Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
- На прошлом занятии мы с вами писали сочинение о животных. Мне очень понравились все ваши работы. Но вот одно сочинение мне показалось особенным. Я ...полностью>>
'Документ'
В. Отмена муниципальных нормативных правовых актов: теоретический аспект и процессуальные проблемы 9 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Ростовцева Ю.В. К вопросу ...полностью>>
'Документ'
Коротка анотація: Застосування додаткових засобів для викладання економічних дисциплін (комп’ютерного класу, комп’ютерної мережі, засобів мультимедій...полностью>>
'Инструкция'
По строению цефалоспорины, так же как и пенициллины, являются В-лактамными антибиотиками. Цефалоспорины действуют бактерицидно, что связано с нарушен...полностью>>

Программа основного общего образования по биологии. 5-9 Классы авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов пояснительная записка

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k эволюционный путь развития животного мира;

$k историю изучения животных;

$k структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должны уметь:

$k определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

$k объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k давать характеристику методам изучения биологических объектов;

$k классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

$k наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

$k использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

$k применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсии

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Видеофильм.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k систематику животного мира;

$k особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

$k исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

$k находить отличия простейших от многоклеточных животных;

$k правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

$k работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

$k распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

$k раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

$k применять полученные знания в практической жизни;

$k распознавать изученных животных;

$k определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

$k наблюдать за поведением животных в природе;

$k прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

$k работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

$k объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

$k понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

$k отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

$k совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

$k вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

$k привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

$k оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

$k использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

$k выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

$k абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

$k обобщать и делать выводы по изученному материалу;

$k работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

$k презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Лабораторные и практические работы

Изучение особенностей различных покровов тела.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k основные системы органов животных и органы, их образующие;

$k особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

$k эволюцию систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

$k правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

$k объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

$k сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

$k описывать строение покровов тела и систем органов животных;

$k показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

$k выявлять сходства и различия в строении тела животных;

$k различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

$k соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

$k использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

$k выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

$k устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

$k составлять тезисы и конспект текста;

$k осуществлять наблюдения и делать выводы;

$k получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;

$k обобщать, делать выводы из прочитанного.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k основные способы размножения животных и их разновидности;

$k отличие полового размножения животных от бесполого;

$k закономерности развития с превращением и развития без превращения.

Учащиеся должны уметь:

$k правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;

$k доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;

$k характеризовать возрастные периоды онтогенеза;

$k показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;

$k выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;

$k распознавать стадии развития животных;

$k различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

$k соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;

$k устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;

$k абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;

$k составлять тезисы и конспект текста;

$k самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

$k конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;

$k получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

(3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

$k причины эволюции по Дарвину;

$k результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

$k правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;

$k анализировать доказательства эволюции;

$k характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

$k устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

$k доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

$k объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

$k различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;

$k сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;

$k конкретизировать примерами доказательства эволюции;

$k составлять тезисы и конспект текста;

$k самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

$k получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

$k анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;

$k толерантно относиться к иному мнению;

$k корректно отстаивать свою точку зрения

Раздел 6. Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

$k признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

$k признаки экологических групп животных;

$k признаки естественного и искусственного биоценоза.

Учащиеся должны уметь:

$k правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

$k распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

$k выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

$k выявлять приспособления организмов к среде обитания;

$k определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;

$k определять направление потока энергии в биоценозе;

$k объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

$k определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

$k сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

$k устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

$k конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;

$k выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

$k самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

$k систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

$k находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

$k находить в словарях и справочниках значения терминов;

$k составлять тезисы и конспект текста;

$k самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

$k поддерживать дискуссию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школьный курс биологии  важный компонент естественнонаучного образования. Практико-ориентированный характер предмета заключается в развитии умений: Сравнивать биологические процессы, явление, происходящие на всех уровнях организации живого;

    Анализ
    В 2009-2010 учебном году преподавание предмета «Биология» осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня (Приложение 1).
  2. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    Документ
    О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика.
  3. На уроке и во внеурочной деятельности

    Урок
    ИПМ - 5: Организация работы по формированию и развитию учебно – информационных умений (библиографическая грамотность) на уроке и во внеурочной деятельности.

Другие похожие документы..