Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах веде...полностью>>
'Документ'
Руководитель группы - Сулакшин С.С., председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, доктор физико-математических наук, ...полностью>>
'Реферат'
Стремительный переход отечественной экономики на принципы рыночного функционирования повлек за собой реорганизацию банковской системы страны. За сравн...полностью>>
'Анализ'
Основной целью проекта является разработка наиболее прогрессивной и жизнеспособной модели здравоохранения в Республике Беларусь. Задачами являются ра...полностью>>

Тема 17. Совершенствование методики обучения химии в процессе работы школьного учителя химии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 17. Совершенствование методики обучения химии

в процессе работы школьного учителя химии

1.Обективные факторы, побуждающие к повышению

эффективности работы учителя

Кроме субъективного желания каждого культурного человека (гражданина) работать добросовестно, в первую очередь, это относится к учителям, можно отметить и ряд объективных факторов, заставляющих учителей совершенствовать свое мастерство и работать более результативно. К таким факторам можно отнести:

1. Изменение правовой базы организации образования и общества в целом.

2. Переход школы на профильное обучение, предусматривающее изучение предметов на более углубленном уровне, внедрение элективных курсов и практикумов.

3. Утверждение новых государственных образовательных стандартов. Введение единого государственного экзамена.

4. Появление альтернативных авторских учебных программ и учебников.

5. Появление различных видов государственных и частных образовательных учреждений с различными условиями обучения и требованиями к учебно-воспитательному процессу.

6. Внедрение новых образовательных технологий. (Традиционная классно-урочная технология обучения. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых. Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса. Технологии развивающего обучения. Технология укрупнения дидактических единиц. Технологии поэтапного формирования умственных действий. Технология модульного (блочного) обучения. Интеграционные технологии в обучении. Технологии концентрированного обучения.) См. лекцию «Современные педагогические технологии обучения в школе» Тема 18.

7. Конкуренция за рабочее место учителя. (Возможно усилится в ближайшей перспективе).

8. Рост образовательных запросов учащихся и их родителей.

2. Основные направления совершенствования обучения химии в школе

Совершенствовать приемы, средства и методику преподавания можно практически во всем и вся. Например:

-Организация отельных этапов урока и их структуры. Организационный момент; готовность классной комнаты, учащихся и учителя к уроку; проверка отсутствующих, активизация учащихся. Изучение нового материала в виде объяснения, рассказа, лекции, самостоятельной работы, практической работы и т.д. Технологические приемы при изучении нового материала. Закрепление нового материала, принципы и формы закрепления. Домашнее задание как переход к следующему уроку. Учет и контроль знаний учащихся; основные принципы, виды и методы контроля результатов обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся; требования к знаниям и умениям учащихся. Система уроков в школе. Подготовка учителя к уроку. Психологический климат на уроке. Дисциплина на уроке. Анализ и оценка урока.

- Организация отдельных видов умений и навыков ученика. К ним относятся учебно-организационные общеучебные умения и навыки (планирование, организация, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся); учебно-информационные общеучебные умения и навыки (нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач); учебно-логические общеучебные умения и навыки (определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения); учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки (умения сотрудничать со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми).

Кроме этого, важная область совершенствования работы учителя – это диагностика уровня сформированности общеучебных умений учащихся; уровня интеллектуального развития (интеллектуальный тест Айзенка); уровня сформированности учебно-логических умений и т.д.

- Организация отдельных видов деятельности учителя. Современная педагогика в соответствии с основными направлениями деятельности педагога выделяет пять видов педагогической деятельности: проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач; гностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся; конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов; коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися; организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности.

-Совершенствование преподавания отдельных вопросов, тем и понятий курса химии.

-Решение отдельных общеобразовательных задач. Образовательные, воспитывающие и развивающие задачи курса химии средней школе. Усвоение основ химической науки. Развитие познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Политехническая подготовка учащихся. Формирование специальных умений и навыков учащихся. Задачи воспитания учащихся в процессе обучения химии.

-Совершенствование внутрикурсовых и межпредметных связей в преподавании химии и т.д.

Следует всегда помнить, что один прием, один метод или подход в преподавании, даже самый прекрасный, не даст постоянных положительных результатов в обучении.

3. Методическая литература в помощь учителю

(Дается краткий обзор основных периодических научно-методических изданий по методике обучения химии: Химия в школе, Химия и жизнь, Еженедельная газета ХИМИЯ для учителей химии Изд. дома «Первое сентября», Химия: методика преподавания, Успехи современного естествознания, серия книг «Библиотека учителя», Учебно-методические материалы Министерства науки и образования и Федерального центра тестирования по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ.

4. Система подготовки и повышения квалификации учительских кадров

Подготовка учительских кадров осуществляется и будет осуществляться в педагогических колледжах, педагогических училищах (среднее специальное образование); в педагогических институтах, университетах; в педагогических отделениях или на педагогических факультетах классических университетах (бакалавриат – 4 года; специалист – 5 лет; магистратура – 2 года).

Степень (квалификация) — бакалавр

естественнонаучного образования

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
1.2. Степень (квалификация) выпускника— бакалавр естественнонаучного образования .

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540100 Естественнонаучное образование при очной форме обучения — 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра естественнонаучного образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи в рамках основной общеобразовательной школы, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области естественных наук и образования; конструировать содержание обучения в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень бакалавра и квалификацию должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам среднего образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 540100 Естественнонаучное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы по следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской; организационно-воспитательной;

преподавательской; коррекционно-развивающей;

культурно-просветительской; природоохранной.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен:

  • к продолжению образования в магистратуре по направлениям, входящим в область знаний 540000 Педагогические науки;

  • к освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:

032300 Химия, 032400 Биология, 032500 География.

Степень (квалификация) — МАГИСТР

естественнонаучного образования

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 540100

1.2 Степень (квалификация) выпускника — магистр естественнонаучного образования с указанием программы специализированной подготовки.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 540100 Естественнонаучное образование при очной форме обучения — 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности в том числе и в условиях профильного обучения, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области естественнонаучного образования.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра естественнонаучного образования, должен быть готов к решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области естественнонаучного образования; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения естественнонаучным дисциплинам в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; определять стратегию индивидуальной коррекции или развития учащихся в учебном процессе; осуществлять корректирующую или развивающую деятельность в процессе работы с отдельными учащимися или группами учащихся при изучении естественнонаучного содержания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по направлению 540100 Естественнонаучное образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

  • научно-исследовательской; преподавательской; консультационной;

  • учебно-методической; коррекционно-развивающей; культурно-просветительской;

  • организационно-воспитательной; социально-педагогической; природоохранной.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

13.00.00 Педагогические науки;

02.00.00 Химические науки;

03.00.00 Биологические науки;

04.00.00 Геолого-минералогические науки.

Переподготовка и повышение квалификации учительских кадров возможна различными способами (институты повышения квалификации, очно-заочная переподготовка в различных лицензированных учреждениях, институтах дополнительного образования и т.д.).

5.Основные проблемы и перспективы

школьного химического образования

К основным проблемам современного школьного химического образования можно отнести:

-определение содержания минимума химических знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник 8-9 классов; выпускник 10-11 классов базового уровня обучения; выпускник 10-11 классов профильного уровня обучения;

-разумное сочетание теоретического и экспериментального материала в программах и учебниках химии;

-преодоление хемофобии;

-отсутствие или недостаток доступной методической литературы;

-разумное число часов в учебном плане;

-подготовка учительских кадров;

-проблема школьного учебника;

-внедрение единого государственного экзамена по химии;

-потеря эксперимента с натуральными объектами; чрезмерное увлечение виртуальным экспериментом;

- как будет преподаваться в рамках предмета "Естествознание";

Перспективы – всегда имеются. Как изменится химическое среднее образование - будет, в конце концов, определяться потребностями общества. Здесь можно назвать две крайние стороны.

Если наше общество скатится на позиции махровой хемофобии, если будет свертываться система воспитания научного мировоззрения среди молодежи; если экономика страны будет строиться на сырьевой стратегии, то химическое образование буде свертываться и минимум химических знаний будет даваться учащимся в рамках интегрированного курса "Естествознание".

Если же у руководства страны хватит мудрости и сил строить экономику страны не на основе вывоза сырья, а на внедрении высокотехнологичной его переработки, а в Министерстве образования поймут значение химии как центрального звена всего естествознания, то школьный предмет химия займет в системе школьного образования достойное место. По крайней мере, статистика утверждает, что в настоящее время растет потребность общества в специалистах химического профиля. Многие крупные фирмы и предприятия вкладывают деньги в подготовку кадров уже на школьном этапе образования.

6. Необходимость проведения НИР в школе и основные ее направления

Современное состояние системы общего образования в России требует от каждого учителя постоянного совершенствования качества обучения своему предмету в школе, то есть внедрения в учебный процесс новых идей, разработок, рекомендаций, приемов и средств обучения. Сегодня учителю по многим причинам нельзя оставаться на позициях методики обучения вчерашнего дня.

Как же учителю совершенствовать свое мастерство? Можно назвать несколько вариантов:

-изучать, обобщать и внедрять в свою работу опыт других учителей своего методического объединения;

-изучать и внедрять опыт, почерпнутый из методической литературы ;

-разрабатывать и внедрять результаты собственных педагогических исследований.

Внедрение новых идей, приемов, средств или инноваций в учебный процесс – это и есть результат педагогической НИР учителя школы. Этот результат должен быть безусловно положителен и заведомо более эффективным, чем существовавшая до внедрения нового система обучения. Надо твердо помнить, что школьники – не подопытные кролики для некорректных экспериментов. Учитель должен быть твердо убежден в том, что новая система будет лучше старой, и ученики покажут более высокие результаты в учебе, чем при использовании старых подходов.

Основными направлениями НИР учителя в школе могут быть:

-методика решения расчетных задач;

-методика решения экспериментальных задач;

-методика организации контроля и учета знаний учащихся;

-методика химического эксперимента;

-методика объяснения отдельных тем, вопросов и понятий химии;

-методика внеклассной работы по химии;

-проблемы развития личности ученика на материале курса химии;

-профориентационная работа;

-межпредметные и внутрикурсовые связи изучаемого материала;

-совершенствование содержания и построения курса химии;

-работа с одаренными детьми и многие, многие другие направления, каждое из которых можно дифференцировать далее.

7. Актуальность, объект, предмет, цели и методы исследования.

Рабочая гипотеза и задачи исследования

Главное в выборе направления НИР определить актуальность, объект, предмет, цели и методы исследования.

Актуальность исследования всегда вытекает из современных новых условий развития общества, новых концепций и идеологий образования. Новые требования общества к результатам обучения уже не могут быть реализованы старыми подходами, приемами и средствами, которые, как правило, вступают в противоречие с новыми требованиями. Творчески работающие учителя быстро выявляют эти противоречия и стараются найти решение их преодоления, точно определяя при этом объект исследования.

Объектом исследования может быть деятельность учителя; деятельность учащихся; личность учителя или учащегося; учебно-воспитательный процесс; коллектив учащихся и т.д. Например, учебная деятельность учащихся в процессе углубленного изучения химии; процесс обучения химии с использованием унифицированного учебного эксперимента; коммуникативная деятельность учителя в профориентации учащихся на химические профессии и т.д.

Предмет исследования определяет конкретно, что изучается в данной НИР. Например, содержание и методика обучения учащихся основам решения расчетных задач по химии повышенной трудности; методические основы разработки и применения дидактических игр в процессе обучения химии; выявление влияния элективного курса "История химии" на развитие индивидуальных качеств учащихся и т.д.

Цель исследования вытекает из актуальности проблемы, объекта и предмета исследования. Например, разработка научно обоснованной методической системы составления и применения крупноблочного (модульного) изучения материала в курсе химии и исследование эффективности ее применения в процессе обучения органической химии.

Для уточнения всего научного исследования педагог высказывает рабочую гипотезу. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Гипотеза, таким образом, - это недоказанный тезис "если в процессе … применить или внедрить … , то процесс изменится … (для педагогического исследования – только в положительном направлении)". Данный тезис доказывается в ходе педагогического исследования. Научная гипотеза должна быть:

-точно и логически сформулированной, не допуская множественных и расплывчатых толкований результатов исследований;

-проверяемой опытным путем, то есть в ходе определенного эксперимента можно подтвердить или опровергнуть предположение;

-теоретически обоснованной, то есть гипотеза должна опираться на все раннее полученные в данной области научные данные.

Пример рабочей гипотезы: Если на уроках химии использовать различные методические приемы применения демонстрационного химического эксперимента как развивающего средства, то можно организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяющую обеспечить у них развитие общеучебных и общелогических умений, эмпирических, теоретических и других видов продуктивной мыслительной деятельности.

На основе найденных в ходе подготовки учителя к исследованию актуальности, объекта, предмета, цели и методов исследования, а также высказанной рабочей гипотезы, разрабатываются задачи исследования. Задачи исследования – это подробно расписанные вопросы, на которые необходимо ответить или которые необходимо решить, чтобы провести исследование.

Однако, как и в любом научном исследовании, в педагогическом исследовании окончательные выводы можно сделать только лишь в том случае, если будет доказан положительный эффект инновации с помощью количественных и качественных показателей или критериев. В педагогическом эксперименте невозможно получить результат в килограммах, сантиметрах или иных конкретных легко измеряемых величинах. Поэтому к педагогическому эксперименту и методам его анализа предъявляются особые требования.

8. Педагогический (дидактический) эксперимент

Педагогический эксперимент – это исследование (опыт) с целью установления неслучайной зависимости предопределенного фактора, условия или параметра на определенный результат учебно-воспитательного процесса. Во время педагогического эксперимента исследователь вводит в учебный процесс определенный фактор или условие, не применявшиеся ранее, и проводит наблюдение за их влиянием на последствия процесса.

Педагогический эксперимент можно рассматривать с двух позиций:

-во-первых, это средство познания учебно-воспитательного процесса и всех его аспектов и сторон (то есть, как обычный научный эксперимент, выполняет познавательную функцию);

-во-вторых, это инструмент поиска новых и совершенствования известных приемов, средств и методов обучения (то есть выполняет практическую функцию).

Определение эффективности педагогического эксперимента:

-наблюдение; - позволяет выявить отношение учащихся к применению учителем новых приемов, средств или методов обучения;

-беседы и анкетирование учащихся; - позволяют получить определенные выводы об эффективности нововведений;

-повышение успеваемости учащихся (в педагогике считается недостаточно объективным и достоверным фактором для оценки эффективности метода);

-определение уровня усвоения; определения уровня умений и развития учащихся; изменение в положительную сторону личностных качеств учащихся и т.д.

Эффективность нововведений может быть оценена качественно и количественно. В ходе эксперимента учащиеся делятся на группы: контрольные (обучение ведется по традиционной системе) и экспериментальные (обучение ведется по новой системе). Перед введением нового проводятся различные измерения (анкетирование, срезы знаний, тестирование, контрольные задания и т.д.) у учащихся обеих групп. По результатам выводятся соответствующие показатели. В ходе эксперимента проводится наблюдение, возможны промежуточные измерения. В конце эксперимента проводятся итоговые измерения выбранных параметров.

Результаты обрабатываются статистически, и по их значениям делается вывод об эффективности нововведения.

Чтобы результаты педагогического эксперимента были достоверны, он должен соответствовать определенным требованиям:

-проходить по тщательно намеченному плану;

-быть хорошо организован;

-протекать в реальных для большинства школ условиях;

-включать точно определенные и количественно минимальные нововведения (факторы, параметры);

-быть управляемым, контролируемым, повторяемым (воспроизводимым);

-быть достоверным, проверяемым и доказываемым;

-базироваться на определенных количественных показателях.

В ходе организации и проведения эксперимента можно выделить несколько этапов.

1 этап. Определение проблемы, противоречия в системе обучения. Изучается педагогическая литература. Формулируется рабочая гипотеза. Намечается ход эксперимента. Определяются контрольные и экспериментальные группы (классы) учащихся. Устанавливается исходное состояние вопроса. Определяются основные задачи и стадии эксперимента. Разрабатывается документация и т.д.

2 этап. Проведение самого эксперимента.

3 этап. Обработка результатов эксперимента и их интерпретация.

4 этап. Широкая апробация результатов эксперимента и его внедрение в других школах и учреждениях.

9. Результаты педагогического эксперимента

Кроме внедрения нововведения в учебно-воспитательный процесс данной школы в качестве результатов могут быть:

-статья в периодической печати или сборнике научных трудов методического направления;

-доклад, выступление на педагогическом совете школы, на совете методического объединения, на августовских совещаниях учителей;

- открытые уроки или внеклассные мероприятия;

-творческие работы для получения более высокой профессиональной категории;

методическое пособие, диссертация и т.д.

10. Пример педагогического исследования: "Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения химии в 8-9 классах"

(Штремплер Г.И., Пичугина Г.А.)

Актуальность исследования. Современное состояние развития общества и социально-экономические преобразования в стране вызывают необходимость не только реформировать систему образования, но и совершенствовать методы, средства и приемы обучения, результаты которых, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям общества, а, с другой стороны, соответствовали бы образовательным запросам учащихся, их склонностям, интересам и возможностям.

Возрастающий объем информации, непрерывное пополнение и обновление содержания школьных предметов, перегруженность некоторых новых учебников и программ теоретическим материалом требуют от школьников усвоения все большего количества теорий, законов и понятий. В то же время многочисленные наблюдения и исследования показывают, что интерес учащихся к изучаемым предметам, в частности к химии, падает.

Таким образом, возникает противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню знаний выпускников общеобразовательных школ и возможностью, а порой и желанием учащихся следовать этим требованиям.

У многих школьников отсутствуют мотив обучения, потребность к самосовершенствованию, слабо сформированы компоненты учебной деятельности.

В связи с этим в педагогике и частных методиках обучения возникает проблема разработки методов, средств и приемов более эффективного и плодотворного учебно-воспитательного процесса, одновременно не допускающих перегрузок учащихся, которые не только вызывают отрицательное отношение к учебе, но и пагубно сказываются на здоровье детей.

Эту проблему отчасти, на наш взгляд, можно решить, используя в процессе обучения, наряду с традиционными методами и приемами, такое средство обучения, как дидактическая игра. Однако, если игра в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста применятся довольно широко и изучена в значительной степени, то потенциал дидактической игры в обучении и воспитании школьников среднего и старшего возраста мало изучен, и поэтому используется ограниченно.

Как показали наши исследования, игровой метод на уроках химии используется учителями лишь эпизодически. Более часто игры применяются при проведении внеклассных мероприятий. Это вызвано, по мнению опрошенных нами учителей, отсутствием в методической литературе разработанной системы составления и применения дидактических игр, включающей: а) алгоритм составления дидактических игр; б) методические рекомендации по их организации и проведению; в) комплект дидактических игр, соответствующий современному построению и содержанию школьных учебников и программ, позволяющий сделать учителю оптимальный выбор игры в зависимости от темы и задач урока.

Вышеуказанные факторы обусловили актуальность данного исследования и определили выбор его темы, так как, на наш взгляд, средствами дидактической игры действие этих противоречий можно ослабить, а эффективность обучения - повысить.

Цель исследования - разработать научно обоснованную методическую систему составления и применения дидактических игр и исследовать ее воздействие на эффективность обучения химии в 8-9 классах общеобразовательной школы.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс обучения химии учащихся 8-9 классов с использованием дидактических игр.

Предмет исследования - процесс влияния системы дидактических игр на формирование познавательного интереса и мотивационной сферы учащихся и эффективность обучения химии базового курса общеобразовательной школы.

В рамках исследования выдвинута следующая гипотеза:

если в учебно-воспитательном процессе в 8-9 классах систематически, грамотно и целенаправленно применять на уроках химии соответствующие дидактические игры как средство обучения, опираясь при этом на определенные принципы их составления и применения, учитывая также содержание предмета и возрастные особенности учащихся, то можно ожидать более эффективного формирования учебной деятельности учащихся и, как следствие, - лучших результатов в обучении химии.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования определены следующие задачи исследования:

  • провести констатирующее исследование состояния применения
    дидактических игр в обучении, развитии и воспитании учащихся, а также
    определить отношение учителей к их использованию на уроках химии;

  • научно обосновать и сформулировать методические основы применения
    дидактических игр в процессе обучения базового курса химии: алгоритм
    составления, методические рекомендации и условия проведения,
    концептуальные методические положения, комплект дидактических игр в
    соответствии с содержанием базового курса химии;

  • экспериментально проверить эффективность системы дидактических игр в
    обучении базового курса химии.

Для решения поставленных задач и выполнения работы использовались общенаучные методы исследования (анкетирование, анализ, сравнение, собеседование, интервьюирование, изучение и анализ научно-методической литературы), специальные - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение и широкую апробацию результатов исследования в школьной практике по Саратовской области. Применена математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что разработаны и научно обоснованы алгоритм составления дидактической игры, методические рекомендации по их организации и проведению в процессе обучении химии учащихся 8-9-х классов. Экспериментально доказана эффективность систематического и целенаправленного применения дидактических игр в обучении учащихся общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что созданы и теоретически обоснованы методические основы составления и применения дидактических игр в обучении химии; разработана концептуальная модель, обоснован процесс взаимовлияния дидактической игры и результатов обучения, доказано положительное воздействие дидактических игр на процесс обучения химии учащихся 8-9 классов и развитие личности ученика.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в разработке комплекта дидактических игр адаптированных к современным действующим учебным программам базового химического образования. Показана реальная возможность повышения эффективности обучения школьников в обычных общеобразовательных школах с помощью дидактических игр. Установлены определенные требования к составлению и проведению дидактических игр, используемых на уроках химии, рассмотрены области их применения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена использованием широкого набора научных методов, соответствующих задачам исследования; математической обработкой экспериментальных данных; соответствием выводов, полученных в ходе работы, с результатами педагогического эксперимента.

На защиту выносятся:

■ Разработанная научно обоснованная система дидактических игр в обучении химии в 8-9-х классах, включающая алгоритм составления, методические рекомендации и комплект дидактических игр, соответствующий содержанию базового школьного курса химии.

■ Концептуальная модель применения дидактических игр в обучении химии, основанная на теоретическом анализе общего значения игр для ребенка, их роли в учебном процессе с учетом классификации, алгоритма составления, методических рекомендаций по их организации и проведению, с целью развития познавательного интереса, мотивации учащихся при обучении предмета химия и повышения его эффективности.

Последовательность составления дидактической игры


Влияние дидактической игры на эффективность обучения химии

Некоторые количественные показатели эффективности применения дидактических игр на уроках химии

Результаты исследования были опубликованы в различных методических изданиях, доложены на конференциях различного уровня; изданы две книги.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие факторы способствуют повышению эффективности работы учителя?

  2. Каковы направления повышения эффективности работы учителя химии?

  3. Назовите литературные источники по методике обучения химии.

  4. Система подготовки и переподготовки учителей химии.

  5. Каковы проблемы общего химического образования в России?

  6. Каковы перспективы общего химического образования в России?

  7. Каковы основные направления НИР школьного учителя химии?

  8. Запишите на доске основные компоненты НИР и дайте им краткую характеристику.

  9. Каковы особенности педагогического эксперимента и методики его проведения?

  10. Приведите примеры возможной НИР по Вашей индивидуальной теме курсовой работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  2. Совершенствование нормативно-правовой базы

    Анализ
    Лицей ведёт свою историю с 1967 года, когда была образована средняя общеобразовательная школа №15 г. Пскова. В апреле 1993 года школа зарегистрирована как муниципальное общеобразовательное учреждение «Гуманитарный лицей».
  3. Н. Г. Чернышевского химический факультет кафедра химии и методики обучения штремплер генрих иванович теория и методика обучения химии курс лекций

    Курс лекций
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  4. Задачи и методы исследования > Организация и осуществление профориентационной работы на уроках химии Планирование профориентационной работы

    Урок
    Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.
  5. Обучение физике в условиях постнеклассического развития естествознания 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика)

    Диссертация
    Защита состоится 21 января 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.295.02. при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г.

Другие похожие документы..