Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Україна приєдналась до GRECO 1 січня 2006 року, тобто після закінчення першого раунду оцінювання GRECO, але під час проведення другого раунду. Тому У...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «23» декабря 2008 г. в «14.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.06 при ГОУ ВПО «Якутский государственный универс...полностью>>
'Регламент'
Глава управы района Кузьминки (далее - глава) назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта Юго-Восточного...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. Обсяг виробничих інвестицій на підприємствах харчової промисловості, порівняно з іншими галузями, за тривалий час існуючих у країн...полностью>>

Программа государственного экзамена по литературе москва 2011

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

_______________

«__»________200_г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МОСКВА 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи …………………………………………………….4

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

и подготовки выпускника…………………………………..........4

Содержание Государственной аттестации

по кафедре литературы……………………………………….....6

Разделы дисциплин……………………………………………….6

Содержание разделов дисциплины……………………………...6

Практическая деятельность……………………………………..45

Учебно-методическое обеспечение………………………….....47

Рекомендуемая литература…………………………………….. 47

Средства обеспечения освоения дисциплины…………….........53

Содержание итогового контроля………………………………..54

Методические рекомендации……………………………………56

1. Цели и задачи

Программа аттестации составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта* и опирается на квалификационную характеристику выпускника (разд. 1.3), область профессиональной деятельности (1.3.1), объект профессиональной деятельности (1.3.2), виды профессиональной деятельности (1.3.3), возможности продолжения образования (1.4) и соответствует «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации».

Изучение комплекса дисциплин кафедры литературы ориентирует на все виды профессиональной деятельности выпускника и соответствует квалификационной характеристике специалиста.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой Государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основным образовательным программам высшего профессионального образования, которые выпускник освоил за время обучения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины и подготовки выпускника

Студент, изучивший дисциплины кафедры литературы, должен

знать:

- комплекс историко-культурных и литературных предметов, изученных во время теоретической подготовки;

- методологию гуманитарных наук, концепции понятия «метод» в литературоведении и смежных гуманитарных науках;

- общую концепцию и формы практического освоения теоретико-литературных понятий как важнейшего компонента литературного образования;

- состав научного литературоведения: основные и вспомогательные дисциплины;

- специфику искусства и литературы в трудах выдающихся философов, искусствоведов, методистов, литературоведов; различные точки зрения на научные факты, события, явления;

- теорию литературы как науку о законах формообразования литературного произведения, роды и жанры литературы, поэтику как учение о литературном произведении и его составе, структуре и функциях;

-предмет, содержание, задачи курса методики как науки, закономерности процесса преподавания литературы; ее особенности в образовательных учреждениях различного типа, их программы, учебники и учебные пособия по литературе (содержание, структуру, методический аппарат).

уметь:

- использовать новые ракурсы рассмотрения известных фактов, новые подходы и оценки к излагаемому материалу;

- использовать в учебном процессе литературно-критические материалы и иметь навыки работы с ними на разных этапах изучения литературного произведения;

- владеть разнообразными методами, приемами, формами и вариантами привлечения критики, литературоведения к анализу художественного текста, исходя из различных методологических подходов к гуманитарным наукам;

- владеть полимодальностью воздействия на учащихся (вербальным, невербальным, зрительным, слуховым, тактильным восприятием текстов);

- использовать средства адекватные возможностям субъекта (интеллектуальные, коммуникативные, регулятивные, возрастные, психологические, индивидуальные и т.д.);

- разрабатывать авторские программы и уроки по литературе (в различных технологических аспектах), соответствующие поставленным целям и стилям взаимодействия учителя и учащихся; практиковать творческие подходы к их реализации.

владеть:

основными теоретическими проблемами, поднятыми в изученных курсах, навыками анализа произведений, выполнения научно-исследовательской и методической работы.

3. Содержание Государственной аттестации

по кафедре литературы

3.1. Разделы дисциплин:

ДПП Дисциплины предметной подготовки

№ п/п

Наименование дисциплин

ДПП.Ф. 10.01

Введение в литературоведение

ДПП.Ф.10.02

Теория литературы

ДПП.Ф.11

Устное народное творчество

ДПП.Ф.12

История русской литературы

ДПП.Ф.12.01

Древнерусская литература

ДПП.Ф.12.02

История русской литературы 18 в.

ДПП.Ф.12.03

История русской литературы первой пол. 19 в.

ДПП.Ф.12.04

История русской литературы сер. 19 в.

ДПП.Ф.12.05

История русской литературы конца 19 в.

ДПП.Ф.12.06

История русской литературы серебряного века

ДПП.Ф.12.07

История русской литературы первой пол. ХХ в.

ДПП.Ф.12.08

История русской литературы середины ХХ в.

ДПП.Ф. 12.09

История современной русской литературы

3.2 Содержание разделов дисциплин

Раздел 1. Теория литературы

Художественные системы

в русской литературе XVIII-ХХ вв.

Художественные системы в русской литературе XVIII-XX вв.: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Понятие о формах исторического развития литературы: конфликте в его историко-литературном значении, методе, стиле, литературном направлении, течении, пафосе и жанре. Неоднозначная трактовка этих понятий в современных словарно-справочных, учебно-методических и теоретико-литературных источниках.

Поэтика художественного произведения

Художественное произведение как литературоведческое понятие. Разные значения слова «поэтика». Поэтика – раздел литературы, изучающий родовую и жанровую специфику художественного произведения, его состав и структуру.

Проблема сущности, происхождения и соотношения эпоса, лирики и драмы в историческом освещении (Платон, Аристотель, романтическая эстетика, Гегель, В. Г. Белинский, Г. Н. Поспелов, И. Ф. Волков, В. Е. Хализев).

Родовые, общехудожественные свойства литературы, сближающие ее с другими видами искусства. Видовые, специфические свойства литературы, отличающие ее от других искусств.

Традиционное деление жанров на эпические, лирические и драматические. Дискуссии о жанре романа, рассказа, поэмы в литературоведении

ХХ века. Эпос и драма как изобразительные роды литературы, раскрывающие бытие в его пространственно-временной динамике. Характеры персонажей и обстоятельства их жизнедеятельности (социальная и природная среда) – структурная (устойчивая) основа эпического и драматического произведения.

Лирика как выразительный (экспрессивный) род литературы, раскрывающий динамику внутреннего мира человека, его мысли, чувства, переживания. Понятие лирического героя, введенного Ю. Тыняновым и А. Белым.

Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма.

Внеродовые словесно-художественные формы: очерк, литература «потока сознания», эссеистика.

Жанры как группы произведений, выделяемые по особенностям жанрового содержания (виды пафоса, трактовка характеров, проблематика) и жанровой формы (прозаичный или стихотворный тип речи, объем текста). Традиционное деление жанров на эпические, лирические и драматические.

Содержание литературного произведения как единство (сплав) объективной сущности жизни и субъективного (авторского) к ней отношения. Тематика, проблематика, идейно-эмоциональная направленность – основные слагаемые художественного содержания.

Форма литературного произведения как система изобразительно-выразительных средств, воплощающих художественное содержание. Состав образной формы: предметная изобразительность, стилистика (словесно-художественные приемы, речевой строй) и композиция (построение литературного текста).

Опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого, разнослойного (Н. Гартман, Р. Ингарден). Использование современными учеными при теоретическом анализе литературного произведения понятий «поэтический (художественный) мир», «структура», «система», «текст». Понятия реминисценции и интертекстуальности. Концепция содержательности формы как методологическая доминанта неформалистического литературоведения ХХ века.

РАЗДЕЛ 2. Фольклор и литература до Х1Х в.

Русский фольклор как предмет

филологического изучения. Специфика и основные жанры

русского фольклора

Терминология и проблема происхождения фольклора. Фольклор и филологическая фольклористика. Специфика создания и бытования фольклорных произведений: устность, вариативность, коллективность, анонимность, синкретизм.

Роды и жанры в русском фольклоре, проблема их классификации и взаимодействия. Образный универсализм и стилистические каноны фольклорной поэтики. Традиционность и новаторство, общественное и бытовое, национальное и общечеловеческое в фольклоре.

Проблема художественного метода.

Специфика древней русской литературы.

Система стилей и жанров литературы Древней Руси

Древняя русская литература и современный литературный процесс. Проблема преемственность, возникновение древнерусской литературы- споры и теории. Переводная литература. Древнерусский книжник, искусство древней книги. Тип средневековой литературы. Роль традиций и индивидуальной творческой инициативы в древней русской культуре. Своеобразие историзма литературы Древней Руси, ее дидактизма и патриотизма, особенности вымысла в литературе Древней Руси. Система исходных жанров древней русской литературы.

Художественный метод древней русской литературы и миросозерцание средневекового человека (бинарность мышления, этическое и эстетическое).

Понятие «стиль эпохи», «литературный этикет» или ритуальность. Идеальное преображение действительности в литературе Древней Руси. Особенности изучения древней литературы.

Летописание как вид литературного творчества.

«Повесть временных лет». Источники. Состав. Редакции

Летописание как первый вид литературного творчества. Летопись, летописный список, летописный свод. Образ русского летописца в литературе нового времени (А. С. Пушкин «Борис Годунов»). Цели и задачи летописания. Летописный свод. «Повесть временных лет» как итог русского летописания за

XI век. Теория академика А. А. Шахматова (история создания повести, редакции, источники). Тематика, идейный замысел и смысл произведения. Понятие добра

и зла. Своеобразие повествования и особенности построения произведения. «Повесть временных лет» и русская культура XIX-XX вв.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник

русской и мировой средневековой литературы.

Идейно-художественный анализ произведения. Проблематика. Жанровое своеобразие. Спорные вопросы изучения

Основные проблемы исследования произведения. Историография вопроса. Проблема восстановления, комментирования, аутентичности, перевода текста. Проблема жанра, авторства и времени создания «Слова», его связей с устным народным творчеством и книжной традицией. Историческая основа «Слова» и его сравнение с летописной повестью о походе Игоря. Идейный смысл, художественные образы и поэтика. Мотивы и образы «Слова» в литературе Х1Х-ХХ веков.

Художественное своеобразие

древнерусской воинской повести

Историческая обстановка на Руси XIII-XIV вв.Областной характер литературы. «Хождение в Царьград» новгородца Добрыни Ядрейковича. «Повесть о взятии Царьграда фрягами» и другие произведения, созданные до нашествия монголов на Русь. Воинская повесть – ведущий жанр эпохи. «Летописная повесть о битве на реке Калке в 1223 г.», «Повесть о разорении Рязани Батыем» как сплав двух традиций: устно-поэтической и письменной воинской повести. «Повесть о взятии Батыем Киева». «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского с боярином Федором». «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о житии Александра Невского» как житие и воинская повесть. Личностное начало в литературе.

«Повесть о тверском восстании 1327 г.». Идея Москвы как общерусского национального центра и ее отражение в литературных памятниках. Повести о Куликовской битве: «Повесть о побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Задонщина», «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского», «Сказание о Мамаевом побоище».

Русская иконопись XIII-XIV вв. как отражение человеческого страдания и горя: Святитель Николай – заступник Русской земли.

Специфические особенности литературы XVIII в.

XVIII в. в истории русской культуры. Классицизм

и просветительский реализм в литературе XVIII в.

Особенности русской литературы XVIII в. Просвещение. Автор и авторское видение. Идея личности в русской литературе XVIII в. Эстетические принципы классицизма. Национальное своеобразие русского классицизма (принцип изображения человека в мире), нормативность поэтики. Теория и практика русского классицизма. Основные литературные роды, виды и жанры и их представители.

Эволюция жанра оды в русской литературе XVIII в.

М. В. Ломоносов. А. П. Сумароков. Г. Р. Державин

Поэтико-стилистические особенности жанра оды в лирике

М. В. Ломоносова. Поэтика ломоносовской оды и традиции древнерусской ораторской прозы.

Теория классицизма в творчестве А. П. Сумарокова. «Две эпистолы» - «манифест русского классицизма». Жанр оды в творчестве А. П. Сумарокова.

Жанровый канон оды и пути его преодоления в поэзии Г. Р. Державина. Изображение мира и человека в поэзии Г. Р. Державина.

Русский сентиментализм XVIII в.

и его эволюция. Творчество Н. М. Карамзина

Истоки и особенности русского сентиментализма. Проблема эволюции и типологии русского сентиментализма в современном литературоведении. Основные жанры сентиментальной прозы и поэзии. И. И. Дмитриев (1760-1837).

Н. М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Основные факты биографии писателя. Раннее творчество. Журналистская переводческая деятельность Н. М. Карамзина.

Жанр сентиментального путешествия и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.

Повести Н. М. Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма. Предромантические тенденции в прозе и поэзии Н. М. Карамзина.

Жанровые и художественные особенности поэзии Н. М. Карамзина.

Древнерусская литература и жанровое своеобразие

«Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

в русской литературе XVIII в.

Жанр «хождения» в древней русской литературе, его традиции в литературе XVIII в.

Особенности эстетических воззрений А. Н. Радищева. Жанровые особенности поэзии А. Н. Радищева. Своеобразие прозаических произведений писателя. Жанровое своеобразие «Жития Федора Васильевича Ушакова».

«Путешествие из Петербурга в Москву» и особенности его поэтики. Принципы изображения героя, жанровое своеобразие. Вопрос о художественном методе произведений А. Н. Радищева.

Раздел 3. Русская литература XIX в.

А. С. Грибоедов

(1795-1829)

Художественный мир комедии «Горе от ума». Ее жанровое своеобразие. Комедия А.С. Грибоедова и драматические произведения Д.И. Фонвизина,

В.В. Ка­пниста. Понятие драматического конфликта. Черты классицизма: единство места и времени, значимые имена, «резонерская» функция главного героя, устойчивые амп­луа некоторых персонажей. Сочетание романтической и реалис­тической эстетики в комедии. Романтический пафос монологов Чацкого, Софьи. Тема одиночества и соотнесенность главного героя пьесы с романтическими персонажами. Реалистическая мотивация характеров и обстоятельств. Типичность образов пер­сонажей, отсутствие классической развязки конфликта.

Смысл названия комедии. Политическое и философское со­держание ума в грибоедовскую эпоху. Своеобразие системы обра­зов. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпо­хи. Чацкий как предшественник образа «странного человека» в русской литературе. Психологические и социокультурные интер­претации поведения Чацкого. Автор и герой в пьесе. Грибоедов и декабристы.

Сословная и культурно-историческая неоднородность фамусовского общества: значение микроконфликтов («век нынешний» и «век минувший») поколений. Функция второстепенных и внесценических персонажей. Эпическое расширение рамок сцени­ческого действия. Своеобразие композиции. Роль двух сюжетных линий. Споры в отечественном литературоведении о композиции сюжета. Функция ремарок.

Особенности стиля комедии: новаторство Грибоедова в пост­роении речевой характеристики героев. Разностопный ямб как преодоление доминирующего в «высокой комедии» александрий­ского стиха. Близость стиха к ритмике басен И.А. Крылова. Обога­щение книжной культуры народно-языковой традицией. Язык как средство портретной характеристики персонажей. Работа над сти­лем в разных редакциях комедии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа государственного экзамена по специальности 080104 «Экономика труда» специализации «Управление персоналом»

    Программа
    Одним из важнейших элементов итоговой государственной аттестации выпускников университета является государственный экзамен по специальности. Он проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников
  2. Программа государственного экзамена по специальности 100103. 65 Социально-культурный

    Программа
    Программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 100103.
  3. Программа государственного экзамена по специальности 1-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)»

    Программа
    Программа комплексного государственного экзамена составлена в соответствии с базовым учебным планом по специальности 1 – 19 01 01 Дизайн, направление специальности 1 – 19 01 01-06 Дизайн (виртуальной среды), а также в соответствии
  4. Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по литературе (1)

    Литература
    Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
  5. Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по литературе (2)

    Литература
    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов,

Другие похожие документы..