Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Нотариат и нотариальное законодательство: Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета ГОУ ВПО БЮИ МВД России. – Барнаул: БЮИ ...полностью>>
'Документ'
При долговременном пребывании человека на борту орбитальной космической станции (КС) искусственное освещение является одним из важнейших компонентов ...полностью>>
'Бизнес-план'
Мониторинг финансового состояния предприятий в стратегии восстановления платежеспособности....полностью>>
'Урок'
найти и прокомментировать функцию таких художественных подробностей, как халат Обломова и пыль в его доме как символы постыдного безделья героя, книг...полностью>>

Книга из серии • 100 великих* рассказывает о самых знаме­нитых в мире режиссерах театра и кино

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

(1858—1943)

Режиссер, педагог, писатель, драма­тург, реформатор и теоретик театра. Вме­сте с К.С. Станиславским основал Мос­ковский Художественный театр. Спектак­ли: «Юлий Цезарь» (1903), «Брандт» (1906), «Братья Карамазовы» (1910), «Пу­гачевщина» (1925), «Воскресение» (1930), «Враги» (1935), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940) и др.

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился на Кавказе, в местечке Озургеты около Поти 11(23) декабря 1858 года. Отец — подполковник, поме­щик Черниговской губернии, мать —

урожденная Ягубова, армянка.

Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе. Рядом с до­мом находился летний театр, который увлек десятилетнего мальчика. В четвертом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.

В 1876 году после окончания гимназии с серебряной медалью Вла­димир едет в Москву, где поступает на физико-математический фа­культет, потом учится на юридическом факультете. Но в 1879 году ухо­дит из университета и работает литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробует себя в беллетрис­тике, в драматургии. Первая его пьеса «Шиповник» (1881) через год поставлена Малым театром. Владимир сочиняет рассказы, повести, романы. За пьесы «Новое дело» и «Цена жизни» ему присуждаются Грибоедовские премии.

В августе 1886 года он соединил судьбу с красавицей Екатериной Николаевной, дочерью известного общественного деятеля и педаго­га Корфа, по первому мужу — Бантыш. Как пишет биограф Инна Со­ловьева, «ее веселого духа, теплого уважения к заботам мужа, жен­ственного доверия к его свободе и ровной, без страдальчества выдер­жки хватило обоим на всю жизнь. Их брак длился более полувека, был испытан многим... »

Будучи известным драматургом, критиком, беллетристом, Немиро­вич-Данченко в 1891 году начинает преподавать на драматических кур­сах Московского филармонического училища.

Работая с молодыми актерами, он приходит к выводу, что сцена от­стала от литературы на десятки лет, что традиционное сценическое ис­кусство обросло штампами, условностями и сентиментализмом.

Владимир Иванович с интересом следит за театральными экспери­ментами молодого режиссера Константина Станиславского. Их пути неизбежно должны были скреститься.

Знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского со­стоялась 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский ба­зар» и продолжалась восемнадцать часов. Разговор шел о возможности создания нового театра в Москве. Как вспоминал Владимир Иванович в книге «Рождение нового театра», взаимопонимание было удивитель­ным: «...мы ни разу не заспорили... наши программы или сливались, или дополняли одна другую». Обсуждались главные для дела вопросы: труп­па, репертуар, бюджет, организационные основы.

В кабинете ресторана собеседники записывают тут же рождающи­еся фразы, ставшие впоследствии крылатыми: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты»... «Всякое нарушение творческой жизни те­атра — преступление».

В 1898 году был создан Московский Художественно-Общедоступ­ный театр (МХТ). Для открытия выбрали «Царя Федора Иоанновича» А.К. Толстого. Театр ощутил современность пьесы, ее тесную связь с глубинами национальной истории.

При распределении обязанностей между двумя руководителями МХТ в ведении Немировича-Данченко оказались репертуарные и ад­министративные заботы (режиссурой занимались оба).

Владимир Иванович привлек к сотрудничеству А.П. Чехова, драма­тургию которого Станиславский поначалу недооценил. Обескуражен­ный провалом «Чайки» на сцене Александрийского театра Чехов нео­хотно отдал ее в МХТ.

Идет декабрь 1898 года. И театр объявляет премьеру: «В четверг, 17-го декабря, поставлено будет в 1-ый раз «Чайка». Драма в 4-х дей­ствиях, соч. Антона Чехова».

Зрители словно ждали этого спектакля о томительно неустроенной жизни, об одинокой старости, о молодости, которая пропадает зря, ра­створяется в привычном инертном существовании.

Необычайный успех премьеры «Чайки» обозначил подлинное рож­дение Художественного театра — первого режиссерского театра России.

Размышляя о проблеме соотношения в репертуаре классики и со­временной драматургии, Немирович-Данченко писал: «Если театр по­свящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мертвым... » Владимир Иванович обращается к членам товарищества МХТа: «Наш театр должен быть большим художествен­ным учреждением, имеющим широкое просветительное значение, а не маленькой художественной мастерской, работающей для забавы сытых людей».

Его требовательной волей на афише МХТа появятся не только А. Че­хов, но и М. Горький, Л. Толстой, произведения Л. Андреева, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и других авторов.

18 декабря 1902 года состоялась триумфальная премьера спек­такля «На дне» в режиссуре Немировича-Данченко и Станиславско­го. «Стон стоял... Публика неистовствовала, лезла на рампу, гуде­ла», — говорили очевидцы. «Человек — это звучит гордо!» — вооду­шевленно восклицал со сцены Сатин (К. Станиславский). Уважени­ем к достоинству личности, романтической верой в свободу, в воз­можность и необходимость поднять со дна жизни всех людей был пронизан спектакль.

Немирович-Данченко с законной гордостью говорил, что именно ему удалось найти манеру произнесения текста, естественную для пье­сы Горького. «Надо играть ее, как первый акт «Трех сестер», но чтобы ни одна трагическая подробность не проскользнула».

Растроганный Горький подарил Немировичу-Данченко экземпляр «На дне», на котором написал: «Половиной успеха этой пьесы я обя­зан Вашему уму и таланту, товарищ!»

В 1903 году выходит один из лучших спектаклей Немировича-Дан­ченко «Юлий Цезарь». Готовясь к постановке, он вместе с художником Симовым ездил в Италию.

Режиссер воссоздает грандиозную историческую картину, заселяя сцену патрициями, рабами, римскими гражданами, сирийцами, егип­тянами, водоносами, ремесленниками, танцовщицами, — все они жи­вут своей жизнью, вовсе не соотносящейся с жизнью Цезаря. Главным действующим лицом спектакля становится народ. В массовке было за­нято около 200 человек. И каждую фигуру массовки Немирович-Дан­ченко охарактеризовал конкретно и точно.

В январе 1904 года МХТ выпустил спектакль по пьесе Чехова «Вишневый сад». До этого с успехом прошли «Дядя Ваня» (1899) и «Три сестры» (1901).

Немирович-Данченко утверждал, что собственное его литератур­но-душевное бытие кончится, когда кончатся чеховские пьесы. Смертью писателя в июле 1904 года Владимир Иванович был потря­сен, раздавлен. Памяти Чехова «художественники» выпустили спек­такль «Иванов». Немирович-Данченко поставил его умно, строго, с точным ощущением эпохи — тех восьмидесятых годов, к которым относит себя Гаев.

Во время первой русской революции режиссер находился во влас­ти серьезного внутреннего разлада: «Я сейчас переживаю огромные по­тери... Многое в моей жизни разваливается». Ему кажется, что его об­ступают корыстные, чуждые его душе люди. «Чеховские милые скром­но-лирические люди кончили свое существование», — вырвалось у него в июне 1905 года.

В МХТе особенно надеялись на пьесы Горького. Вскоре на афише появились «Дети солнца» (в совместной режиссуре Станиславского и Немировича-Данченко). Глубокая достоверность спектакля привела на премьере к драматическому недоразумению. Массовую сцену в фина­ле Немирович-Данченко поставил так, что публика приняла артель штукатуров за черносотенцев, которые пришли громить театр, начав с артистического персонала. Зрители, у которых нервы оказались посла­бее, повскакали с мест, бросились из зала.

В наэлектризованной атмосфере, вызывая бурные реакции, шел также ибсеновский «Бранд», премьера которого состоялась в конце декабря 1906 года. Театровед И. Соловьева пишет о режиссуре Не­мировича-Данченко: «Он выходил здесь на невиданно острые кон­такты с публикой. «Брал» публику прямо — громадой вопросов, мас­штабами зрелища, мощью хоральных звучаний, экстатичностью ритмов... »

Станиславский увлечен, поглощен экспериментами, работой с мо­лодежью, а Владимир Иванович ведет трудную административно-орга­низационную часть, он режиссирует, он должен составлять репертуар так, чтобы тот оставался репертуаром высокого, строгого вкуса, он под­держивает равновесие между труппой, администрацией, пайщиками.

Во время отпуска Владимир Иванович спешит поправить здоровье. Из-за печени ему рекомендован Карлсбад. Затем вместе с семьей от­дыхает в Кисловодске или в Ялте.

Между тем Художественный театр испытывал репертуарный кри­зис. После того как Немирович-Данченко не принял пьесу «Дачники», Горький отказался от сотрудничества с МХТом. Попытки Владимира Ивановича достичь примирения к успеху не привели.

Спектакли 1906—1908 годов — «Горе от ума», «Борис Годунов» и «Ревизор» — отмечены обшей печатью неуверенности. В 1909 году, на­чиная репетиции новой пьесы Л. Андреева «Анатэма», Владимир Ива­нович говорил об измельчании реализма («потому только, что мы сами становимся мелки»), снова напоминал, что все должно идти от жизни, и именно жизнь должна быть самым первым источником сценическо­го воплощения. Однако же пышно декламационную пьесу Л. Андрее­ва не могла спасти даже блестящая работа исполнителя главной роли В.И. Качалова.

Режиссер обращается к русской классической литературе. Перечи­тывает романы Достоевского. Решает перенести на сцену «Братьев Ка­рамазовых».

«Гениальным выходом» называет Станиславский эту удивительно смелую постановку, которую в неправдоподобно короткие сроки осу­ществил Немирович-Данченко.

В октябре 1910 года состоялась премьера спектакля «Братья Кара­мазовы» в Художественном театре. Режиссер открыл путь на сцену боль­шой литературе. Спектакль игрался два вечера, начинал его, непривыч­но для театра, чтец; проза Достоевского звучала, перемежаясь сцена­ми-диалогами в исполнении ведущих актеров МХТа.

«Если с Чеховым театр раздвинул рамки условности, то с «Карама­зовыми» эти рамки все рухнули, — писал Немирович-Данченко после премьеры. - Это не «новая форма», а это - катастрофа всех театраль­ных условностей, заграждавших к театру путь крупнейшим литератур­ным талантам».

Спектакль «Братья Карамазовы» стал этапным в биографии теат­ра. Не менее злободневной была и следующая постановка спектакля «Николай Ставрогин» (1913) по роману Достоевского «Бесы».

Воодушевленный успехом, Немирович-Данченко предполагает ин­сценировать романы и повести «Война и мир», «Анна Каренина», «Об­рыв», «Вешние воды», «Записки охотника».

В то же время режиссер искал пути к трагедии, опираясь на злобод­невные пьесы. Между «Карамазовыми» и «Ставрогиным» были постав­лены «Живой труп» (1911) Л. Толстого и «Екатерина Ивановна» (1912) Л. Андреева. По воспоминаниям самого Немировича-Данченко, спек­такль «Живой труп» был «одним из самых замечательных в Художе­ственном театре»...

Началась война 1914 года. Все реже извещают афиши о премьерах Художественного театра. Два спектакля ставит Немирович-Данченко: «Осенние скрипки» (1915) Сургучева и «Будет радость» (1916) Мереж­ковского. Беспощадно говорит о своей работе: «Надоело перекраши­вать собак в енотов».

Подходит к концу сезон 1916/17 года. Режиссер спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» Немирович-Данченко назначает гене­ральные репетиции. Станиславский не готов к ним, и 28 марта Влади­мир Иванович снимает его с роли, выпуская спектакль лишь в начале следующего сезона.

В стране — брожение. В октябре к власти приходят большевики. Для театра, как и для всей страны, наступают нелегкие времена. После революции МХТ подвергался бешеной травле со стороны левого фронта искусств, разного рода авангардистов, а также со стороны рапповской критики. По свидетельству Немировича-Данченко, МХТ был не однаж­ды на грани катастрофы.

В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию (с 1926 года — Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данчен­ко). Работа в новом направлении увлекла режиссера. Он выпустил здесь ряд нашумевших спектаклей — «Лизистрата», «Дочь Анго», «Карменсита и солдат» и другие. Он стремился реформировать, обогатить принципы музыкальной сцены, очистить ее от штампов «театра ряженых певцов».

Полнота контакта с актерами — едва ли не самое главное в режис­суре Немировича-Данченко. Он знал или угадывал, что именно этому актеру в данном образе может быть наиболее близким. Он любил зада­вать вопросы актерам.

«Я не знаю другого тонкого психолога, так проникновенно смот­рящего в корень человеческого существа, — говорила о нем О.Л. Книп-пер-Чехова. — Владимир Иванович не был актером, но он умел так взволновать актера, так заразить его, так раскрыть перед ним одной какой-то черточкой образ, что все становилось близким и ясным. По­казывал он замечательно. Сам — маленький, неказистый, а войдет на сцену, и ничего не делает, именно ничего не делает: не меняет голоса, не придает лицу каких-нибудь особенных характерных черт, а сущность образа, его душа — раскрыты».

Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко вые­хала на гастроли за рубеж; в октябре начались ее выступления в Европе (Берлин), 12 декабря —спектакль в Нью-Йорке. Далее гастроли по США.

Для режиссера стала творческой драмой история, в результате кото­рой Музыкальная студия по возвращении на родину лишилась помеще­ния. Об этой обиде, вопреки своему обыкновению, он не стал молчать.

Немирович-Данченко решил принять предложение американской кинофирмы. Наркомпрос предоставил режиссеру в мае 1926 года отпуск на год, потом продленный.

25 сентября Немирович-Данченко вместе с женой приехал в Голли­вуд, где их поселили на виллу — с кипарисами, пальмами, террасами, гаражом.

Режиссер встречался с голливудскими знаменитостями, сочинял сценарии и готовился к съемкам, заключил контракт с «Юнайтед ар­тисте». Однако репетиция и беседы с актерами не дают удовлетворения, ни один из написанных им киносценариев не был запущен. Владимир Иванович отмечал, что здесь «царь жизни — доллар», «Америка... вы­жимает все соки... работают все до устали, до измору».

В январе 1928 года он вернулся в Москву со словами: «Творить мож­но только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе»...

На восьмом десятке лет Немирович-Данченко много сил отдает ре­жиссуре, внимательно следит за развитием новой советской драматур­гии, отмечая дарования трех авторов — М. Булгакова, А. Афиногено­ва, Ю. Олеши (их пьесы — в афише театра).

В начале 1930-х он начал работать над книгой «Из прошлого» по заказу американского издательства. Немирович-Данченко излагал зна­менитые положения о «театре мужественной простоты», о «синтезе трех правд» (правда жизни, социальная, театральная) и один из главных те­зисов о режиссере, «умирающем в актере». Книга, в которой «искусст­во и жизнь переплетаются в простом рассказе», была закончена в 1936 году.

На спектаклях Художественного театра бывал Сталин. Он покро­вительствовал МХТу. С 1928 года правительственным постановлени­ем Немировичу-Данченко и Станиславскому назначены пожизненные пенсии. Оба продолжали пользоваться правом свободного выезда за границу. Немирович-Данченко вместе с женой отдыхал на европейс­ких курортах, предпочитал Швейцарию, берег Женевского озера («тут очень, замечательно хорошо», — писал он сыну Михаилу в июле 1930 года). К его услугам были лучшие санатории Крыма, Кавказа, подмосковной Барвихи. Отдыхал он и у себя на даче в Заречье...

Как и прежде, Владимир Иванович ищет репертуарной опоры у классиков. Его собственные главные спектакли — «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Толстому, «Враги» (1935) М. Горького, «Гроза» (1934) А. Островского. «Каждый из них стал крупным событи­ем театральной жизни, — пишет театровед М. Любомудров, — вечные вопросы нравственной жизни человека, его духовной борьбы за свои идеалы, тайны его падений и его выпрямлений находили глубокий от­клик в зале. Великие романы и пьесы увлекали режиссера огромной правдой, психологической наполненностью и многогранностью обра­зов. Он остался верен своему убеждению в том, что если произведение принадлежит перу своего национального писателя, то материал стано­вится вдвойне близок природе актера».

Опыт работы Немировича-Данченко над русской классикой под­вел его к выводу, что «самое высокое в искусстве исходит только из недр глубоко национальных».

В 1940 году Владимир Иванович осуществил новую постановку «Трех сестер» А.П. Чехова, ставшую легендой театра.

Идею спектакля он определял следующими словами: «Мечта, меч­татели, мечта и действительность; и — тоска, тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию, это чувство долга. Долга по отношению к себе и другим. Даже долга, как необходимости жить».

... В 1941 году после начала войны Владимир Иванович переехал в Нальчик, затем в Тбилиси. Но уже в сентябре следующего года он снова в Москве, мечтает поставить шекспировские трагедии «Король Лир», «Ан­тоний и Клеопатра». Ведет репетиции «Гамлета». Задумывает книгу о про­цессе создания спектакля... Однако признавался: «Смогу ли я писать? Слишком я люблю жизнь... Вот хочется совершенствоваться в английском языке, а может, уже поздно... Мне бы еще пятнадцать лет жизни».

Он вынашивает планы решительно обновить положение во МХАТе, намеревается все «заново ставить на ноги». А пока — продолжает быть его директором и художественным руководителем, репетирует финал спектакля «Последние дни». Говорит: «Хорошо жить! Вот так просто — хорошо жить!».

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронили его на Новодевичьем клад­бище.

КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ

(1863—1938)

f

Российский режиссер-реформа­тор, актер, педагог, теоретик театра. Деятельность Станиславского оказа­ла значительное влияние на русский и мировой театр XX века. Спектакли:

«Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899),

«Три сестры» (1901), «На дне» (1902), «Вишневый сад» (1904), «Синяя пти­ца» (1908), «Месяц в деревне» (1909), «Хозяйка гостиницы» (1914), «Горя­чее сердце? (1926)и др. Разработал методологию актерского творчества («система Станиславского»).

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) родился в Москве 5(17) января 1863 года. Сорок лет прожил он в доме родителей у Крас­ных ворот. Алексеевы были потом­ственными фабрикантами и промышленниками, специалистами по изготовлению канители — тончайшей золотой и серебряной проволо­ки, из которой ткалась парча. К театру имела отношение лишь бабуш­ка Станиславского, известная в свое время парижская актриса Мари Варлей, приехавшая в Петербург на гастроли. Она вышла замуж за бо­гатого купца Яковлева. От этого брака родилась будущая мать Станис­лавского, Елизавета Васильевна.

Костя был слабым ребенком. Страдал рахитом, часто болел. До де­сяти лет не выговаривал «р» и «л». Но благодаря заботам матери он ок­реп и стал среди сверстников заводилой.

В большой семье Алексеевых (детей было девять человек) не жале­ли денег на образование. Помимо обычных предметов, дети изучали иностранные языки, учились танцам, фехтованию. Под домашний те­атр в доме Алексеевых отвели большой зал.

Летом отдыхали в Любимовке, на берегу Клязьмы. Устраивались праздники с фейерверками и, разумеется, любительские спектакли в специально построенном домашнем театре, так называемом Алексеев-ском кружке (1877—1888). Инициатором театральных затей был моло­дой Константин Алексеев.

Много лет проработал Константин на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ез­дил во Францию. Занимаясь днем семейным делом, вечерами он играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем. В январе 1885 года он принял театральный псев­доним Станиславский в честь талантливого артиста-любителя докто­ра Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Еще в 1884 году Станиславский высказывал идею создании совер­шенно нового театрального кружка или общества, где любители смо­гут «испытывать и научно развивать свои силы». В 1888 году Констан­тин Сергеевич вырабатывает устав Московского общества искусства и литературы и становится одним из его руководителей. Преуспевающий родственник, московский градоначальник Николай Алексеев хмурит­ся: «У Кости не то в голове, что нужно».

Но уже после первых спектаклей критики выводят Станиславс­кого в первые ряды русского актерского искусства. Москва загово­рила о нем как о превосходном актере и необыкновенном режиссе­ре, умеющем создавать спектакли, полные жизненной правды. Ря­дом с ним на сцене блистает Мария Петровна Перевощикова, взяв­шая сценический псевдоним Лилина. Внучка московского профес­сора, дочь почтенного нотариуса, окончившая Екатерининский ин­ститут благородных девиц с большой золотой медалью, решила по­святить себя театру. 5(17) июля 1889 года Станиславский венчается с ней влюбимовской церкви.

Маршрут свадебного путешествия молодых традиционен — Герма­ния, Франция, Вена; отели, музеи, театры, прогулки... В марте 1890 года в семье родилась дочь Ксения, но вскоре она заболела пневмонией и 1 мая умерла. В июле следующего года родилась еще одна дочь, кото­рую назвали Кирой...

Целое десятилетие (1888—1898) посвятил Станиславский деятель­ности в Обществе. Такие спектакли, как «Отелло» Шекспира, «Плоды просвещения» Льва Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Горькая судьбина» А. Писемского и его же «Самоуправцы», «Бесприданница» А. Островского, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Польский ев­рей» Эркмана-Шатриана, постановки «Маленьких трагедий» Пушки­на и комедий Мольера, подкупали цельностью режиссерского замыс­да, слаженной игрой ансамбля актеров, правдивым исполнением ро­лей, великолепной группировкой массовых сцен, тщательностью офор­мления. Их ставили в пример даже Малому театру. Имя молодого ре­жиссера Станиславского стало широко известным.

Постановки Общества искусства и литературы привлекли внима­ние Вл. И. Немировича-Данченко, популярного драматурга, театраль­ного критика и педагога. Он также мечтал о новом театре, правдиво ото­бражающем жизнь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. Книга первая (14)

    Книга
    ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич родился в 1930 году в Ленинграде в потомственной дворянской семье. По возвращению в 1944 году из Новгородской области, куда он был эвакуирован из блокадного Ленинграда, после смерти родных от голода, заканчивает
  3. 100 великих отечественных кинофильмов

    Реферат
    Киноведы мира неоднократно называли среди лучших кинокартин советские фильмы — «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Андрей Рублев» А.
  4. Скажем сразу, мы выбрали задачу нелегкую женщин великих не так много, как нам бы хотелось. Известных, что называется «на слуху» пруд пруди! Авот великих

    Документ
    Скажем сразу, мы выбрали задачу нелегкую — женщин великих не так много, как нам бы хотелось. Известных, что называется «на слуху» — пруд пруди! А вот великих Величественных А главное, на века Таких, может, 15—20 персон с уверенностью
  5. Из интервью режиссера Андрея Тарковского

    Интервью
    « Лицо мира изменено. Никто с этим не спорит. И все же я спрашиваю себя, как могло случиться, что спустя тысячелетия мир попадает сейчас в чудовищно драмати­ческую ситуацию? Мне кажется, что человек, еще до того, как он изменит окружаю­щий

Другие похожие документы..