Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Период от окончания Первой мировой войны до завершения Второй мировой войны характеризуется рядом новых явлений и процессов в эволюции международных ...полностью>>
'Документ'
Перше питання, яке було б цікаво розглянути, - коли саме починається проникнення нової віри у Східну Європу та її розповсюдження серед місцевих племе...полностью>>
'Конкурс'
Посольство Франції в Україні оголосило конкурс для підбору кандидатів на проходження навчання та стажування у провідних вищих навчальних закладах Фра...полностью>>
'Документ'
За повседневными делами не всегда видно и не всегда осознается тот факт, что мы живем в переломный момент развития человеческой цивилизации. Наука и ...полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности В. Н. Кузнецов, Е. Н. Соломатина социология конфликта учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Механизм оценки выигрышей или проигрышей.

II. Проведение теста «Межличностные и межгрупповые стили регулирования конфликта»

Основное занятие – ознакомление с методикой определения способов регулирования конфликтов на основе теста (по К. Томасу).

Тест призван выявить склонность студента к использованию пяти основных стилей конфликтного поведения и степень выраженности этой склонности:

  1. Стиль конкуренции (соперничество)

  2. Стиль избегания (уклонения от конфликта)

  3. Приспособление

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 30 суждениями, необходимо выбрать то суждение, которое более типично для поведения в конфликтной ситуации.

Подведение итогов: По ключу определяется количество ответов, которое соответствует каждому из пяти типов поведения в конфликтной ситуации. Каждый ответ оценивается в 1 балл. По количеству набранных баллов можно судить о предпочитаемом стиле регулирования конфликта.

Дополнительное задание (письменная работа):

Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях:

  1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

  2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон;

  3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте;

  4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время;

  5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.

Литература:

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Семинарское занятие по теме 19. Методика формирования компромисса (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Конфликт, компромисс, консенсус – важнейшие категории социологии компромисса.

  2. Понятие «уступка». Стратегическое партнерство.

  3. Использование математического моделирования в достижении компромисса.

Литература основная

  1. Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

  2. Заславская Т.В. Актуальные проблемы исследования социальных механизмов // Безопасность Евразии. 2003. № 1.

  3. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2007.

  4. Кузнецов В. Н. Социология идеологии. М., 2008.

  5. Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

  6. Осипов Т.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Работа с книгой как важный вид исследовательской деятельнос­ти направлена на формирование и развитие у студента навыков и умений самостоятельного творческого поиска в осмыслении путей решения журналистской проблематики. Рекомендованная учебная литература (монографические исследования, учебные пособия) содержат в себе теоретические и методологические проблемы научного анализа конфликта как социального явления с позиций комплексного социологического подхода к изучению социальных проблем, так и общенаучных методов; в ней представлены также результаты конкретных социологических исследований и обобщен опыт проведения и организации исследования по разным аспектам социологии конфликта.

Поэтому, при работе с книгой студент должен обратить внимание на следующие моменты:

  • уметь различать конкретно-научные аспекты содержания проблемы;

  • уметь выделять наиболее важные, узловые моменты (стороны) анализируемых противоречий;

  • уяснить различные научные подходы в решении проблемы;

  • знать и понимать содержание основных понятий и терминов;

  • уметь обобщать и соотносить отдельные теоретические выводы с положениями общесоциологической теории;

  • уметь выделять основные идеи книги.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы при условии систематического труда и обучения рациональным приемам работы с учебником.

Студентам, изучающим дисциплину «Социология конфликта», рекомендуется после прочтения (изучения) учебного материала ответить на следующие вопросы:

  1. На какую проблему ориентирует автор читателя?

  2. Почему у автора появилась необходимость рассматривать данную проблему?

  3. Какие новые идеи он выдвигает и как он их обосновывает и доказывает?

  4. Для решения каких задач необходимы эти доказательства?

  5. Подтверждаются ли эти доказательства в реальной жизни?

Следующий этап работы с книгой — обсуждение результатов ответов на вопросы с сокурсниками.

Для лучшего усвоения темы и постановки вопросов рекомендуется вести записи прочитанного учебного материала. Существует несколько форм ведения записей (план, тезисы, выписки, аннотации, резюме, конспект). Студентам предлагается вести записи в форме тезисов - сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала книги или конспекта, выделение самого основного в содержании изучаемой книги, сосредоточение внимания на наиболее существенном, краткая, четкая формулировка обобщенных теоретико-методо­логических положений.

2. Научное сообщение (подготовка реферата, доклада) - один из важных видов самостоятельной работы студентов, направленный на углубленное изучение литературы по избранной теме, что создает возможность комплексно использовать навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления и умение на научной основе анализировать явления действительности. При подготовке научного сообщения студент должен помнить, что, если при изучении учебной литературы главной задачей был анализ материала, выяв­ление основных идей, то в период написания работы идет другой процесс - синтез, обобщение примеров, рангов, положений, систематизация ценного важного, что он понял в результате усвоения темы. Подготовленное сообщение должно свидетельствовать о знании указанной дополнительной литературы по данной теме, её основной проблематики, отражать точку зрения автора научного сообщения на эту проблематику, его умения осмысливать явления науки на основе теоретических и практических знаний.

Работа над рефератом начинается с выбора тем, предложенных преподавателем или выбранных самостоятельно. Следующий этап работы – это работа с основной и дополнительной литературой.

Целесообразно разбить предложенную литературу на три группы источников:

1. Известные труды классиков социологической науки.

2. Монографические издания, где рассматриваются различные точки зрения на данную проблему.

3. Материалы периодической печати, где представлены новые факты и события.

Изучение предложенной литературы необходимо начинать с их тщательного просмотра, чтобы определить характер работы с каждым источником. Для лучшей работы следует наметить первоначальный план научного сообщения и, уже исходя из этого, изучать литературу. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, и все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений составления плана: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности); описательное (тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление); аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

3. В конкретных социологических исследованиях используют следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, социометрия, экспертный опрос, социальный эксперимент, метод «кейс-стади». При подготовке к семинарским занятиям студентам предлагается на выбор практическое применение одного из методов сбора первичной информации.

VI. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Раскройте особенности социологии конфликта как научной и учебной дисциплины.

  2. Каковы основные черты социального конфликта, характеризующие его как предмет познания социологической науки?

  3. Почему предметное поле социологии конфликта тесно связано с предметным полем социологии безопасности, социологии идеологии и социологии компромисса?

  4. Раскройте понятие конфликта как социокультурного феномена.

  5. Что является идеологическим конфликтом?

  6. Дайте общесоциологическое понятие конфликта.

  7. Раскройте особенности осмысления социального конфликта в контексте разных научных подходов.

  8. Какие функции выполняет социология конфликта?

  9. Как складывалась научное знание о социальном конфликте в России?

  10. Дайте характеристику основным видам социального конфликта.

  11. Какие признаки могут быть положены в основу классификации социальных конфликтов?

  12. Каковы основные принципы модели позитивно-функционального контроля Л. Козера?

  13. В чем суть конфликтной модели общества Р. Дарендорфа?

  14. Особенности групповых конфликтов.

  15. Суть и содержание социальной напряженности.

  16. Охарактеризуйте основные стадии социальной напряженности.

  17. Какие существуют варианты разрешения конфликта?

  18. Какие факторы среды влияют на динамику социального конфликта?

  19. Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта.

  20. Методика изучения социокультурных кризисов организации.

  21. Изучение риска в работах западных и российских ученых.

  22. Категория насильственного поведения.

  23. Особенности возникновения конфликтов в условиях глобализации.

  24. Предмет, объект экономического конфликта.

  25. Предмет, объект политического конфликта.

  26. Предмет, объект этнического конфликта.

  27. Социокультурные коллизии в бизнес-организациях.

  28. Какие существуют методики разрешения трудовых конфликтов, споров?

  29. Какова роль гражданского общества в разрешении социокультурных конфликтов?

  30. Основные индикаторы межэтнических конфликтов.

  31. В чем заключается роль лидерства в предотвращении конфликта?

  32. Специфика и типология международных конфликтов.

  33. Структурные причины политического конфликта.

  34. Институциональные источники политического конфликта.

  35. Прогнозирование и предупреждение насильственных политических конфликтов.

  36. Сущность и содержание социального партнерства.

  37. Особенности использования социологического анализа безопасности в конфликтологии.

  38. Роль социологической экспертизы в выработке мер по предотвращению конфликта.

  39. Какие существуют межличностные стили поведения в конфликтном взаимодействии и как они способствуют разрешению социального конфликта?

  40. Методика прогнозирования конфликтных ситуаций.

  41. Методика составления «карт» конфликта.

  42. Раскройте роль правовых и этических норм в разрешении конфликта.

  43. Сущность и содержание легитимизации конфликта.

  44. Из каких основных элементов состоит процесс управления социальным конфликтом?

  45. Особенности подготовки специалистов-переговорщиков.

  46. Социологический анализ оценки управления конфликтом.

  47. В чем заключается сущность корпоративной идеологии, какова ее роль в предотвращении конфликта?

  48. Предмет и объект компромисса.

  49. Суть и содержание категории «уступка».

  50. Как с помощью позиционного торга возможно достижение компромисса?

  51. Перечислите основные тактики, используемые в позиционном торге.

VII. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

  1. Понятия «социальная связь» и «социальное взаимодействие» в работах К. Маркса, Г. Спенсера, Т. Парсонса, Р. Мертона.

  2. Понятия «социальная интеракция» по Т. Парсонсу.

  3. Сущность социального воздействия на социальную реальность. Темпы адаптации, устойчивость, иерархичность.

  4. Понятие «социального конфликта», его основные признаки.

  5. Основные причины возникновения конфликта, типология противоречий.

  6. Объект и предмет конфликта.

  7. Основные виды конфликтов.

  8. Эволюция научных взглядов на проблему конфликта (Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель, Н. Макиавелли, Ф. Бекон, Т. Гоббс).

  9. Сущность консенсологического подхода в работах О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина.

  10. Основы изучения социального конфликта в социологии XIX века (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смол).

  11. Модель позитивно-функционального контроля, отклонения и роли в работах Л. Козера.

  12. «Социология конфликта» по Г. Зиммелю.

  13. Конфликтная модель общества по Р. Дарендорфу.

  14. Концепция конфликтологии в работах А. Дмитриева, Ю. Давыдова, А. Здравомыслова, А. Тишкова, Г. Козырева.

  15. Особенности изучения конфликта в психологии, педагогике и культуре.

  16. Социология конфликта как научная и учебная дисциплина.

  17. Связь предметного поля социологии конфликта и социологии безопасности.

  18. Объект, предмет, структура социологии конфликта.

  19. Основные принципы и функции социологии конфликта.

  20. Особенности институционально-сетевой методологии в изучении конфликта.

  21. Внутриличностные конфликты (З. Фрейд, А. Маслоу, А. Леонтьев).

  22. Типология внутриличностных конфликтов.

  23. Сущность межличностного конфликта. Его виды.

  24. Основные причины возникновения межличностного конфликта.

  25. Причины и факторы межличностного конфликта (В. Кудрявцев, А. Дмитриев, А. Здравомыслов, В. Кузнецов).

  26. Особенности групповых конфликтов.

  27. Роль лидера в конфликте.

  28. Определение, основные стадии и признаки социальной напряженности.

  29. Основные варианты разрешения конфликта.

  30. Среда конфликта.

  31. «Третья сторона» в конфликтном взаимодействии.

  32. Институциональная среда конфликта.

  33. Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта.

  34. Понятие социокультурного корпоративизма.

  35. Методика изучения социокультурных кризисов организаций.

  36. Новые подходы к концептуализации социологии конфликта в XXI веке.

  37. Содержание «Хартии европейской безопасности» (1999 г.), Доклада ООН «Диалог цивилизаций» (2007 г.).

  38. Сущность и понятие риска в социологии конфликта.

  39. Научная проблема изучения риска в работах У. Бека, Э. Гидденса, О. Яницкого, С. Курдюмова, В. Кузнецова.

  40. Сравнительный анализ основных подходов к разработке проблемы социального конфликта в России и зарубежом.

  41. Понятия «насилия» и «насильственного поведения» в конфликте.

  42. Особенности возникновения конфликтов в условиях глобализации.

  43. Предмет, объект и особенность экономического конфликта.

  44. Понятие социокультурных коллизий в бизнес-организациях.

  45. Методика разрешения трудовых споров и конфликтов.

  46. Определение «этноконфликт».

  47. Индикаторы межэтнического конфликта.

  48. Понятие и сущность международного конфликта.

  49. Вестфальская и Московско-Шанхайская модели миропорядка.

  50. Роль международного права и международных институтов в решении конфликтов.

  51. Сущность, понятие и структура внутриполитического конфликта.

  52. Социальное партнерство.

  53. Роль и сущность социологической экспертизы.

  54. Роль социологической экспертизы в выработке мер по предотвращению конфликта.

  55. Мониторинг социальной напряженности.

  56. Методика прогнозирования конфликтных ситуаций.

  57. Методика составления «карт» конфликта.

  58. Роль правовых и этнических норм в разрешении конфликта.

  59. Содержание методики использования информационного потенциала в предупреждении конфликта.

  60. Основные стили поведения в конфликте.

  61. Переговорный процесс.

  62. Социологический анализ оценки управления конфликтом.

  63. Роль корпоративной идеологии в разрешении конфликта.

  64. Сущность инновационных управленческих коммуникаций в предупреждении конфликта.

  65. Понятие предмета, объекта компромисса.

  66. Суть и содержание категории «уступка».

  67. Структурно-функциональные методы достижения компромисса.

  68. Предотвращающий стратегический компромисс в работах В. Кузнецова.

    1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Актуальность изучения социологии конфликта.

  2. Особенности структуры социологического знания и место в ней социологии конфликта.

  3. Основные черты социологии конфликта как предмета познания социологической науки.

  4. Соотношение дисциплин «Конфликтология» и «Социология конфликта».

  5. Основная цель социологии конфликта как учебной дисциплины.

  6. Объект и предмет исследования социологии конфликта.

  7. Функции социологии конфликта.

  8. Донаучный этап в эволюции научных знаний о природе конфликта.

  9. Проблема соотношения про­тиворечия, борьбы и конфликта в античной философии.

  10. Сравните взгляды Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо на природу конфликта.

  11. Основные принципы противоречия по Г. Гегелю.

  12. Сущность консенсологического направления (О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

  13. Основы изучения социального конфликта в социологии XIX века (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смол).

  14. Проблема конфликта по К. Марксу.

  15. Проблема социального конфликта в работах М. Вебера.

  16. «Социология конфликта» по Г. Зиммелю.

  17. Общая характеристика современного периода развития социологической теории конфликта.

  18. Основное содержание теории социального конфликта Р. Дарендорфа.

  19. Функции социального конфликта по Л. Козеру.

  20. Основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга.

  21. Структурно-динамические показатели конфликтного взаимодействия по Л. Крисбергу.

  22. Основные принципы анализа социального конфликта в рамках стратификации по Р. Коллинзу.

  23. Значение теории игр для моделирования конфликтных ситуаций.

  24. Стратегия конфликта по Т. Шеллингу.

  25. Сущность социального конфликта как категории социологического анализа.

  26. Структура социального конфликта.

  27. Основные механизмы конфликтного взаимодействия.

  28. Объект и предмет социального конфликта.

  29. Субъект социального конфликта.

  30. Основные периоды в исследовании динамики социального конфликта. Характеристика каждого периода.

  31. Сущность понятия «социальная напряженность».

  32. Среда социального конфликта.

  33. Основные функции социального конфликта.

  34. Специфика социально-философского и социологического осмысления проблем социального конфликта в концепциях П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского.

  35. Основы социологического знания о социальном конфликте в русской социологии начала XX века.

  36. Институционализация социологии конфликта в России. Черты социальной реальности.

  37. Российские научные школы в изучении социальных конфликтов.

  38. Основные причины возникновения социального конфликта по А.Г. Здравомыслову.

  39. Классификация социальных конфликтов.

  40. Возможности институционально-сетевой методологии в исследовании социального конфликта.

  41. Программа социологического исследования социального конфликта.

  42. Основные принципы управления социальным конфликтом.

  43. Сравните понятия «урегулирование» и «разрешение» социального конфликта.

  44. Основные этапы процесса конструктивного воздействия на социальный конфликт.

  45. Межличностные методы (стили поведения) в социальном конфликте.

  46. Посредничество как технология разрешения социального конфликта.

  47. Процесс формирования компромисса в работах В.Н. Кузнецова.

  48. Сущность категорий «уступка», «пространство», «время», «торг», «игра с ненулевой суммой» для формирования и достижения компромисса.

  49. Условия осуществления компромисса.

  50. Методика достижения компромисса в переговорном процессе путем «позиционного торга».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания
  2. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  3. Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  4. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  5. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..