Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неж...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Долженко В.Ю., Клочко Ю.В. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в структурных подразделениях органов внутренних дел: У...полностью>>
'Примерная программа'
Научно-педагогическая практика студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки, имеет целью изучение основ педагогической и учебно-методи...полностью>>
'Документ'
а) засвоєння ( сприймання, усвідомлення, осмислення, узагальнення, закріплення) знань (фактів, уявлень, понять, закономірностей) про об’єкти і явища ...полностью>>

Ение это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Модель ученического самоуправления

в условиях современной школы

Административно-игровая модель

ученического самоуправления «Школьная Дума».

МОУ «Андреевская основная общеобразовательная школа»

Количество обучающихся – 49

2011-2012 год

Пояснительная записка.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.   

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

         . Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей  через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии. Оригинальная административно-игровая модель «Школьная Дума», позволит обучающимся в процессе законотворчества лучше представить и понять всю сложность управления коллективом, поможет вырабатывать привычку принимать взвешенные, продуманные решения; и главное - нести за них личную ответственность, не прячась за спины взрослых – эти аспекты модели самоуправления в школе актуальны и во взрослой жизни, куда всем подросткам предстоит выйти.

«Школьная Дума» - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Положения, равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Деятельность школьной организации «Школьная Дума» является организованной структурой по передаче педагогами и восприятию подростками обобщенного социального опыта, предоставляющей им самостоятельность в реализации этого опыта. Целостность системы деятельности школьной организации «Школьная Дума» обеспечивает единство цели, задач, содержания, принципов, организационных форм и методов.

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

  • Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе воспитательной деятельности в школе.

  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.

  • Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости и долга.

  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

  • Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.

  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в социальные отношения.

  • Возможность сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.

  • Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел.

  • Совершенствование индивидуальных качеств ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

  • Развитие и становление ученического самоуправления как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

  • Создание условий, способствующих развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

  1. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе условий школы.

  2. Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.

  3. Приоритетность интересов учащихся.

  4. Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей. Работа Управляющего совета школы.

  5. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

  6. Открытость деятельности органов ученического самоуправления.

  7. Свобода слова при обмене мнениями по разным вопросам школьной жизни деятельности органов самоуправления.

  8. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

Самоуправление нашей школы - это совместная жизнь детей и взрослых, в которой каждый ученик определяет свое место и имеет возможность реализовать себя. Вокруг школьного события возникает творческая группа, которая его разрабатывает, привлекает всех желающих и претворяет в жизнь. Школьная Дума - это добровольное объединение учащихся, имеющее общий интерес, схему управления.

Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • нравственно – правовая деятельность:

- встречи с ветеранами –старожилами села

- создание своего музея

- организация и проведение Дня Защитника Отечества;

- организация и проведение праздника, посвященного Дню Победы;

- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

- беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;

- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

- акции милосердия;

- диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам “Права и обязанности человека и гражданина”, “Свобода и ответственность. Что за этими словами?”, “Демократические свобода моей страны”, “Права и обязанности родителей ”, “Гражданские права и уголовная ответственность”, “Я имею право….”, “Как не совершить ошибку?” и т.д.

- социальные тренинги “Я выбираю профессию”, “Выбор рабочего места” и т.д.;

- встречи с воинами -  интернационалистами и т.д.;

- правовые тренинги;

- ролевые игры;

- игра “Турнир знатоков права”;

- поисковая работа, создание экспозиций школьного музея;

- шефская работа в начальном звене

- экскурсии на ферму;

- классные собрания по итогам четверти, учебного года

  • художественно-эстетическое деятельность:

-организация выставок рисунков и поделок учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- работа кружков

- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне района;

  • спортивно – оздоровительная деятельность:

- работа спортивных секций;

- веселые старты по параллелям;

- подвижные перемены в начальной школе;

- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;

- участие в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»

- проведение внутришкольных соревнований по мини-футболу. футболу;

- участие в соревнованиях на уровне района;

- проведение Дней Здоровья, Кросса наций, Лыжни России;

- работа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Солнышко»

- участие в спортивных соревнованиях района.

  • Интеллектуально – познавательная деятельность:

- предметные кружки;

- предметные недели;

- олимпиады;

- кружки по интересам в классе и школе;

- творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку к празднику;

- создание в классах команд и проведение состязаний интеллектуалов “Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”;

- занятия кружка «Моя профессиональная карьера»;

- часы общения “О лучших людях моей будущей профессии”, “Каким должен быть человек моей будущей профессии”, “Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов”, “Какие специалисты нужны на рынке труда?” и др.;

- экскурсии на предприятия для знакомства с профессиями;

  • Трудовое воспитание и общественная деятельность:

- дежурство по классу, по школе;

- генеральные уборки;

- субботники;

- операция «Памятник»;

- операция «Двор»;

- операция «Школьный двор – снежок»;

- акция «Пост прав ребенка»;

-

- операция «Рассвет»;

- акция «Дети - детям»;

- операция «Ветеран»

  • Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка, реализуется через:

- родительские собрания;

- индивидуальную работу с родителями;

- лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков, по половозрастному воспитанию подростков в рамках педагогического всеобуча;

- встречи с инспекторами ПДН ОВД;

- работа Совета родителей, Управляющего совета.

  • Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, министерства, выбирающие из своего состава Министра, входящего в состав Парламента, и выдвигающие кандидата в Президенты ученического самоуправления.

Педагогические задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.

  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.

  • Воспитание ответственности за порученные дела.

  • Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие.

Второй уровень - сотрудники комиссий класса, занимающиеся отчетной деятельностью класса, проводящие совместные заседания с привлечением родительского комитета класса, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел класса.

Педагогические задачи:

  • Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

  • Воспитание ответственности за порученные дела.

  • Расширение форм досуга молодёжи.

  • Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.

Функции совета класса:

- подготовка и проведение классных собраний,

- анализ деятельности своих членов,

- подготовка информации- отчёта и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.

Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося, а также от наличия у него мотивов участия в ней. «Школьная Дума» объединяет учащихся 5-9 классов. Каждый класс представляет собой коллектив со своими органами самоуправления.

Главным в самоуправлении класса является мотив группового действия. Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Руководит самоуправлением класса командир, в его отсутствие – староста. В органы самоуправления от класса выбираются:

- сотрудник министерства образования

- сотрудник министерства культуры

- сотрудник министерства труда и порядка

- сотрудник министерства спорта и здравоохранения

- сотрудник министерство печати

- сотрудник министерства заботы

- ответственный за подготовку и проведение линеек.

После проведения классного отчетно-выборного собрания в конце учебного года формировать органы самоуправления школы на следующий учебный год. Остальные члены классного коллектива входят в сектора.

Третий уровень – школьное самоуправление. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Совет министров, или Парламент, занимающийся законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Парламента ученического самоуправления - предварительный орган в Совете школы, регламентирующий и отслеживающий работу министерств.

Управляющий Совет школы


Педагогический совет

Общешкольная ученическая конференция

Общешкольная родительская конференция




«Школьная Дума»

1.Парламент - совет старшеклассников (5-9 Кл)

2. «Малый совет»

(«Ребячья республика» 1-4 кл.)

Методический совет

Аттестационная комиссия

Совет родителей школы




Методические объединения

Министерства:

  1. образования

  2. культуры;

  3. спорта и здоровья;

  4. печати;

  5. труда и порядка

  6. заботы

Родительские советы (комитеты) классов



Родительские собрания классов


Классные коллективы



Совет класса



Классное собрание

Сектора учебный, информационный, милосердие, спортивный, культмассовый трудовой


Педагогические задачи:

  • Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.

  • Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

  • Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

  • Помощь в организации шефской работы.

  • Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.

  • Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Функции Парламента ученического самоуправления.

    • Проведение анализа работы классных органов ученического самоуправления

    • Подготовка анализа и предложений на Управляющий совет школы

    • Анализ работы самих членов

Обеспечение социальной защиты учащихся. Полномочным органом ученического самоуправления является парламент «Школьной Думы», которым руководит президент, избираемый на год открытым голосованием среди всех старшеклассников. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.

В парламент входят министры и заместители, выбранные из числа старшеклассников, министры возглавляют министерства образования, культуры, труда и порядка, спорта и здравоохранения, печати, заботы. Министры выбираются тайным голосованием среди всех сотрудников министерств, делегированных от классных коллективов.

У каждого из министерств есть свой куратор-советник из числа администрации и преподавательского состава, которые способны оказать помощь:

Президент Бейтлеуова ЛЛЛаура


ПАРЛАМЕНТ




    Самые принципиальные вопросы жизни коллектива решаются на заседаниях Парламента через утверждение планов, отчетов, подведения итогов соревнований, поощрения, наказания и т.д. Решение Парламента – закон коллектива.

Четвёртый уровень - высший орган школьного ученического самоуправления - Общешкольная ученическая конференция, которая проводится 1 раз в год перед выборами в «Школьную Думу» с отчетом Президента и министров «Школьной Думы» о проделанной работе.

    Управляющий совет школы осуществляет руководство органов самоуправления. Функции Управляющего совета:

  • Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

  • Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.

  • Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.

  • Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.

С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества

Основные формы ученического самоуправления.

    • Заседания актива класса.

    • Заседания Совета ученического самоуправления.

    • Заседания Совета командиров классов.

    • Заседание Парламента Школьной Думы

    • Заседания Управляющего совета школы.

    • Участие в работе собрания.

    • Участие в работе ученических и родительских собраний.

    • Проведение предвыборной кампании.

    • Проведение благотворительных акций.

    • Участие в работе творческих групп.

    • Проведение круглых столов.

    • Организация и проведение досуговых мероприятий.

    • Организация и проведение спортивных соревнований.

Организация обучения актива.

      • Система подготовки актива ученического самоуправления:

      • Анкетирование.

      • Тренинги.

      • Деловые и ролевые игры.

      • Дебаты.

Традиционные события ученического самоуправления:

Сентябрь - Праздник первого звонка;

- Кросс нации

-

Октябрь - День самоуправления

- Праздничный концерт ко Дню учителя ;

- Праздники «Рыженькая осень» (1-4 классы);

- Выставки рисунков «Краски осени» (1-4 классы);

- Выставки поделок «Дары природы» (5-9 классы);

Ноябрь - Посвящение в пятиклассники (5-9 кл);

- Мероприятия, посвященные Дню матери (1-9 кл);

- Конкурс рисунков «Подарок маме» (1-4 кл);

- Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт

против наркотиков» (5-9 кл);

- Декада борьбы с курением (1-9 кл);

Декабрь - Мероприятия, посвященные Дню борьбы со СПИДом

(7-9 кл);

- Мероприятия в рамках Дня конституции (1-9 кл);

- Конкурс новогодних рисунков;

- Конкурс новогодних газет;

- Новогодний утренник (1-4 классы);

- Новогодние праздники (спектакль, массовка)

5-6 классы, 7-8 классы, 9- классы;

- Конкурс поделок «Новогодняя фантазия» (1-8 классы);

Январь - Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт против

наркотиков» (5-8 кл);

- Рождественские посиделки, Крещенские гадания (1-4 кл);

Февраль - Вечер встречи выпускников;

- Почта Святого Валентина (5-9 кл);

- Спортивное шоу «А ну-ка, парни!» (5-8классы);

- Весёлые старты «А ну-ка, мальчики!» (1-4 классы);

- Весёлые старты «Добрые молодцы» (6-8 классы);

- Конкурс рисунков «Защитники Отечества» (1-4 кл);

Март - Вечер отдыха «А ну-ка, девушки!» (7-8 классы);

- Вечер отдыха «А ну-ка, девочки!» (5-6 классы,

;

- Конкурс рисунков и сочинений «Целую руки

матери моей»

(1-4 кл);

- Месячник профориентации;

Апрель - Декада здоровья (5-9 кл);

,

«Зарничка» (5-7 кл);

- Неделя экологии (1-7 кл);

- Праздник птиц (1-4 кл);

-

Май - Конкурс рисунков «Салют, Победа!» (1-5 кл);

- Поздравление ветеранов села (5- 7 кл);

- Неделя Боевой Славы (1-9 кл);

- Последние звонки 1-х, 9-х, классов,

Июнь - День защиты детей;

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. Самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления

мог действовать согласно голосу собственной совести и стремился к общему согласию. Педагог повышает роль собрания, оказывает методическую помощь активу, привлекает к работе актива родителей, общественность, выступает носителем, хранителем, продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов. Положений. Педагог учит детей анализировать свою работу, принимать конкретные свои решения и выполнять их, ведёт индивидуальную работу, формирует орган детского ученического самоуправления при своём объединении, вместе с воспитанниками планирует, организует, анализирует воспитательную работу по своему предмету.

Управление развитием ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальным объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.

Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

  1. Сбор информации и её анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

  2. Планирование. Его результат – это ответ на вопросы: «Что делать?» «Что делать в классе?» и «Что делать в школе?».

  3. Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности. Классный руководитель учит ребят выполнять инструктивно-методическую работу. Суть деятельности по организации состоит еще и в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

  4. Контроль осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов самоуправления.

  5. Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей органов ученического самоуправления, классного руководителя.

Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто представлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Совместная деятельность:

соуправление

согласие

доверие

взаимовыгодность

развитие

единство

объединение

взаимопритягательность

общая цель

поддержка

равенство

открытость

честность

взаимоуважение

Ожидаемые результаты деятельности УС:

  • Повышение гражданской позиции школьников;

  • Повышение заинтересованности в развитии школы;

  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;

  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

  • Активизация творческой деятельности учащихся;

  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Организация ученического самоуправления, прежде всего:

  1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.

  2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

  3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

  4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

  5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.

  6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Опыт функционирования модели ученического самоуправления.

Развитие самоуправления предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности детскому коллективу и его органам самоуправления.

Можно выделить три этапа развития самоуправления: зарождение, становление, самосовершенствование, на каждом из которых достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Самостоятельная работа высшая форма учебной деятельности Самостоятельная работа как учебная деятельность. Основные требования к самостоятельной работе Глава Психология обучения

    Самостоятельная работа
    В электронном учебнике представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические
  2. Эта книга о книгах. Окнигах и содержащихся в них идеях

    Книга
    XX век в высшей степени богат не только конкретными ис- торическими событиями и процессами, но и разнообразием со- циальных форм, быстро сменяющих друг друга.
  3. Которым мы обязаны своим здоровьем. Эти многочисленные эскулапы в течение многих веков бросали семена, плоды которых мы собираем и поныне

    Документ
    "Светя другим, сгораю" - эти слова известный голландский медик Ван Тюльп предложил сделать девизом самоотверженных врачевателей, а горящую свечу - их гербом, символбм.
  4. Гический словарь институт "открытое общество" мегапроект "Пушкинская библиотека" книги для российских библиотек москва педагогика-пресса 1999

    Документ
    В словарь включено более 1200 статей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (об­щей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т.
  5. Сознательно- го субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей

    Документ
    ) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о пси- хике человека как определенной реальности.

Другие похожие документы..