Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Як правило, в півтора роки більшість дітей починають активно розмовляти. Їх мова складається або з окремих слів або з зовсім простих речень, що склада...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в целях развитие правового образования учащихся, повышения профессионал...полностью>>
'Урок'
Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьется ногами – до земли не достает; в голове дыра, и из дыры т...полностью>>
'Урок'
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возр...полностью>>

Оглавление пояснительная записка (3)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»

Ротать Л.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Санкт-Петербург

2011



ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели и конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Пособие включает теоретический материал, задания для самостоятельной работы студентов, знакомит с понятиями этики нормативной и этики деловой, дает представление о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Один из разделов пособия посвящен теме профессиональной этики. Каждая тема пособия затрагивает этический аспект отдельной проблемы делового общения. Речь идет об этических нормах общения в ходе деловой беседы и деловых переговоров, делового разговора по телефону и т.д. Даны также рекомендации по написанию наиболее распространенных видов служебных документов: заявления и резюме. Каждый из разделов пособия представляет собой краткое изложение содержания отдельной темы дисциплины.

Пособие можно использовать при подготовке к семинарским и практическим занятиям, к итоговому зачету и экзамену.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ И МОРАЛИ

1.1. Понятие этики

Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:

    • во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;

    • во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.

Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы прослыть добродетельным.

Важнейшими категориями этики являются:

    • «добро»;

    • «зло»;

    • «справедливость»;

    • «благо»;

    • «ответственность»;

    • «долг»;

    • «совесть»;

    • «честь» и т.д.

Основные задачи этики:

    • описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы т.е. нравственную культуру общества;

    • объяснять мораль – анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали;

    • учить морали – давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека.

1.2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная

Выдающемуся этику и философу XX в. Эрику Фромму (1900 – 1980) принадлежит учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной.

Сущность гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человекабыть самим собой, а условие достижения такой цели быть человеком для себя» (Э.Фромм). Гуманистическая этика считает, что основы «добродетели» заложены в самом характере личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому не самоотречение и себялюбие – а любовь к себе, утверждение своего истинно человеческого Я – вот высшие ценности гуманистической этики» (Э.Фромм). Таким образом, гуманистическая этика:

    • опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум;

    • считает, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

В гуманистической этике человек – «мера всех вещей», нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем любовь к ближнему – «не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э.Фромм).

Принципиальная позиция гуманистической этики позволяет противопоставить ее этике авторитарной по ряду оснований:

1. В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. ГЭ совместима лишь с рациональным авторитетом. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются уровнем знаний, опытом, умениями (учи­тель – ученик).

В АЭ «автором» выступает авторитет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. Причем, «авторы» не считают моральные нормы обязательными для себя. АЭ базируется на власти над людьми, с одной стороны, и страхе – с другой, он строится на неравенстве и подчинении. Авторитет запрещает критику.

2. ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности признается средством и гарантом достижения цели

В АЭ высшей ценностью и целью является не человек, а интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя своей религии).

3. ГЭ основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность.

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).

4. ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь человека к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. Общество же становится богаче за счет множества индивидуальностей.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и «инакомыслием».

Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной:

    • в одну и туже эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов;

    • одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала;

    • в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности (требования родителей и педагогов к детям, порождающие проблему «отцов и детей»);

    • при господстве гуманистической этики более эффективным и действенным может быть авторитарный способ морального регулирования (например, экстремальная ситуация)

1.3. Структура этики

В структуре этики выделяют следующие блоки:

  1. История:

а) морали;

б) этических учений.

  1. Теория морали: структура и функции.

  2. Нормативная этика. Высшие моральные ценности.

  3. Прикладная этика.

История морали и этических учений описывает:

    • процесс развития этических учений;

    • генезис и эволюцию морали с древности до наших дней;

    • дескриптивную этику, которая описывает социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).

Теория морали

    • объясняет развитие и механизм действия морали;

    • представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм помогает человеку стратегию и тактику добродетельной жизни.

Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их деятельности. В прикладную этику входят:

    • экологическая этика и биоэтика;

    • этика гражданственности;

    • этика межличностного общения;

    • ситуативная этика;

    • этика делового общения;

    • профессиональные этики;

    • этикет.

1.4. Сущность, специфика и содержание морали

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

Специфичность морали проявляется в следующем:

    • в морали воплощено единство духовного и практического;

    • мораль действует не в какой-то определенной области (наука, искусство, политика), а носит универсальный характер;

    • в отличие от науки мораль носит оценочный характер и оценивает деятельность человека с позиций добра и зла, долга и ответственности, интересов личности или всего общества;

    • мораль вырабатывает предписания, которые носят повелительный характер;

    • мораль – исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность личных интересов индивида с интересами общества.

Моральные принципы – это основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали:

    • принцип коллективизма ориентирует человека на подчинение своих личных интересов общественным и служение им;

    • принцип индивидуализма – утверждение ценности, уникальности и неповторимости каждого человека;

    • принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов – приоритетными;

    • принцип альтруизма – бескорыстная любовь и забота о благе другого человека;

    • принцип толерантности (нельзя путать с равнодушием, которое ведет к подлости и предательству) предполагает проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению

1.5. Этика и мораль

Стремясь разграничить добро и зло, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих им сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между нравственным долгом и практическим расчетом, существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.

Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т.п., квалифицируются как моральные качества. В то время как, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и прочие оцениваются как аморальные.

Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещание.

Самостоятельная работа. Ответить на вопросы и выполнить следующее задания:

  1. Что означает термин «этика»?

  2. В чем заключаются основные особенности гуманистической и авторитарной этики?

  3. В чем заключается сущность, специфика и содержание морали?

  4. Сформулируйте «золотое» правило нравственности, применив его к основным сферам деятельности.

2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

2.1. Этические учения Древнего Востока VI – II тыс. до н.э.
(Египет, Месопотамия, Китай, Индия)

Развитие этической мысли Древнего Востока шло в особых социокультурных условиях, отличавшихся:

    • жестким контролем за соблюдением традиций;

    • настороженным отношением ко всему новому;

    • подчиненностью индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

    • преобладанием идеалов коллективизма,

    • подчинением личности интересам социума;

    • усложненной системой ритуалов и церемоний.

На Востоке мудрость идет не от науки, а от жизни, поэтому восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на обыденную деятельность людей. Жизнь человека – от рождения до смерти – подчиняется природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Человек все силы тратит на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства.

Этико-философские системы Древней Индии окончательно оформились к середине I тыс. до н.э. По своему отношению к религии и ведическому канону они разделяются на ортодоксаль­ные и неортодоксальные.

Брахманизм (Брахма — верховное божество Древней Индии) представляет мир как соединение духовной субстанции с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги – асуры. За асурами следуют четыре касты человеческого общества:

    • жрецы (брахманы);

    • воины (кшатрии);

    • земледельцы (вайшьи);

    • рабы, слуги (шудры).

Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственный идеал – безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высоко моральных людей, трактуются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.

Этика буддизма (VI в. до н.э.) строится по-иному. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама), всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений.

Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины»:

  1. Жизнь в телесной оболочке есть страдание.

  2. Источник страдания – желания.

  3. Чтобы избежать страданий и новых физических рождений, следует избавиться от желаний.

  4. Средство избавления от желаний – полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира.

В основу этики джайнизма положен принцип «ахимсы» – не причинения вреда живому.

Этика локаята-чарвака призывала стремиться к наслаждениям.

Этико-философские учения Древнего Китая

Основоположник конфуцианства – философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551 – 479 до н.э.). Основная книга этики конфуцианства – «Беседы и суждения», в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях:

    • «человеколюбии»;

    • «золотой середине»;

    • «взаимности»

Нравственный идеал конфуцианства – «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а собственным положительным примером.

Философская мысль Западной Европы не так последовательна, как этика Древнего Востока. По-иному выстраивается на Западе система этической аргументации и моральных регулятивов. Возникнув в I тыс. до н.э., западноевропейская этика проходит в своем развитии ряд стадий. Они возникают, сменяя друг друга и сосуществуя параллельно, на всем протяжении исторического процесса.

2.2. Этика античности

Античное просвещение (обоснование моральной суверенности личности) VI – IV вв. до н.э.

Софисты (Протагор, Горгий) – личная независимость человека в вопросах морали.

Сократ – основоположник этического рационализма: «Добродетель есть знание».

Сократические школы:

Киренаики (Аристип) – высшее благо жизни – наслаждение.

Киники (Антисфен) – отрешенность от материальных благ, аскетизм.

Этика гражданственности (IVIII вв. до н.э.)

Платон – неразрывная связь этики, личности и политики; индивидуальная добродетель связана с интересами полиса-государства.

Аристотель – ввел термин этика; определил ценности установки общества; описал характерные нравы; ввел понятие справедливости как величайшей общественной справедливости.

Этические учения Греции и Рима на закате античности

Основные положения:

    • угасание демократического полиса;

    • отчуждения личности от государства;

    • поиски духовной опоры внутри себя

Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.):

    • стремление к разумному наслаждению;

    • независимость индивида от всего внешнего, внутренняя невозмутимость и свобода;

    • «Делай так, как будто на тебя смотрит сам учитель» - главная этическая установка.

Стоики (Зенон, около 336 – 264 гг. до н.э.):

    • высшее благо сохранить духовную свободу, независимость и человеческое достоинство;

    • идеал стоиков – мудрец, живущий в согласии с природой, умеренный в пользовании материальными благами, стойко переносящий превратности судьбы.

Скептики ( Пиррон, около 360 – около 270 гг. до н.э.):

    • благо само по себе не существует в природе, а появляется только в нашем представлении;

    • жизненная установка – невозмутимость и бесстрастие

2.3. Христианская этика средневековья. Религиозный догматизм

Основные положения:

    • равенство всех перед богом;

    • приоритет моральных ценностей перед остальными;

    • ключевой нравственный принцип – любовь к человеку и милосердие;

    • высшая добродетель – готовность к состраданию и активная помощь страждущим

Идеология христианской этики:

Августин Аврелий (354 – 430)

    • критиковал потребительски организованные позднеантичные цивилизации;

    • признавал необходимость государственной власти, но характеризовал ее как «большую разбойничью шайку»

Фома Аквинский (1225 – 1274)

    • придал этике нормативный вид;

    • разделил добродетели на:

а) нравственные (благоразумие, справедливость, воздержанность, мужество);

б) богословские (вера, надежда, любовь)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оглавление пояснительная записка 5

    Пояснительная записка
    Данное учебное пособие по дисциплине «Организация и технология рекламной деятельности» предназначено для обучения студентов СПО третьего курса повышенного уровня обучения.
  2. Оглавление пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    заведующая кафедрой акушерства и гинекологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т.
  3. Оглавление пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    заведующий кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент Г.
  4. Оглавление пояснительная записка (4)

    Пояснительная записка
    заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.
  5. Оглавление пояснительная записка (5)

    Пояснительная записка
    заведующая кафедрой акушерства и гинекологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т.
  6. Оглавление пояснительная записка (6)

    Пояснительная записка
    Заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент А.

Другие похожие документы..