующих участков.

Задача 1.4 Обеспечить перспективные пункты зарождения грузо- и пассажиропотоков железнодорожной инфраструктурой.

Железные дороги по-прежнему являются ведущим видом транспорта в России. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и 40% пассажирооборота. В российских условиях железные дороги незаменимы и еще долгое время не будут иметь разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние расстояния. В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными направлениями развития железнодорожной сети России являются расширение опорной транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали (дорога Беркакит–Якутск), увеличение пропускной способности железных дорог на подъездах к крупным портам и транспортным узлам (Новороссийск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Оля, Восточный и т.д.), спрямление железнодорожного сообщения между крупнейшими промышленными центрами и регионами России (Белкамур).

Показатели решения задачи 1.4:

  • протяженность новых железнодорожных линий общего пользования, построенных к пунктам зарождения грузо- и пассажиропотоков с участием бюджетного финансирования.

Задача 1.5. Обеспечить внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта.

Внедрение и использование спутниковых навигационных систем позволяет повысить эффективность работы транспортной системы, снизить транспортные издержки, повысить безопасность работы транспортного комплекса и эксплуатации транспортных средств.

На водном транспорте выполняемые работы соответствуют концепции создания Единой дифференциальной системы (ЕДС) как функционального дополнения к глобальным навигационным спутниковым системам. Создание этих систем позволит решить широкий круг задач: навигация морского и речного транспорта, контроль за перевозкой ценных и опасных грузов, управления движением судов, повышение точности и оперативности координатно-временных измерений, соответствующих мировому уровню предоставления навигационных услуг.

Показатели решения задачи 1.5:

  • количество систем наземных функциональных дополнений;

  • количество систем региональных функциональных дополнений;

  • ввод корректирующих станций в процентах от нормативно установленных.

  • внедрение систем с использованием технологий спутниковой навигации на водном транспорте (количество контрольно-корректирующих станций)

Стратегическая цель Министерства № 2

Доступность транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики в любой стране мира. Для России с ее огромными расстояниями, труднодоступностью значительной части внутренних территорий, сложностью климатических условий эта проблема актуальна вдвойне.

В конечном итоге возможностями реализации конституционного права граждан свободно и беспрепятственно перемещаться по стране определяется социально-политическая целостность государства, самоидентификация общества в качестве единой нации. В свою очередь, свободное перемещение товаров является непременным условием формирования единого национального рынка.

Доступность и развитость рынка транспортных услуг является ключевым условием повышения внутренней мобильности населения – важнейшего фактора социально-экономического развития страны.

Из этого вытекает вторая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

В настоящее время мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах мира. Для значительной части населения страны по-прежнему остаются недоступными услуги магистрального пассажирского транспорта. В итоге сложилась ситуация, когда определенная часть российских граждан, по сути, лишена конституционных прав на получение своевременной медицинской помощи, на свободу перемещения, свободный выбор работы и места своего проживания.

Недостаточное развитие транспортной системы негативно влияет на темпы реализации приоритетных национальных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.

Опыт развитых стран показывает, что одним из важнейших факторов успешного экономического развития является высокая мобильность широких слоев населения, позволяющая в максимальной степени реализовать социальную активность, трудовой и творческий потенциал человека.

Тактические задачи в рамках цели № 2

В рассматриваемой среднесрочной перспективе реализация данной стратегической цели Министерства включает в себя выполнение целого ряда тактических задач, связанных с повышением доступности услуг транспортного комплекса для населения. В частности, бюджетное финансирование будет сосредоточено на решении наиболее острых социально значимых тактических задач.

Задача 2.1. Обеспечить рост перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в том числе в районах Крайнего Севера и в Калининградской области.

Одной из важнейших задач Министерства является обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в том числе в районах Крайнего Севера и в Калининградской области. Для Калининградской области обеспечение роста перевозок железнодорожным транспортом осложняется тем, что маршрут перевозки пассажиров в основную часть Российской Федерации и обратно проходит по территории иностранных государств, что существенно сказывается на увеличении себестоимости этой услуги (из-за разницы тарифов на проезд по территории Российской Федерации и иностранных государств). В районах Крайнего Севера реализация данной задачи обеспечит сохранение авиатранспортных связей Крайнего Севера с другими регионами страны на достигнутом уровне, а также по возможности восстановление утраченных ранее связей.

На железнодорожном транспорте убыточность пассажирских перевозок в дальнем следовании вызвана социально-ориентированной тарифной политикой государства. Вместе с тем, резерв увеличения тарифов, особенно в регулируемом секторе, практически исчерпан. В секторе регулируемых перевозок (плацкартные, общие вагоны) рост тарифов ограничивается покупательной способностью граждан, в дерегулируемом секторе (купе, СВ) – конкуренцией с другими видами транспорта.

В рамках реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 18 мая 2001 г. № 384, в 2007 г. принято решение о необходимости компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)за счет средств федерального бюджета, что позволит ОАО «РЖД» ликвидировать перекрестное субсидирование, а также получить инвестиционные источники для обновления железнодорожного подвижного состава.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства свердловской области (1)

    Доклад
    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 25.
  2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства свердловской области (2)

    Доклад
    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития

    Доклад
    Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321.
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2010-2012 годы

    Доклад
    Приложение 3. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства
  5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2009-2011 годы (2)

    Доклад
    Приложение 3. Анализ взаимосвязей и вклада целей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (в соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства

Другие похожие документы..