Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
  Настоящий стандарт распространяется на лом и отходы цветных металлов и сплавов, предназначенные для производства цветных металлов и их сплавов и др...полностью>>
'Документ'
Совокупность межфибриллярных полостей. Совокупность межфибриллярных полостей клеточных стенок и межклетников....полностью>>
'Сборник статей'
Издание адресовано специалистам в области гендерных исследований, общего языкознания, лингвофилософии, русистики, аспирантам, студентам, а также широ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Реферат, контрольная работа и домашнее задание позволяют оценить степень усвоения студентом проблем использования информационных систем управления эфф...полностью>>

Т52 Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: сомб, 2008. – 170 с

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная межнациональная библиотека


Материалы межрегиональной

научно-практической

конференции

Екатеринбург

2008

Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная межнациональная библиотека

Толерантность и библиотеки:
информация и пользователи

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Екатеринбург

2008

66.3я1

Т52

Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.

ВСТУПЛЕНИЕ

В XXI век мировое сообщество вошло с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В статье 1 этого документа понятие толерантности определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Толерантность – это гармония в многообразии».

Библиотека – территория толерантности.

В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем А. Приставкин и А. Проханов, И. Бунин и И. Бунич…

И уместно вспомнить слова Я. Шрайберга: «Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку».

Действительно – территория толерантности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Плясунова Марина Юрьевна,

Консультант Департамента внутренней политики

Губернатора Свердловской области,

г. Екатеринбург

Свердловская область — один из немногих регионов Российской Федерации, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Общая характеристика состояния проблемы межэтнической толерантности в Свердловской области. Ситуацию в сфере межэтнических отношений в Свердловской области можно в целом характеризовать как благоприятную и неполитизированную. Свердловская область была и остается регионом со стабильной обстановкой в сфере межэтнических отношений.

Органы государственной власти Свердловской области традиционно уделяют достаточно внимания межкультурным и межэтническим отношениям в регионе. В тесном взаимодействии с организациями гражданского общества они ориентированы на решение задачи гармонизации и оптимизации отношений в межэтнической сфере, на помощь в реализации проектов национальных объединений в области культуры, образования, просвещения, межэтнического взаимодействия. Фактически можно вести речь о ставшей традиционной политике толерантности на Среднем Урале.

И причин тому несколько.

Первый фактор — исторический. Ряд причин — особенности государственной и народной колонизации Урала, начавшейся в XVII в., советской индустриализации, эвакуации на Урал во время Великой Отечественной войны - привели к интенсификации межэтнических отношений на Урале. Оформилась особая общность — «уральцы» как характеристика населения, имеющего поликультурную идентичность.

Второй фактор — экономический. Свердловская область — один из наиболее динамично развивающихся регионов России и субъектов РФ на протяжении уже не одного столетия. Динамика экономического развития позитивно стимулирует динамику развития этнической толерантности в процессе решения общих задач социально-экономического развития региона.

Третий фактор — политический. Позицию власти и институтов гражданского общества на Урале скорее можно характеризовать в большей мере как основанную на консенсусе, чем на конфронтации, что и послужило сложению весьма прочных демократических традиций.

На сегодняшний день в межэтническом и культурном взаимодействии можно выделить две тенденции. Традиционно доминирует относительная автономия интересов этнических групп, отличающихся разными языковыми и жизненно-стилевыми навыками и специализирующихся в различных сферах занятости. Однако все чаще в последнее время можно наблюдать и конкуренцию интересов, когда различные этнические группы претендуют на одни и те же рабочие места (и сферы занятости). Это относится прежде всего к таджикам, китайцам и другим трудовым мигрантам. Если первая тенденция характеризует в большей мере отношения между группами коренных жителей Урала разной этнической принадлежности (насколько, конечно, можно говорить об их укорененности на Урале, где каждая из этнических групп имеет сравнительно непродолжительную историю), то вторая - между различными этническими группами коренных жителей и новыми мигрантами, а также внутри групп новой волны миграции.

В Свердловской области. отношения между коренными этническими группами строятся относительно благополучно. Наиболее проблемным представляется отношение коренного населения к трудовым мигрантам последних лет.

Политика органов государственной власти. Политику органов государственной власти в сфере межэтнических отношений определяет федеральная концепция, принятые законы, образованные федеральные государственные структуры, реализующие государственную национальную политику в Российской Федерации в целом. Среди таких основополагающих документов: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» с внесенными в него в последующем поправками; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Несмотря на это, очевидно несовершенство данных политических механизмов в решении межэтнических проблем. Федеральная политика в области межэтнических отношений носит скорее характер временного реагирования на уже сложившуюся межэтническую ситуацию. И решения федеральной власти зачастую слабо отражают потребности насущной национальной политики в регионах, где межэтническая ситуация существенно различается.

Поэтому многие субъекты РФ, где вопрос межэтнических отношений является одним из основных, в рамках Концепции государственной национальной политики РФ формулируют свои собственные подходы, определяющие этнополитическую стратегию региона с учетом его специфики. Свердловская область в этом отношении — один из немногих регионов, где выработан свой подход.

Субъектом проведения толерантной этнической политики являются органы власти Свердловской области. Их деятельность направлена на укрепление социально-экономического и культурного сотрудничества этнических групп и организаций, на удовлетворение этнокультурных потребностей, на предотвращение этнических конфликтов, преодоление этнической нетерпимости и препятствованию разжиганию этнической вражды.

Широко известно позиционирование Свердловской области как этнически толерантного региона, где отношения между различными этническими группами строятся на взаимном уважении и признании. Субъект такого позиционирования -властные структуры Свердловской области, в особенности Губернатор Э.Э. Россель, который постоянно подчеркивает особую межэтническую толерантность жителей области, оценивает полиэтничность как выгодное преимущество региона, а не как «головную боль» для органов власти. Аналогичную позицию занимает Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова. Средства массовой информации в свою очередь транслируют принцип межэтнической толерантности как один из базовых принципов региональной политики.

Реализация Концепции государственной национальной политики РФ в Свердловской области осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере этнических отношений и исполнение уже действующих законов;

  • создание информационного пространства межэтнического общения, формирование общественного мнения в духе сотрудничества;

  • защита прав человека;

  • осуществление государственной поддержки сохранения и развития культур и языков этнических меньшинств Свердловской области;

  • взаимодействие органов государственной власти всех уровней в разработке и реализации программ и мероприятий этнокультурного развития народов и межэтнического сотрудничества;

  • содействие социально-экономическому и культурному развитию национальных общественных объединений;

  • активное привлечение общественных объединений к осуществлению государственной национальной политики.

Законодательная и нормативная правовая база Свердловской области по этнической политике определяется следующими нормативными документами:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 3 сентября 1996 г. №335 «Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области»;

  • Указ Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области»;

В целях повышения эффективности этнической политики Свердловской области согласно Указу Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. В состав совета вошли представители исполнительной и законодательной власти, руководители национальных объединений. Основными задачами совета являются: обсуждение и участие в подготовке проектов программ, затрагивающих права и законные интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, стимулирование поддержания на территории области стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, обеспечение учета предложений и требований национально-культурных объединений.

В рамках совета созданы рабочие группы по направлениям. Координацию деятельности Консультативного совета осуществляет Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области. Здесь на постоянной основе осуществляется политико-правовое, управленческое консультирование и оказывается практическая методическая помощь всем национальным общественным объединениям по вопросам организации их текущей деятельности. На постоянной основе работает Совет руководителей национальных общественных организаций.

Существенным результатом совместной деятельности властных и общественных структур, по инициативе последних и при их непосредственном участии, явилось создание ГУП «Свердловский областной миграционный центр», призванного решать проблемы адаптации трудовых мигрантов, прибываю­щих в Свердловскую область из стран СНГ.

Важными субъектами межэтнических отношений являются национальные общественные объединения. В области сложились конструктивные отношения между органами государственной власти и национальными НКО. Сегодня это подтверждается совместными действиями. Потенциал национальных общественных организаций Свердловской области достаточно высок — и по степени организованности, и по степени готовности к сотрудничеству с органами власти, и по степени позитивного взаимодействия между самими организациями.

125 этносов и этнических групп проживают на территории Свердловской области. По данным, предоставленным ГУ МЮ РФ, здесь официально зарегистрированы 76 национально-культурных общественных организаций. Из них 32 национально-культурные автономии. Наибольшей активностью в создании национальных общественных объединений в Свердловской области отличаются татары (25 организаций), евреи (15 организаций), российские немцы (6 организаций), башкиры (5 организаций). Имеют свои организации украинцы, русские, белорусы, таджики, корейцы, цыгане, армяне, казахи, киргизы и другие этносы.

Координации и осуществлению их взаимодействия способствует работа Дома мира и дружбы, где реализуются гуманитарные программы в сфере межэтнических отношений и культурных международных связей. На его базе проводятся «круглые столы», семинары, конференции, творческие встречи, пресс-конференции, выставки.

Для реализации политики межэтнической толерантности в Свердловской области созданы соответствующие информационные ресурсы. Среди них — Свердловская областная межнациональная библиотека. В библиотеке идет комплектование фондов национальной литературы (сегодня фонд библиотеки насчитывает более 80 тыс. экземпляров книг). Библиотекой создан Банк электронной информации «Народы России», размещенный на веб-сайте СОМБ.

На телевизионном канале «Областное телевидение» еженедельно выходят 3 программы: «Национальное измерение»; «Минем илем» на татарском языке (продолжительностью 30 мин.) и передача «Наследники Урарту», рассказывающая об армянской культуре и жизни армянской общины (продолжительностью 15 мин.). Последние 2 программы полностью финансируются национальными организациями.

На Свердловской государственной телерадиокомпании (СГТРК) были реализованы следующие проекты:

— на радио выходило ежемесячное приложение к программе «Искусство, культура, современность» (ИКС) «В Доме мира и дружбы;

- на ТВ вопросы межнациональных отношений, деятельности НКО освещались на русском языке в программах «Время новое», «Этажи»,«Вести—Урал».

В «Областной газете» выходит тематическая страница «Урал - наш общий дом», материалы под рубриками «Традиции» и «Земляки».

При содействии национальных общественных организаций выходят азербайджанская, еврейская, татарская и немецкая газеты.

Межнациональный информационный центр реализует в области проект «Национальные меньшинства и СМИ: пути к пониманию и сотрудничеству».

Значительное внимание руководством Свердловской области уделяется этническому образованию. Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области разворачивается в соответствии с положениями «Концепции национальной политики Свердловской области» (утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 03.09.96 г. №335), предусматривающими изучение языка, культуры и традиций в рамках общего образования и системы дополнительного образования. Еще в 1999 году Правительством Свердловской области принят Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования. В рамках образовательной области «Филология» выделен предмет «Родной язык».

На сегодняшний день существует определенный опыт реализации Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования, определяющего реальные пути развития национальной школы. Так, к базисным курсам национально-регионального компонента относятся не только «Родной язык», «Родная литература». Для территорий с компактным проживанием этнических групп предлагается семь учебных дисциплин (на выбор) национально-регионального компонента содержания образования.

Институтом развития регионального образования (ИРРО) разработаны методические рекомендации по созданию содержательно-организационных и педагогических условий по реализации стандарта по родному языку. .

Начиная с 1998 года, ежегодно в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» проводится олимпиада по татарскому, марийскому, башкирскому языкам и литературе. При организационной и финансовой поддержке национальных общественных организаций в области работают национальные воскресные школы.

Главной целью деятельности Министерства культуры Свер­дловской области в сфере этнокультурной политики является содействие сохранению и развитию культур народов Средне­го Урала, содействие формированию и укреплению в обще­стве этнической толерантности.

Правительством Свердловской области реализуется областная государственная целевая программа «Развитие культуры и искусства на территории Свердловской области». План мероприятий по ее реализации содержит пункты, направленные на развитие культур народов, проживающих на Среднем Урале, финансовую поддержку деятельности национально -культурных общественных организаций, реализацию мероприятий в рамках Договоров о сотрудничестве между Свердловской областью и республиками, краями и областями РФ, а также зарубежными государствами.

Программа направлена на достижение цели гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области, для реализации которой предусмотрено решение задач:

  • культурное развитие народов на основе полной свободы сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения этнических ценностей в регионе. Развитие этнического самосознания, освоение ценностей мировой и этнической культуры;

  • популяризация лучших достижений культуры и искусства народов Свердловской области, предоставление населению широких возможностей для приобщения к культурным ценностям, воспитание уважения к языку, традициям, обычаям различных, народов;

• поддержка программ по подготовке этнических кадров в сфере культуры;

• развитие просветительской и информационно-издательской деятельности;

• поддержка деятельности национальных культурных центров и других общественных национально-культурных объединений;

  • укрепление межэтнических культурных связей.

Представители национальных организаций участвуют во всех международных культурных проектах: Дни Германии в России, Год России в Казахстане, Год Белоруссии в России, Дни Свердловской области в Азербайджане, Дни израильского кино, Фестиваль еврейской книги.

Центральным событием в национальной жизни Свердловской области стало ежегодное празднование во вторую субботу апреля Дня народов Среднего Урала, инициированное общественными объединениями Свердловской области, закрепленного специальным Указом Губернатора Свердловской области «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области».

Заметную роль в сохранении этнических культур в области играет областной Дом фольклора. В фондах Дома фольклора хранятся образцы домашней утвари, наиболее полно представлен художественный текстиль, постоянно пополняется коллекция народной одежды. В аудио-, видео- и фотофондах хранится уникальный материал о носителях подлинной народной культуры - знатоках обрядов, песен, мастерах народных ремесел. Каждая фольклорно-этнографическая экспедиция пополняет фонды новыми уникальными экспонатами, отражающими различные стороны традиционной культуры народов Урала.

Ежегодно Министерство культуры поддерживает ряд традиционных культурных мероприятий, проводимых национальными организациями: Фестиваль татарской песни в г. Михайловске (Нижнесергинский р-н), традиционный Музыкальный фестиваль им. М.И. Павермана и еврейский праздник «Ханука», Областной фестиваль финно-угорских народов, Якутский праздник Солнца и др. Помощь оказывается как в виде выделения финансовых средств за счет областной целевой программы развития культуры, так и содействия в предоставлении на льготной или безвозмездной основе помещений для проведения мероприятий, организационной и информационной поддержки.

Основные проблемы в сфере межэтнической толерантности».
Для Свердловской области как субъекта РФ так же характерны все те проблемы, которые характеризуют межэтническую ситуацию в РФ в целом.

Наиболее важными для Свердловской области представляются:

  1. Высокая иммиграция как реакция на сравнительно высокий уровень жизни в регионе. Высокие темпы миграции существенно изменяют этнический состав региона, что создает предпосылки для возникновения сложной межэтнической ситуации и требует активной федеральной и региональной политики в вопросах иммиграции населения.

  2. Проблема адаптации новых трудовых иммигрантов к социально-политической ситуации на Среднем Урале. Сюда же относится проблема аккультурации новых мигрантов, приезжающих в Свердловскую область на постоянное место жительства.

Предложения по формированию и развитию культуры межэтнической толерантности. К числу первоочередных мер в сфере развития межэтнической толерантности в Свердловской области следует отнести следующие:

  1. Для наиболее эффективной реализации национальной политики Свердловской области и обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых норм регулирования межэтнических отношений необходимо выработать эффективную региональную концепцию межэтнической политики. Такой концептуальный подход должен быть отражен в целевой комплексной программе гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Такая программа должна стать комплексным базовым документом для регулирования региональной национальной политики.

  2. Утвердить Законом Свердловской области целевую комплексную программу гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Обеспечить финансирование Программы в областном бюджете.

  3. Ввести в практику проведение регулярных научных исследований в сфере межэтнических отношений, этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, создать информационную базу по теории и практике этнических процессов в регионе.

  4. В средствах массовой информации разработать систему повышения квалификации сотрудников СМИ с целью профессионального освещения этнической проблематики, передачи им необходимых знаний, формирования умений и навыков, воспитания толерантной системы ценностей и толерантного сознания.

  5. Разработать концепцию молодежной политики по формированию межэтнической толерантности, по профилактике национализма, ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ РАКУРСЕ

Сметанин В.А.,

доктор исторических наук,

профессор кафедры теологии и гуманитарных дисциплин

Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина,

г. Екатеринбург

В Нагорной проповеди Иисуса Христа представлены слова, побуждающие людей терпимо относиться к чужим мнениям, верованиям и поведению: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7: 1-2). Пусть же данные стихи из Евангелия от Матфея послужат в качестве мотто к последующим размышлениям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Указатель состоит из 2 разделов: Культура: философия, история, искусство, образование и Культура: политика, экономика, право, управление.

    Библиографический указатель
    Цель издания – информировать специалистов о новой отечественной и зарубежной литературе по теории и истории культуры, культурной политике, проблемам межнациональных культурных отношений, а также практическим разработкам в области управления культурой.

Другие похожие документы..