Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В Казахстане назрела объективная необходимость создания целостной, комплексной и единой политики, охватывающей все компоненты развития информационной...полностью>>
'Закон'
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обес...полностью>>
'Документ'
2.1. Керівництво підготовкою та проведенням XІХ Чемпіонату України з баскетболу як змагань державного рівня здійснюється Федерацією баскетболу України...полностью>>
'Документ'
6.Про продовження роботи щодо поліпшення життя і здоров’я учасників навчально-виховного процесу, умов їхньої праці, навчання та відпочинку, профілакт...полностью>>

На правах рукописи (60)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи



ВИНОГРАДОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Специальность 19.00.13. - психология развитая и акмеология



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук



Москва - 2004



Диссертация выполнена в Московском городском
психолого-педагогическом университете


Научный руководитель


доктор психологических наук
Смирнова Е.О.


Официальные оппоненты:


доктор психологических наук
Цукерман Г.А.

кандидат психологических наук
Юркевич B.C.



Ведущее учреждение:


Институт развития
дошкольного образования


Защита состоится 26 февраля 2004 г. в 11 часов на заседании
диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций К-850.013.01
при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу:
127051 Москва, ул. Сретенка, д. 29



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено познавательной мотивации
старших дошкольников.

Актуальность темы исследования. Становление мотивационной сферы
ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно,
что мотивация определяет направленность личности и побуждения к
деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной
сферы является дошкольный возраст (А.Н. Леонтьев).

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает
познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для
старшего дошкольного возраста. Принято считать, что этот возраст является
периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов
ребенка (Ж. Пиаже, М.И. Лисина). Умственная активность дошкольника
приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней
помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи,
выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что
познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым
следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным
качеством в равной мере.

Следует признать, что психологические закономерности развития
мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены
явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях
формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних
факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении.

Актуальность темы исследования обусловлена также повышенным
вниманием к различным видам обучения дошкольников. В результате
форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней
информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация
усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а
интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом
подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и
учатся подчиняться взрослому.

Высказанные соображения побудили нас выбрать в качестве объекта
настоящего исследования познавательное развитие дошкольника.

Предметом исследования являются условия становления познавательной
мотивации (ПМ) старших дошкольников.

Методологической основой работы стало представление многих
исследователей (Д.Б. Богоявленской; Л.И. Божович; Н.С. Лейтеса; М.И. Лисиной;
A.M. Матюшкина; Н.А. Менчинской; В.Л. Поплужного; Н.С. Славиной и др.) о
познавательной мотивации как о внутренней и самодостаточной направленности
человека на узнавание чего-то нового и удовлетворение от самого процесса
умственных усилий. Познавательная мотивация понимается в работе как
внутренняя мотивация познавательной деятельности, независимая от внешних
факторов (оценки, награды, практической пользы и пр.). При рассмотрении
генезиса познавательной мотивации мы опирались на основной закон развития



высших психических функций, открытый Л.С. Выготским, согласно которому
всякая психологическая функция в культурном развитии ребенка первоначально
выступает в социальном плане, как категория интерпсихическая, а затем во
внутреннем, как категория интрапсихическая.

В качестве методологической основы работы выступила также концепция
генезиса общения М.И. Лисиной, согласно которой общение является сквозным
механизмом становления новых форм деятельности ребенка. Кроме того, мы
опирались на высказанные М.И. Лисиной положения о различной роли взрослого
и сверстника в становлении личности и психики ребёнка.

Исходя из этих положений мы выдвинули гипотезу о том, что
познавательная мотивация складывается и первоначально существует в
нтерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со
сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в
интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним
качеством личности ребенка.

Цель настоящей работы заключается в экспериментальной апробации и
конкретизации данной гипотезы. Мы стремились изучить особенности
познавательной мотивации старших дошкольников и определить психолого-
педагогические условия ее формирования.

Конкретные задачи исследования заключались в следующем:

  1. На основе анализа психологической литературы, относящейся к проблеме
    познавательной мотивации дошкольников, определить и конкретизировать
    основные понятия и методологию исследования.

  2. Разработать количественные и качественные показатели ПМ и методики их
    выявления;

  3. Выявить относительную выраженность ПМ в разных видах деятельности
    дошкольников;

  4. Исследовать характер влияния взрослого и сверстника на ПМ детей в
    зависимости от разных коммуникативных ситуаций;

  5. Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на
    повышение познавательной активности детей.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов
исследования:

  • скрытое и включенное наблюдение;

  • констатирующий эксперимент, проведенный в условиях, близких к
    естественным и включающий четыре вида деятельности дошкольников в
    разных коммуникативных ситуациях;

  • формирующий эксперимент, направленный на развитие ПМ у
    дошкольников 5-6 лет;

  • статистические методы обработки результатов (проверка значимости
    различий при помощи непараметрического критерия Т-Вилкоксона;
    корреляционный анализ по коэффициенту Пирсона).

В эксперименте участвовал 81 ребенок в возрасте 5-6 лет, с детьми было
проведено около 1000 индивидуальных и групповых занятий. Исследование
проводилось в четырех дошкольных образовательных учреждениях Центрального
административного OKDvra г. Москвы, оаботаюших по типовой поогоамме.



Положения, выносимые на защиту:

1. Познавательная мотивация старших дошкольников более ярко
проявляется при решении задач, связанных с наглядно-действенным способом
познания по сравнению с образным.

2. Уровень познавательной мотивации дошкольников зависит от
коммуникативных условий: наиболее благоприятной для познавательной
мотивации является ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым и
сверстником, а наименее - ситуация индивидуальной деятельности.

  1. Характер познавательной мотивации определяется партнёром по
    совместной деятельности. Влияние взрослого является определяющим для
    целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной
    включенности в нее. Участие сверстника в основном сказывается на
    эмоциональности и инициативности ребенка.

  2. ПМ дошкольников можно сформировать при условии эмоциональной
    вовлеченности взрослого и поддержки инициативности ребенка.

Теоретическая значимость и новизна работы заключается в расширении и
углублении знаний о становлении мотивационной сферы ребенка. Познавательная
мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка
со взрослым и сверстником. В работе показано, что развитие мотивации ребёнка
подчиняется основному закону развития высших психических функций,
открытому Л.С. Выготским.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1.Разработаны показатели и методы выявления степени развития
познавательной мотивации;

2.Предложена и апробирована программа целенаправленного формирования
познавательной мотивации детей 5-6 лет.

3. Выявлены наиболее предпочитаемые детьми виды познавательной
деятельности.

4. Показаны пути влияния взрослого и сверстника на формирование ПМ
дошкольников

Апробация:

Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на
заседаниях ученого совета факультета «Психология образования», заседаниях
кафедры дошкольной психологии Московского городского психолого-
педагогического института, методических совещаниях ПМСЦ ЦАО «Малыш».
Результаты диссертационного исследования были использованы в практических
занятиях со студентами заочного отделения МГТГПУ при чтении курса
«Практикум по дошкольной психологии».

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка
литературы и приложения. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и
диаграммами.



Основное содержание работы


Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, его
теоретическая и практическая значимость, формулируется цель, гипотеза, задачи
исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации рассматриваются различные теоретические
подходы к проблеме познавательной мотивации в зарубежной и отечественной
психологии, дается общая характеристика дошкольного возраста и выделяются
основания для содержательного анализа познавательной мотивации старших
дошкольников.

Мотивация является одной из фундаментальных категорий психологии, во
многом определяющей другие сферы психической жизни. Содержание
зарубежных концепций мотивации находит свое отражение во многих работах
(В.Г. Асеев, 1976; И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов, 1991; Е.П. Ильин,
2002; Ю.М. Орлов, 1984; X. Хекхаузен, 1989, П.М. Якобсон, 1969 и др.). Так, X.
Хекхаузен выделяет три основных подхода к изучению мотивации:
биологизаторское (Мак-Дауголл, Лоренц, Тимберген), ассоциативное (Торндайк,
Вудвортс, Скиннер) и личностное направления (Ах, Фрейд, Олпорт, Мюррей,
Кеттел и др.). Практически в каждом из этих направлений важное место отводится
познавательной мотивации.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации
внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно
выделить:

познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение
познавательной задачи (Б.Г. Ананьев, 2002, М.Ф. Беляев, 1950; Л.И.
Божович, 1955, Л.С. Выготский, 1931, 1983, 1991; В.А. Крутецкий, 1968,
1971; Н.С. Лейтес, 1971, 1978; СЛ. Рубинштейн, 1989; В.П. Шуман, 1970,
1974; Г.И. Щукина, 1962 и др.);
i познавательную деятельность, то есть практическую активность,
направленную не на достижение практического результата, а на познание
нового (Ю.Н. Кулюткин, 1972; А.М. Матюшкин, 1977, 1982; Г.С. Сухобская,
1975 и др.);

творческость (креативность), то есть стремление вложить в продукт что-то
свое; (Д.Б. Богоявленская, 2002; B.C. Ротгенберг, 1996; Э.Д. Телегин, 1993;
O.K. Тихомиров, 1984; М.Г. Ярошевский, 1971 и др.);

познавательную активность, то есть готовность к познавательной
деятельности и инициативность в ней (Т.Д. Годовикова, 1980, 1984; Т.М.
Землянухина, 1982; М.И. Лисина, 1966, 1982; Т.Д. Сарториус, 1980, 1981 и

др);

любознательность - («curiositv»). любовь к знаниям, стремление узнать что-
то новое (Р. Батлера, 1953; Д. Берлайн, 1950; В. Джемс, 1890; К.
Монтгомери, 1951; Ж. Нюттен, 1975; X. Фовлер, 1965; Дж. Хант, 1963;
Харлоу, 1950 и др.).

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.
Объединяющим началом для них является направленность человека на
бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных



усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место
лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и
его познавательным результатом. В тех случаях, когда решение задач побуждается
внешними мотивами (оценкой, наградой, соревнованием, прагматической пользой
и пр.) - можно говорить, что мотив и предмет деятельности не совпадают и,
следовательно, данный тип активности нельзя, в строгом смысле, назвать
познавательной деятельностью.

Исходя из этого, термин «познавательная мотивация» представляется нам
наиболее адекватным, вбирающим в себя важнейшие пласты данной реальности.
Как известно, мотив имеет две основных функции - побуждающую и
смыслообразующую (А.Н.Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная
мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то
есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в
решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны,
познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и
познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых
впечатлений и от умственных усилий.

Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что наиболее
интенсивно и эффективно познавательные мотивы развиваются в дошкольном
возрасте (М.К. Бардышевская 1995; Л.А. Венгер, 1978; Н.И Ганошенко и B.C.
Юркевич, 1983; К.М. Рамонова, 1961; Е.О. Смирнова, 2003; А.И.Сорокина, 1975;
Г.И. Щукина, 1962; B.C. Юркевич, 1980 и др.). В период от трех до шести лет
складываются личностные механизмы поведения, которые выражаются в
соподчинении мотивов, одни из которых выходят на первый план, другие -
занимают подчиненное положение (А.Н. Леонтьев, 1948, Я.З. Неверович, 1955 и
др.). Согласно возрастным нормам, к старшему дошкольному возрасту возникает
достаточно устойчивая иерархия мотивов. Однако остается неясным, какое место в
этой иерархии занимает познавательная мотивация, насколько значимым и
действенным для современных дошкольников является стремление к познанию, к
самостоятельным умственным усилиям. Особенности познавательной мотивации
дошкольников и условия их становления остаются неисследованными. Именно
они стали предметом настоящей работы.

Подчеркнем, что нас интересовали не уровень умственного развития, не
познавательные способности и достижения детей, которые достаточно хорошо
изучены, а именно особенности познавательной мотивации, которая хотя и связана
с уровнем развития познавательных процессов, но не сводится к нему.

Познавательная деятельность дошкольника преимущественно связана с
наглядно-действенным и образным способом познания. Каждый из этих способов
предполагает соответствующую мотивацию, которая имеет специфическое
содержание и выражение. В первом случае ПМ проявляется в детском
экспериментировании в стремлении к самостоятельному достижению результата
(продукта или решения) и выражается в удовольствии от процесса решения новой
задачи. При образном способе познания соответствующая мотивация проявляется
при восприятии информации, установлении простых причинно-следственных
связей между событиями и явлениями, в разных видах детской художественной
деятельности, и выражается в интересе к новым знаниям (любознательности), в



эмоциональной отзывчивости на впечатления, в вопросах, инициативных
высказываниях и пр.

Оба вида познавательной деятельности в равной мере характерны для
старших дошкольников, хотя их содержание существенно различается. В связи с
этим возникает вопрос: насколько связаны между собой мотивы, направленные на
действенное и образное познание мира? Существует ли познавательная мотивация
как единое, целостное качество личности ребенка, шш же она каждый раз связана
с конкретным видом деятельности? Какой вид познавательной деятельности
является более предпочитаемым для старших дошкольников? Ответ на эти
вопросы составляет одну из задач нашего исследования. Избирательность
предпочтений детей разных видов познавательной деятельности имеет
исключительно важное значение как для понимания природы познавательной
мотивации, так и для практики дошкольной педагогики.

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности,
большинство авторов называют игру и общение со взрослым. В ряде исследований
было показано, что дети, растущие в дефиците общения (в закрытых детских
учреждениях), отличаются сниженной познавательной активностью, отсутствием
интересов и собственной инициативы (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Е. О.
Смирнова). Сам факт влияния общения со взрослым на познавательную
активность ребенка многократно был подтвержден и доказан (М.И. Лисина, Т.А.
Земшпгухина, Е.О. Смирнова и Г.Н. Рошка и др.). Однако большинство этих
исследований проводились на детях младенческого и раннего возраста, когда
познавательная активность только зарождается. Сохраняется ли это влияние в
старшем дошкольном возрасте, когда познавательная активность приобретает
более сложный характер и становится формой самостоятельной активности
ребенка?

Главный вопрос, который здесь возникает - это вопрос о путях и
механизмах влияния взрослого на познавательное развитие и познавательную
мотивацию ребенка. Что именно во взаимодействии ребенка и взрослого
способствует становлению этих важнейших качеств?

Естественно, взрослый передает ребенку средства и способы познавательной
деятельности, развивает познавательные способности. Однако, как показано в
исследованиях (Д.Б. Богоявленская, 2002; Л.С. Славина, 1951 и др.) уровень
развития познавательных способностей далеко не всегда связан с познавательной
активностью ребенка. Из практики известно, что многие способные дети не
реализуют свои умственные возможности из-за отсутствия познавательной
мотивации, и напротив, дети с высоким уровнем познавательной мотивации, даже
при исходно невысоких возможностях, отличаются ярко выраженной
познавательной активностью. Таким образом, проблема влияния взрослого на
формирование познавательной мотивации не сводится к передаче средств и
способов познавательной деятельности.

В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей
общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям
(Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Землянухина, 1982; М.И. Лисина, 1966, 1982; СЮ.
Мещерякова, 1979; Т.Д. Сарториус, 1981; Г.А. Свердлова, 1995; Смирнова Е.О.,
Рошка Г.Н, 1993; Г.А. Цукерман, 1994 и др.). Поощряя познавательную активность



ребенка в разных видах деятельности, взрослый стимулирует и закрепляет ее
проявления. Такой путь влияния может иметь место, однако, в данном случае
познавательная активность будет мотивирована стремлением к оценке, к
поощрению, к общению со взрослым, то есть внешним образом. Но, как было
показано выше, главной отличительной особенностью познавательной мотивации
является ее внутренний характер, то есть удовольствие от самого процесса
познания.

Взрослый передает ребенку не только средства деятельности и оценку его
успехов, но, прежде всего, свое отношение к этой деятельности. При этом способ
передачи новой мотивации имеет свою специфику. Здесь недостаточно сообщение
новой информации, или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют
другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего
смыслового поля и др.), которые предполагают не только «активность
присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого,
его субъективную включенность в общение с ребенком. В нашей работе мы
исходили из предположения о том, что основной закон развития высших
психических функций, открытый Л.С. Выготским, приложим к развитию
мотивационной сферы.

Гипотеза нашей работы заключается в том, что познавательная мотивация
первоначально возникает и функционирует в особом взаимодействии ребенка с
другими людьми (в зоне ближайшего развития) и имеет интерпсихический
характер. В последствии она присваивается и становится внутренним достоянием
ребенка (переходит в интрапсихическую форму).

Для проверки и конкретизации данной гипотезы необходимо, прежде всего,
разработать экспериментальные показатели ПМ, методы ее выявления, и
определить наиболее предпочитаемые для старших дошкольников формы
познавательной деятельности.

Во второй главе «Сравнительный анализ уровня познавательной мотивации
детей в различных видах деятельности» описаны методы и результаты
экспериментального исследования.

При выборе конкретных методических приемов мы исходили и того, что
предлагаемые детям ситуации должны соответствовать возрастным особенностям
и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды
познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный
способ познания) и допускать разные коммуникативные ситуации
(индивидуальные, диадные и групповые).

Опираясь на эти требования, в результате предварительных опытов мы
выбрали четыре задания. Два из них предполагали активную продуктивную
деятельность дошкольников и действенный способ познания. Это были
конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков
(по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на
восприятие и переживание образов, т.е. на образный путь познания, а именно
прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических
животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали
сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и



складывали узор из кубиков по одному (в присутствии
экспериментатора).

При разработке методики особую важность представлял выбор
наблюдаемых объективных показателей познавательной мотивации. Показателями
выраженности познавательной мотивации в нашем исследовании выступали:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на
задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный
эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не
отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до
конца);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На правах рукописи (35)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Алтайский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
  2. На правах рукописи (39)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
  3. На правах рукописи (9)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 года в часов на заседании диссертационного совета К 208.041.01 при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» (127006 Москва, ул.
  4. На правах рукописи (68)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре кожных и венерических болезней ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в ФГУ «Центральный научно-исследовательский
  5. На правах рукописи (76)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава» на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии

Другие похожие документы..