Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
Убеждение Православной Церкви в том, что писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Христов, Апостол Иоанн, осно­вано на твердом свидетел...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Історичні події в Україні спричинили необхідність підвищен­ня психологічної культури, в тому числі культури медичного обслуговування. Сучасне суспіль...полностью>>
'Документ'
Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, ч...полностью>>
'Инструкция'
Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность старшего финансового менеджера. Старший финансовый менеджер относитс...полностью>>

Свои жизненные планы, оставить после себя нечто цельное и полезное, то начинаешь с выстраивания системной линии реализации задуманного, которая затем выкладывается в твой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались, прежде всего, для того, чтобы поговорить о наших стратегических планах на следующий год. Именно стратегических, т.к. известно, что «Чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам работы».

И я, и вы для своего учреждения имеем тот самый ранг, который не позволяет нам об этом не думать.

Можно продолжать жить по привычной, заданной извне циклограмме и чужому календарю (а многие так сегодня и делают), не очень задумываясь над тем, какой конкретный результат планируешь получить. Так проще, но скучно и расточительно. Почти вхолостую тратим свое и чужое время, силы, финансовые и иные ресурсы.

Если же хочешь реализовать свои жизненные планы, оставить после себя нечто цельное и полезное, то начинаешь с выстраивания системной линии реализации задуманного, которая затем выкладывается в твой индивидуальный план, твой календарь и вписывается в объективно существующую циклограмму окружающей среды.

Из той же среды ты выбираешь и используешь у себя самое эффективное для достижения поставленных целей и, наоборот, минимизируешь свои усилия во всем остальном, в чем приходится участвовать в меру того, что живем мы все в обществе и быть свободными от него никак не можем.

У образовательных учреждений всё так же, как и у людей. Как показывает анализ, и здесь легче жить по скопированным планам, особенно не задумываясь не только над тем, подходят ли они вашему учреждению, но, порой, даже над тем, что скопировано, и к кому оно относиться.

Так живут те учреждения, кого не очень занимает мысль о том, каковы его главные цели и каковы перспективы развития. Здесь лишь от аттестации к аттестации вспоминают о том, что нужно подтверждать своё соответствие заявленному статусу результатами деятельности. И делать это становится всё труднее.

Жить по такой схеме, расточая свое и чужое время и силы, не могут и никогда не позволят себе учреждения, которые четко определили свои цели. И если они не просто скопированы из документов и красиво и модно, но казенно сформулированы, а имеют понятные коллективу четкие контуры, приняты и сформулированы на своем языке, то откуда только берется творчество, фантазия, энтузиазм в их реализации. В этом случае, зачастую не понятно, кому это больше нужно педагогам или ученикам, а то еще и родители тут же. И здесь важно только понимать, что идем в русле и по намеченному курсу..

Одни и те же функции образовательного учреждения можно выполнять по-разному:

- перелистывая календарь – сделали все, отчитались за выполнение отдельных мероприятия, участие в другом и т.д., наивно ожидая, что само по себе сложится в требуемый результат;

- или, не замечая времени, стремиться к целостности результата, к полноценному и качественному уровню образованию выпускника.

«Руководитель должен уметь организовать осуществление поставленных задач и принимаемых решений, но при этом, он обязан видеть всю проблему целиком и обладать способностью выделить главные, решающие вопросы, чтобы сосредоточить на этих вопросах свое основное время и не раствориться в текучке мелочей».

Рассматривая отдельные направления нашей деятельности на специально посвященных им совещаниях и семинарах, мы забиваем отдельные сваи в фундамент здания, которое строим. И без них крепкого, надежного и долговечного строения не получиться.

Но и набор свай – это не самоцель, так как без связи между ними, этажей и их планировки, оборудования под конкретные цели и последующей эффективной эксплуатации – смысла во всей этой деятельности тоже нет. Но и это еще не все. Это самое простое. Но вот вдохнуть в это строение жизнь, сделать его функционально пригодным для каждого – для этого мало инженерии, здесь нужны инженеры человеческих душ высшей квалификации.

Сегодня хотелось бы посмотреть на нашу работу во взаимосвязи всех проблем и через призму «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», принятой еще в 2001 году. Давайте посмотрим, на какой дом мы с вами получили государственный заказ, и что строим мы.

Какой сегодня должна быть школа, выполняющая заказ государства на образование? Как мы понимаем целостность результата нашей деятельности, каким должно быть качество современного образования? Можем ли мы ответить на запросы нашего государства в своей отрасли и что для этого нужно сделать каждому из нас?

Хотелось бы сегодня уйти отсюда с полным пониманием того, что эти вопросы должны быть первоочередными в определении политики и перспектив развития вашего учреждения, а свой вклад в их решение должен сделать каждый без исключения работник. С пониманием того, что как бы интересны и глубоки не были наши массовые мероприятия, без выстроенной системы работы школы по формированию личности каждого школьника, без постоянной и повсеместной заботы об этом нам не обойтись.

Как государственные учреждения мы, прежде всего, реализуем образовательную политику нашего государства, а потому необходимо понимать, что в этой политике является сферой ответственности управления образования и его структурных подразделений, и что сферой ответственности образовательного учреждения.

В Концепции модернизации российского образования так определены задачи развития государства и общества, которые призвана помочь решить система образования:

  1. Переход к демократическому и правовому государству.

  2. Переход к рыночной экономике.

  3. Преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Решение каждой из этих задач является в свою очередь механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие государства и общества, способного быстро адаптироваться к новым условиям жесткой международной конкуренции.

Без участия граждан в управлении государством на всех уровнях и выстроенного правового пространства ни в одной проблеме далеко не уйдешь.

Но без обучения теории и практике демократических процессов, без выстраивания правовых отношений в каждом звене государственной системы, мы постоянно будем сбиваться на старые рельсы.

Без развития рыночной экономики и понимания его необходимости мы никогда не будем иметь современных и качественных товаров и услуг. Жаль только, что он пока его пока ещё наш рынок далёк от цивилизованного с эффективно отлаженными механизмами. Но именно поэтому уже в школе мы должны уделять еще больше уделять внимания изучению экономики, созданию условий для повышения конкурентоспособности личности и других сопутствующих дисциплин.

Учитывая тенденции мирового развития мы не можем не обратить внимание в нашей деятельности на формирование черт личности ребенка, таких как:

    • готовность к расширяющимся возможностям по­литического и социального выбора;

    • коммуникабельность и толерантность в условиях расширяющегося межкультурного взаимодействия;

    • современного мышления для разрешения растущих глобальных проблем;

а также на построение системы непрерывного образования, «образования длиною в жизнь» в формулировке ЮНЕСКО.

На современном этапе развития России образование становится одним из важнейших факто­ров национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

И модернизация образования - это политическая и общенациональная задача по созданию механизмов ус­тойчивого развития системы образования, ее способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основной стратегической целью Программы модернизации является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Роль образования государство видит:

    • в создании условий для повышения конкуренто-способности личности;

    • в развитии инновационной сферы;

    • в изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

    • в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

    • в обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

    • в формировании кадровой элиты общества.

Общеобразовательная школа должна стать базовым звеном системы «непрерывного образования», т.е. процесса роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни в соответствии с потребностями и личности и общества.

По некоторым оценкам среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист получит уже после окончания учебного заведения.

Таковы реалии нашей жизни. Отсюда и вытекает важность общеучебных навыков, помогающих постоянно обновлять свои знания, перед просто суммой полученных знаний, передаваемых сегодня школьнику.

Вот как в Программе формулируется государственный заказ школе:

«Общеобразова­тельная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельном деятельности и личной ответственности обучающихся, ключевые компетенции, т.е. полноценную социализацию в современных условиях».

Эти составляющие определяют качество содержания современного образования.

Что ждет от современной школы и системы образования в целом наше государство?

Каковы основные направления и задачи модернизации российского образования?

«Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

  • совершенствование содержания и технологий образования;

  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

  • повышение эффективности управления в сфере образования;

  • совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Кроме того, в условиях демографического спада контингент уча­щихся сократился практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании, а также обеспечения полноценного и качественного уровня образования для каждого школьника».

«Основой современной образовательной политики государства явля­ется социальная адресность и сбалансированность социальных интересов».

Что планируется сделать по этим направлениям и как мы к этому идем? Какие задачи касаются напрямую нас с вами.

«Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

    • создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

    • оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;

    • введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана;

    • внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;

    • использование современных информационных и коммуникационных технологий;

Решение стратегической задачи обеспечения качества образования достигается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

  • совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе через процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

  • развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ;

  • завершение эксперимента и переход к поэтапному введению в практику единого государственного экзамена, что обеспечит также государственный контроль и управление качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;

  • создание общероссийской системы оценки качества образования, направленной на создание механизмов объективной оценки качества образования на всех уровнях и ступенях образования.

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

  • внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования

  • внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

  • повышение эффективности институционального управления в условиях изменения организационно-правовых форм деятельности учебных заведений, которое обеспечит условия для роста экономической самостоятельности образовательных учреждений, усилит их ответственность за конечные результаты деятельности, повысит результативность и прозрачность финансирования сферы образования;

  • организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

  • совершенствование системы управления образованием.

Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

  • внедрение модели финансирования образовательных организаций всех уровней образования, обеспечивающей многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования;

  • внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование;

  • реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования.

Для оценки эффективности Программы используется система целевых индикаторов и показателей.

Социальные эффекты

Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:

  1. повышение качества школьного образования:

  • выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5 - 6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);

  • повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA);

  1. улучшение социальной ориентации учащихся и достижение равенства в получении образования:

  • профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам);

  • увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

  • расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);

  • расширение возможности получения образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации (увеличение количества детей указанных категорий, получивших общее среднее или профессиональное образование);

  • расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования детей);

  • обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях);

  • увеличение количества учащихся в возрасте 17 - 18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;

  1. обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования:

  • изменение возрастного ценза преподавательского состава (уменьшение количества работников пенсионного возраста среди учителей средней школы);

  • снижение текучести кадров в сфере образования;

  • повышение уровня квалификации преподавательского состава (увеличение количества учителей (преподавателей), прошедших повышение квалификации и переподготовку);

  1. повышение эффективности финансирования образования:

  • сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии;

  • рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (рост доли негосударственных фондов в финансировании образования, увеличение расходов на образование за счет средств всех источников (в процентах от внутреннего валового продукта), рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования, рост числа крупных инвестиционных проектов, удельный вес расходов по которым за счет средств негосударственных источников выше 10 процентов);

  • обновление учебно-материальной базы учреждений образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу в соответствии с современными требованиями и нормами);

  • снижение диспропорций в финансировании образования (расходы на финансирование образования в регионах в процентах от внутреннего валового продукта, расходы на одного учащегося (студента) по уровням образования и по субъектам Российской Федерации, отношение среднего размера подушевого финансирования учащихся в 20 процентах субъектов Российской Федерации с низшими объемами финансирования к среднему объему подушевого финансирования в Российской Федерации в процентах);

  • повышение уровня оплаты педагогического труда (рост средней заработной платы по отрасли);

  1. расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:

  • обеспечение открытости исчерпывающей финансовой отчетности и информации о деятельности всех образовательных учреждений (организаций);

  • развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские и управляющие общественные советы);

  • рост участия молодежи в управлении образованием (удельный вес некоммерческих молодежных организаций и детских объединений, участвующих в управлении образованием);

  • развитие общественно-гражданских форм управления в системах регионального образования (увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием);

  • развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования (доля органов власти,использующих процедуры общественно-гражданской экспертизы образовательных программ и проектов, систем консультаций в образовании, доля субъектов Российской Федерации, осуществляющих мониторинг развития образования и предоставляющих данные в открытый доступ, доля федеральных учреждений образования, регулярно предоставляющих отчеты в открытый доступ).

Отсроченные социально-экономические эффекты
от реализации программных мероприятий

На федеральном уровне предполагается обеспечить:

  • повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений;

  • обеспечение целевого использования бюджетных средств;

  • повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;

  • введение новых форм управления в системе образования;

  • модернизацию технологической и социальной инфраструктуры системы образования;

  • реструктуризацию системы подготовки специалистов всех уровней;

На уровне образовательных учреждений (организаций) предполагается обеспечить:

  • увеличение количества инновационно-активных научно-образовательных комплексов и сетевых образовательных структур;

  • рост негосударственного финансирования образовательных программ;

  • улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;

  • увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества в сферах образования, науки и производства.

В сфере социальной привлекательности образования предполагается обеспечить:

  • расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;

  • повышение спроса на квалифицированные кадры, оптимизация их возрастной структуры;

  • повышение уровня доходов работников сферы образования;

  • предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие государства и отрасли;

  • сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сергей Ключников фактор успеха новая психология саморазвития

    Книга
    Книга известного психолога, писателя и исследователя эзотеризма С. Ю. Ключникова развивает тему совершенствования человека, затронутую в трех предыдущих книгах серии «Ключ к пробуждению»: «Невидимая броня», «Мастер жизни», «Путь к себе».
  2. Вновом году кадровые агентства могут предложить кандидатам существенно больше вакансий

    Документ
    Январь 2010 года показал: соискателям вновь имеет смысл искать работу в кадровых агентствах, а не только на профильных сайтах. В новом году кадровые агентства могут предложить кандидатам существенно больше вакансий.
  3. Если найдете эти слова полезными, применяйте их (1)

    Документ
    Дистанцируйтесь от эмоций. Не бросайте чтение книги на половине и не читайте по диагонали. Не делайте преждевременных выводов и не смотрите на ситуацию через призму того или иного шаблона.
  4. Если найдете эти слова полезными, применяйте их (2)

    Документ
    Дистанцируйтесь от эмоций. Не бросайте чтение книги на половине и не читайте по диагонали. Не делайте преждевременных выводов и не смотрите на ситуацию через призму того или иного шаблона.
  5. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 349, [1] с. (Психологический практикум).

    Практикум
    Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум).

Другие похожие документы..