Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Стремительные политические, экономические, социальные перемены, происходящие в обществе, не могут не находить отражения в языке, активно и повседневн...полностью>>
'Урок'
Предмет, цели и задачи курса «Человек и общество». Понятие «общество» в узком и широком смысле. Общество и природа. Общественные отношения. Социализа...полностью>>
'Бюллетень'
001 С347Сидоренко, Н. И. История и философия науки. Философия науки: конспект лекций / Н. И. Сидоренко, Е. Ю. Новикова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плех...полностью>>
'Документ'
художественный дар. "Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, дотого особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. психол. наук, профессор Гусева Т. А.

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Жихарева Е.В.

П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 60 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Н.А. Першина, 2009.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс “Коррекционная педагогика с основами специальной психологии” разработан для студентов факультета психологии педагогических институтов и университетов, занимающихся подготовкой специалистов для общеобразовательных учреждений, и определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс “ Коррекционная педагогика с основами специальной психологии ” читается на старших курсах после того, как студенты изучили психолого-педагогический цикл дисциплин, включая общую педагогику и психологию человека, методику преподавания школьных дисциплин по профилю будущей квалификации.

Одной из основных целей этого курса является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании курса рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Опираясь на идеи Л.С.Выготского (единства закономерностей развития детей в норме и патологии, сложности структуры аномального развития ребенка, “актуального” и “ближайшего” развития, коррекции аномалии, ведущей роли в обучении и др.), индивидуализацию и личностную ориентацию в коррекционно-воспитательном процессе педагог должен иметь представление о путях и средствах педагогической коррекции и их эффективности для более правильной оценки состояния ребенка, определения стратегии и тактики его развития.

Особую значимость внедрения курса в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию.

Задачи курса:

  • Сформировать гуманистическое отношение будущих педагогов-психолгов к детям с проблемами в психическом и физическом развитии.

  • Ознакомить студентов с системой теоретических знаний, закономерностями развития и специальными образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Дать понятие о целях и задачах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  • Показать взаимосвязь системы общего и специального образования.

  • Сформировать мотивы к более осознанному и эффективному овладению основной профессионально-образовательной программой.

  • Ознакомить студентов с системой специальных технических средств и особенностями их использования при обучении детей с недостатками физического и умственного развития.

Требования к уровню подготовки. Студенты должны знать:

  • Основные понятия специальной психологии и коррекционной педагогики.

  • Факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития.

  • Виды нарушений и отклонений в развитии.

  • Категории детей, подлежащих обучению в коррекционно-образовательных учреждениях.

  • Подходы в оказании специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.

  • Формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях.

  • Типы коррекционно-развивающих учреждений и их задачи.

  • Современные проблемы системы специального образования в России.

  • Нормативно-правовые документы, определяющие организационно-образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-тематический план включает лекционные, семинарско-практические и лабораторно-практические занятия. Программа подробно освещает содержание и структуру занятий, определяет основные понятия и задания для самостоятельной работы. Дан примерный перечень вопросов к контролю.

При подготовке программы опирались на опыт специалистов Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валленберга, института специального образования УрГПУ и БПГУ им. В.М.Шукшина.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

(ГОУВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________Т.М.Булгакова

(подпись, ф.и.о.)

"____" ____________ 20__ г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практической и коррекционной психологии


Кафедра ___________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

СД.Ф.05 Коррекционная педагогика
с основами специальной психологии


Шифр и наименование

дисциплины________________________________________________

Статус ____________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

С

050706.65 Педагогика и психология

пециальности

(направления)______________________________________________

Ф

152

ормы обучения________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины______________________________________________

(общий объем дисциплины, час)

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Всего

Всего по ГОСу

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лаборат.

КСР

8

152

152

76

40

24

12

8

68

экзамен

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (по ГОС ВПО 2005 года)

Предмет, цели, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков в личностном развитии детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей.
Система консультационно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
2.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (40 часов)

Тема 1. Теоретико-методологические основы курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (6 часов).

Тема 1.1. Система специальных наук и место курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» в ней” (4 часа).

Система специальных наук, ее место и роль среди других наук о развитие человека. Коррекционная педагогика и специальная психология, их связь с общей педагогикой, психологией человека, детской психиатрией, детской психопатологией и другими науками.

Предмет, задачи, принципы и методы коррекционной педагогики. Специальная психология: предмет и объект изучения, цели и задачи.

Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие.

Понятия нормы и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятия “аномальный ребенок” и “дети с отклонениями в развитии”.

Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии, их основные разделы.

Основные категории: воспитание, обучение, развитие, коррекция, депривация, реабилитация, компенсация (декомпенсация, гиперкомпенсация, псевдокомпенсация), адаптация, интеграция.

Основные понятия: норма, отклонение от нормы, аномальный ребенок, дети с отклонениями в развитии; дефект, специальная психология, коррекционная педагогика, аномальное развитие, коррекционное развитие, воспитание, обучение, развитие, коррекция, реабилитация, абилитация, компенсация, адаптация, интеграция, депривация.

Задание для самостоятельной работы:

1. Докажите взаимосвязь коррекции, адаптации и реабилитации на конкретных примерах.

Литература: 1-28.

Тема 1.2. История развития курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (2 часа).

История создания теории и практики помощи лицам с отклонениями в развитии в нашей стране и за рубежом. Ведущие отечественные и зарубежные деятели.

Основополагающие идеи Л.С. Выготского. Разработка в трудах Л.С. Выготского понятия “дефект”. Учение о сложной структуре аномального развития ребенка. Обусловленность, взаимосвязь и соотношение первичных и вторичных отклонений. Теория социальной компенсации дефекта Л.С. Выготского, ее отличие от других теорий (А. Адлер, В. Штерн). Понятие “сверхкомпенсация”. Важность учета зон актуального и ближайшего развития в коррекционной работе. Дискуссия вокруг толкований понятий “зона актуального развития” и “зона ближайшего развития” (Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Основные понятия: зона ближайшего развития, зона актуального развития.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Законспектируйте статью Л.С.Выготского “Дефект и компенсация”. Обратите внимание на то, как автор раскрывает понятие “компенсация”, систему межфункциональных связей, природу компенсаторных процессов и принцип замещения психологических функций.

  2. Назовите различия в подходах к пониманию компенсации дефекта у известных Вам авторов.

  3. Дайте определения понятиям “зона актуального развития” и “зона ближайшего развития”.

Литература: 1-28, 93, 98-100.

Тема 2. Дети с отклонениями в развитии и их категории (32 часа).

2.1. Этиология и классификация аномального развития (6 часов).

Этиология детских аномалий и нарушений развития. Органические и функциональные расстройства. Эндогенные и экзогенные вредности. Причины врожденных и приобретенных дефектов. Аномалии обратимые и необратимые. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений.

Понятие об онтогенезе, патогенезе и дизонтогенезе. Психопатологические параметры дизонтогенеза (функциональная локализация нарушений, время повреждения, интенсивность и длительность воздействия вредного фактора, взаимодействие между первичным и вторичным дефектом, нарушение межфункциональных взаимодействий). Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный.

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В.Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. Статистические данные распространения аномалий.

Основные понятия: этиология, патогенез, дизонтогенез, врожденный дефект, приобретенный дефект, обратимость дефекта, необратимость дефекта, недоразвитие органическое, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Назовите биологические и социальные факторы, вызывающие нарушения нормального развития. Какие из них играют решающую роль в возникновении аномалии?

  2. Укажите причину разнообразия аномалий в развитии при воздействии одних и тех же вредных факторов?

  3. Дайте характеристику наиболее часто встречающихся категорий нарушений в развитии.

Литература: 1-30, 48-50, 52-60, 67-77, 237-239, 243-245.

2.2. Умственная отсталость (4 часа).

Понятие умственной отсталости, эндогенные и экзогенные причины возникновения. Ведущие расстройства, закономерности и прогноз развития при интеллектуальном дефекте.

Психологическая характеристика состава детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость олигофренной и неолигофренной природы. Степени снижения интеллекта при олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Дети, с текущими заболеваниями, вызывающими отклонения в умственном развитии. Физические и психоневрологические отклонения умственно отсталых детей. Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей олигофренов.

Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Подготовка умственно отсталых детей к школе.

Контингент учащихся специальных (коррекционных) школ для детей с недостатками интеллекта (классификация М.С. Певзнер). Показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы. Задачи вспомогательной школы.

Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной отсталости.

Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Психолого-педагогическая деятельность в коррекционных учреждениях для умственно отсталых детей.

Статистические данные распространения интеллектуальных дефектов у детей. Организация психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными дефектами (в г. Бийске, Алтайском крае).

Основные понятия: умственная отсталость, эндогенные и экзогенные причины, олигофрения, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия, олигофренопедагогика, олигофренопсихология, олигофренопедагог.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу “Причины умственной отсталости”.

  2. Охарактеризуйте группы детей с нарушениями интеллекта.

  3. Законспектируйте “Медицинские показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы” (ЗабрамнаяС.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – С. 83-85).

  4. Ответьте на вопросы: Почему речь умственно отсталого ребенка (олигофрена) не может осуществлять свою основную функцию – коммуникативную? Почему умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе нормально развивающихся сверстников?

Литература:1-4, 9-25, 28-30, 33, 63-77, 90-106, 148-150, 247-255.

2.3. Дети с задержкой психического развития и “группы риска” (4 часа).

Проблемы стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Изучение причин, обуславливающих трудности в обучении. Своевременное выявление детей с трудностями в обучении. Условия для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей.

Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития. Классификация детей с ЗПР по этиопатогенетическому принципу. Обратимость дефекта при задержанном типе развития. Наиболее часто встречающиеся варианты задержки психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие “группа риска”. Психолого-педагогическая характеристика детей “группы риска”.

Педагогическая запущенность, ее причины. Роль семьи и нарушений ее функционирования в распространенности таких социальных явлений, как бродяжничество, токсикомания и наркомания.

Концепция коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы. Организация КРО и его программное обеспечение. Развитие сети специальных классов: классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов компенсирующего обучения для детей группы риска. Нормативные документы об организации обучения детей этой категории. Типичные ошибки в комплектовании классов выравнивания и компенсирующих классов. Варианты комплектования классов КРО (4 варианта).

Коррекционная направленность обучения, осуществляемая учителем на всех уроках, и использование индивидуально-групповых коррекционных занятий.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.

Основные понятия: стойкая неуспеваемость, школьная адаптация; задержка психического развития конституциогенного, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза, психический, психофизический, соматогенный, психогенный инфантилизм, астенические и цереброастенические состояния; “группа риска”, педагогическая запущенность, социальная депривация; коррекционно-развивающее обучение (КРО), классы выравнивания, классы компенсирующего обучения.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу отграничения выраженных нарушений познавательной деятельности при задержке психического развития от таковых при олигофрении, используя книгу “Принципы отбора детей во вспомогательную школу./Под ред. Г.М.Дульнева, А.Р.Лурия. – М., 1973. – С.96-115”.

  2. Законспектируйте “Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития” (Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.).

  3. Составьте таблицу отграничения причин неуспеваемости у детей с ЗПР и у детей “группы риска”.

  4. Назовите основные подходы к обучению детей, испытывающих стойкие трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы.

  5. Определить тип ЗПР, исходя из особенностей психического развития, представленные в виде конкретного примера практической работы.

  6. Учитывая особенности психического развития детей с ЗПР младшего школьного возраста, составьте рекомендации для учителя, работающего с данной категорией детей

  7. Ответьте на вопросы: 1. Инфантилизм проявляется на любом этапе развития ребенка, но наиболее отчетливо – в начале школьного обучения. Как это проявляется? 2. Какова психологическая помощь ребенку с цереброастеническим синдромом? 3.Особенности и проблемы комплектования классов выравнивания и классов компенсирующего обучения. Какие категории детей должны обучаться в этих классах?

Литература: 1-4, 6-30, 111-124, 210-218, 227, 256-257.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..