Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессион...полностью>>
'Методические указания'
В целях совершенствования подготовки территориальных органов, спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, военизированных...полностью>>
'Документ'
Хозяйственный учет возник более 6 тысяч лет назад. Свое начало он берет с того момента, когда люди научились считать. Было время, когда он не был нуж...полностью>>

Программа дисциплины стратегическое планирование Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления Специальность «Математические методы в экономике»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Институт экономики и управления

Кафедра Экономической кибернетики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ С.В. Шалобанов

«_____»_________________200__г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Стратегическое планирование

Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления

Специальность – «Математические методы в экономике»

Хабаровск 2007 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.

Программу составил (и)

______________________ ___________________________________________

______________________ ___________________________________________

______________________ ___________________________________________

Ф.И.О. автора (ов) Ученая степень, звание, кафедра

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол №________от «____» __________________ 200__г.

Зав.кафедрой__________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф.И.О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию протокол №________от «____» __________________ 200__г.

Председатель УМК __________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф.И.О.

Директор института __________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф.И.О.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Цель преподавания дисциплины

Современные специалисты должны знать основные принципы и методы планирования, важнейшие плановые показатели и способы их расчета, систему внутрихозяйственных планов и механизм их взаимодействия в новых рыночных отношениях, а также уметь самостоятельно разрабатывать различные планы-проекты и способствовать их осуществлению в современных условиях производства.

В соответствии с программой курса рассматриваются теоретические и практические основы планирования новых рыночных позиций, излагаются основные виды, методы и принципы планирования на современных предприятиях различных форм собственности. В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Сущность планирования в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Поэтому целью курса является обучение студентов вопросов, кающихся стратегического планирования – одного из самых действенных инструментов современного менеджмента.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Дисциплина раскрывает вопросы стратегического управления организацией, фирмой, опирающегося на человеческий потенциал, ориентирующего производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирующего на изменение внешней и внутренней среды, достигая при этом поставленных целей.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- функции стратегического планирования;

- методы реализации стратегического плана;

уметь:

- вырабатывать стратегию организации;

- оценивать степень возможного риска;

- использовать экономическую, нормативно – управленческую документацию и справочные материалы в своей работе;

- использовать программное обеспечение для решения экономических и управленческих задач.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины в соответствии с ГОС студент должен:

- обладать профессиональной компетентностью, определяемой как совокупность теоретических и практических навыков, полученных при освоении профессиональной образовательной программы по специальности «Математические методы в экономике» в части дисциплины «Стратегическое планирование»;

- знать основы следующих дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика организации» (предприятия);

- обладать навыками планирования объемов, сроков и других показателей производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам (УП)

С максимальной трудоемкостью

С минимальной

трудоемкостью

 Общая трудоемкость дисциплины:

по ГОС

по УП

 

 

 Изучается в семестрах

7

 

 Вид итогового контроля по семестрам

экзамен

7

 

 Аудиторные занятия:

Всего

В том числе:

Лекции (Л)

Лабораторные работы (ЛР)

Практические занятия (ПЗ)

64

32

32

 

 Самостоятельная работа (СР):

Общий объем часов

В том числе:

На подготовку к лекциям

На подготовку к лабораторным работам

На подготовку к практическим занятиям

32

16

16

 

4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Раздел дисциплины

Л

СР

1

Предмет, методология и организация стратегического планирования

*

*

2

Основные элементы стратегического планирования: видение, миссия и цели

*

*

Продолжение таблицы 2

Раздел дисциплины

Л

СР

3

Концепции стратегического планирования

*

*

4

Стратегический анализ компетенций фирмы

*

*

5

Реализация стратегического менеджмента

*

*

6

Планирование конкурентоспособности бизнеса

*

*

7

Особенности планирования на уровне предприятия

*

*

8

Планирование деятельности фирмы: общие подходы

*

*

9

Разработка стратегии фирмы

*

*

10

Стратегия развития деловой единицы

*

*

11

Финансовое планирование в организации

*

*

12

Прогнозирование деловой среды

*

*

13

Сетевые методы планирования

*

*

14

Экономическая оценка планов

*

*

15

Планирование издержек производства и цен

*

*

4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Предмет, методология и организация стратегического планирования

Стратегическое планирование в качестве процесса практической деятельности общества. Стратегическое планирование как наука. Принципы стратегического планирования. Методология стратегического планирования. Организация стратегического планирования на макроуровне в РФ.

4.2.2 Основные элементы стратегического планирования: видение, миссия и цели

Видение и миссия фирмы. Развитие фирмы. Формирование стратегических целей фирмы.

4.2.3 Концепции стратегического планирования

Маркетинговое изучение рынков. Методы позиционирования фирмы. Современные концепции стратегического менеджмента. Выбор типа стратегии.

4.2.4 Стратегический анализ компетенций фирмы

Методики анализа. Анализ ключевых компетенций фирмы. Анализ условий ведения бизнеса.

4.2.5 Реализация стратегического менеджмента

Современные подходы и практика стратегического планирования. Организация стратегического планирования в корпорациях. Совет директоров и процесс реализации стратегии корпорации.

4.2.6 Планирование конкурентоспособности бизнеса

Конкуренция и конкурентоспособность. Условия ценовой конкурентоспособности. Конкурентные стратегии фирмы.

4.2.7 Особенности планирования на уровне предприятия

Необходимость и выгоды планирования в микроэкономике. Ограничения планирования в микроэкономике.

4.2.8 Планирование деятельности фирмы: общие подходы

Типы внутрифирменного планирования. Стратегическое и оперативное планирование. Система экономических планов организации.

4.2.9 Разработка стратегии фирмы

Анализ внешней и внутренней среды фирмы. Конкурентный анализ.

4.2.10 Стратегия развития деловой единицы

Стратегия деловой единицы и общефирменные стратегии. Бизнес-планирование. Реинжиниринг бизнеса.

4.2.11 Финансовое планирование в организации

Основные финансовые документы фирмы. Анализ финансовых показателей. Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.

4.2.12 Прогнозирование деловой среды

Методы прогнозирования деловой среды. Технологическое прогнозирование. Социально-политическое прогнозирование.

4.2.13 Сетевые методы планирования

Сущность сетевого планирования. Построение сетевых моделей. Расчет плановых параметров сетевых графиков. Анализ и оптимизация сетевых планов.

4.2.14 Экономическая оценка планов

Показатели экономической эффективности. Выбор критерия экономической эффективности. Расчет показателей эффективности планов-проектов.

4.2.15 Планирование издержек производства и цен

Планирование себестоимости продукции. Составление сметы затрат на производство. Планирование и регулирование рыночных цен.

5 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

5.1 Входной контроль

Осуществляется с целью оценки качества и объема ранее полученных знаний по векторной алгебре, экономической теории, статистике и основам менеджмента.

5.2 Текущий контроль

Текущий контроль знаний осуществляется в процессе выполнения практических заданий путем индивидуального и группового опроса, собеседования и тестового контроля. Результаты текущего контроля знаний учитываются при промежуточной аттестации.

5.3 Выходной контроль

1. Предмет, методология и организация стратегического планирования.

2. Основные элементы стратегического планирования: видение, миссия и цели.

3. Выбор типа стратегии.

4. Анализ ключевых компетенций фирмы.

5. Процесс реализации стратегии.

6. Условия ценовой конкурентоспособности.

7. Ограничения планирования в микроэкономике.

8. Типы внутрифирменного планирования.

9. Анализ внешней и внутренней среды.

10. Бизнес-планирование.

11. Анализ финансовых показателей.

12. Методы прогнозирования деловой среды.

13. Сетевое планирование.

14. Показатели эффективности планов-проектов.

15. Планирование себестоимости продукции.

6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 240 с.

2. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – ЭКМОС, 1998. – 440 с.

3. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

4. Алексеева М.М. Планирование деятелньости фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 326 с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ, 1995.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стретегичекий менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / пер. с англ. Под ред Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

На основании программы разрабатываются рабочие учебные программы дисциплины с учетом фактического количества часов, отведенных на ее изучение. Исходя из этого, в рабочей программе отдельные разделы программы могут быть либо усилены, либо сокращены, либо опущены.

Базовыми для дисциплины являются курсы:

- менеджмент;

- маркетинг;

- экономика фирмы.

Знания и навыки, полученные при изучении данного курса, широко применяются студентами в дипломном проектировании.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины инновационный менеджмент Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления Специальность «Математические методы в экономике»

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса
  2. Программа дисциплины по кафедре "Экономическая кибернетика" экономика фирмы

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемым к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса
  3. Программа дисциплины по кафедре "Экономическая кибернетика" теория риска и моделирование рисковых решений

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  4. Программа дисциплины по кафедре "Экономическая кибернетика" экономико-матемтическое моделирование

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  5. Программа дисциплины по кафедре "Экономическая кибернетика" основы реструктуризации предприятий

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных

Другие похожие документы..