Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причиной которого является неудовлетворенность существующим положени...полностью>>
'Диплом'
Цель - найти работу экспериментатора (ИФТТ, ИПХФ, ИСМАН, ФИАН), где можно было бы получить решающие экспериментальные подтверждения моей теории сверх...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Основные принципы международного права. Международный договор как основной источник международного права. Государства – как основные субъекты междуна...полностью>>
'Лекции'
В коллекции известного американского коллекционера Юрия Трайсамана – более двух тысяч произведений русской живописи, графики, скульптуры, представляющ...полностью>>

История становления и развития юридического образования в восточной сибири (1918-1991 гг.)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Лякутина Юлия Павловна

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (1918-1991 гг.)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Иркутск 2009

Работа выполнена на кафедре политологии и отечественной истории

ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Казарин Виктор Николаевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Занданова Лариса Викторовна

кандидат исторических наук, доцент

Мирошникова Нина Филипповна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт

МВД России»

Защита состоится 9 октября 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д.212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса,1)

С диссертацией можно ознакомиться в региональной научной библиотеке Иркутского государственного университета (г. Иркутск, б. Гагарина, 24)

Автореферат разослан «_______»______________________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Логунова Г. В.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Юридическое образование занимает важное место в образовательной системе страны. Подготовка высококвалифицированных юристов существенно воздействует на экономику, культуру, социальную и политическую системы российского общества. Проводимая правовая реформа в Российской Федерации наглядно показывает, какую роль юриспруденция играет в жизни общества. Отсюда – огромный интерес к этой профессии, с одной стороны, и повышенная требовательность к ее представителям – с другой.

Изучение и осмысление опыта формирования юридического образования необходимы как в научном, так и в практическом аспектах. Первый аспект из названных важен с точки зрения анализа закономерностей развития юридического научного потенциала ВУЗов, формирования научных школ и направлений, традиций отечественной юридической науки и образования. Без учета опыта прошлого (практический аспект), в том числе и отрицательного (к примеру, факты нарушения конституционных прав и свобод граждан, репрессий, произвола в уголовном и гражданском судопроизводстве и др.), осуществление названных задач будет просто невозможным.

Анализ объективных предпосылок, закономерностей возникновения и тенденций развития юридического образования в Восточной Сибири позволит глубже понять и современные процессы, происходящие в этой сфере образования. Названная тема в такой постановке ранее не являлась предметом специального диссертационного исследования. Исходя из вышеизложенного, ее можно отнести к актуальным, значимым и перспективным направлениям.

Историография исследования. Степень изученности проблемы. Историография, будучи своеобразным аккумулятором обширного опыта ученых, во многом может способствовать созданию новых, объективных научных исследований1. Исторической литературы по исследуемой нами проблеме, то есть по вопросам становления и развития юридического образования именно в Восточной Сибири, издано относительно немного. Тем не менее, проблемы формирования и реформирования профессионального образования в РСФСР, в частности, и юридического образования, начиная с момента свершения Октябрьской революции, в СССР и в постсоветской России, привлекали и продолжают привлекать внимание значительного числа исследователей. При этом весь массив отечественной историографии по данным вопросам можно подразделить на ряд этапов: 1920-е гг.; 1930-е – середина 1950-х гг.; вторая половина 1950-х – до рубежа 1980-х - 1990-х гг. Особо выделим период с начала 1990-х гг. и по настоящее время.

Рассмотренные историографические источники, относящиеся к первому периоду, в абсолютном большинстве посвящены вопросам зарождения и начальной стадии становления высшего, в том числе юридического образования в Восточной Сибири. Практически речь идет об единственном вузе - Иркутском государственном университете. Выявлено его значение для культурной жизни региона, начальный процесс формирования материальной базы и научно-преподавательского корпуса, структура учебного процесса, издательская деятельность и другие вопросы.

Общая картина историографии в 1920-е гг. характеризуется нарастанием числа публикаций по проблеме и их качественным углублением. Немало статей о развитии науки и образования печатали сибирские журналы «Жизнь Сибири», «Сибиреведение», «Сибирский педагогический журнал» (впоследствии – «Просвещение Сибири»), «Сибирские огни», а также центральные – «Северная Азия», «Природа», «Краеведение» и другие. Особо выделяются юбилейные сборники научных трудов, посвященные трех-, четырех-, семи-, а затем – десятилетию Иркутского университета, призванные показать значимость этого учебного заведения для развития народного хозяйства и культуры региона, а также заслуг его ректора – Н. Д. Бушмакина как крупного ученого, организатора и общественного деятеля2.

Ряд статей и отчетов из перечисленных выше юбилейных и иных изданий касаются вопросов юридического образования в ИГУ, первоначально – в структуре юридического факультета (с 27 октября 1918 г.); начиная с весны 1920 г. – в составе гуманитарного факультета (общественно-правовое отделение); с июня 1921 г. – в рамках правового отделения факультета общественных наук, и, наконец, на базе факультета права и местного хозяйства (хозправфак), который начал свою работу с осени 1924 года3.

Значимым рубежом исследуемого первого этапа истории и партийной историографии советской высшей школы являются 1927-1929 гг. В это время издается одна из первых обзорных работ, посвященных формированию высшего образования в Восточной Сибири, и, в частности, юридическому образованию, - юбилейный сборник «Десять лет Иркутского государственного университета». Данное событие, на фоне достижений в области образования в Восточной Сибири, приобрело еще и роль незыблемого политического фактора. В издании рассмотрена роль университета в изучении производительных сил, в подготовке научных кадров, участие в культурном строительстве, а также в области становления и развития юридического образования4.

Период 1930-х - середины 1950-х гг. в некоторой степени противоречив: количество рассматриваемой нами литературы пошло на спад, степень детализации при изложении исторических фактов также уменьшилась5. Однако продолжают издаваться очерки юбилейного характера об отдельных вузах. Исследуемая нами проблематика в анализируемый период еще не стала предметом историографического исследования в рамках именно Восточной Сибири. Во многом это объясняется тем, что в Иркутском университете и во всей Восточной Сибири с начала 1930-х до конца 1940-х гг. вузовского юридического образования не было.

Анализ работ следующего периода историографии юридического образования (вторая половина 1950-х гг. – конец 1980-х гг.) показывает, что к исследуемой проблематике, преимущественно в общесоюзном масштабе, обратился гораздо более значительный круг специалистов. Это были уже, в значительной степени, не только партийные и государственные деятели, руководители органов народного образования и вузов, но и профессора, доценты, аспиранты и соискатели.

Так, книга А. Ф. Шебанова «Юридические высшие учебные заведения» посвящена истории юридического высшего образования в стране с 1917 до начала 1960-х гг. В ней содержатся материалы, характеризующие сеть и структуру юридических высших учебных заведений, условия обучения в них, учебные планы и организацию учебного процесса, а также сведения о преподавателях6.

Аналогичным вопросам уделяет внимание Е. В. Чуткерашвили. В его работах выявлены этапы развития высшего образования в СССР и проблемы повышения его качества. Несмотря на имеющиеся ценные выводы и прогнозы, тем не менее, все успехи в сфере высшего образования анализируются автором не иначе как сквозь призму руководящей роли КПСС7.

В коллективной монографии обобщающего характера Г. К. Морозова, Б. М. Ременникова, В. А. Северцева и других авторов сосредоточены масштабные исследования преобразований советской высшей школы в течение большого исторического периода: после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны, в годы восстановления народного хозяйства и в период развертывания коммунистического строительства8. Авторы делают значимый вывод о том, что первоначально процесс привлечения старых кадров на сторону советской власти на самом деле был весьма сложным, ибо реакционная профессура, которая задавала тон, всячески игнорировала введение реформ, перестройку учебных заведений.

Важное место в историографии темы диссертации занимает ряд источников «общесибирского» характера, в частности, фундаментальный коллективный труд «История Сибири». В рамках хронологического периода с 1917 по 1965 гг. прослежена динамика становления и развития высшей профессиональной школы Сибири. Даже в самый сложный период - начиная с Октябрьской революции, включая годы Гражданской войны и последующего восстановления хозяйства, достижения высшей школы Сибири в наиболее общей форме уже характеризуются непрерывным ростом выпуска специалистов9.

В диссертации Н. Ф. Мирошниковой обобщен опыт партийных организаций Восточной Сибири в решении важных проблем народного образования, глубоко проанализированы его положительные стороны, трудности и недостатки10.

Тему об образовании в Сибири в период Великой Отечественной войны продолжил Г. А. Докучаев11. Количественные и структурные показатели выпуска специалистов высших и средних специальных учебных заведений СССР 1960-х- начале 1970-х гг. обстоятельно представлены в работе В. П. Елютина12. Н. Л. Сафразьян рассмотрела главные направления политической, организационной и идеологической деятельности партии по строительству советской системы высшего образования, а также мероприятия по изменению социального состава и идейно-политическому воспитанию студенчества13. Ограниченность работы проявилась в исследовании узких хронологических рамок и в оставлении без внимания механизма принятия партийных решений.

Публикации, изданные в 1980-х гг., посвящены, в большинстве своем, становлению высшего образования на Урале и в Сибири. Однако, наряду с уже ставшим традиционным для внимания исследователей периодом 1917-1930–х. гг.14, более активно исследуется и период историографии, соответствующий 1940-м – 1960-м годам15, в том числе и конкретно по проблемам открытия одного из первых советских университетов - Иркутского госуниверситета.

Источниками, позволившими сформировать комплексное представление о деятельности юридического факультета ИГУ, стали юбилейные сборники, изданные к 50-летию16 и 60-летию17 ИГУ, отразившие в хронологическом порядке деятельность юридического факультета, его становление и развитие на рубеже эпох.

Современный, новейший этап российской историографии вузовского юридического образования и науки начинается с начала 1990-х гг. и демонстрирует весьма существенные отличия от предыдущих трех рассмотренных периодов. Эти отличия можно свести к следующим позициям.

По спектру публикаций можно с уверенностью констатировать, что у современных историографов наблюдается переосмысление ранее изученных проблем, связанных с исследованием вопросов становления советской науки и системы образования применительно ко всем временным фрагментам. В исследованиях Л. В. Зандановой, В. Л. Соскина, Н. В. Стукаловой и других ученых18 проходит идея преемственности, необходимости использования отечественного, именно дореволюционного исторического опыта в современных условиях.

В начале 2000-х гг., на волне интереса к юридическому образованию, вышел в свет юбилейный коллективный сборник, посвященный среднему и высшему юридическому образованию системы МВД. Книга посвящена десятилетию ведомственного Иркутского вуза - Восточно-Сибирского института МВД РФ (1993 - 2003 гг.)19. За указанные годы показана история становления вуза, формирования современной системы подготовки кадров для работы в органах МВД и МЧС, повышения научно-педагогического потенциала, укрепления учебно-материальной базы.

Надо заметить, что большинство из работ посвящены анализу эволюционных процессов системы образования России в целом. Что же касается науки и образования в Сибири, следует отметить, что многие исследования, в том числе и современных авторов, ограничены территориальными рамками Западной Сибири20.

Примером комплексных научных разработок вопросов, посвященных итогам развития высшей школы Сибири в целом в период с конца 1950-х до начала 1990-х годов, может служить монография В. В. Петрика21. Ученый охарактеризовал механизм управления системой высшего образования, проследил динамику роста сети высших учебных заведений Сибири и изменения в их структуре в конце 1950-х - начале 1990-х гг., выявил международные связи сибирских вузов, рассмотрел другие связанные с этими вопросы.

В 2000-е гг. были подготовлены и защищены две диссертации, исследующие проблематику подготовки юридических кадров в системе высшего (основные регионы становления юридической науки и образования в Российской империи в конце Х1Х - начале ХХ веков, территория СССР и современной Российской Федерации)22, а также среднего специального юридического образования России (территория центральной части России)23. Однако авторы сфокусировали свое внимание, главным образом, не на самом процессе подготовки кадров, а на анализе государственной политики в области подготовки специалистов-юристов.

Конкретно юридическому образованию в Иркутском госуниверситете посвящен обстоятельный коллективный труд «Юридический институт Иркутского государственного университета», охватывающий период становления и развития юридического образования в ИГУ с 1918 по 2004 гг. Как историческое исследование, книга обладает уникальным характером, синтезирует в себе осмысление прошлого, настоящего и будущего юридического образования в Иркутском государственном университете, - от его первых до сегодняшних дней24.

Существенное значение в исследовании проблем формирования юридического образования именно в Восточной Сибири имеют работы В. Н. Казарина. В частности, впервые подробно рассмотрены этапы трудовой биографии профессоров-юристов М. М. Агаркова и Г. Ю. Маннса на этапах до- и во время деятельности в Иркутском университете25. В более поздних работах, на основе анализа обширного архивного материала, В. Н. Казариным исследован процесс возникновения правовой школы в Иргосуне, ее влияние на становление системы правовых знаний в Иркутске и Приангарье, а также дальнейшая эволюция в период с 1918-1931 гг.26

Особого внимания заслуживает очерк истории высшего университетского образования в Иркутске в 1920-е гг., в период с момента образования (1918 г.) до конца 1920-х гг. В нем проведено, на основе привлечения новых, не введенных в научный оборот источников, комплексное исследование проблем трансформации университета, и в том числе, юридического образования, в новых условиях «ревкомовской» (после падения режима А. В. Колчака), а затем советской власти. Это вопросы, касающиеся положения профессорско-преподавательского состава, особенно представителей «старой», буржуазной профессуры; изменения учебных программ, социального состава студенчества, а также взаимоотношения власти и университетской автономии27. Работы В. Н. Казарина, таким образом, содержат обширную научную и познавательную информацию, что позволяет глубже осмыслить процесс становления юридического образования в Восточной Сибири.

Анализу материалов по юридическому факультету Красноярского университета посвящен юбилейный альбом КГУ «Юридический институт» (1955-2005), изданный по случаю 50-летия основания юридического института (факультета) в составе КГУ. В юбилейном издании обстоятельно изложена история создания юридического факультета, а также процесс перевода юридического факультета КГУ в ранг института в 2001 г. Описаны воспоминания ветеранов о профессорско-преподавательском составе, уделено большое внимание научной деятельности факультета28. Важное значение представляет и библиографический указатель, подготовленный в связи с указанным полувековым событием29, который отражает итоги научно-исследовательской и учебной деятельности преподавателей по различным отраслям права за период 1955 - 2005 гг.

В контексте заявленной темы в диссертации имеется анализ работ зарубежных авторов. В них наглядно доминирует политико-исторический аспект. Так, Л. Р. Грэхэм изучает формирование науки и научных институтов России и Советского Союза (вплоть до его распада) под воздействием социальных, экономических и политических факторов30. Исследование истории советского государства, ее культуры и образования продолжает целая плеяда зарубежных ученых, - Боффа Дж.31, Верт Н.32, Карр Э.33 и других. Перечисленные научные изыскания носят общий характер; авторы не ставили перед собой задачу глубокого исследования советского образования и науки, в том числе, юридического образования.

Проблемы формирования класса новой, советской интеллигенции получают дальнейшее рассмотрение в монографическом исследовании авторитетного американского историка О'Коннора Т. Э., посвященном известному деятелю первых десятилетий советской власти, наркому просвещения А. В. Луначарскому. Однако содержательный аспект книги гораздо шире. В плоскости научных интересов автора оказались не только и не столько конкретные исторические личности, но и проблемы становления пролетарского образования и интеллигенции в целом34.

Тему формирования советской интеллигенции, но уже применительно к сфере юстиции, продолжил профессор университета Торонто (Канада) П. Соломон35. Этого автора следует отметить особо, так как он предпринял предметное, обобщающее исследование истории развития юстиции, юриспруденции, системы судебных учреждений, органов прокуратуры СССР в 1920 - 1950-е гг.

Таким образом, в 1990-е – 2000-е годы интерес к истории России у зарубежных авторов значительно возрос. Связано это, естественно, с теми масштабными политическими изменениями, которые происходили и происходят в стране. Однако, большинство из перечисленных трудов иностранных ученых выполнено без должного учета анализа «первоисточников» - архивных документов и иных эмпирических материалов, без которых невозможен глубокий анализ проблемы. Кроме того, не встретилось не одной зарубежной работы, посвященной исследованию проблемы становления именно юридического образования в России и, особенно, в Сибири.

В целом, историографический анализ показывает, что при всем многообразии научной литературы, касающейся образования и науки в целом, отсутствует целостный анализ проблем становления и развития конкретно юридического образования в Восточной Сибири.

Цель диссертационной работы состоит в анализе процесса зарождения и становления юридического образования в Восточной Сибири, его особенностей и этапов. Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

-изучить степень научной разработанности темы исследования;

-проанализировать исторические предпосылки и процесс организации юридического образования в Восточной Сибири, его особенности;

-исследовать становление правовых, материальных основ, организационной структуры и управления юридического образования;

- рассмотреть динамику профессорско-преподавательского состава и организацию учебного процесса;

-охарактеризовать состояние и изменения в учебной деятельности по подготовке специалистов-юристов;

-выявить становление базовых научно-правовых школ и направлений.

Объектом исследования является юридическое образование в Восточной Сибири. Предмет исследования – становление, развитие и региональные особенности юридического образования в Восточной Сибири в 1918 - 1991 гг.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1918 по 1991 годы. Ограничение временного исследования такими рамками является обоснованным с логико-исторических позиций. Именно такой значительный временной отрезок позволяет во всей глубине рассмотреть основные тенденции и перспективы юридического образования.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Иркутской, Читинской областей и Красноярского края. На этих территориях функционировали высшие и средние специальные учебные заведения, осуществлявшие юридическое образование. Вопросы истории юридического образования в Читинской области рассматривались на основе анализа материалов, содержащихся в Государственном архиве Иркутской области. Необходимо учесть также, что Иркутский государственный университет готовил специалистов в области юриспруденции для Бурятии, Якутии и Тувы, поскольку на территории этих автономных республик и областей не было вузов, осуществлявших подготовку юристов.

В качестве методологической основы работы выступает философская теория познания, в сочетании с принципами объективности, историзма и научности. Данный подход предполагает обязательное изучение исторических явлений и процессов в их динамике, с учетом внутренней логики и целесообразности. Это позволило увязать реальные факты с исторической ситуацией, проанализировать конкретно-исторические явления в их взаимной связи и обусловленности и, на этой основе, выявить как положительные, так и отрицательные тенденции в формировании и развитии юридического образования. Такой подход, в сочетании с проблемно-хронологическим принципом, в том числе, позволил оценить опыт партийно-государственного руководства юридическим образованием с критических позиций.

Применялись специальные методы, характерные для исторического исследования. К их числу относятся, прежде всего, проблемно-хронологический метод; сравнительно-исторический метод; историко-генетический, историко-типологический методы, метод периодизации. Применение всей совокупности названных методик дало возможность автору научно объяснить явления в изучаемой исторической реальности с целью максимально точного и объективного воссоздания подлинной истории объекта.

Источники. К данному исследованию был привлечен широкий круг источников. Традиционно они подразделяются на опубликованные и неопубликованные (архивные) материалы.

К опубликованным материалам следует отнести одну из важнейших групп источников, которая объединяет в себе законодательно-нормативные и распорядительные акты по теме исследования, в частности, такие как «Об улучшении подготовки новых специалистов», «О кадрах народного хозяйства», «О мероприятиях по укреплению научной работы», «О научных кадрах ВКП (б)36. Нормативно-правовые и законодательные документы по высшей школе, а также партийные документы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», «О дальнейшем улучшении руководства развитием науки и техники в стране» и др.37, являлись основой для законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти, а так же в области научно-педагогической политики государства38. Данные документы позволили раскрыть роль партийных, государственных органов и общественных организаций в управлении всей системой образования того времени, проанализировать общие направления кадровой политики и многие другие вопросы. Следовательно, изучение в историческом аспекте процесса формирования и развития образования в целом, в том числе и юридического, невозможно без привлечения данных документов.

В работе дан анализ выполнения постановлений, посвященных развитию не только образования и высшей школы, но и юридического образования. Это, к примеру, документ «Об улучшении и расширении юридического образования в стране» 39. Данное постановление показало существенные недостатки в указанной области и наметило пути решения этой проблемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развития российской государственности

    Документ
    1. Образование и развитие Древнерусского государства 2. Московское государство 3. Императорская Россия 4. Советская форма государственности 5. Конституционные основы Российской Федерации
  2. История сельскохозяйственного страхования в советский период (1921-1991 гг.) (на примере Иркутского региона)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов, на заседании диссертационного совета Д 212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, г. Иркутск, ул.
  3. Становление и развитие советской системы политического контроля в 1917-1953 гг. (на примере Среднего Поволжья)

    Автореферат
    Защита состоится 19 апреля 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д.
  4. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896-1991 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «20» декабря 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, Саратов, ул.
  5. Становление и деятельность судебных органов на дальнем востоке СССР (1922 1939 гг.)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности России

Другие похожие документы..