Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Программа «Юные друзья леса» направлена на формирование экологической культуры школьников среднего школьного возраста – уч-ся 5-6 классов. Реализация...полностью>>
'Документ'
Код за ЄДРПОУ — для юридичних осіб (реєстраційний номер облікової картки платника податків — для фізичних осіб або серія та номер паспорта (для фізич...полностью>>
'Регламент'
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и По...полностью>>
'Доклад'
В целом можно констатировать повышение роли Торгово-промышленной палаты. Конечно, объективно этому способствует движение нашей страны по рыночным рел...полностью>>

С. В. Кортунов проблемы национальной идентичности россии в условиях глобализации монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

С.В.Кортунов

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Монография подготовлена в рамках реализации проекта Научного Фонда ГУ-ВШЭ № 07-01-126

Москва

2008

Оглавление

Предисловие: общая постановка проблемы

Введение: некоторые теоретические и методологические аспекты проблемы

Глава первая. Россия в тисках глобализации.

(Общий анализ процессов глобализации, влияющих на национальную идентичность вообще и на национальную идентичность России в частности)

Западня глобального мира

Битва идентичностей

Россия как «слоеный пирог»

Идентичность и ценности

Императив модернизации

Соблазн «особого пути»

Европейский вектор: неизбежность и пределы

Традиция и Современность: поиски синтеза

Глава вторая. Русский православный замысел в истории: миф или парадигма?

(Конфессиональное измерение российской идентичности. Роль и место православия в становлении, сохранении и укреплении национальной идентичности России)

Истоки

Соблазн и грехопадение

Идеологема «Москва – Третий Рим»: постижение смысла

«Симфония властей»

Какая Церковь нам нужна?

Второе Крещение Руси

Глава третья. Судьба русского коммунизма.

(Основные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия трансформации национальной идентичности в советский период развития России)

Новая религия

О частной собственности

Красная Империя

Коммунистическая вера и идеология

О коммунистическом труде

Социализм тоталитарный и демократический

О международном значении Октября

Феномен «зюганизма»

Коммунизм и христианство

Коммунизм и фашизм

Коммунизм в ХХI веке

Будущее русского коммунизма

Глава четвертая. Метаморфозы либеральной идеи.

(Современные либеральные ценности и основы традиционной национальной идентичности России в свете их исторического становления: обоснование совместимости)

Основная проблема либерализма

Либерализм классический

Протестанская этика

Нищета либеральной философии

Либерализм и русское общество

Либеральный большевизм

Либерализм на Западе

Либеральная идея в ХХI веке

Глава пятая. Имперское и национальное в российском сознании.

(Этнические аспекты российской идентичности. Имперское и национальное в российском сознании: соотношение и сопоставимость имперских и национальных стереотипов)

Империи – локомотивы истории

«Имперские амбиции» и национальные интересы

Что стоит за ярлыком «империя зла»

Об имперском измерении национальных интересов

О национальных целях и интересах

Соотечественники без Отечества

Этнические аспекты имперской идентичности

К вопросу о «русской нации»

Русский путь

Почему Америка – не империя

Грядет ли Пятая Империя?

Глава шестая. Приключения евразийского человека.

(Классическое и современное евразийство как попытки найти новую российскую идентичность)

Возникновение евразийства и его крушение

Идейный разгром евразийства

Что стоит за возрождением евразийства?

Национальная идея или очередная химера?

Конец идеологии евразийства

Евразийский проект для России

Глава седьмая. Идентичность и развитие.

Национальная безопасность в контексте стратегии развития

Об устойчивом демократическом развитии

Формирование открытого общества

Постиндустриальное (информационное) общество

Технологическая республика

Инновационное развитие как национальный проект

Проблемы национальной модернизации

Неоэкономическая цивилизационная модель

Национальное и транснациональное в ХХI веке

На пути к постэкономической цивилизации

Глава восьмая. Идентичность и правопреемство.

Правопреемство как политический выбор вектора развития

Страна и государство

Дерусификация и ее результаты

Российская Федерация как правопреемница исторической России

Преодолеть советскую идентичность

Историческая Россия как субъект мировой политики

К вопросу об «имперском синдроме»

О территории исторической России

Глава девятая. Великая Победа как важнейший ресурс идентичности.

Для России

Для Европы

Для мира

Что значит быть субъектом истории

Надо ли нам каяться?

В чем же надо каяться?

Волна взаимного примирения

К чему ведет раздвоение сознания

Кто победил?

Чем грозит ревизия Победы

Глава десятая. Национальная сверхзадача.

Мифологема национальной идеи

Русский народ и его миссия

Выживание суперэтноса

Универсальные ценности и самобытность

Глава одиннадцатая. Национальная идентичность новой России: внешнеполитическое измерение.

О правопреемстве во внешней политике

Положение России в мире

Стоит ли претендовать на великодержавие?

Приоритеты внешней политики

Союзники и партнеры

Стратегия избирательной вовлеченности

Внешняя политика в контексте инновационного проекта

Глава двенадцатая. Какая Россия нужна миру?

Как к России относятся в мире

Причина недоверия

Как воспринимают нашу элиту

Советское лицо новой России

Почему пробуксовывает интеграция?

Пора делать выбор

Перспективы

Что такое Россия сегодня?

Евразийский геополитический балансир

Смысловое пространство

Россия и Запад

Альтернативный образ мира

Заключение

ПРЕДИСЛОВИЕ: ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

При всей многоплановости национального и мирового кризиса главный кризис, который испытывает сегодня Россия – это кризис идентичности, т. е. утрата Россией своего исторически сложившегося представления о самой себе. Сегодня трудно найти другую страну, граждане которой столь расходились бы между собой в понимании своей геополитической, цивилизационной, социально-экономической и прочей определенности. Отсюда и главная угроза национальной безопасности: она связана с неспособностью вернуться на исторически преемственный путь национально-государственного развития и, соответственно, самоопределиться в качестве современного субъекта в мировой политике, в системе международных отношений и международного экономического разделения труда. Дальнейшее затягивание процесса национального самоопределения чревато утратой Россией своих законных и естественных места и роли в мировой политике, а в более широком плане – в глобальном историческом процессе в целом. Как следствие, Россия может быть отодвинута на периферию мирового развития, что имело бы крайне негативные последствия не только для нее, но и для всего мира.

К сожалению, и представления о новой России той части международного сообщества, которую принято называть Западом, в настоящий момент в основном по-прежнему окрашены в негативные тона. На Западе более или менее хорошо знают, чем она не должна быть, но не имеют конструктивных идей и соображений относительно того, чем Россия может и должна быть, вновь обретя свою национальную идентичность. Вряд ли, однако, было бы продуктивно обвинять в этом один лишь Запад. Ведь никто, конечно, «извне» не может объяснить нам наши место и роль в мировой политике. Очевидно, что Россия должна сама осознать их, что позволит ей четко сформулировать свои национальные цели. Это – в интересах всех, поскольку политика России станет более предсказуемой, что, в свою очередь, позволит выстроить жизнеспособную систему партнерских связей, материализованную в плодотворное и равноправное сотрудничество с Западом по широкому кругу фундаментальных проблем мировой политики.

Будучи наследницей Древней Руси, Московского Царства, Российской империи и продолжательницей Советского Союза, Россия продолжает занимать уникальное положение в Евразии, которое испокон веков позволяло ей играть важную стабилизирующую роль в глобальном балансе сил и интересов. Она представляет собой сложнейшую этническую общность, сплоченную исторической судьбой русского народа, который взаимодействует на добровольной и равноправной основе с другими народами, выразившими желание жить в едином с ним государстве. Обилие природных богатств, экономический, оборонный и интеллектуальный потенциал может и должен обеспечить ей максимальную хозяйственную автономию при возникновении угроз национальной безопасности и развитию в качестве суверенного государства.

Основные дискуссии и политическая борьба в России в последние годы шли вокруг экономических и политических вопросов: как должна быть устроена экономика, какую роль должно играть государство, как добиться того, чтобы народное хозяйство развивалось на благо всех граждан, каким образом создать политические и государственные институты, чтобы они выражали волю народа и действовали в соответствии с нею. Хотя в обществе еще нет полного единодушия вокруг фундаментальных, цивилизационных ценностей, по перечисленным вопросам все же достаточное согласие есть. Практически никем, кроме политических маргиналов, мечтающих о равенстве в нищете, не оспаривается необходимость различных форм собственности, включая частную, а также рыночной экономики, хотя и с твердыми социальными гарантиями со стороны государства. Несмотря на тоску многих еще по «сильной руке» и «железному порядку», можно говорить об общем признании необходимости сохранения и последовательного развития основных демократических институтов открытого общества: правового государства, гражданского общества представительной демократии, свободы слова, средств массовой информации, творческой самореализации, совести, которые только и способны обеспечить достоинство человека и безопасность его семьи.

Однако по ряду важнейших концептуальных вопросов, от понимания сути и способа решения которых зависит дальнейшая жизнь народа и государства,– а именно, что же такое Российская Федерация как государство, что она наследует и что отвергает из своего прошлого, где ее подлинные границы, как они определяются, каково ее реальное положение в мире, где сфера ее национальных интересов, кто ее союзники и соперники, как соотносится весь исторический опыт (как положительный, так и отрицательный) российской государственности с ее нынешним состоянием, уже не говоря о долгосрочной стратегии развития страны в ХХI веке, – здесь ни у власти, ни у общества ясных и единых позиций не было и нет.

Следует искать такой путь возрождения страны, который основывался бы на преемственности российских исторических традиций и ценностей при одновременном их сочетании с основополагающими демократическими нормами и принципами. Методы и пути реформ (экономических, политических, социальных, правовых и т. д.) могут быть предметом дискуссий, но для национальной элиты любой страны необходимо наличие определенных ценностей и понятий общенационального значения, о которых не спорят. Вокруг этих фундаментальных ценностей, общего взгляда на определяющие вехи истории и должно сложиться национальное согласие, столь необходимое для устойчивого и демократического развития страны, а также для интеграции России в мировое сообщество, в мирохозяйственную транснациональную систему ХХI века.

Объединяющим фактором российского общества, субъектом его развития на современном этапе национальной истории должны выступить отечественной капитал и отечественная элита, а их идеологией – демократический патриотизм, свободный от радикализма и изоляционизма национал-патриотов и реваншизма современных коммунистов. От скорейшего формирования и выступления на политической арене этой интеллектуальной, политической и финансовой силы будут зависеть безопасность и развитие России в ХХI веке, процветание ее народов.

Является ля Россия сегодня великой державой? Эта реальность и на Западе, и в России постоянно ставится под сомнение. При этом, как правило, ссылаются на экономические показатели, касающиеся доли России в мировом доходе, ВВП на душу населения, динамики роста экономики России, ее доли в мировой торговле, структуре внешнеэкономических связей и проч.

По этим показателям Россия сегодня и в самом деле проигрывает ведущим промышленно развитым державам мира. По величине ВВП на душу населения, мы оказались на 46-ом месте в мире. Нынешние экономические тенденции не выводят ее даже в «золотую десятку» (КНР, США, Япония, Индия, Индонезия, Южная Корея, ФРГ, Таиланд, Франция, Бразилия) первой четверти XXI века. Более того, по объему ВВП – основному показателю экономического потенциала – мы в 10 раз уступаем США, в 5 раз отстали от Китая, вдвое – от Германии и Индии, оказавшись отброшенными во вторую десятку государств мира. На этом основании многие западные политологи призывают свои правительства особо «не церемониться с Россией» и проводить политику, не считаясь с ее национальными интересами.

Подобные заявления крайне недальновидны и не соответствуют сложившимся реальностям мировой политики. Ведь не случайно же Запад, признавая политический вес и потенциальную экономическую мощь России, включил именно ее (не Бразилию, не Индонезию и даже не Индию или Китай) в «восьмерку» ведущих стран мира. Несмотря на распад СССР, по своей политической значимости, интеллектуальной силе и по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, и по связанной с этим ответственности Россия остается одной из великих держав. Помимо этого, а также геополитического положения и наличия ядерных вооружений, к основным признакам, позволяющим в современных условиях считать Россию великой державой, относятся ее возможности и перспективы в области ресурсного обеспечения, достаточно продуктивного и интеллектуального населения, высокого научно-техниче­ского потенциала и ряд других. Эти же факторы, т. е. масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, наличие практически всех видов сырья и ресурсов объективно (а сейчас лишь потенциально) делают Россию одним из важнейший мировых центров.

Конечно, все эти позиции обеспечиваются не автоматически. Они могут быть утеряны страной в ближайшие годы, если она не выйдет из экономического, научно-технологического и духовного кризиса. Напротив, возможности России обеспечивать высокое качество жизни граждан и оказывать влияние на ход событий в мире будут расширяться при условии успешного выхода страны из кризиса и завершения социальных и экономических реформ. Все предпосылки для этого имеются. Население России в целом характеризуется достаточно высоким уровнем образования и культуры. Среди работающих высок удельный вес квалифицированных кадров и специалистов. Иными словами, Россия остается развитой страной, находящейся на индустриальной и отчасти постиндустриальной стадии развития, элементы которого созрели в недрах военно-промышленного комплекса бывшего СССР. Российские производительные силы качественно отличаются от производительных сил третьего мира и, наоборот, принципиально не отличаются от тех, которые есть на Западе. В России тот же тип квалификации работников, тот же класс машин и механизмов.

Проблема в том, что в России долгое время господствовали, – впрочем, в своем большинстве исторически обусловленные, – иной менталитет, иная культура трудовых отношений, иные производственные отношения и иная социальная организация, и именно эти обстоятельства мешают достичь западной производительности. Конечно, чтобы сравняться с США, Германией, Францией, Италией и т. д. по душевому ВВП, потребуются, вероятно, многие годы. Но что касается таких стран, как Испания, Ирландия, Греция, Португалия, Чили, то есть стран, находящихся принципиально на той же стадии развития производительных сил, что и Россия, их показатели ВВП на душу населения (соответственно, уровень и качество жизни) в случае успеха реформ могут быть достигнуты во вполне обозримом будущем. В ближайшие годы в этом и должна заключаться здравая, реалистическая экономическая перспектива России.

Все сказанное позволяет характеризовать Россию сегодня как великую державу, временно переживающую крупномасштабные экономические трудности, вызванные изменениями экономической, геополитической и геоэкономической ситуации, а также переходом к новому типу общественного развития. Сохранение и мобилизация имеющихся внутренних резервов, обеспечивает потенциальную возможность для скорейшего оздоровления экономики и перехода на модель устойчивого и демократического (а в технологическом смысле, возможно, уже постиндустриального) развития. Позитивные в целом перемены в мире предоставляют благоприятные возможности для решения этой задачи. Если и когда в России устоятся новые общественные отношения, изменится трудовая мораль, будут преодолены разрушительные последствия как господства командно-администра­тивной системы, так и псевдолиберальных реформ, Россия по абсолютному размеру производства вполне сможет снова достичь самых высоких мировых стандартов или даже превзойти их. Если же вокруг России сложится экономическое сообщество наиболее крупных новых независимых государств, откроется возможность восстановления экономического потенциала того класса, каким обладал СССР. В любом случае, даже учитывая, что это произойдет не скоро, ситуацию не стоит чрезмерно драматизировать. Потеря статуса сверхдержавы отнюдь не лишает страну возможностей социального прогресса и процветания, более того, может стимулировать рост этих возможностей.

Крушение СССР – это, несомненно, национальная катастрофа. Но катастрофы бывают трех типов. Это, во-первых, катастрофы исчерпания, при которых потенциал цивилизационного сообщества выработан и в связи с этим возникает цивилизационный фатум – смерть цивилизации. Это, во-вторых, катастрофы сдвига, при которых механизмы влияния общества на элиту и механизмы выдвижения обществом своего управляющего меньшинства становятся неэффективными. И, в-третьих, это катастрофы инверсии или инверсионные катастрофы, при которых происходит перерождение управляющих систем при сохранении национальной идентичности. Катастрофа крушения СССР – это катастрофа сдвига и в какой-то степени – инверсии. Но никак не катастрофа исчерпания. А потому – это устранимая катастрофа.

Сегодня у России есть все средства обеспечить не только выживание отечества, национальную безопасность, развитие общества, но и достоинство личности, ее основополагающие права и свободы, благополучие человека и его семьи. Ибо одно дело – борьба за мировое господство, которая велась между СССР и США и требовала неимоверных расходов, а другое дело – только обеспечение собственной национальной безопасности и развития, что требует от России гораздо меньших затрат и сил, но от чего зависит само ее физическое существование. Идея же мировой экспансии в геополитическом и территориальном аспектах исчерпаны русским народом до дна. Кстати говоря, идея непосильной ноши нашла отражение в образе богатыря Святогора, который не смог поднять крестьянскую переметную суму Микулы Селяниновича. Святогор увяз сначала по колени, потом по пояс, потом по грудь. А Микула, которого Святогор мог держать с конем на ладони, сказал ему то, что содержит намек на путь России в XXI веке: «Мне твоей силушки не надобно, мне своей силушки достаточно».

Таким образом, на вопрос, стоит ли России претендовать на великодержавие, следует ответить – да, стоит. Но не на роль супердержавы, конкурирующей на равных с США, а, скорее, на равноправное место в пятерке ведущих держав мира. И не потому, что этого кому-то хочется, а кому-то нет. Это объективный процесс, естественный для России.

После завершения коммунистического эксперимента Россия не должна вновь распасться на бесконечное число атомизированных несчастных существ, но, напротив, должна соединиться в качественно новую соборную общность. Новая российская государственность должна быть основана на сочетании русского и советского позитивного исторического опыта, дополненного теми демократическими механизмами, которые во всем мире уже доказали свою эффективность. Новая модель национального развития должна учесть весь опыт катастроф, сопровождавших российскую историю, и содержать эффективные механизмы их предотвращения в будущем.

Не стоит опасаться, что демократическая государственность и следование фундаментальным ценностям могут ущемлять самобытность России. Демократизация, становление правового государства не означают утраты самобытности. Наоборот, только правовое государство и является единственно надежным способом обеспечения действительно самостоятельного самобытного развития. Демократическая ориентация, доверие к обществу и открытость – именно это и предполагает возможность «самому быть». Все остальное – не самобытность, а попытки навязать народу чьи-то сугубо личные или корпоративные представления о российской самобытности.

Российское государство было и пока остается принципиально наднациональным. Жизнь дает все больше свидетельств того, что Россию подстерегают серьезные опасности при ее трансформации в национальное государство. На этом пути неизбежно встает «русский вопрос» с нерешенной проблемой границ в случае идентификации России по национально-этническому признаку. Россия исторически всегда находила свою национальную идентичность в поле сверхнациональной и метаисторической парадигмы. Сверхнациональной и метаисторической она должна быть и сейчас. Отсутствие внутренних глубоких причин распада СССР позволяет рассчитывать на возможность постепенной реинтеграции на экономической основе если не всего, то, по крайней мере, основной части постсоветского пространства, входящего в историческую Россию.

Вычленить же из этого пространства мононациональные регионы оказывается невозможным. Это ведет, как показали попытки строительства собственной государственности в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, отчасти в Казахстане и в других бывших частях Большой России, к формированию своего рода «мини-империй», которые в ряде случаев приобрели прямо-таки полуапартеидный характер. Причем парадокс состоит в том, что чем резче выламываются «дочерние империи» из «империи материнской», и чем мельче и озлобленней они оказываются, тем более присущи им все отрицательные имперские характеристики. Это и понятно: к спокойному, самостоятельному и самодостаточному существованию «дочерняя мини-империя» не способна. В России же альтернативой имперскому сознанию является этнический ультранационализм, борющийся за жизненное пространство, тем более, что ни одно, к примеру западноевропейское государство не может сравниться с Россией по моноэтничности, т. к. русских в ней – 85 процентов. Между тем именно такой оборот событий провоцируют разбуженные распадом Большой России «демоны постсоветского национализма», которые всеми силами стремятся закрепиться на «своей» территории путем вытеснения русских, с помощью политики дерусификации, дискредитации прошлого, вытравливания памяти о существовании народов в едином государстве. При этом они однако, видимо, не осознают, что, разрушив Россию окончательно, они и сами погибнут под обломками российского государственности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсуждения

    Документ
    Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность
  2. Ридер национальные интересы россии в мире о понятии национального интереса: теоретические и методологические аспекты

    Закон
    Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
  3. С. В. Кортунов cовременная внешняя политика россии стратегия избирательной вовлеченности Учебное пособие

    Учебное пособие
    56756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756756
  4. С. В. Кортунов национальные интересы россии в мире научный рецензент профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики гу-вшэ м. З. Шкундин Монография

    Монография
    Монография подготовлена в рамках проекта «Национальные интересы России в мире по гранту № 08-01-0073 Государственного университета – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).
  5. Учебно-методическое пособие С. В. Кортунов, доктор политических наук москва 2007 Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов гу-вшэ

    Учебно-методическое пособие
    В учебном пособии раскрываются теоретические и методологические проблемы формирования политики национальной безопасности. Обосновываются основные условия, влияющие на состояние безопасности, определяется геополитическое, геостратегическое

Другие похожие документы..