Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
Заседание Комитета КООМЕТ было созвано Президентом г-ном Н.Жагорой и состоялось в Гаване в конференц-зале гостиницы "Neptuno-Tritono" с 6 по...полностью>>
'Документ'
Діяльність бібліотеки у 2009 р. здійснювалась відповідно до «Концепції розвитку бібліотеки на 2006 – 2010 р.р.». Як навчальний, науковий, інформаційн...полностью>>
'Документ'
Культурология. Задачи культурологии. Методы культурологии. Исторические условия появления культурологии. Культурологические теории в России. Онтологи...полностью>>
'Документ'
Целью дисциплины “Финансовый менеджмент” является овладение принципами финансового менеджмента, позволяющими оптимизировать структуру финансовых ресур...полностью>>

В оу северного учебного округа по тематике

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКОВ

В ОУ СЕВЕРНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

ПО ТЕМАТИКЕ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 г.

В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 декабря 2009 г. № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» приняло решение:

«1. Провести с 14 по 25 октября 2010 г. Всероссийскую перепись населения […]

3. Установить срок:

а) подведения предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года – апрель 2011 г.;

б) подведения окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года – IV квартал 2012 г.;

в) официального опубликования итогов Всероссийской переписи населения 2010 года – IV квартал 2013 г.».

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года позволят увидеть практические итоги той созидательной работы, которая формировала облик России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. На основе переписи мы можем понять, как повлиял на жизнь страны мировой экономический кризис. Целый блок вопросов позволит проанализировать изменения ситуации в жилищной сфере, в уровне образования.

Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению уровня жизни уже в послекризисный период.

Перепись имеет и культурно-историческое значение. Ведь она является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2002 года и предстоящей переписи 2010 года будущие поколения получат поистине бесценную информацию, о том, как живем мы – россияне начала XXI века.

Можно сказать о том, что предстоящая перепись населения будет проводиться в интересах всех россиян.

Перепись населения – это коллективный портрет страны, и чтобы картина была полной необходимо участие каждого. Девиз переписи – «России важен каждый».

Результаты предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года войдут составной частью в итоги мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения (с 2005 по 2014 гг.).

Всероссийская перепись, естественно, пройдет и в Москве, По словам главы Мосгорстата Валентина Малютина, для ее обеспечения потребуется 47 тысяч инструкторов и непосредственных переписчиков. Им предстоит обойти свыше 40 тысяч столичных домов, 100 тысяч подъездов, 3,5 миллиона квартир.

В уже упомянутом выше Постановлении Правительства Российской Федерации говорится:

«7. Федеральным органам исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями оказывать содействие Федеральной службе государственной статистики в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Для органов образования, кроме прочего, это означает поддержать информирование населения о проведении переписи, провести соответствующую просветительскую работу.

I. Урок для обучающихся начальной школы

Тема: «Готовимся к Всероссийской переписи населения »

Для учащихся 2-3 класса целесообразно включить изучение отдельных вопро­сов переписи в курс «Окружающий мир». Настоящий вариант занятия ориентиро­ван на учеников 3-4 классов.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся первоначальное представление о Всероссийской переписи населения, ее целях, значении для страны и Москвы;

  • довести до них главный смысл акции. С помощью переписи 2010 года будут получены данные, которые позволят точнее увидеть не только настоя­щее, но и будущее России;

  • способствовать формированию патриотических качеств учащихся в процессе усвоения знаний о государственной атрибутике и приобщению учащихся к таким понятиям, как гражданский долг, гражданин России, гражданские права россиян. Перепись - дело добровольное, однако участие в ней имеет государственное значение.

Вариант А. Урок беседа.

План:

  1. Вступительная беседа (словарная работа, слово учителя, беседа с учащимися).

  2. Для чего проводится перепись населения? (исторический экскурс, беседа с учащимися, первичное закрепление знаний, практическая работа «Посчитай меня!»).

3.Я - переписчик (ситуационная задача, творческая работа учащихся, беседа с ними). ,

4.«Знаете ли Вы, что...» (обзор заранее отобранных фактов из истории переписи, помещенных на отдельном стенде или в соответствующем разделе школьной стенгазеты, См. Приложения!).

Ход занятия:

1. Во вступительном слове учитель проинформирует учащихся о теме и целях данного занятия. Далее учитель сообщит о необходи­мости проведения переписи в РФ в октябре 2010 г. и о том, что участие в ней - это одна из гражданских обязанностей жителей страны. После этого учитель предложит малышам подобрать однокоренные словах слову перепись. Запись на доске может быть примерно следующей:

перепись правописание подпись письмо чистописание

писец надпись подпись запись переписчик.

Далее следует беседа с учащимися по итогам словарной работы:

  • Почему мероприятия, подобные тому, что состоится в октябре 2010 года, назы­ваются переписью?

  • Кто знает, как часто надо проводить пересчет населения и почему?

  • Бывает ли всемирная перепись населения? Если да, то зачем она проводится?

  • Сколько миллиардов человек живет сейчас на планете земля?

  • В каких странах впервые стали проводить перепись населения?

2. При рассмотрении вопроса о целях Всероссийской переписи учитель может сообщить, что точные данные о численности населения в стране может дать только перепись. После этого проводится беседа:

  • Зачем нужно знать численность населения?

  • Выскажите предположение, какие сведения о населении, кроме его численно­сти, должны быть у государства?

  • Для чего нужны сведения о том, сколько мужчин и женщин в стране, сколько семей, какие национальности и как представлены, сколько в стране де­тей, подростков, пенсионеров? Сколько народу живет в городах, сколько в сель­ской местности, какие у населения профессии и у всех ли есть работа?

(Перепись- это моментальная фотография населения, на определенную дату 0 часов 14 октября 2010г, когда и как проводится перепись- методом опроса населения в течении 12 дней с 14 по 25 октября 2010 года)

После заслушивания ответов учитель подводит итоги, обобщает ответы учащих­ся. При этом для более осознанного понимания учащимися государственных целей проведения Всероссийской переписи можно задать такие, например, вопросы: как вы считаете, нужно ли в переписном листе для взрослых иметь вопросы: Ваш люби­мый цвет? Ваше любимое кушанье? Ваше любимое место отдыха? Ваша мечта? Ка­кие у Вас в доме есть животные? и т.п.

Это дает возможность малышам понять важность для государства и его дальней­шего развития тех сведений, которые включает переписной лист.

После этого можно провести практическую работу «Посчитай меня!». В ходе нее учащиеся перечисляют вопросы, ответы на которые, по их мнению, будут полезны и важны для государства в настоящем и будущем.

  1. Перепись 2010 года. Раскрывая этот пункт плана, учитель сообщит школьни­кам, что Всероссийская перепись - это важное государственное дело. Подготовка к его проведению длится несколько лет. Почему? Потому что нужно разработать во­просник (по форме и по содержанию), нужно подготовить население страны, разъ­яснить ему цели этой работы, нужно подготовить людей, которые будут проводить перепись, - переписчиков. Эти люди должны не только заполнить переписные листы, они должны уметь ответить на непонятные человеку вопросы, они должны быть такими, чтобы любому человеку хотелось общаться с ними и отвечать на вопросы. Для того, чтобы никого не пропустить и не переписать дважды, каждый населенный пункт надо разделить на участки и закрепить их за переписчиками. А чтобы переписчики не запутались и нашли дома, которые входят в его участок, надо привести в порядок адресное хозяйство т.е. вывести все названия улиц номера домов и квартир.

  2. Я - переписчик. Эта часть урока будет самой интересной для учащихся, по­скольку каждому из них практически придется побывать в роли переписчика и заполнить ответы на предложенные вопросы на себя и свою семью(можно дома). По же­ланию школьники делятся результатами своей работы. Можно спросить: какие трудности вы испытывали при заполнении вопросника? Чем вызваны эти труднос­ти? Как вы их преодолели? Какие трудности будут у взрослых переписчиков в Моск­ве? Чем вы их можете объяснить? Как их преодолеть?

Представляется, что данный фрагмент урока, будет способствовать превращению малышей в участников разъяснительной работы по проведению переписи 2010 года среди родителей и других родственни­ков.

5. Знаете ли вы что…... При раскрытии этого пункта плана учитель рассказывает интересные факты переписей использованные на стенде, с которыми ученики могли ознакомиться заранее- спрашивает об этих фактах. Кроме того, можно привести интересные для учащихся сведения по итогам переписи в Москве (1989) под руб­рикой: Знаете ли вы интересные сведения из истории переписей в других странах?

Например, знаете ли вы, что:

  • сегодня на планете нет страны, в которой перепись не проводилась бы ни разу, хотя в 1970 такие страны еще были: Афганистан, Бутан, Эфиопия;

  • в США в переписи 1790 года было всего 6 вопросов, а в переписи 2000 года бо­лее 50 вопросов на 40 страницах;

  • в США существует закон, по которому за отказ ответа на один вопрос взимает­ся штраф 100 долларов, за подачу заведомо ложных сведений - штраф 500 долла­ров;

  • во время бельгийской переписи 1846 года впервые учитывалось наличное на­селение, т.е. люди, фактически проживающие в том месте, где их застала пере­пись, а не числящиеся здесь по документам. Тогда же для проведения переписи впервые были подготовлены специальные переписчики;

  • к переписи 1937 года в СССР было выпущено 10 млн. спичечных коробков с аги­тацией за перепись;

  • в латиноамериканской стране Боливии на время переписи закрывают границы, отменяют движение поездов, общественного транспорта, запрещают жителям по­кидать свои дома.

  • В Турции перепись проводится в течении одного дня и все население страны сидит дома и не работает.

О знаменитых участниках переписей см. «Приложения» (в разделе «Из истории мировой и российской переписи»).

При любом варианте организации занятия учителю целесообразно завершить его выводом о том, что главной ценностью на Земле являются люди - это самое большое и самое ценное достояние любого государства.

Перепись- это один из способов получить сведения об этих людях, чтобы сде­лать их жизнь благоустроенной, стабильной и достойной.

- Так же для учеников младших классов целесообразно провести конкурс рисунков на тему переписи населения. С помощью него можно будет точнее понять как малыши представляют себе перепись ,а также это может послужить эффективным инструментом воздействия на взрослую аудиторию.

Вариант Б

Данный вариант занятия основан на приглашении гостя, участника последней переписи в СССР в 1989 или первой переписи в новой России в 2002 году. Это может быть переписчик или родитель кого-то из де­тей, кто может рассказать учащимся о смысле, целях и важности предстоящей пе­реписи населения Российской Федерации в октябре 2010 года. Здесь важен сам факт получения новой информации от человека, не работающего в школе, или от сотрудника школы, имеющего непосредственное отношение к проведению пред­стоящей переписи. Содержание этого занятия предусматривает рассказ гостя, от­вет его на вопросы учащихся. В ходе беседы выявятся трудности, с которыми столкнутся переписчики в нынешней обстановке в Москве, и, быть может, также ко­мичные ситуации, с которыми сталкивались переписчики в 2002 году во время за­полнения вопросника или перед тем, как их впускали в квартиру.

Одним из фрагментов этого занятия могут быть примеры участия в переписи на­селения знаменитых исторических личностей. Сообщения об этом могут быть под­готовлены силами самих учащихся по материалам приложения.

В конце занятия все учащиеся выполняют творческую работу. Им дается зада­ние: представьте себе, что вы журналист, которому предстоит написать очерк, ста­тью, заметку или репортаж о ходе переписи в вашем городе (микрорайоне). Что Вы должны заранее продумать? К каким трудностям подготовиться? На какие вопросы надо найти ответы до написания очерка?

II. Урок для обучающихся 5-8 классов

Тема: «Всероссийская перепись населения - 2010»

Цель урока:

  • показать значение переписи для всех граждан страны и жителей Земли;

-дать информацию о порядке проведения переписи 2002, познакомить с исто­рией переписей в России и других странах, создать условия для заинтересованно­го и ответственного отношения учащихся к предстоящей в стране переписи и ее ре­зультатам.

Учитывая возраст учащихся и особенности класса, можно использовать различ­ные формы проведения урока: беседу, ролевую игру «Перепись-2010», викторину, сопоставление вопросов переписного листа 1897 г и 2010г. с целью выявления общих подходов и различий, обусловленных почти вековым проме­жутком между их появлением, анкетирование с последующим анализом собранных данных о проведении переписей в СССР, социологическое микроисследование учащихся среди своих родственников и знакомых, составление демографического портрета своего класса, дискуссию по вопросам участия граждан России в перепи­си, исследование материалов прессы, передач радио, телевидения по вопросу о переписи населения и др.

Вашему вниманию предлагается один из вариантов урока в форме беседы:

Содержание:

  1. Значение переписи как основы для прогнозирования жизни страны: хозяйст­венной, социальной, политической, культурной и т.д. Статистический портрет стра­ны, создаваемый на основе переписи: возрастной, национальный, образовательный и др.

2.Порядок проведения переписи 2010 г.

3.Проведение самой первой переписи в России в 1897 г. (порядок, трудности, переписной лист).

4.Значение переписей как наиболее точной и достоверной формы учета населе­ния.

5.Из истории мировых переписей.

6.Значение переписей для всего человечества.

7.Задачи предстоящей переписи в России и в Москве.

Учитель сообщает (записывает на доске) тему урока - «Всероссийская перепись населения 2010», просит найти главное слово и подобрать к нему синонимы - учет, счет, ревизия, регистрация, контроль... Далее учитель может прокомментировать или попросить ребят пояснить каждое слово названия: перепись населения -реги­страция людей, всероссийская - проходящая по всей России (именно поэтому на стене висит карта нашей страны, ее флаг и герб), 2010 - осуществляющаяся в 2010 году.

С помощью вопросов и заданий учитель подводит школьников к пониманию зна­чимости переписи:

  • На какой важный для любой страны вопрос отвечает перепись населения?

  • Для чего необходимо знать численность населения страны?

  • Сколько нас сегодня в мире, в стране, в регионе?

Ниже в таблице приведены примеры некоторых социальных программ, адресо­ванные всем жителям страны и отдельным возрастным группам.

Социальные программы для возрастных категорий

старшие возраста

старше 70 лет

обеспечение пенсиями, льготами

учреждения социального назначения

60-69 лет

обеспечение продовольствием, жильем, услугами здравоохранения,

средние

50-59 лет

обеспечение занятости

40-49 лет

возраста

30-39 лет

(обеспечение работой)

транспорта,

20-29 лет

Высшие и средние учебные заведения

коммунальными и прочими, охрана, защита и т.д.

младшие

10-19 лет

обеспечение школами

возраста

0-9 лет

Дошкольными учреждениями

Ребята находят свою возрастную группу, отмечают также группы своих родите­лей, бабушек и дедушек.

Важно объяснить ребятам ,что по результатам переписи можно составить не только возрастной, но и нацио­нальный портрет России, указав, сколько и каких народов проживает на территории нашей страны. Эти данные учитываются при планировании национальной полити­ки, например, поддержание культуры небольших по численности народов нашей страны.

Можно нарисовать портрет образованности, отметив количество неграмотных, тех, кто имеет начальное, неполное среднее, среднее, среднее техническое, не­полное высшее, высшее образование. Это поможет понять: надо увеличивать или уменьшать количество мест в школах и других учебных заведениях.

Данные переписи 2010 помогут скорректировать государственную политику по разным направлениям. На доске может быть заполнена таблица:

Вопрос переписи (см. "Приложения")

Что можно узнать, проанализировав ответы на этот вопрос?

Что можно изменить в экономической, социальной, национальной политике?

Можно отметить то, что вопросы переписей изменяются: одни - могут добав­ляться, другие - удаляться. Школьникам может быть интересно, что впервые у нас в стране:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2009 Анализ работы структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми за 2008-2009 уч год

    Документ
    В анализе представлены результаты работы по направлениям деятельности структурного подразделения. Результаты описаны в соответствии с индикаторами по направлению работы с одаренными детьми, указанными в Городской целевой программе
  2. Итоги II окружного Фестиваля Северного административного округа города Москвы

    Документ
    29 апреля 2011 года в ГОУ ЦО № 1296 прошел II окружной Фестиваль Северного административного округа города Москвы «Знатоки истории». В Фестивале приняло участие свыше 110 обучающихся и учителей из 70 образовательных учреждений Северного
  3. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения. 17-23

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Андриановичи открыта в с 1967 года как общеобразовательная школа. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с лицензией от 19.
  4. По вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, формирования толерантности и культуры межнационального общения жителей Подмосковья п

    Решение
    Данный информационный материал подготовлен Управлением по туризму и работе с молодёжью Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области в соответствии с решением Антитеррористической комиссии Московской области
  5. Учебное пособие по подготовке выпускных квалификационных работ для студентов высших учебных заведений по направлению: 120300 «Землеустройство и кадастры»

    Учебное пособие
    Землеустроительное проектирование: Учебное пособие по подготовке выпускных квалификационных работ / Под ред. С.Н. Волкова, В. П. Троицкого.  М.: ГУЗ, 2006.

Другие похожие документы..