Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Первый Московский государственный меди...полностью>>
'Реферат'
Что такое журналистика? Кто занимается этой деятельностью и для чего она нужна? Предметом исследования данной работы является журналистика как наука,...полностью>>
'Пояснительная записка'
Актуальность: Любовь к родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проноси...полностью>>
'Расписание'
00 Философия (пр) У-507 Философия (пр) У-507 Теор мех лекция Ц-408 (К) Сопрот материалов лекция Ц-339 Теор мехика (пр) Ц-408 (С) 15....полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности В. Н. Кузнецов, Е. Н. Соломатина социология конфликта учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие по теме 1. Актуальность изучения социологии конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Междисциплинарная матрица изучения конфликта.

  2. Предметная структура научного знания о социальном конфликте.

  3. Социология конфликта как специальная социологическая теория, ее место в структуре социологического знания.

Задания:

1. Заполните таблицу «Междисциплинарная матрица изучения конфликта»:

Научная отрасль

Тип конфликта

Определение конфликта

Методология исследования

Методы исследования

2. Подготовьте эссе на тему: «Актуальность изучения социологии конфликта».

Литература основная

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2006.

  2. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М., 2005.

  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник: В 3-х тт. М., 2000. Т. 1.

  4. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1995.

  5. Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

  6. Мировые процессы, политические конфликты и безопасность/Редкол.: Л.И. Никовская (отв. ред.) и др. М., 2007.

  7. Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: История, теория, современность. М., 2008.

Семинарское занятие по теме 3. Теоретические основы социологии конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение понятия и сущность конфликта как социокультурного явления, его основные признаки.

  2. Консенсологическое направление в социологии в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.

  3. Конфликтологическое направление в концепциях К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

  4. Становление и развитие социологии конфликта в России.

Литература основная

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  2. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

  3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. 1989. № 4.

  4. Дмитриев А. Социальный конфликт: общее и современное. М., 2002.

  5. Добреньков В., Кравченко А. Социология: Учебник в 3-х тт. М., 2000. Т. 1.

  6. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социс. 1994. № 2.

  7. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1995.

  8. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

  9. Кузнецов В. Социология безопасности: Учебник. М., 2007.

  10. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Литература дополнительная

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федеровой. М., 2000.

  2. Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997.

  3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1995.

  5. Зеркин Д. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 1998.

Семинарское занятие по теме 5. Основные понятия социологии конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальный конфликт, источники его возникновения, классификация.

  2. Структура социального конфликта (конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие).

  3. Объект, предмет, субъект в структуре социального конфликта.

  4. Функции социального конфликта.

Литература основная

  1. Дарендорф Р. Элементы социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

  2. Дмитриев А. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002.

  3. Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2006.

  4. Коузер Л. Основы конфликтологии: Учебное пособие. СПб., 1999.

  5. Кузнецов В. Социология безопасности: Учебник. М., 2003.

  6. Олейник А. Основы конфликтологии. М., 1992.

Литература дополнительная

  1. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  2. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

  3. Уткин Э. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998.

  4. Фромм Э. Психоанализ и логика. М., Республика. 1993.

Семинарское занятие по теме 6. Методология определения видов конфликта (2 часа)

Задания:

I. Ознакомьтесь с двумя предложенными типологиями конфликтов, сравните их между собой и дополните собственными примерами:

1. Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой1. Внутриличностный конфликт. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. «Две души живут в моей груди...», - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. «Буриданов осел», например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся «буриданову ослу». Внутриличностный конфликт чаше всего бывает тогда, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, _______________________________________________________________________

Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. Межличностный конфликт чаше всего проявляется в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом. Например, ______________________________

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения, характер общения. Каждый член такой группы обязан их соблюдать (отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой). Например, ___________________________________________________________

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Частным примером межгруппового конфликта может служить _____________________________________________________________________________________

2. Существует семь видов социальных конфликтов2.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Если начальник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность-группа». Борьба в учительском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками - это конфликт между малыми группами. Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа. Это влияет на характер международного конфликта.

II. Что, на Ваш взгляд, является основанием предложенных типологий конфликтов? ______________________________________________________

III. Попытайтесь проанализировать достоинства и недостатки (если они имеются) каждой из типологии и дать свою собственную классификацию конфликтов_________________________________________________

Семинарское занятие по теме 8. Детерминанты движения и самодвижения конфликта (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность понятия социальной напряженности. Основные стадии. Порог толерантности.

  2. Стадии конфликта, основные фазы разрешения конфликта.

  3. Социокультурные позиции: противостояние и слияние.

Литература основная

  1. Дарендорф Р. Элементы социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

  2. Ден Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

  3. Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2006.

  4. Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1995.

  5. Красовский Ю. Организационное поведение. М., 2007.

Литература дополнительная

  1. Зиммель Г. Человек как враг // Социс. 1994. № 2.

  2. Ильин В. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.

  3. Преториус Р. Теория конфликта // Полис. 1991. № 5.

Практическое занятие по теме 9. Социокультурная среда конфликта (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Манипулирование конфликтующими сторонами».

I. Цель игры – на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.

II. Участники игры. Две конфликтующие стороны: индивид – индивид; группа – группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник – работник», «подразделение – подразделение» в организации; неравные: «руководитель – подчиненный».

III. Порядок проведения игры.

  1. Назначаются противоборствующие стороны.

  2. Выбирается объект (предмет) конфликта.

  3. Выбирается экспертная комиссия.

  4. Каждая из противоборствующих сторон выстраивает собственную стратегию игры.

    1. Начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы и ценности группы, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личностных интересах.

    2. Разбор проведенной игры. Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.

    3. Общее обсуждение прошедшей игры и подведение итогов.

Практическое занятие по теме 10. Особенности социокультурных конфликтов (2 часа)

Проведение теста «Культура в вашей организации»

Цель теста – выработка навыков определения преобладающего типа культуры в организации, влияющего на регулирование социокультурных конфликтов.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 10 вопросами, характеризующими различные стороны жизнедеятельности организации. По каждому вопросу выбирается вариант ответа (А, Б, В или Г), который наиболее соответствует вашей организации. Если практический опыт работы отсутствует, то необходимо представить организацию, которая является наиболее привлекательной. В этом случае можно узнать личную предрасположенность к определенному типу культуры, что следует учитывать при выборе места работы. Необходимо учитывать, что часто в организации имеет место сочетание различных типов культур, одна из которых является доминирующей.

Подведение итогов: Выбранные варианты ответов переносятся на ключ. Каждый выбор (каждая обведенная буква) равняется одному баллу. Пользуясь ключом, производится подсчет общего количества баллов по колонке. Колонка, получившая наибольшее количество баллов, указывает на тип культуры, доминирующей в организации. Предложенные типы культур:

  1. Культура власти

  2. Бюрократическая культура

  3. Культура задачи

  4. Культура, ориентированная на людей, учет их интересов, забота о нравственном климате в коллективе, преимущественно кооперативное принятие решений.

Литература

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Практическое занятие по теме 12. Особенности межэтнических конфликтов (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимодействия с прибывающими мигрантами»

I. Основная цель игры – определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.

II. Участники игры: а) две конфликтующие стороны: коренное население и мигранты; б) руководство области; в) эксперты.

III. Порядок проведения игры:

- назначение участников;

- анализ причин конфликта;

- выстраивание стратегии:

шаг 1 – проанализируйте состояние: конфликтное измерение;

шаг 2 – подготовьте анализ и предложения по выходу из ситуации;

шаг 3 – разработайте правила общения для мигрантов.

Задача: Как Вы будете осуществлять выработанные предложения? Рассчитать порог толерантности.

IV. Разбор игры и подведение итогов. Эксперты определяют эффективность работы.

Литература:

  1. Дмитриев А. В. Миграция. Конфликтное измерение. М., 2007.

  2. Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

  3. Психологическая помощь мигрантам. М., 2002.

  4. Работа с беженцами и перемещенными лицами: Руководство. М., 1992.

  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2002.

Практическое занятие по теме 16. Основы предупреждения и предотвращения конфликта (2 часа)

Проведение сюжетно-ролевой игры «Улучшение взаимоотношений по 4-шаговой методике»

I. Основная цель игры – определить и усвоить методику улучшения взаимоотношений между сторонами.

II. Участники игры: а) две конфликтующие стороны: индивид – индивид; б) группа – группа; в) эксперты.

III. Порядок проведения игры:

- назначение противоборствующих сторон;

- назначение экспертов;

- выстраивание стратегии:

шаг 1 – найдите время для беседы;

шаг 2 – подготовьте условия;

шаг 3 – обсудите проблему: вступительная часть; приглашение к разговору; диалог.

шаг 4 – заключите компромисс: определение уступок, оформление.

IV. Разбор игры. Эксперты определяют эффективность работы конфликтующих сторон и их методики.

V. Общее обсуждение игры и подведение итогов.

Литература:

  1. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1998.

  2. Коэн Д. Стратегия перемен. М., 2007.

  3. Кузнецов В. Н. Социология компромисса. М., 2007.

Практическое занятие по теме 17. Социологический анализ управления конфликтом (4 часа)

I. Цель задания – познакомить студентов с возможными способами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования.

Установка на выполнение. В таблице 1 показана взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок3. На примере конкретных или мнимых конфликтных ситуаций необходимо рассмотреть динамику конфликта в направлении его эскалации (спор – противоборство – война) и деэскалации (война – противоборство – спор). При этом необходимо описать порядок применения предполагаемых процедур по урегулированию конфликта, например, путем комплексного или поэтапного воздействия на элементы структуры конфликта.

Форма выполнения. Задание выполняется в письменной форме и сдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению.

Тип конфликта

(стадия развития)

спор

противоборство

война

Взаимное восприятие сторонами друг друга

оппонент

противник

враг

Конфликтная установка

диалог, компромисс

соперничество, доминирование

уничтожение

Таблица 1

Приложение 1

Механизмы процесса взаимодействия в конфликтной ситуации

(выбор стратегии)

  1. Механизм влияния

А) Демонстрация усиления собственных ресурсов.

Б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки).

В) Риск.

Г) Принуждение.

Д) Ложные маневры, дезинформация.

  1. Механизм научения.

  2. Механизм «приближения – избегания».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания
  2. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  3. Доктор социологических наук, профессор, зав (2)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  4. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  5. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..