Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Шесть лет повели здесь лицеисты. Даже на каникулы их не отпускали домой. Лицей стал для них домом на все эти годы. И за долгие шесть лет Лицей сумел ...полностью>>
'Документ'
1.1. Положення про дистанційне навчання (далі – Положення) розроблене на виконання постанови Кабінету Міністрів України від 23.09.2003 №1494 “Про затв...полностью>>
'Документ'
Как видно из табл. 1, стекло имеет высокую прочность на сжатие и значительно меньшую на растяжение и изгиб. Поэтому для расчета несущей способности к...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и...полностью>>

Дмитрий Жмуров Насилие (агрессия) и литература 2-е издание Иркутск 2005 ббк 88. 3

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Dmitry Zhmurov

The violence (human aggression) and LITERATURE

2nd edition

www. , web publishers

2003

Дмитрий Жмуров

Насилие (агрессия) и ЛИТЕРАТУРА

2-е издание

Иркутск 2005

ББК 88.3

УДК 159.92

А79

А79 Насилие( агрессия ) и литература. – 2-е изд. – Иркутск: «АСП-Принт», 2005 г. – 240 стр.

В книге дается обзор исследований природы агрессии в ее взаимосвязи с творчеством человека, выражающимся в литературной форме. Привлекая исследования из области филологии, мифологии, психологии, математики, Дмитрий Жмуров выявляет природу агрессии в новом для нее контексте. В книге широко освещаются ключевые вопросы этой области исследований: измерение и изучение агрессии в литературе, ее структура, теории возникновения, особенности построения образности агрессивных персонажей и его связь с психикой человека, творчество патологических личностей и проч. Данная книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами агрессии человека. Рекомендуется психологам, философам, криминологам, педагогам, а также всем интересующимся проблематикой агрессии.

ББК 88.3

УДК 159.2

Издание на русском языке, оформление ООО « АСП-Принт», 2005 г.

Самая теплая благодарность всем тем талантливым

и щедрым людям, помогавшим в подготовке этого

издания: Жмурову Виталию Анатольевичу, Репецкой

Анне Леонидовне, Петрову Денису и Ксении Михай-

ловне Денискиной за художественное оформление.

Д.Ж.

Оглавление

Глава 1. Насилие (агрессия и литература).

  1. Рабочие понятия.

  2. Формы взаимодействия насилия и литературы.

  3. Структура текстуальной агрессии.

  4. Агрессия и средства ее выражения в литературе.

  5. Андерсон и В.Шалак. Исследования влияния текстуальной агрессии на человека.

  6. Резюме.

  7. Практикум.

Глава 2. Типы текстуальной агрессии.

2.1. Физический акт агрессии в литературной форме.

2.2. Вербальный акт агрессии в литературной форме.

2.3. Интердискурсивное насилие. Литература содержит описание насилия.

2.4. Влияние интердискурсивного насилия на агрессивность человека.

2.5 Резюме

Глава 3. Текстуальная агрессия у субъектов литературы.

3.1. Индивидуальная агрессия. Автор

3.2. Корпоративная агрессия

3.2.1. Литература религиозных сект.

3.2.2. Гендерная агрессия в литературе.

3.3. Агрессия на уровне общества в целом.

3.3.1. Культура (субкультура) агрессивности.

3.3.2. Культура (субкультура) виктимности.

3.4. Резюме

Глава 4. Насилие в детских народных сказках.

4.1. Теории насилия. Откуда и зачем?

4.2. Осмысление сказочного насилия с помощью средств проективной диагностики.

4.3. Типология сказочного насилия.

4.3.1. Убийство в сказке.

4.3.2. Нанесение физического вреда.

4.3.3. Членовредительство.

4.3.4. Издевательства.

4.3.5. Пытки.

4.3.6. Изнасилование в сказке.

4.3.7 Брань.

4.4. Дидактизм насилия в русской сказке.

4.5. Практикум.

4.6. Резюме.

Глава 5. «Раздвоение». Характерная особенность восприятия агрессии.

5.2. Резюме.

Глава 6. Серийные убийцы и литературное творчество.

6.1 Дотекстуальная агрессия. «Убил, для того, чтобы написать»

6.2. Посттекстуальная агрессия. « Убил как было написано»

6.3. Сопровождающее творчество. «Убивал и писал».

6.4. Индивидуальное творчество серийных убийц.

6.5. Резюме

Глава 7. «Теория контроля». Происхождение агрессии на примерах из литературы.

7.1.Резюме

Заключение

1

ГЛАВА

Насилие (агрессия и литература).

Рабочие понятия.

Формы взаимодействия насилия и литературы.

Структура текстуальной агрессии.

Агрессия и средства ее выражения в литературе.

Андерсон и В.Шалак. Исследования влияния текстуальной агрессии на человека.

Резюме.

Практикум.

« Я не хочу, чтобы любили порок, и у меня нет...

опасного плана заставить женщин восхищаться

особами, которые их обманывают, я хочу,

напротив, чтобы они их ненавидели; это

единственное средство, которое сможет

уберечь женщину….».

Маркиз Де Сад.

Глава 1. Насилия (агрессия) и литература.

1.1 Рабочие понятия.

Нечасто можно услышать столь странную связку слов - "насилие и литература". А как это? Немало людей задаются этим вопросом. Чаще и привычней говорить о насилии над детьми, сексуальной агрессии, насилии по телевидению и в газетах, войне, драке в соседнем дворе или о чём-нибудь еще. Насилие изучают, обрабатывают и узнают о нем все больше и больше. Но, странное дело, когда речь заходит о насилии, связанном с творчеством и литературой, нить понимания теряется, несмотря даже на то, что тема эта детально обговорена исследователями. Разброс мнений впечатляет и единого понимания в этом вопросе нет.

Некоторые считают, что изображение насилия в литературе способствует ее большей реалистичности. Так, «чтобы передать жестокость жизни, литература должна быть в тысячу раз более жестокой и более ужасной» (Э. Ионеско). Другие говорят, что литература сама по себе агрессия – «форма яростного, беспомощного протеста, взлом и выверт, акт насилия в чистом виде» (В. Ерофеев). Третьи видят агрессию в особенностях построения сюжета произведения, а именно «динамичности и стремительности его развития» (Г. Башляр). Еще одни утверждают, что если Вы попытаетесь перевести художественное произведение на другой язык, то это и будет настоящим насилием над литературой. И так далее. Мнений настолько много, что они даже не перекликаются между собой и не вступают в полемику. Более того, приведенные точки зрения являются лишь частными представлениями, не всегда верными, а иногда и малопонятными. Литература, согласно многочисленным мнениям, то "насилует своих читателей", то "сама выступает объектом насилия".

Насколько актуальна данная тема и стоит ли поднимать вопрос? Конечно, можно сказать, что насилие, так или иначе связанное с литературой, не часто и увидишь. Но так кажется только на первый взгляд. Сведений о проявлениях подобного насилия, к сожалению, предостаточно. Вот лишь несколько примеров:

  1. Уильям Пирс, один из главных идеологов американского неонацизма, стал автором романа-антиутопии. В своей книге У.Пирс рисует страшную картину будущего Америки: тотальная деградация, обжорство и узость ценностей национального образа жизни. Города, пробивающиеся к небу из непроглядного смога. На Земле наступила эра тотальной технократизации и урбанизации. Изнасилование, как преступление отменили, т.к. оно подразумевает неравенство полов.

В завершении всего наступает ядерная катастрофа. Все цветное население земного шара уничтожено, к востоку от Урала и югу от Средиземноморья пролегла великая восточная пустыня. Радиоактивные ветры и поверженное человечество - вот картина нашего будущего, по мнению У. Пирса. Эсхатологическая концепция книги, предчувствие катастрофы и конца сделали свое дело. Этих "пророчеств" оказалось достаточно для одного из читателей У. Пирса, чтобы начать действовать. Вскоре после выхода романа в Оклахома Сити произошел жестокий теракт. Было взорвано административное здание, в результате чего погибли 168 человек, в том числе 19 детей. Виновник был изобличен. Им оказался коренной американец - Тимоти Маквей. Он сразу же признался, что именно книга У. Пирса вдохновила его на осуществление теракта;

  1. Несколько лет назад в США прошел судебный процесс против издателя книги "Наемный убийца. Техническое пособие для независимых подрядчиков". Поводом к судебному иску оказалось то, что один из методов убийства, описанный в книге, был реально использован в бытовом преступлении. Убийца также заявлял, что был воодушевлен этой уникальной книгой;

  1. "С этой книгой мы, несомненно, вступили в новую фазу права умирать". Это мнение американских журналистов о книге Дерека Хамфри "Последний выход". Она представляет собой подробное руководство для самоубийц. Журнал "Тайм" пишет о "Последнем выходе" следующее: "В книге... есть советы, как покончить с жизнью самому или помочь это сделать другу или родственнику. В книге приводятся таблицы смертельных доз восемнадцати известных лекарств (в основном болеутоляющих и снотворных); основательно обсуждаются и взвешиваются достоинства цианистого калия; предлагаются многочисленные практические средства для решивших задохнуться - от полиэтиленового пакета до автомобильных выхлопов..." Обоснованно звучат опасения, что эта книга может спровоцировать самоубийство неуравновешенных людей. Сам Д. Хамфри говорит, что уже помог нескольким своим родственникам добровольно расстаться с жизнью. Так ли добровольно, ведь и они читали книгу?

  1. Чарльз Мэнсон, известный маньяк-убийца, зарезавший беременную жену режиссера Романа Полански, заявил на суде что "загорелся" идеей убийства прочитав роман "Чужак в чужой стране".

Эти примеры не единственные. Литературный след очевиден во многих проявлениях агрессии – начиная от самых жестоких до привычных и повседневных. Нередко можно услышать о том, что тяжкие преступления совершаются под влиянием текстов тяжелого рока или сектантской литературы. С другой стороны, детские дразнилки и стишки - это тоже агрессия, принявшая литературную форму.

Как Вы сами видите, настолько разные явления оказались под одним знаменателем: от кровавых преступлений до словесных насмешек, не причиняющих физического вреда. И все они объединены двумя признаками. Во-первых, они, так или иначе, связаны с литературой. Во-вторых, являются агрессией или проявлением насилия (следствием, причиной).

Цель данной работы понять и описать феномен насилия в художественной литературе, дать его определение и структуру. Определимся вначале с основными понятиями

  • Насилие - это принуждение, приневоливание, подавление; способ общения между людьми, когда одна сторона - агрессор другая - жертва. В понятие «насилие» мы так же будем включать и агрессию. Ее, в основном, объясняют как намеренное причинение вреда, сознательное насилие. Склонность к причинению другим людям морального или физического вреда будет пониматься как агрессивность.

  • Литература - «речь, отличная от обычного способа коммуникации».1 Традиционно выделяют дописьменный период, и эпоху, связанную с развитием письменности. Первый представлен мифологией и устной традицией (сказки, дразнилки, частушки), вторая же связана с писаным творчеством (от газетных статей до романов).

1.2 Формы взаимодействия насилия и литературы.

Далее, по ходу работы, часто будет встречаться фраза "насилие и агрессия связаны с литературой"? Что она означает? Под "связью с литературой" мы будем понимать все возможные варианты взаимодействия агрессивности человека с литературными текстами или творчеством по их созданию.

Таких вариантов несколько. Например, сам акт агрессии может быть выражен в литературной форме. Известно, что вербальная агрессия нередко находит выражение в стихах и народном фольклоре, которые мы часто могли слышать в детстве. С другой стороны, литература может содержать описание актов насилия. Это не трудно понять, достаточно почитать книги некоторых современных авторов. Еще один аспект рассматриваемого взаимодействия заключается в том, что агрессия человека нередко берет свое начало в литературном творчестве. Есть люди, которые совершили преступление, для того, чтобы о нем написать. А сколько убийств совершается по прочитанным книгам? Примеров достаточно. И все это разнообразие мы попытаемся объединить и систематизировать.

Исходя из поставленных задач, предположим, что все формы взаимодействия насилия и литературы условно можно разбить на три группы:

  1. Дотекстуальная агрессия - это насилие, предваряющее появление авторского текста или художественного произведения и специально совершенное для его создания. Цель такого насилия - получить творческий импульс, вдохновение, увидеть собственными глазами то о чем хочешь написать, "пройти через" желаемые ощущения.

  1. Текстуальная агрессия сама является фактов насилия и происходит, когда в основе творчества лежат негативные эмоциональные состояния. Автор, с одной стороны, выступает как агрессор, «выплескивающий» в своем творчестве негативные душевные состояния - агрессию, ненависть. С другой стороны, он может иметь "желание...нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т.п.)"2. Для этого и пишет. Текстуальную агрессию можно рассматривать как эквивалент агрессивного поступка, т.е. переход, в результате которого потенциальное физическое насилие преобразуются в процессы, «протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются... и главное становятся способными к дальнейшему развитию»3 Иными словами, физическая, вербальная агрессия переносятся в сферу творчества, определяют его мотивы, содержание и, отчасти, последствия.

Текстуальная агрессия не обязательно исходит от автора текста. Многие люди могут заимствовать уже готовые шаблоны текстуальной агрессии и использовать их в подходящих ситуациях. Для этого используются дразнилки, провокационные речевки футбольных фанатов, «черные» заговоры и многое другое, что имеет непосредственное отношение к фольклору.

  1. Постекстуальная агрессия - это насилие совершаемое под влиянием уже существующей "литературы". Идеи, почерпнутые из нее, переосмысливаются и включаются в мотивацию агрессора. Ниже Вы увидите, что преступления могут совершаться под влиянием прочитанных или услышанных текстов.

Настоящая работа, в основном, посвящена текстуальной агрессии. "До" и "пост"-текстуальные формы насилия будут рассмотрены в главе о творчестве серийных убийц.

Перейдем к объекту изучения - самой текстуальной агрессии. Первое о чем бы хотелось упомянуть, это то, что у агрессии в тексте есть своя особая структура, т.е. определенные слова, части речи с помощью которых она выражается (лексика агрессии), у нее есть свои носители (автор, группа людей, выделяемая по разным признакам и тд). Данное насилие может осуществляться в отношении кого-либо конкретно, а может присутствовать в тексте нейтрально, как, например, это бывает в народной сказке.

Сказанное подводит нас к тому, что текстуальная агрессия также имеет свою классификацию по субъекту литературы и числу участников. В этом случае можно говорить о нескольких ее подгруппах:

  1. "Индивидуальное насилие" - это агрессия (агрессивность) автора, читателя, выраженная при помощи литературных форм. Арсенал средств подобной агрессии широк: клевета, оскорбления, брань, сарказм и прочее, нашедшие выражения в стихах, прозе. Каковы бы ни были средства, главное - это нанесение морального вреда адресату. Помимо этого, присутствие сцен насилия в тексте и особый акцент на его подробностях может говорить о проецировании агрессивной личности автора в творчество без желания навредить кому-либо.

  1. "Корпоративная агрессия" происходит на уровне отдельных групп людей, когда тематика насилия используется в литературе для повышения контроля, манипуляций над конкурирующими группами, а также создания идеологии насилия, оправдывающего агрессию представителей одной группы по отношению к другой.

  1. "Массовая агрессия". "Участники подобной ситуации "объединяются в акте... [текстуальной] агрессии против некоего общего врага" 4. К примеру, такая литература характерна для народного творчества в период длительных войн и оккупации захватчиками и "направленно воздействует на особый инстинкт..."воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва"5 народа в борьбе против врага.

Текстуальная агрессия классифицируется по структуре. Чтобы понять смысл данной классификации, разберем компоненты агрессии, дадим их определения и на основе этого рассмотрим градацию текстуального насилия.

1.3 Структура текстуальной агрессии.

Под общим определением структуры принято понимать " взаиморасположение и связь составных частей чего-либо"6. Агрессия вообще, как и текстуальная ее форма, состоит из двух неотъемлемых частей. Это 1) сам акт и 2) информация позволяющая интерпретировать акт. Акт есть, собственно, физическое или вербальное воздействие. Информация - это некие данные, позволяющие толковать акт как агрессию и ни что иное, например, об этом может свидетельствовать наличие ругательных слов в тексте, или наличие слов, которые однозначно могут быть истолкованы как выражение враждебности одного человека по отношению к другому.

Ни поступок, без понимания его сути, ни «чистая», безотносительная информация без поступка не будут являться агрессией. Исходя из приведенного утверждения, структуру агрессии можно представить в следующем виде:

агрессия

/ \

информация об агрессии Физическая составляющая - это действие/бездействие.

формах проявления последней, (акт агрессии)

позволяющая ее идентифицировать.

/

атрибуции жертвы и агрессора.

Как мы уже говорили, эти в совокупности представленные элементы и толкуются как агрессия. Но если физическая составляющая - это форма насилия, то информационная - его суть. Итак, разберем более подробно эти два компонента:

  1. "информация об агрессии" - это тот огромный массив сведений, с помощью которого мы выражаем и понимаем агрессию. Это «библиотека» слов, фраз описывающих агрессивное поведение человека. Более того, именно на этих образцах научаются формам враждебного поведения, благодаря им прямо или косвенно формируются стереотипы агрессии устойчивые формулы ее выражения. Например, знание того, что слово «свинья» - ругательное, может обусловить выражение агрессии посредством употребления этого слова. В литературе, слова связанные с насилием называются «текстуальные маркеры агрессии» и обозначают как лексы агрессии. О них мы поговорим позже.

Таким образом, благодаря информации об агрессии мы не только распознаем такое поведение, но и учимся как адекватно его выражать. В литературе вся информация о насилии отражается в атрибуциях. Атрибуция по-другому обозначается как "приписывание". Атрибуции могут быть двух видов - атрибуция агрессора и атрибуция жертвы. Т.е. - это приписывание автором, читателем самому себе роли отводимой в творческом контексте - либо он нападающий, либо нападают на него. В своих стихах поэт может либо уничтожать, убивать, ругать, либо подвергаться насилию, быть жертвой и подбирать под эти ситуации слова соответствующего характера.

  1. физическим актом агрессии называется реализация агрессивного побуждения в действии: использование соответствующего текста в речевой коммуникации, создание текстов, которые могут быть интерпретированы как агрессивные.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,
  2. Е. Ю. Прокофьева редакционная коллегия (2)

    Документ
    В журнале «Вестник гуманитарного института ТГУ» публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии, философии, психологии, социологии, журналистике.

Другие похожие документы..