Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 день, суббота Прибытие на ж/д вокзал Новгорода Великого. Встреча с гидом. Трансфер в гостиницу. Вещи в камеру хранения (расчетный час в гостинице 12...полностью>>
'Методические указания'
Уголовно-исполнительная политика и её место в политике государства в борьбе с преступностью. Тенденции развития уголовно-исполнительной политики. Ист...полностью>>
'Темы рефератов'
3. Экономические взгляды меркантилистов4. Экономическое учение У. Петти5. Экономическое учение. П. Буагильбера6. Экономическое учение физиократов7. Э...полностью>>
'Документ'
Курс «Психологія» має на меті ознайомити студентів з основними поняттями та категоріями загальної, вікової та педагогічної психології, історією їх ро...полностью>>

Хабаровского края

Главная > Внеклассное мероприятие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ПОС. ЭЛЬБАН

АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Учитель географии

I кв. категории

Барабаш В.Г.


Туристско-исследовательская работа по краеведению

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Вдоль Амура белым парусом»

Форма: заочное путешествие

Девиз:

Кто же, если не мы,

Когда же, если не сейчас?

Люблю и знаю,

Знаю и люблю,

И тем полней люблю,

Чем глубже знаю

Ю.К.Ефремов

Цели:

1) провести заочное путешествие по историческим и культурным местам г.Хабаровска, посвященное 71-ой годовщине Хабаровского края и предстоящему дню рождения г.Хабаровска;

2) расширить представления детей о столице дальневосточного региона, о культурном наследии прошлого и настоящего края;

3) формировать гражданскую активность детей, совершенствуя методики исследовательской работы в области краеведения;

4) развивать самостоятельность и способность к созидательной деятельности, воображение, творческую фантазию детей;

5) воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за наш народ, его мужество.

Межпредметные связи: география, история, литература, архитектура, биология

Ученица:

Где шумит седой волной Амур-река

Вырос город не на год, а на века

От столицы долгий срок

Надо ехать на Восток,

Потому что путь не прост

Целых десять тысяч верст.

Вдоль Амура белым парусом

Высятся дома Хабаровска

А увидеть город издали,

Словно не дома, а корабли.

Учитель: Сегодня мы все вместе совершим заочное путешествие не только во времени, но и в прошлое г.Хабаровска, ведь многое из того, что любят хабаровчане родом из прошлых веков. Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме заочной пешей прогулки-воспоминаний по историческим и культурным местам г.Хабаровска. Как вы думаете, для чего? (Дети отвечают, опираясь на девиз и эпиграф)

Нашими экскурсоводами будут ученики 5-А класса: Антонов Дима, Ивкин Дима, Тимченко Андрей, Мальчев Рома, Качан Даша, Фофонова Лена, Николаева Кристина, Карышев Артур и ученицы 7-Г класса: Борисова Ира, Бирюкова Катя, Попова Вика.

У нас есть «копилка Эрудита», которую мы будем открывать всякий раз, чтобы узнать что-то новое и пополнить ее своими знаниями. Открывать ее будем под рубрикой «Оказывается!»

Встретятся нам и новые слова, разберем их значения:

Пуд – 16,38 кг,

Верста – 1,0668 км,

Генералиссимус – самый высший военный чин,

Топограф – человек, делающий схему местности, составляющий топографические карты местности;

Айгунский договор – (Айгунь – китайский город).

На столах у вас лежат маршрутные листы заочного путешествия «Вдоль Амура белым парусом». Время от времени вы смотрите, где мы с вами будем находиться.

Остановка 1. «Шаги во времени»

Памятные места:

1. Памятник 13 Военно-Сибирскому линейному батальону.

2. Амурский утес.

3. Памятник Муравьеву-Амурскому

4. Памятник Н.П.Задорнову.

Остановка 2. «Печать времен»

Памятные места:

1. Краеведческий музей имени Н.И.Градекова

2. Черепаха – символ вечности

3. Памятник Дерсу Узала

4. Ясень Арсеньева

Остановка 3. «Далекое и близкое в судьбе города»

Памятные места:

1. Железнодорожный вокзал

2. Привокзальная площадь

3. Памятник Ерофею Хабарову

Остановка 4 Самостоятельная исследовательская работа «Три горы – три Храма» (Конкурс)

Учитель: Итак, в добрый путь, юные исследователи! Интересных и радостных вам открытий по дороге познаний!

- Кто знает, сколько лет г.Хабаровску? (150 лет)

- А Хабаровскому краю? (70 лет)

Славная история Хабаровска напрямую связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана.

Ученица:

Шумит Амур,

Шумит наш Батюшка, Таежная река.

Гуляй, гуляй безбрежная,

Родная на века.

Кати волну, волну могучую,

Неси в морскую ширь

На всю тайгу, тайгу дремучую

Звени, наш богатырь!

- А как это было?

Ученик: День рождения г.Хабаровска удачно приходится на самый конец весны, когда всюду цветут черемуха, сирень, ландыши.

Именно весной далекого мая 1858 г. (Слайд: май 1858г.) высадились на берег великой дальневосточной реки солдаты 13-го Военно-Сибирского линейного батальона под командованием Якова Васильевича Дьяченко.

18 мая для строительства нового поселения было срублено первое дерево.

А 31 мая сюда прибыл сам Н.Н.Муравьев-Амурский, губернатор земли нашей. Он дал имя поселению – Хабаровка и предсказал ему судьбу большого города.

Учитель: Город Хабаровск начинается не с вокзала, не с аэропорта, а начинается он с этого места («Амурский утес») ... кто знает, что это за памятное место в судьбе г.Хабаровска?

Ученик: Амурский утес – это лучший маршрут для путешествия по Хабаровску с высокого Амурского берега. Долгое время Амур был единственной дорогой в необжитые дальневосточные земли.

В истории Хабаровска Амурский утес связан с трагическим событием. Здесь в сентябре 1918г. были расстреляны австро-венгерские музыканты без всякого суда. Их привели на Амурский утес, поставили на площадку и расстреляли.

Оказывается! (Копилка Эрудита)

Учитель: На Амурском утесе 30 мая 1891г. ранним утром появился памятник...

- Кто увековечен на нем?

- Это памятник Николаю Николаевичу Муравьеву. За заслуги перед Отечеством ему был присвоен графский титул, и он стал Муравьевым-Амурским. Памятник создан скульптором А.М.Опекушиным.

Ученица: Стоит он с непокрытой головой, энергичным, решительным выражением лица. В руках, скрещенных на груди, подзорная труба и свиток Айгунского договора, который был подписан в мае 1885г. по поводу установления границы между Китаем и Россией по Амуру. Жизненным девизом Н.Н.Муравьева-Амурского были слова: «Завоевать без сражения и победить без войны». В 1925г. памятник был уничтожен большевиками. Восстановлен и открыт в день рождения города, 31 мая 1992г.

Памятник строился и восстанавливался на народные деньги. Большая в этом заслуга А.К.Дмитриевой, руководителя комитета по восстановлению памятника.

30 мая 1891г.

прошло больше века

31 мая 1992г.

Учитель: А сейчас спустимся с Амурского утеса на Набережную. Слева от центральной парковой лестницы в 1990г. был установлен памятник Николаю Павловичу Задорнову.

Оказывается! (Копилка Эрудита)

- Кто знает о заслугах этого человека?

Ученица: Николай Павлович Задорнов – автор романа «Амур-батюшка» и других произведений, многие из которых написаны на Дальнем Востоке.

Писатель сидит на скамейке, задумчиво глядит на Амур. Памятник поставлен на средства сына писателя – известного сатирика, он заработал их своими концертами. Автором памятника стал художник и скульптор Владимир Бабуров. В молодости он был знаком с Николаем Павловичем. Юные хабаровчане любят фотографироваться у памятника, взобравшись на колени писателя.

Учитель: Наша первая остановка закончилась. Почему мы назвали ее так?

- Продолжаем путешествие. Задержимся на остановке «Печать времен».

Ученица: На улице Алексеевской находится архитектурная достопримечательность – краеведческий музей. У него три дня рождения в году. Впервые 19 апреля 1899г. в аптечном складе был открыт музей. Туда хлынул народ сплошным потоком посмотреть на экспонаты. Инициатива постройки специального здания принадлежит Н.И.Градекову, в то время помощнику генерал-губернатора.

  • 1896г. – открылась первая, северо-западная часть музея.

  • День рождения музея - 1 августа 1900г. Третья очередь музея готова к открытию. В это время музей был представлен на всемирно выставке в Париже и получил диплом на золотую медаль за уникальную коллекцию.

  • В залах Хабаровского краеведческого музея собраны предметы быта переселенцев, приезжавших из разных уголков земли.

Ученик: Возле краеведческого музея установлена каменная черепаха. Она – пришелец из Средневековья Приамурья. Такие изваяния водружались на могилах выдающихся деятелей Золотой империи Чжурчжэней, которая возникла у северных границ Китая.

Ученые считают, что хабаровская черепаха могла быть установлена на захоронении Эсыкул-умно-храброго князя-генералисимуса. Золотая империя была разгромлена и уничтожена полчищами монгольских завоевателей Чингисхана в 13 веке.

Каменная черепаха – символ вечности. Ей 12 тысяч лет. Существует мнение: если положить на панцирь черепахи монеты и загадать желание, оно сбудется на 90%. Этот удивительный экспонат весит четыреста пудов. А сколько это в килограммах?

Оказывается! (Копилка Эрудита)

Ученица: Особая станица биографии музея связана с именем Владимира Клавдиевича Арсеньева.

Учитель: Кто он? Какое значение он имеет в судьбе города, нашего края, всего Дальнего Востока? (Да, это известный исследователь, ученый и писатель)

Ученик: В 1899г. В.К.Арсеньева командировали на Дальний Восток военным топографом. Нужно было исследовать дальневосточные окраины страны, проникнуть в глухие уголки тайги и раскрыть тайны природы. У него был замечательный проводник, Дерсу Узала. Это близкий друг исследователя, не раз спасавший ему жизнь.

В.К.Арсеньев посвятил ему замечательную повесть «Дерсу Узала». В нашей школьной библиотеке можно взять и прочитать эту книгу. (Демонстрация книги).

Бытует версия, что проводник погиб в пригороде Хабаровска, в районе пос. Корфовского. В этом поселке установлен памятник Дерсу Узала.

Оказывается! (Копилка Эрудита)

В.К.Арсеньев работал в краеведческом музее 11 лет. Это были трудные годы. Революция. Гражданская война.

Ученица: На углу улиц Муравьева-Амурского и Шеронова у самой стены здания растет старый ясень. Он – память-дерево. Его посадил в начале века В.К.Арсеньев. Молва об этом передается из поколения в поколение. На топографической карте города есть значок дерева и сделана предупредительная надпись: «Ясень, посаженный В.К.Арсеньевым. Не рубить!»

Оказывается! (Копилка Эрудита)

Ученик: Это наш маньчжурский ясень, один из видов (а их 65) растущих на земле. Высота достигает 28 метров, а живет до 200 лет. Нашему еще нет и 100, так что ему жить еще долго, если мы этого хотим.

Учитель: На этом мы закончим нашу остановку «Печать времен». Почему мы ее так назвали?

И снова в путь! Следующая остановка – «Далекое и близкое в судьбе города».

Ученик: Город Хабаровск построен на трех горах: Артиллерийской, Средней и Военной. Город раскинулся на 50 км вдоль Амура и Амурской протоки. Но почему-то хабаровчан и гостей тянет сюда, на Амурский бульвар. Он начинается с бойкой привокзальной площади, трелями трамвайных звонков, непрерывным потоком автомобилей и стуком железнодорожных рельсов.

- А это железнодорожный вокзал – ворота в г.Хабаровск. Строился с 1926 по 1935гг.

Учитель: А что это за монумент, который встречает гостей, приехавших по железной дороге в г. Хабаровск?

Оказывается! (Копилка Эрудита)

Ученик: Памятник Ерофею Хабарову, великому русскому землепроходцу был установлен к 100-летию города на привокзальной площади.

Памятник - визитная карточка города, встречает и провожает гостей. Скульптор и автор памятника – Абрам Петрович Мильчик. Богатырь в доспехах и казацкой папахе олицетворяет мужество, величие, силу, бесстрашие русского человека. Работа по строительству памятника началась в 1953г. и закончилась в 1958г. к 10-летию города.

Учитель: Итак, из города, где мостовые в непогоду были непроезжими, а в темное время суток на улице зажигались керосиновые фонари, он превратился в обширный регион страны.

- А какой это город, старый или молодой? Конечно молодой, но в то же время это один из старейших городов Приамурья и Приморья. Хабаровск старше Владивостока (1860г.), моложе Николаевска-на-Амуре, который был заложен в 1850г.

Поэтому мы продолжаем путешествие по остановке «Далекое и близкое в судьбе города» самостоятельно, т.к. сегодня вы узнали о городе самую малость.

Дома вам нужно будет попытаться открыть страницу «Три горы – три Храма»

Цели:

1. провести самостоятельную исследовательскую работу по изучению истории создания трех храмов в г.Хабаровске и ответить на вопросы:

- Когда и где были построены Храмы, как они называются?

- История создания храмов этих памятных мест.

2. Побывать в г.Хабаровске и увидеть все своими глазами.

3. Оформить ответ в виде доклада, компьютерной презентации, книжки-раскладушки, буклета и сдать классному руководителю. Срок 2-3 недели. Лучшие работы будут оценены и представлены к награде.

- А сейчас шуточное туристическое агентство приглашает вас в заочное путешествие «Три горы – три храма».

(Демонстрация буклета ученицы 11-А класса Лихачевой Вики).

- А сейчас мы проверим, насколько эффективно мы провели заочное путешествие.

Викторина «Кто? Что? Когда?»

  1. Какой год считается годом рождения г.Хабаровска? Сколько лет ему будет в этом году?

  2. Откуда начинается г.Хабаровск?

  3. Кому установлен памятник на Амурском утесе?

  4. Памятник какому путешественнику является визитной карточкой города? Где установлен? Когда?

  5. Какому писателю установлен памятник на набережной Амура?

  6. Кто из первых дальневосточных губернаторов увековечен в бронзу на века?

  7. Чье имя носит краеведческий музей? Сколько у музея дней рождения в году?

  8. С чьим именем связана деятельность краеведческого музея?

  9. Кто посадил в г.Хабаровске ясень?

  10. Какой памятник считается символом вечности?

- Подведем итог. На каких остановках мы сегодня задерживались? («Шаги во времени», «Печать времен», «Далекое и близкое в судьбе города»). А можно ли было назвать все путешествие «Именем» одной остановки? Каким?

Да, все эти исторические и культурные памятники – печати времени, шаги во времени, все это близкое и родное для каждого из нас, живущего в крае, России. Это наша малая родина, которую нужно беречь!

Ученица:

Ветерок с Амура сторожем пройдет,

Сразу город, как на праздник приберет!

Он влюбленных обойдет,

В небе звездочку зажжет,

Тронет ветки тополей, Светлых улиц, площадей.

Вдоль Амура белым парусом

Высятся дома Хабаровска

А увидишь город издали,

Словно не дома, а корабли.

К нам рассвет приходит, радостно дымя,

Город светится улыбкой малыша.

Улетает птицей тьма,

Льется солнышко в дома.

Город, вот тебе цветы,

И улыбки и мечты!

Вдоль Амура белым парусом

Высятся дома Хабаровска!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Хабаровский край

    Документ
    Государственное учреждение здравоохранения "Специализированная больница восстановительного лечения" министерства здравоохранения Хабаровского края "Анненские воды"
  2. Программа квалификационного экзамена для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию г. Хабаровск

    Программа
    Руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений (по учебно-воспитательной, воспитательной, научно-методической работе,
  3. П/п № Перечень хозяйствующих субъектов Хабаровского края, отчитывающихся по форме 2- тп (отходы) за 2010 г

    Документ
    Филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» ФУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - Николаевский-на-Амуре Центр ОВД
  4. Правительство хабаровского края постановление от 23 июля 2009 г. N 214-пр о краевой целевой программе (1)

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском
  5. Правительство хабаровского края постановление от 23 июля 2009 г. N 214-пр о краевой целевой программе (2)

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском

Другие похожие документы..