Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Первым заместителям (заместителям) начальников служб, Следственного комитета, главнокомандующего внутренними войсками, начальникам главных управле...полностью>>
'Документ'
Учреждение образовано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06 августа 1949 г. № 3361 на базе Загорского зоотехнического техникума...полностью>>
'Конкурс'
который запомнится навсегда 1 Резяпкина Зубань Александра 8 Романовский «Нам бы про душу не забыть» 11 Резяпкина Паутова Наталья 7 Петропавловский «Н...полностью>>
'Документ'
В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том...полностью>>

А. И. Бунина «Утверждаю» Зав кафедрой Н. Н. Комлик «5» сентября 2007 г рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Елецкий государственный университет

им. А.И. Бунина

«Утверждаю»

Зав. кафедрой _______Н.Н. Комлик

«5» сентября 2007 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по дисциплине Литература

специальность 071301 Народное художественное творчество

квалификация художественный руководитель студии декоративно- прикладного творчества, преподаватель

форма обучения очная

факультет дизайна

кафедра русская литература ХХ века и зарубежная литература

курс: 2

семестр: 4

лекций: 28 ч.

практических (семинарских) занятий: 8 ч.

лабораторных занятий:

экзамен: 4 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 47 ч.

Всего часов: 83 ч.

Елец 2007

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

071301 Народное художественное творчество

номер государственной регистрации № 575 исл / СП 14.03.2003

на основе программы_______________________________________

на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1от «5» сентября 2007 г.)

Зав. кафедрой________________Н .Н. Комлик

Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

протокол № 1 от «5» октября 2007 г.

Председатель методического совета _______________И.М. Курносова

Рабочую программу составил ____________________А.Г. Разбирин

I. Организационно-методический раздел

    1. Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)

Предлагаемая программа предназначена для студентов факультета дизайна 2 курса. В настоящее время стоит первоочередная задача - донести до студентов целостный, без «белых пятен» образ русской литературы XX столетия. Для этого необходимо осознать множественность поэтических точек зрения, художественных миров и эстетических систем.

Таким образом, целью изучения курса является формирование представления об этапах развития литературы, о концепции личности, об утверждаемом эстетическом идеале, о приоритете общечеловеческих ценностей над узкоклассовыми интересами.

В распределении материала соблюдается хронологический и типологический принципы. Историко-литературный процесс дан через динамику эстетических картин мира. Монографически изучается наследие художников, принадлежащих к трем ориентациям русской литературы («советская», «задержанная», «русского зарубежья»), чье творчество определило развитие сознания ХХ века.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения содержания курса «Русской литературы ХХ в.»представляют следующее:

  • знание текстов обязательных для чтения художественных произведений, фактов творческой биографии их авторов;

  • свободное ориентирование в историко-литературном процессе ХХ века и на отдельных его этапах, во всем контексте литературного развития предшествующих эпох;

  • знание состояния науки о творчестве того или иного писателя, умение оценивать наиболее проблематичные аспекты его эстетики и истории русской литературы ХХ века в целом.

II. Содержание дисциплины

2.1 Основные разделы дисциплины

Введение.

Литература 20-х годов. Литература 30-х годов.

Литература второй половины 40-х -50-х годов.

Литература второй половины 50-х -60-х годов.

Литература 70-х -90-х годов.

2.2 Темы и их содержание

  1. Введение. Обоснование концепции периодизации русской литературы ХХ века

Конкретно-историческая и литературно-эстетическая оправданность периодизации.

Краткая характеристика периодов, доминирующих эстетических систем, специфики взаимодействия и взаимопроникновения общественно-политических и литературных процессов.

  1. Литература 20-х годов

Революция и творческая интеллигенция, размежевание писательских сил. Возникновение самостоятельных ориентаций в русской литературе.

Многообразие форм социально-экономической и духовной жизни 20-х гг. Поиски новой эстетики в теории и практике литературного процесса 20-х гг.; эстетических плюрализм: литературные группировки, художественные методы и стили.

Доминирование поэзии в первые пореволюционные годы. Сосуществование полярных эстетических систем (М. Волошин, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак, С. Клычков, С. Есенин, Н. Клюев, Д. Бедный, В. Маяковский и другие).

Романтические тенденции в поэзии и их проявление в поэме А. Блока «Двенадцать». Мотивная структура поэмы. Образ Христа и его роль в идейно-художественном содержании поэмы.

Романтически обобщенный образ народа и революции в прозе первой половины 20-х гг. Поэтика воплощения темы гражданской войны: обнаженный классовый конфликт, классовая мораль, преобладание «мы» над «я», вселенский масштаб видения мира и т.д. «Герой-масса» и «герой массы» «Железном потоке» А. Серафимовича. Образы народных вожаков, их основные характеристики. Решение проблемы взаимоотношения личности и массы.

Решение проблемы лидера и массы, героизма и гуманизма в романе.

Метод социалистического реализма: история возникновения, эволюция («нормативная эстетика»), эстетические принципы: подчиненность судьбы героя ходу истории (революционной), «финалистская» концепция исторического времени, абсолютизация будущего, мессианская роль коммунистов и т.д. Формирование классовой эстетики в романах Д. Фурманова «Чапаев», А. Фадеева «Разгром», повести А. Серафимовича «Железный поток». Проблема «стихии» и «разума».

Эстетические принципы модернистских направлений (импрессионизм, экспрессионизм).

  1. Творчество Е.И. Замятина (1884-1937)

Причины возникновения жанра антиутопии в литературе 20-х годов, его «родовые» признаки.

Роман «Мы» в историко-литературном контексте 20-х годов.

Роман Е.И.Замятина «Мы»: драматизм судьбы автора и произведения. Проблематика романа, ее острота и актуальность.

Человеческая личность в условиях «гипертрофии власти машин и государства» (Е.Замятин). Принципы устройства «нового» общества и функции человека в нем: рождение и смерть, любовь и труд, прошлое и настоящее, искусство и творчество, «я» и «мы». Проблема счастья и свободы. Образ несвободы и способы его воплощения (мотивы машины, механизма, прямой, таблицы умножения, стены, бездумия и т.д.). Тема Дома и Бездомья.

4. Творчество М. Горького (1868-1936)

М. Горький и Октябрьская революция. Решение проблемы революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1917-1918). Философский, политический и эстетический аспекты книги. Реалистическое понимание Горьким задач революции, тревога за ее судьбу и судьбу народа. Темы насилия, власти, русского характера.

Литературные портреты в творчестве Горького 20-х гг. галерея портретов революционеров, писателей, общественных деятелей как выражение горьковского представления о культурном и нравственном потенциале русской нации.

Трагедия Горького-писателя. Горький и Сталин. Горький в воспоминаниях русской эмиграции и западных писателей (Н.Берберовой, В.Ходасевича, Р.Роллана).

Дискуссии о жизни и творчестве М.Горького последних лет. Необходимость объективной оценки роли М.Горького в русской и мировой литературе.

5. Творчество В. Маяковского (1893-1930)

Особенности лирического героя раннего В.В. Маяковского: романтический образ бунтаря-одиночки в стихотворном цикле «Я», в стихах «Ко всему», «Послушайте!», «Лиличка! Вместо послания», поэмах «Человек», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Дисгармония мира и «раненое, обнаженное сердце» поэта. Конфликт лирического героя с современностью («желудком в панаме»).

Маяковский и революция. Революция как избавление от несовершенства мира. Страстное утверждение новой действительности. «Социальный заказ» и его претворение в поэзии Маяковского.

Эволюция лирического героя в послеоктябрьской поэзии В. Маяковского.

Идея «громады-любви» и «громады-ненависти» противостоящей мещанской «дряни». Поэмы «Люблю» и «Про это». Гармоническое соединение личного и общественного в поэме «Люблю». Конфликт вселенской любви поэта с «комнатным» «любеночком» обывателя в поэме «Про это».

В.Маяковский и современность. Две взаимоисключающие точки зрения на творчество и личность поэта: Маяковский - рыцарь Революции и Маяковский - певец и глашатай насилия и демагогии.

6. Творчество С. Есенина (1895-1925)

Поэзия С. Есенина в контексте литературного процесса 20-х гг. Есенин и «есенинщина». Лирический герой поэзии Есенина.

Оригинальность и неповторимость пейзажной лирики. Мотив духовной и физической слиянности с родным краем. Особый метафоризм есенинской поэтики (одомашнивание, окрестьянивание русского пейзажа). Цветопись пейзажной лирики. Образы животных. Любовь ко всему живому. Связь поэзии Есенина с фольклором.

Тема Родины, России - сквозная тема поэзии С. Есенина. Эволюция темы Родины.

Драматический конфликт поэта с современностью.

Тема любви («Любовь хулигана», «Персидские мотивы»).

Художественное своеобразие лирики Есенина. Традиции устного народного творчества. Особенности метафоризации.

7. Литература 30-х годов

Главные особенности литературного процесса 30-х годов. Переход от эстетического плюрализма 20-х годов к литературно-эстетическому монизму (утверждению единственной господствующей эстетической системы или творческого метода).

Роль I-ого съезда писателей в литературе и общественной жизни 30-х годов. Его позитивные и негативные стороны. I съезд писателей как этап, знаменующий переход к литературному монизму. Отрицательная роль господства в литературе одного творческого метода. Проблема деформации литературного процесса 30-х годов. Формы политического давления. Оценка творчества наиболее видных советских художников в критике 30-х годов (М. Булгакова, А. Платонова, М. Зощенко, М. Горького, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Шолохова, О. Мандельштама и др.). Основной комплекс тем литературы 30-х годов и их освещение в литературе соцреализма, а также «теневой», «катакомбной» и литературе русского зарубежья.

8. Творчество М. Булгакова (1891-1940)

Раннее творчество М. Булгакова: фельетоны и рассказы. Образ русского интеллигента в «Записках юного врача».

Народ и интеллигенция в творчестве М. Булгакова: трагедия раскола.

Особенности булгаковской сатиры («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Шариков как пародийное воплощение популярной в 20-е годы идеи создания «нового человека». Проблема интеллигенции и народа в повести «Собачье сердце».

История замысла и работа над романом «Мастер и Маргарита». «Роман о Пилате» и его место в идейно-художественной структуре произведения. Тема вечности и бесконечности. Образ Га-Ноцри и его роль в создании нравственно-философского подтекста.

Сатирический пласт в романе. Система сатирических персонажей и способы их разоблачения. Образы воплощения идеи Посредственности и ее философского кредо.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

9. Творчество А. Платонова (1899-1951)

Многоплановость творческого дарования Платонова.

Своеобразие художественного мировидения А. Платонова. Разлом цивилизации и рождение «нового» человека как главный предмет изображения в творчестве писателя.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Своеобразие языка писателя («платоновское косноязычие»).

Повесть «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар». Проблематика и поэтика.

Повесть «Котлован» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего и отдельного счастья. Основные темы и мотивы повести: тема дороги, движения; семьи и ребенка, будущего и прошлого, счастья и сиротства, тема насилия. Образ дома и котлована в повести, их символическое значение.

Новое решение темы ответственности и «преодоления сиротства» в рассказе «Возвращение» («Семья Ивановых»).

10. Творчество М. Шолохова (1905-1984)

Творческая история романа-эпопеи «Тихий Дон», отразившей трагедию народа в преломлении трагедии казачества как особого слоя русского крестьянства в катастрофические годы жизни России.

Особый тип реализма: необычайная суровость жизненной атмосферы и ее давление на человека. Народный опыт жизни и народный взгляд на мир, общество, войну, революцию.

Трагическая судьба семьи Мелеховых как символ трагедии народа. Тема Дома. Противоборство Дома с «веком-волкодавом» - главная коллизия романа.

Война и мир как два состояния жизни народа. Гражданская война как национальное безумие.

Вопрос об авторстве романа: история возникновения, существования во времени и конец домысла.

Творческая история «Поднятой целины». Единство и различие первой и второй книг. Оценки романа в современной критике.

Творчество Шолохова в годы Великой Отечественной войны (рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину»), публицистика.

Послевоенное творчество М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека». Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

11. Творчество И.А. Бунина (1870-1953)

Уникальность творческой личности Бунина. Синтез поэзии и прозы, лирики и философии в его творчестве.

Бунин и революция. Образ России и революции в «Окаянных днях». Эмиграция писателя.

Многомерность изображения действительности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева».

Космическое мироощущение героя. Тема исторической памяти, беспредельности, древности, старины.

Изображение в романе любви как основы «вездесущей стихийной силы жизни».

  1. Литература рубежа 40-х – начала 50-х годов

Специфика литературного процесса в первое послевоенное десятилетие. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1952 гг. по вопросам искусства, доклад А. Жданова. Расцвет казенной патриотической литературы. Вторая волна эмиграции.

Судьба социалистического реализма. Нормативность концепции мира и человека. Превращение творческого метода в нормативную эстетическую систему.

Героико-романтическое воспроизведение событий войны («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э Казакевича).

Конкретно-психологическое изображение человека на войне, проза «психологического натурализма» («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «За правое дело» В. Гроссмана, «Они сражались за родину» М. Шолохова).

Литературный процесс и культ личности Сталина.

13. Литературный процесс середины 50-х - 60-х гг.

Новый период в развитии литературы и культуры, его связь с решениями ХХ съезда КПСС. Активизация литературной жизни в стране. Вступление в литературу нового поколения писателей, поэтов, драматургов. Культурная атмосфера «оттепели».

Внутренняя противоречивость эпохи 60-х годов. Размежевание в писательской среде. Реакция на публикацию романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дискуссии по поводу прозы А. Солженицына.

Возвращение в литературный процесс «репрессированных» произведений. Воздействие «возвращенного» литературного богатства на литературный процесс 50-60-х гг.

Жанрово-тематические образования в прозе 60-х годов («молодежная проза» «НТРовская» проза», «лирическая», «исповедальная проза», «военная проза», «деревенская проза».

«Пражская весна» как символическое завершение эпохи «оттепели».

  1. Творчество Б. Пастернака (1890-1960)

Любовь, природа, творчество как важнейшие поэтические темы Пастернака, взаимосвязь этих тем. Концепция бессмертия души и бесконечности бытия.

Б. Пастернак как переводчик трагедий Шекспира, «Фауста» Гете, стихотворений французских и грузинских поэтов.

Роман «Доктор Живаго» как проза поэта. Своеобразие сюжетосложения, переплетение исторического сюжета с «биографическим», утверждение примата «частной» жизни над историей, случайное как закономерное и провиденциальное.

Роман Пастернака как воплощение его «взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души.

Поэзия как цель, смысл, оправдание жизни Юрия Живаго. Утверждение идеи свободной личности, любви к ближнему, идеи жизни как жертвы, их соотнесенность с евангельским истинами.

15. Творчество А. Ахматовой (1889-1966)

Драматизм творческой судьбы А. Ахматовой.

Тема России в лирике Ахматовой. Отсутствие патетических деклараций, щемящая человечность стихотворений.

Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

История создания и форма бытования поэмы «Реквием». Эпоха, Россия, народ в поэме. Фольклорные мотивы и образы. Евангельские мотивы в поэме.

Творческая история «Поэмы без героя». «Поэма без героя» как синтез важнейших тем и образов поэзии Ахматовой.

16. «Военная проза»

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и его роль в развитии литературы о войне. Ключевые моменты эволюции военной прозы в 60-70-е годы. «Лейтенантская проза» как идейно-художественное единство. Возникновение жанра фронтовой лирической повести. («Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.Бондарева, «Южнее главного удара» и «Пядь земли» Г.Бакланова, «До свидания, мальчики» Б.Балтера, «Журавлиный крик» и «Третья ракета» В.Быкова, «Звездопад» В.Астафьева, «Убиты под Москвой» К.Воробьева и др.). Генетическая связь фронтовой лирической повести с художественными традициями «психологического натурализма» («В окопах Сталинграда» В. Некрасова).

Субъектная организация художественного мира фронтовой лирической повести, ее пространственно-временная организация. Концепция героического и новый тип героя. Нравственная природа конфликта. Пересечение «военной прозы» с «деревенской» и «лагерной» прозой.

17. «Деревенская проза».

«Деревенская проза» как особая творческая общность. Условность термина. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения темы народного бытия. Два основных периода развития «деревенской прозы»: конец 50-х – середина 60-х годов; середина 60-х – конец 70-х годов.

Идейно-стилевые течения «деревенской прозы»: историческая проза («Мужики и бабы» Ю. Можаева, «Кануны» В. Белова); социально-аналитическая проза («Горькие травы» П. Проскурина, «Поденка – век короткий» В. Тендрякова, «Братья и сестры» Ф. Абрамова); психологическая «деревенская проза» («Прощание с Матерой» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Привычное дело» В. Белова, «Сельские жители» В. Шукшина).

Крестьянин как центр изображаемого бытия, деревня как нравственный первоисточник жизни. Поэтическая концепция дома, семьи, праведничества.

Русский национальный характер, глубина гуманистического пафоса в повестях В.Белова, Б.Можаева, В.Шукшина.

18. Литературный процесс середины 60-х – середины 80-х гг.

Кризисные процессы в эстетике. Идеологичекое противостояние лакировочной идеологии в литературе непечатного бытования.

Дискуссии о возможностях и границах социалистического реализма. Диссидентство как конкретно-историческое и литературное явление. Третья волна эмиграции. Внутренняя противоречивость литературного процесса данного периода. Рождение правозащитной публицистики, непечатные формы ее бытования. «Самиздат» и «тамиздат».

Возникновение массовой литературной культуры (исторические романы В. Пикуля, политические детективы Ю. Семенова и др.).

Литературная деятельность Ю. Трифонова, В. Быкова, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Вампилова, В. Белова, В. Распутина.

Расцвет иронической прозы (В. Ерофеев, В. Аксенов, В. Войнович, Ф. Искандер и др.).

Научно-фантастические романы братьев Стругацких.

Формы взаимодействия классических и неклассических систем. Рождение русского постмодернизма. Реализация художественных принципов постмодернизма в прозе, поэзии, драматургии 70-80-х годов.

Творчество А. Вампилова. (1937 - 1972)

Разнообразие характеров современного молодого человека в пьесе «Старший сын». Проблема духовной близости людей, доброты, взаимопонимания.

Образ Зилова. Зилов и «зиловщина» в пьесе «Утиная охота».

19. Творчество В. Шукшина (1928 - 1974).

Феномен Шукшина: многообразие дарований. Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в прозе, кинодраматургии, режиссерской и актерской работах Шукшина. Изображение жизни народа как краеугольного камня вселенной. Творчество Шукшина и «деревенская проза»: притяжения и отталкивания.

20. Творчество В.П. Астафьева (1924 - 2002)

Нравственная проблематика рассказов и повестей Астафьева. Тема войны в творчестве Астафьева.

21. Творчество В.Г. Распутина (род. в 1937)

Роль Распутина в становлении «деревенской» и нравственно-философской прозы. Обращение к истокам народной и нравственной памяти.

22. Творчество А. Солженицына (род. в 1918)

Драматизм творческой и человеческой судьбы А.И. Солженицына.

Русский национальный характер, история России XX века, политика и ее роль в жизни отдельного человека и нации в целом - сквозные темы в творчестве А. Солженицына.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Античная) специальность 050301 Русский язык и литература

    Рабочая программа
    Преподавание курса «История зарубежной литературы (Античная)» имеет целью заложить фундамент для изучения литературного процесса последующих эпох, создать у студентов подлинно научное представление о развитии мировой культуры.
  2. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Средние века и Возрождение) специальность 031001 Филология (для иностранных студентов)

    Рабочая программа
    В ходе изучения зарубежной литературы средних веков и Возрождения предполагается знакомство с развитием литературного процесса данного периода, с деятельностью выдающихся писателей средневековья и Возрождения.
  3. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм) специальность 030601 Журналистика

    Рабочая программа
    Курс зарубежной литературы XIX века (реализм) занимает важное место среди прочих дисциплин, так как знакомит студентов с периодом, когда в западноевропейской литературе реализм утверждается как господствующее направление Знакомство
  4. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (XX век 1871-1917 гг.) специальность 031001 Филология

    Рабочая программа
    Эпоха рубежа ХIX–XX веков – один из самых сложных разделов курса истории зарубежной литературы, что помимо знания обширного литературного материала (к примеру, поэзии), требует знакомства с философскими, эстетическими, богословскими
  5. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (XX век 1871-1917 гг.) специальность 050301 Русский язык и литература»

    Рабочая программа
    Целью курса является изучение важнейших проблем литературной жизни эпохи и определение магистральных линий в развитии искусства новейшего времени, обозначившихся в конце ХIХ века.

Другие похожие документы..