Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заседание Агропродовольственной гильдии «О дебиторской задолженности торговых сетей перед производителями и поставщиками. Практика реализации Закона о...полностью>>
'Документ'
Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличение продолжитель...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Современные биржи сформировались в результате длительной эволюции различных форм оптовой торговли. В настоящее время биржи являются одним из видов ор...полностью>>
'Программа'
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 80,5 ...полностью>>

Творогова Кристина Викторовна Тема работы Разработка предложений по совершенствованию и развитию апк (на примере Смоленской области) Срок сдачи студентом закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет Кафедра
Менеджмента и маркетинга Региональная экономика

и управление

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Разработка предложений по совершенствованию и развитию АПК

(на примере Смоленской области)»

Студент _________________ ___________________

Ф.И.О. подпись

Руководитель _________________ ___________________

Ф.И.О. подпись

Консультант __________________ ___________________

Ф.И.О. подпись

Рецензент __________________ ___________________

Ф.И.О. подпись

Зав.кафедрой. __________________ __________________

Ф.И.О. подпись

Москва 2006

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет Финансово-кредитный Кафедра Банковских технологий

“Утверждаю”

Представитель кафедры «__»__________ 2006 г.

Задание по выпускной квалификационной работе студента

Творогова Кристина Викторовна

  1. Тема работы Разработка предложений по совершенствованию и развитию АПК (на примере Смоленской области)

  2. Срок сдачи студентом законченной работы 20 января 2006 года.

  3. Календарный план

Наименование разделов ВКР

Срок выполн.

Примечание

Введение 14.01.2006

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ

ПОЛИТИКИ 12.12.2005

1.1 Сущность и этапы разработки развития АПК региона

1.2 Приоритеты и особенности региональной аграрной политики

1.3 Внутренние и внешние факторы, определяющие развитие

регионального АПК

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 8.01.2006

2.1 Количественные и качественные структурные изменения в региональном агропромышленном производстве в период проведения аграрной реформы

2.2 Состояние продовольственного обеспечения населения

2.3 Функционирование экономического механизма управления аграрным сектором региона

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

12.01.2006

3.1 Методические подходы к формированию и развитиюаграрного

сектора региона

3.2. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования регионального АПК

Заключение 14.01.2006

Список литературы 16.01.2006

Приложения 17.01.2006

Студент

(подпись)

Руководитель

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ

ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...

7

1.1. Сущность и этапы разработки развития АПК региона…………….…

7

1.2. Приоритеты и особенности региональной аграрной политики ……...

14

1.3. Внутренние и внешние факторы, определяющие развитие регионального АПК …………………………………………………………

20

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ …………………………..

31

2.1. Количественные и качественные структурные изменения в региональном агропромышленном производстве в период проведения аграрной реформы ……………………………………………..

31

2.2.Состояние продовольственного обеспечения населения ……………..

42

2.3. Функционирование экономического механизма управления аграрным сектором региона ………………………………………………...

52

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК ……..

63

3.1. Методические подходы к формированию и развитию
аграрного сектора региона ………………………………………………….

63

3.2. Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования регионального АПК …………………………………..

70

Заключение …………………………………………………………………..

82

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях хозяйствования региональный агропромышленный комплекс развивается под влиянием сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, определяющих надежное обеспечение населения продовольствием, а промышленности — сельскохозяйственным сырьем.

Разнообразие почвенно-климатических, социально-экономических условий, исторически сложившиеся размещение и специализация сельскохозяйственного производства по природно-экономическим зонам обусловливают значительную дифференциацию уровней развития АПК российских регионов и требуют учета их особенностей при выработке стратегии развития этого важного сектора экономики страны. При этом стратегия развития регионального агропромышленного комплекса в первую очередь должна быть сориентирована на более полное удовлетворение платеже­способного спроса на продукцию аграрной сферы экономики за счет ра­ционального использования производственного потенциала, во многом обеспечивающего устойчивость ведения агропромышленного производства и продовольственного снабжения региона сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.

Актуальность решения проблемы развития регионального агропромышленного комплекса, недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов в условиях функционирования рыночных отношений в аграрной сфере экономики предопределило выбор темы моей работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Проблема обоснования стратегии развития и перспектив эффективного функционирования регионального агропромышленного комплекса посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых экономи­стов. Вместе с тем при всем многообразии исследуемых в отечественной экономической науке вопросов агропромышленного производства, в ней мало уделено внимания методическим аспектом выработки и реализации стратегии развития регионального АПК, определению влияния внутренних и внешних факторов на его эффективное функционирование, механизму формирования и реализации аграрной политики, учитывающей специфику экономики региона. Многолетнее кризисное состояние и недостаточная проработка вопросов стратегии и развития регионального агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей усиливают необходимость и значимость проведения данного исследования.

Цель работы заключалась в разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по развитию регионального агропромышленного комплекса в условиях его перехода на рыночные отношения.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

  • раскрыты сущность и особенности разработки и реализации стратегии развития регионального агропромышленного комплекса в условиях его перехода на рыночные отношения;

  • выявлены внутренние и внешние факторы, определяющие стратегию развития регионального АПК и его эффективное функционирование;

  • дана оценка развитию агропромышленного производства региона с точки зрения возможности надежного обеспечения его населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем;

  • определены основные направления развития регионального агропромышленного комплекса и возможные пути повышения доходности и занятости сельского населения.

Предметом исследования являлась система организационно-экономических отношений, характеризующих и определяющих развитие агропромышленного комплекса региона как важнейшего структурообразующего элемента его экономической системы, рассматриваемой в единстве экономического, организационного, технико-технологического и социального аспектов.

В качестве объекта исследования выбран агропромышленный комплекс Смоленской области и его основные продуктовые подкомплексы и отрасли.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследо­вания составили научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов-аграрников по вопросам развития агропромышленного комплекса и его отраслей.

Исходной базой исследования послужили разработки ВНИИЭСХ, ВИАПИ им. А.А. Никонова, ВНИЭТУСХ и других научных учреждений страны, данные статистических сборников Федеральной службы государ­ственной статистики России и комитета государственной статистики Смо­ленской области, годовых отчетов и первичного учета сельскохозяйствен­ных организаций и перерабатывающих предприятий Смоленской области, а также нормативные и правовые акты федеральных и региональных орга­нов власти по вопросам развития агропромышленного комплекса.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность и этапы разработки развития АПК региона

В современных, быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед предприятиями агропромышленного комплекса региона стоит задача не только выживаемости, но и непрерывного развития за счет реализации своего потенциала. Решение вопросов стратегического поведения хозяйствующих субъектов приобретают особое значение: конкурентоспособность и прибыльность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и меха­низм цен, информационные технологии и коммуникации. В связи с этим эффективная работа предприятий АПК в рыночных условиях хозяйствова­ния невозможна без правильного выбора стратегических ориентиров, позволяющих эффективно реализовать имеющийся у них ресурсный потен­циал.

Важность формирования стратегии развития как регионального АПК в целом, так и его отдельных составляющих, не вызывает сомнений у теоретиков и практиков, исследующих многочисленные аграрные проблемы.

Основной идеей стратегии является выработка умения приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом выдерживать курс на достижение высокой конкурентоспособности. Стратегия определяет приоритеты в бизнесе, рынках сбыта продукции, а также в обслуживаемых предприятием группах потребителей.14

Исследование обширного материала зарубежной и отечественной экономической литературы дало возможность определить стратегию как совокупность долгосрочных целей и управленческих решений по распре­делению ресурсов, направленных на достижение и удержание конкурент­ных преимуществ путем капитализации сильных и преодоление слабых сторон, разрабатываемых в условиях нестабильности внешней среды. Стратегия региона с учетом отмеченных характеристик должна быть направлена на самодостаточное развитие всех хозяйствующих субъектов, эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, повыше­ние качества жизни населения.

Следует отметить, что в основе любой стратегии лежат конкурент­ные преимущества, позволяющие преодолевать силы конкуренции на рын­ке и привлекать потребителей. Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей. Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.

Вместе с тем анализ конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий дает основание утверждать, что в силу разного рода объективных причин они традиционно находятся в невыгодных экономических условиях:

  • значительная часть продукции сельского хозяйства является скоропортящейся, что сокращает сроки ее реализации

  • сельскохозяйственные предприятия производят продукты питания для населения, рост цен на которые во многом ограничен его платежеспособным спросом;

  • ассортимент производимой сельскохозяйственными предприятиями продукции сравнительно однообразен;

  • сельскохозяйственные предприятия имеют конкурентные преимущества низкого ранга, что делает их экономику крайне неустойчивой.

Предприятия перерабатывающей промышленности находятся в бо­лее выгодном экономическом положении: они производят конечные про­дукты питания с длительным сроком хранения, являются монополистами на данной территории, имеют более широкий ассортимент производимой продукции, больше возможностей для расширения рынка ее сбыта. 38

Однако нельзя не отметить, что их деятельность напрямую зависит от объемов производства и качества продукции сельского хозяйства и, следовательно, дея­тельности сельскохозяйственных предприятий. Поэтому повышение кон­курентных преимуществ предприятий АПК возможно только при условии их взаимосвязанного и скоординированного развития.

Таким образом, именно внутрен­няя среда региона в АПК во многом определяет реализацию выбранной стратегии его развития.

По мере возрастания требований внешней среды изменялись прин­ципы формирования стратегии хозяйствующих субъектов. Существуют два противоположных подхода к пониманию стратегии.

При первом под­ходе сначала определяются конечное состояние, которое должно быть дос­тигнуто через относительно длительный промежуток времени, и необхо­димые действия, чтобы достичь такого состояния. Затем составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация, которого должна привести к достижению конечной цели.

Второй подход к пониманию стратегии характеризуется тем, что она рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия или отдельного региона, касающееся сферы, средств деятельности, системы экономических взаимоотношений внутри него, а также его позиции в окружающей среде, - всего того, что приводит к выбранным целям.

К функциям стратегии следует отнести обеспечение конкурентоспособности, распределение ресурсов, выбор приоритетов и основных целей, капитализация сильных сторон региона (предприятия) и преодоление его слабых сторон. В обобщенном виде основными функциями стратегии сле­дует считать: диагностическую, измерительную, прогнозную, дифферен­цирующую, защитную, информационно накопительную, стимулирующую.19

Хозяйствующие субъекты региона при формировании своей страте­гии определяют ее соответствующий вид в зависимости от поставленных задач. При этом следует учитывать и типы стратегий: лидерства в издерж­ках, дифференциации продукции, узкой специализации, первопроходца, синергизма. Каждый тип имеет свои риски, преимущества и недостатки, ко­торые проявляются при определенных рыночных условиях.

Стратегия лидерства в издержках - это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов. Стимулом ее использования явля­ется наличие в отрасли эффекта масштаба и привлечения большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора. Такая стратегия требует оптимальных размеров производства, развития сбытовой сети, захвата доли рынка, использования ресурсосбережения, осуществления контроля накладных расходов и других постоянных издер­жек. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей становится все более перспективной.

Стратегия дифференциации продукции или, другими словами, обособление товара на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность по сравнению с конкурентами продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его осо­бых характеристик, форм и методов сбыта.

Дифференциация - вполне ре­альный путь получения прибыли выше среднеотраслевого уровня, так как возникающая благодаря специфическим характеристикам продукта приверженность покупателей торговой марке снижает их чувствительность к ценам.

Она предполагает необходимость гибкого производства, позво­ляющего оперативно модифицировать продукцию в соответствии с ме­няющимися требованиями рынка; развитой маркетинговой службы пред­приятия, способной своевременно и объективно улавливать предпочтения покупателей. Однако в современных экономических условиях российские предприятия пока недостаточно применяют возможности стратегии диф­ференциации. Ее следует осо­бенно активно использовать предприятиям перерабатывающей и пищевой промышленности.

Стратегию узкой специализации можно определить как выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Ниша рынка может быть определена с точки зре­ния географической уникальности, специальных требований к использова­нию продукции или ее особых характеристик, важных только для участни­ков ниши. Причиной выбора такой стратегии часто является отсутствие или недостаток ресурсов, однако более важная причина - усиление барье­ров входа в отрасль или на рынок. Именно поэтому стратегия фокусирова­ния присуща, как правило, небольшим предприятиям.

Стратегия первопроходца, связанная с предложением на рынок ново­го оригинального товара или услуги, мало пригодна для сельскохозяйст­венных предприятий, поскольку перечень производимой ими продукции относительно постоянен и во многом определяется почвенно-климатическими условиями региона.

Стратегия синергизма — это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа хозяйственных подразделений и предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов, рыночной инфраструктуры или сфер деятельности. Значение стратегии синергизма заключается, в том что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи хозяйствующих подразделений, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.

Формирование и реализация стратегий развития сельскохозяйственных предприятий сопряжено с высоким уровнем риска от неверного стра­тегического выбора. Стратегии сельскохозяйственных товаропроизводите­лей не поддаются принципиальной корректировке в силу сезонного ис­пользования ресурсов и производства продукции, высокой зависимости от почвенно-климатических условий, ограниченности выбора сфер бизнеса.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом - это специфическая сфера народного хозяйства. Миссия предприятий АПК, в силу своей специфичности, заключается в производстве и обеспечении на­селения продовольствием. Миссия региона значительно шире и связана в первую очередь с реализацией региональных социально-экономических интересов.

Государство осуществляет регулирование производства и сбыта про­дукции путем формирования внешних условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в рамках которых они действуют. Этим оно способствует принятию стратегических решений и направляет их деятель­ность на реализацию стратегических задач государства.15

СТРАТЕГИЯ

По уровню обеспечения продуктами питания:

По уровню управления:

корпоративная;

ввоза; вывоза; самообеспечения

деловая; функциональная

По уровню конкуренции:

своевременного освоения нового продукта; ориентация на производство однородной продукции; ориентация на дифференциацию товаров и рынков, выявление нужд потребителей;

По характеру развития производства:

ограниченного роста; роста; сокращения; сочетания указанных выше трех

искусственного устаревания продукции, сегментации рынка

По отношению к маркетингу:

массовая; товарно-дифференцированная; целевая; оперативная; тотальная

По временному периоду:

краткосрочная; среднесрочная; долгосрочная

По степени реализации:

ретроспективная; текущая; перспективная

По циклу развития:

выживания; адаптации и стабилизации; роста

ТИПЫ СТРАТЕГИЙ:

лидерства в издержках; дифференциации; фокусирования; синергизма; первопроходца



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приложение №1 к Протоколу №8/10-1 от 03. 02. 2010 г

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (ГОУ ВПО БГУЭП)
  2. Бюллетень новых поступлений 2010 год (4)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.

Другие похожие документы..