Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в б...полностью>>
'Диплом'
Исследование элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли. Налогообложение организации налогом на имущество организаций: проблемы и п...полностью>>
'Документ'
в случае отсутствия председателя комитета в приемные часы, прием ведут заместитель председателя комитета, статс-секретарь – заместитель председателя ...полностью>>
'Доклад'
Проблема искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты...полностью>>

Тема. «Размножение растений»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Выполнила: Пыжьянова Т.А.

Тема. «Размножение растений»

3-й класс (1—4)

Цель урока. Дать учащимся представление о размножении растений с помощью корня, стебля, луковиц, клубней.

Оборудование. Рисунки дерева, кустарника, травянистых растений, семени фасоли; побег традесканции, горшок с почвой, стеклянная банка; рисунки (плакаты): «Размноже­ние листьями», «Размножение растений корневыми череш­ками», «Размножение растений корневыми отпрысками»; тесты к уроку для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отвод­ками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрыска­ми.

Урок начнем с повторения ранее изученного материала.

III. Повторение

У. Расскажите, какие признаки жизни растений вы зна-­
ете?

Дети. Каждый живой организм питается, дышит, рас­тет, размножается, умирает.

У. Что нужно растению для роста и развития?

Д. Растения, как животные и человек, постоянно дышат. Им нужен воздух.

У. Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает угле­кислый газ, то растения, наоборот: поглощают углекислый газ, а выдыхают кислород. Поэтому их называют «легкими города», они очищают воздух.

Д. Растениям нужна вода. Но растение из почвы корня­ми берет не одну воду, а вместе с растворенными в ней ми­неральными солями. Для роста им необходим свет, который улавливают они в основном листьями. На свету листья зелёного цвета образуют крахмал и сахар, необходимые для рос­та и развития растения.

У. Какие части растений вы знаете? Приведите пример
таких растений.

Ученики отвечают на вопрос по рисункам на доске: дере­ва, кустарника, травянистого растения.

На доске:

Д. Деревья — растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, многочисленные вет­ви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза, клен, вишня.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это облепиха, сирень, смородина, крыжовник, лещина, орешник.

Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это ландыш, герань, галантус, медуница, подорожник.

У. Узнаем, какие части растений используют для размножения.

Рассмотрите семя фасоли.

Д. Семена

У. Мы с вами познакомились с развитием растения из семени фасоли. Рассмотрели и зарисовали проросшее семя. Изучили строение семени и этапы их прорастания. Каково строение семени фасоли?

Ученики отвечают по рисунку на доске

На доске:


Д. У фасоли семена крупные. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой. Под кожурой нахо­дится зародыш, который состоит из двух семядолей, кореш­ка, стебелька и почечки.
У. Как развивается растение из семени?
Д. Растение из семени развивается так: семя — пророс­ток с корешком — проросток с несколькими листочками — взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами.
У. Спасибо! Вы узнали, что для прорастания семян нужна вода, свет, тепло, воздух. Когда же и в какую почву надо сеять семена?

Д. Семена растений сеют весной, когда земля ещё сырая, но уже хорошо прогрета солнцем.

— Перед посевом почву хорошо вспахивают.

III. Работа по теме

У. Цветковые растения размножаются не только семенами. Многие из них размножаются черенками корней, стеблей и листьев. Черенок — это часть стебля, корня, листа.
Корень, стебель и лист — это вегетативные органы расте­ния.

1. Размножение стеблевыми черенками

У. Размножение черенками широко используют в садоводстве и в цветоводстве. Черенки могут стеблевыми, листовыми, корневыми.

На доске:

— Стеблевыми черенками (побегами) размножают мно­гие комнатные растения: традесканцию, бегонию, розы, ге­рань, бальзамин...

Далее рассказ учителя сопровождается демонстрацией по­садок побега традесканции.

— Делают это так: отрезают веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезают последний, чет­вертый лист. Срезанную веточку втыкают во влажный песок на глубину 2 см, ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимают влажный песок вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрывают веточку стеклянной банкой или стаканом, чтобы она не за­вяла. Горшки с черенками ставят в светлое теплое место, но не на солнце.

Ухаживают за посаженными стеблевыми черенками сле­дующим образом: через 2—3 дня после посадки надо ежед­невно приподнимать банки или стаканы, чтобы освежать воздух вокруг черенков; через 8—10 дней, когда черенки укоренятся, банки или стаканы снять совсем, чтобы при­учить растения к сухому воздуху; поливать надо тонкой стру­ей воды по краям горшка, чтобы не размывать песок вокруг черенков.

Для размножения черной смородины берут обычно че­ренки 25—30 см и высаживают в почву. Так же размножа­ют тополь, иву и некоторые другие деревья и кустарники.

2. Размножение листьями

У. Некоторые виды комнатных растений, например бегонию, лимон, сенполию, можно размножать листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок. После этого на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.

На доске:

3. Размножение растений корневыми черенками

У. В сельском хозяйстве для размножения растений ис­пользуют корневые черенки. Корневой черенок — это отре­зок корня длиной 15—25 см. На посаженном в почву корне­вом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от основания которых отрастают придаточные корни. Корневыми черенками размножают садовую малину, шипов­ник, некоторые сорта яблонь, и декоративных растений.

На доске:

4. Размножение корневыми отпрыскам

У. Нередко вокруг старого тополя, рябины, черемухи и осины можно видеть молодую поросль. Это корневые отпрыс­ки. Они развиваются и вокруг пней спиленных деревьев из придаточных почек на корнях этих растений. Малина также размножается корневыми отпрысками.

Используя рисунки и материал учебника, ученики знако­мятся с размножением растений: отводками, клубнями, луковицами, усами.

— Какой можно сделать вывод?

Д. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, усами, отводками, луковицами

IV. Закрепление материала

Закрепление материала проходит двумя путями:

1) по вопросам:

  • Какими частями можно размножать растения?

  • Какие растения можно размножать семенами?

  • Какие растения можно размножать черенками?

  • Какие растения можно размножать отводками?

  • Какие растения можно размножать клубнями?

2) по таблице (заранее чертится на доске):
На доске:

Название растения

С помощью какой части размножается

1. Черная смородина

2. Картофель

3. Лук

4. Малина

5. Крыжовник

6. Земляника

V. Тестирование учащихся

Тест по теме «Развитие и размножение растений»

! Напиши признаки жизни растений.

? что нужно растению для роста и развития? _____________________

__________________________________________________________________

! Заполни схему строения семени фасоли .

? Какое значение имеет кожура для семян?_____________________________

__________________________________________________________________

? Что развивается из корешка зародыша? _______________________________

__________________________________________________________________

? Где находится запас питательных веществ для расте­ния, начинающего жить?_____________________________________________________________

_________________________________________________________________

! Проставь на схеме числа в порядке развития растения из семени фасоли.

? Какие растения размножаются семенами? _____________________________

? Какие растения размножаются отводками? ____________________________

? Какие растения размножаются луковицами? __________________________

! Определи вид размножения.

VI. Задание на дом

У. Проработайте материал учебника, выполните задания к параграфу.

VII. Итог урока



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок является вторым в теме «Голосеменные растения»

    Урок
    Краткая аннотация: Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов.
  2. Тема занятия: Растения в интерьере. 2 часа

    Документ
    (Рассказ учителя биологии или учителя основ художественного моделирования с компьютерной демонстрацией разнообразных способов составления цветочных композиций).
  3. Тема: Культурные растения в жизни человека

    Урок
    Задачи: развивать умение ориентироваться в справочной и энциклопедической литературе, отбирать материал по заданной теме; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выбирать главное и обобщать.
  4. Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

    Урок
    1. Орг. момент. Здравствуйте, меня зовут Елена Владимировна, тема моей концепции «Повышение качества образования на основе Использования интернет –технологии в начальной школе».
  5. Размножение

    Реферат
    Способность размножаться, т.е. производить новое поколение особей того же вида, - одна из основных особенностей живых организмов. В процессе размножения происходит передача генетического материала от родительского поколения следующему

Другие похожие документы..