Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
В СТОИМОСТИ ТУРА: - обзорная экскурсия по СТАРОМУ ГОРОДУ; - обзорная экскурсия по ПРАЖСКОМУ ГРАДУ; - замок ПЕРНШТЕЙН + МОРАВСКИЙ КАРСТ; - КАРЛОВЫ ВАРЫ...полностью>>
'Урок'
Основные понятия и термины: повторение моногольское иго, баскак, ярлык, дань (выход), бесермены, великий князь, митрополит, уния, органы управления Но...полностью>>
'Курсовая'
Фразеология- это наука о фразеологических единицах (фразеологизмах), т.е. об устойчивых сочетаниях слов с осложненной семантикой, не образующихся по ...полностью>>
'Лекции'
2. Разработчик: Ольга Николаевна Мордосова, доцент кафедры аналитической и физической химии, кандидат химических наук, выпускница химического факульте...полностью>>

Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3)

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________(декан)

«____» _____________2008 г.

Программа дисциплины

ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы

(ч.3)

1. Цели и задачи дисциплины:

Курс читается в составе дисциплины «История зарубежной литературы» и охватывает большой временной отрезок, условно обозначаемый как «вторая половина XIX века», а фактически включающий в себя явления гораздо более широкого хронологического диапазона – от 1830-х до 1900-х годов. Цель курса – ознакомление студентов с основными явлениями и тенденциями в литературе обширного периода, завершающего классическую эпоху и подготавливающего радикальный культурный переворот ХХ века. В плане подготовке будущих учителей-словесников это необходимо для расширения представлений об общих закономерностях развития мировой культуры и углубления понимания таких существенных теоретических категорий, как стиль, жанр, художественное направление и т.д., в соотнесении с конкретным историко-литературным материалом.

При изучении курса ставятся следующие задачи:

показать движение и взаимодействие литературных направлений (реализм, натурализм, символизм и др.) в связи, с одной стороны, с процессами культурно-мировоззренческого характера, с другой – со своеобразием индивидуальных художественных манер крупнейших зарубежных писателей;

проследить особенности бытования литературных родов в рамках изучаемого периода, охарактеризовать наиболее яркие и значительные достижения в прозе, поэзии, драматургии;

продемонстрировать связь изучаемых литературных явлений с породившей их национальной культурой и их значение для русской культуры.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– осмыслить развитие литературы данного периода как внутренне закономерный процесс развития и взаимодействия художественных направлений и как диалог ярких творческих индивидуальностей;

– иметь представление о национальной специфике и об особенностях литературы разных периодов внутри изучаемого курса;

– развить и закрепить навыки литературоведческого анализа текста.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

150

4

Аудиторные занятия

85

Лекции

51

Практические занятия (ПЗ)

34

Самостоятельная работа

65

Вид итогового контроля

зачет

4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план):

Раздел дисциплины

Всего

Лекции

Практ. занятия

1

Зарождение и развитие реализма в литературе ХIX века

1 ч.

1 ч.

Творчество Оноре де Бальзака.

6 ч.

4 ч.

4 ч.

Творчество Стендаля.

5 ч.

3 ч.

2 ч.

Творчество Проспера Мериме.

4 ч

2 ч.

2 ч.

Эмиль

Французская литература 1850–1860-х годов. Творчество Гюстава Флобера

6 ч.

4 ч.

2 ч.

Парнасская школа. Поэзия Шарля Леконт де Лиля и Теофиля Готье.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

Поэтический сборник Шарля Бодлера «Цветы зла».

3 ч.

2 ч.

2 ч.

Английская литература. Творчество Чарльза Диккенса.

3 ч.

3 ч.

2 ч.

Уильям Теккерей и его роман «Ярмарка тщеславия».

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Натурализм. Эмиль Золя – теоретик натурализма. Эпопея Эмиля Золя «Ругон-Маккары».

4 ч.

4 ч.

2 ч.

Новеллистическое и романное творчество Ги де Мопассана.

3 ч.

3 ч.

2 ч.

«Интеллектуальный» роман (Анатоль Франс).

2 ч.

2 ч.

Своеобразие художественного метода Ромена Роллана. Повесть «Кола Брюньон»

2 ч.

2 ч.

«Новая драма»: общая характеристика.

2 ч.

2 ч.

Драматургия Генрика Ибсена.

4 ч.

2 ч.

4 ч.

Драматургия Мориса Метерлинка

3 ч.

3 ч.

2 ч.

Драматургия Герхарта Гауптмана

2 ч.

2 ч.

Драматургия Бернарда Шоу

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Эстетизм Оскара Уайльда. Роман «Портрет Дориана Грея»

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Символизм в поэзии. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме

3 ч.

3 ч.

2 ч.

4.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Зарождение и развитие реализма в литературе ХIX века.

Социально-исторические и культурно-философские предпосылки возникновения реализма. Основные принципы реализма (детерминизм, историзм); его периодизация в европейских литературах. Взаимодействие литературных направлений (в первую очередь романтизма и реализма). Проблема идеала в критическом реализме: соотношение идеала и установки на точное изображение реальной действительности. Национальная специфика реализма на уровне интенсивности развития (стадиальное «запаздывание» литератур Германии и США) и проблематики (темы «утраченных иллюзий» во Франции, «униженных и оскорбленных» в Англии).

2. Творчество Оноре де Бальзака.

Эстетические взгляды и художественный метод Бальзака. Проблема «правды искусства» и ее связь с главной философской проблемой писателя – соотношением идеала и действительности. Научные принципы в эстетике Бальзака, их характерность для литературы XIX века. Историзм Бальзака: понимание современности как эпохи, начавшейся после Великой французской революции; соотнесение ее с вечными ценностями. Концепция человека как субъекта личного выбора в вечной коллизии Добра и Зла, Бога и Дьявола. Страсти как динамическое начало в вечной драме жизни; их диалектическая роль в жизни человека и общества. Современный драматизм: «драма без яда и кинжала». Притчевость и символичность произведений Бальзака как выражение его установки на выражение идеала. Специфика художественного стиля Бальзака (соединение риторичности, сентенциозности, эмфатичности повествования с детальностью эмпирического описания и напряженностью сюжетного действия) как отражение его философско-эстетической концепции.

«Человеческая комедия» Бальзака. Замысел, история формирования и структура цикла. Основы единства «Человеческой комедии» как цикла: использование переходящих персонажей, единство проблематики и художественных принципов. «Предисловие к “Человеческой комедии”» (1842) как философско-эстетический манифест Бальзака. Соотношение социального и природного мира. Влияние Вальтера Скотта и кардинальное углубление его художественных открытий. Концептуальность художественного творчества.

Философские этюды Бальзака как манифестация основной проблематики его творчества. Повести «Неведомый шедевр», «Поиски Абсолюта», «Луи Ламбер», «Прощенный Мельмот», «Эликсир долголетия» и др.

«Шагреневая кожа» (1831) как философский роман. Мотив игры, его сюжетная реализация и семантика Тема выбора в романе, ее полемическое соотношение с «Фаустом» Гете. Система культурных аллюзий в романе (Христос, Рафаэль, Фауст), их значение для понимания образа главного героя. Сюжетная и символическая роль образов Антиквара и шагреневой кожи. Семантика триады «желать», «мочь» и «знать» («vouloir», «pouvoir», «savoir»). Специфика фантастического начала в романе.Особенности сюжетостроения и композиции романа. Соотношение образов Феодоры и Полины. Бинарность художественной системы как отражение этико-философской концепции Бальзака и как особенность раннего этапа развития реализма. «Шагреневая кожа» как «философский ключ» к «Человеческой комедии».

Повесть «Гобсек» (1835). История создания, место произведения в «Человеческой комедии». Организация сюжета по принципу «рассказ в рассказе» и художественное значение этого приема. Образ Гобсека как концентрированный тип эпохи, герой-«мономан». Мотив денег в повести, его нравственно-философская семантика и связь с общей концепцией «Человеческой комедии». Гобсек и Плюшкин: типологическая общность эстетики раннего реализма.

Роман «Евгения Гранде» (1833) как ранний образец реалистической эстетики. Оригинальность сюжета (провинциальная семейная история), композиции (линейное развертывание повествования), главных образов. Коллизия идеала и реальности без фантастики и откровенной символики, в сопоставлении папаши Гранде и Евгении. Папаша Гранде – типичное воплощение современной эпохи, герой-«мономан»; соединение вечного типа («скупец») с социально-исторической конкретикой. Внутренняя монолитность персонажа и его внешняя вовлеченность в основной конфликт романа. Сюжетная роль и семантика денег в романе. Евгения Гранде как воплощение авторского идеала; соотношение христианских духовных ценностей и жизненной динамики; тенденция к внутреннему драматизму в образе героини. Значимость романа для дальнейшего развития реализма. «Евгения Гранде» в России: Ф.М. Достоевский – первый переводчик романа на русский язык.

Роман Бальзака «Отец Горио» (1835)– модель цикла «Человеческая комедия». Новый («полицентрический») тип сюжета; связь и сюжетных линий заглавного героя, Растиньяка, Викторины Тайфер, Вотрена. Социально-исторический и притчевый пласты сюжета: французское общество после Французской революции как арена вечных нравственных коллизий. Пансион вдовы Воке: особенности поэтики и семантическая насыщенность образа. Заглавный герой: символика «отцовства»; трагический конфликт вечной Любви и современных денежных ценностей. Образ Вотрена в романе и в цикле «Человеческая комедия» как воплощение Зла; гиперболизация и идеализация как основы поэтики образа. Вотрен как идеолог общества. Образ Растиньяка как динамический связующий центр сюжета. Растиньяк как проблемный герой: внутренний конфликт, обусловленный коллизией вечных ценностей и социальных страстей. Проблема выбора в романе; понятия Повиновения, Бунта и Борьбы; притча о китайском мандарине и авторская нравственная концепция. «Отец Горио» и романы Ф.М. Достоевского: общие черты проблематики и поэтики.

«Утраченные иллюзии» (1843) как образец зрелого творчества Бальзака. Обобщающая семантика заглавия. Масштабность сюжета: панорамный показ современного французского общества в сопоставлении разных социальных сфер. Усложнение принципа бинарности: сложное соотношение образов двух главных героев. Трехчастная композиция романа как отражение истории создания произведения и ее художественно-смысловое значение. Тема утраченных иллюзий и ее связь с эпохой; проекция идей наполеонизма на целое поколение. Люсьен Шардон-де Рюбампре: новый тип героя – слабой личности. Проблема творческой реализации, соотношение таланта и нравственной позиции. Усложнение ситуации выбора в романе. Образы Лусто и д’Артеза как варианты личного нравственного выбора в пределах общей социально-исторической ситуации. Их роль в организации сюжетного действия во второй части романа. Аббат Эррера как очередная маска Вотрена, проблема нравственной ответственности личности. Художественное воплощение идеала в романе: образы Евы, Давида Сешара, д’Артеза и Содружества; соотношение утопии и реальности.

Значение творчества Бальзака в истории мировой культуры.

3. Творчество Стендаля.

Стендаль (Анри Бейль) и Бальзак: контраст двух творческих индивидуальностей в русле единого художественного метода. Мировоззрение, эстетическая позиция и художественные принципы Стендаля. Биография писателя в соотношении с историей Европы конца XVIII – начала XIX вв. Безрелигиозное гуманистическое мировоззрение писателя. Философия личности как основа творческой индивидуальности Стендаля; своеобразная интерпретация идеи Гельвеция об эгоизме как ведущем начале в человеке. Концепция счастья, ее связь с конкретикой исторических, национальных, индивидуальных детерминант.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 4)

    Программа дисциплины
    «История зарубежной литературы XX века» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения мировой литературы.
  2. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью изучения начальных курсов истории зарубежной литературы является усвоение студентами зависимости развития литературы в период от античности до ХVIII в.
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 2) Цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины: сформировать представления о логике развития литературы Европы и США в первой половине XIX века

    Программа дисциплины
    Романтизм как литературное направление. Происхождение понятия «романтизм». Исторические и философские предпосылки возникновения романтизма. Этапы развития.
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 4)

    Программа дисциплины
    Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История психологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Томск 2011

    Программа дисциплины
    Целью дисциплины «История психологии» является усвоение студентами специальности 031300.27 «Социальная педагогика» знаний, умений, навыков и компетенций, востребованных в профессиональной деятельности.

Другие похожие документы..