Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
теоретическое и практическое освоение систематизированной информации о методологии, методике и технике научных исследований по психолого – педагогичес...полностью>>
'Урок'
Необходимо заранее приготовить разноцветные следы и множество ярких цветных иллюстраций с изображением рыб, птиц, животных, пейзажей, если будете про...полностью>>
'Документ'
СНИЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НИТРАТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ КУЛИНАРНОЙ ОБРАБОТКИ, % (по А.Соколову) Способ обработки Продукт Механический Вымачивание в воде ...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии открылась в 1958 году, явля...полностью>>

Тема: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

9 класс

Тема: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина» («Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»).

Цель урока: показать своеобразие и общезначимость воззрений Пушкина на предназначение поэта и поэзии, совершенствовать умение учащихся читать и анализировать лирические произведения.

Ведущий метод обучения: метод творческого чтения и творческих заданий.

Тип урока: чтение и анализ лирического произведения.

Оборудование: учебник по русской литературе, портрет поэта, тексты со стихотворениями А. С. Пушкина «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…».

План урока

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з.

III. Подготовка к восприятию:

Рассказ учителя о месте темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

IV. Чтение стихотворения «Пророк» учителем.

V. Проверка первичного восприятия.

VI. Чтение про себя.

VII. Построфный анализ.

VIII. Чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» учителем.

IX. Проверка первичного восприятия.

X. Чтение про себя.

XI. Построфный анализ.

XII. Обобщение: чтение эпиграфа.

XIII. Домашнее задание.

XIX. Итог урока.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о философской лирике Пушкина. Как он поднимает их в своей лирике?

( тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимая связь прошлого и настоящего, будущего, проблема жизни и смерти, поиск смысла жизни, проблема добра и зла, взаимоотношения человека и природы, личности и общества).

Учащиеся читают стихотворения наизусть (по выбору).

III. Подготовка к восприятию.

1. Рассказ учителя о месте темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема проходит через все творчество Пушкина. Его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1914 год), а одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 год).

Пушкин- первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился ответить на вопрос «что есть поэзия?». Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской статьи, отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт с обществом, которое так и не смирилось с этим: яркий тому пример-Николай первый, «не признавая» литературу, стремился «втиснуть» вольного поэта в определенную социальную ячейку -­ назначил Пушкина камер-юнкером – он отказывается.

Юный Пушкин под влиянием идей просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницын, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу-делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде «Вольность» он определяет это так:

Хочу воспеть Свободу миру

На тронах поразить порок!

С Михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей новый, еще невиданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии.

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своем творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.

Поэзия, как ангел- утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой!

Писал Пушкин в черновике стихотворения «Вновь я посетил…».

Эта тема занимает значительное место в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэзии, ее особой роли говорит он не в одном стихотворении.

IV. Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.)

V. Проверка первичного восприятия. Словарная работа.

«Пророк»- в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.

VI. Чтение про себя.

VII. Построфный анализ.

- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей».

Стихотворение сюжетное – в нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка.

- Каким рисуется пророк в начале стихотворения?

(Духовной жаждою томим…).

- Кто является поэту?

(Шестикрылый серафим).

- Что с ним происходит после встречи?

(Учащиеся читают).

- Для чего пророку необходимы «вещие зеницы», «чуткий слух», «жало мудрыя змеи»?

(Мысли учащихся. Все видеть, все слышать и не молчать).

- Найдите и назовите поэтический символ мудрости пророка?

(Жало мудрыя змеи).

- Чем мотивирован высокий торжественный стиль?

(Декларация – обращение к народу, о свободе для того, чтобы призвать народ к борьбе).

Стихотворение насыщено славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой.

Христианский колорит – это аллегория, за которой проступает сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта.

- В каких строках высказывается мысль о гражданственности творчества? (Последние 4 строчки).

- Как вы думаете, кто скрывается за главным героем стихотворения – поэт или пророк?

(И то, и другое, для Пушкина литература – слово, объединяющее в себе художественный образ и пророчество).

ИТОГ: Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество, поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.

VII. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг…».

VIII, IX, XI. Анализ.

Это стихотворение - действительно нерукотворный памятник пушкинской поэзии.

-Во имя чего, с чем связывает поэт бессмертие творчества?

(С бессмертием народа, памятью).

-Что значит «памятник нерукотворный»?

(Созданный не руками, а мыслью).

-Чем Пушкин запомнится народу?

(«Чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал»).

-Какие языковые средства чаще встречаются?

(Эпитеты: нерукотворный, непокорная, заветная, жестокий).

-С чем сравнивает Пушкин памятник?

(Александрийским столпом). Это гладкая гранитная колонна ,воздвигнутая в честь Александра 1 на Дворцовой площади в Петербурге.

-Что нас еще больше убеждает в том, что душа поэта вечно останется живой?

(Глаголы: «переживет» и «убежит»).

-Как характеризует Пушкин народы России?

(Славянин - гордый, тунгус - ныне дикой, калмык - друг степей).

-Чем поддерживается приподнятость настроения?

(Славянизмы: глава, столп, пиит; усеченные слова: доколь, всяк; выражения: «народная тропа», «заветная лира»).

XII. ИТОГ: В этом стихотворении Пушкин говорит о поэтическом бессмертии.

ОБОБЩЕНИЕ: Чтение эпиграфа

Поэт не человек, он только дух-

Будь, слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух-

Все видит, слышит, всем владеет…

А. А. Ахматова.

Этот эпиграф вбирает в себя целый комплект мотивов, связанных с извечной попыткой поэта понять самого себя, свое место в мире, осознать природу своего поэтического творчества. А. С. Пушкин знал, для чего нужна поэзия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (2)

    Документ
    Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии.
  2. Тема. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

    Урок
    Тема поэта и поэзии традиционна. К этой теме обращались многие поэты, которые жили задолго до Пушкина, начиная с древности. Обращаясь к этой теме, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
  3. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1)

    Документ
    Раздумья о смысле жизни, о цели творчества как главного дела жизни характерны для всех прогрессивных поэтов и писателей мира. Особенно выразительно эти ноты звучат в творчестве русских поэтов и писателей.
  4. Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторение ранее изученного). Анализ стихотворения «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной »)

    Урок
    Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки (с повторением ранее изученного). Анализ стихотворений «Погасло дневное светило », «Подражания Корану» (IX.
  5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (2)

    Документ
    Тютчева о любви. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере -3 стихотворений по выбору учащегося). Прочитать одно стихотворение наизусть. Человек и природа в лирике А.

Другие похожие документы..