Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Повесть временных лет Древнерусская литература. – М.: Олимп; Издательство АСТ; 1996 ИЛИ Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокоф...полностью>>
'Документ'
Первая в России минеральная питьевая столовая вода для детей с момента рождения (заключение РАМН НИИ Питания №72/Э-2044/и-07 от 13.09.2007, заключени...полностью>>
'Документ'
Каждый год Клуб Охотников поднимался в горы Монтаны. Члены клуба тянули жребий, кому из них готовить, и договаривались, что первый, кто пожалуется на ...полностью>>
'Документ'
Перминова Татьяна Викторовна, г.Урай, ХМАО – Югра, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, учите...полностью>>

Исследования маркетингового агентства «Делфи» Обзор рынка мучных кондитерских изделий г. Омска

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исследования маркетингового агентства «Делфи»

Обзор рынка мучных кондитерских изделий г. Омска

Чаепитие в кругу семьи или связанное с приходом гостей является традицией в российской культуре. Самовары, конечно, уже редко встретишь на столах, а вот разнообразные кондитерские изделия являются неизменным атрибутом чайных посиделок.

В июле 2008 года исследовательской компанией «Делфи» было проведено исследование потребительских предпочтений на рынке мучных кондитерских изделий г. Омска. В ходе телефонного опроса было проведено 300 интервью с жителями Омска в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения города.

В данной статье будут рассмотрены покупательские предпочтения только в некоторых сегментах рынка мучных кондитерских изделий: печенья, пряников, кексов, рулетов и тортов (за исключением вафельных).

Как показали результаты опроса, наиболее популярно на омском рынке кондитерских изделий печенье – его покупают 95% горожан. На втором месте – торты – они пользуются спросом почти у 90% респондентов, на третьем – пряники – их предпочитают 75,6% опрошенных, на четвертом – кексы – их любят 66,3% омичей, и замыкают пятерку – рулеты, которым отдали свои голоса 62% участников опроса.

Печенье лидирует и по частоте покупки – каждый второй омич покупает его несколько раз в неделю (рис. 1). Реже всего горожане приобретают торты, что неудивительно, поскольку этот продукт все-таки чаще ассоциируется с праздничным столом.

Рисунок 1. ЧАСТОТА ПОКУПКИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, % от числа опрошенных

Рост доли магазинов самообслуживания различных форматов на фоне сокращения доли торговых точек других типов обусловливает то, что каждый второй горожанин покупает кондитерские изделия в супермаркетах. Между тем значительная доля омичей – примерно каждый четвертый – по-прежнему приобретают эти изделия (за исключением тортов) в магазинах прилавочного типа; торты в таких магазинах приобретает каждый пятый покупатель.

Рынкам отдают предпочтение от 5,5 до 11% покупателей кондитерских изделий. Наименьшую долю пока составляют гипермаркеты и специализированные магазины (рис. 2).

Рисунок 2. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МЕСТАМ ПОКУПКИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, % от числа покупателей

По мнению респондентов, наиболее важным фактором, влияющим на их выбор кондитерских изделий, является свежесть продукта – более 2/3 респондентов смотрят на дату изготовления (табл. 1). На втором месте находятся сразу два фактора, каждый из которых важен примерно для 40% покупателей – это опыт потребления изделия и его внешний вид. Под первым фактором респонденты часто подразумевают вкусовые характеристики продукта, то есть такие потребители предпочитают покупать кондитерские изделия, вкус которых им уже знаком.

Третье место в рейтинге критериев, на которые ориентируются омичи при выборе тех или иных кондитерских изделий, принадлежит составу продукта – он важен для каждого четвертого покупателя печенья, пряников и кексов, а также примерно для каждого третьего покупателя рулетов и тортов.

Стоимость важна практически для каждого пятого покупателя, причем наименьшее значение она имеет для покупателей тортов, хотя торты являются самым дорогим продуктом из представленных. Возможно, такая ситуация связана с тем, что торты покупают не так часто, как, например, печенье, потребители которого обращают на цену большее внимание, чем потребители других кондитерских изделий. Марка/производитель продукта играют роль для менее чем 20% опрошенных, и здесь складывается обратная ситуация – покупатели тортов ориентируются на марку и/или производителя продукта в большей степени, нежели покупатели других рассматриваемых кондитерских изделий.

Таблица 1. КРИТЕРИИ ВЫБОРА РАЗЛИЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, % от числа покупателей

КРИТЕРИИ

ВИДЫ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Печенье

Пряники

Кексы

Рулеты

Торты

Дата изготовления/срок годности

72,2

67,2

72,1

69,7

73,9

Опыт потребления

43,1

46,3

40,8

38,3

39,3

Внешний вид

42,4

41,0

43,3

39,9

40,4

Состав

25,7

25,8

24,9

29,3

32,0

Стоимость

20,8

18,3

17,4

17,6

16,9

Производитель/марка

17,4

16,6

14,4

14,4

18,8

Затруднились ответить

0,7

0,9

1,0

2,1

0,7

Особо следует отметить, что с ростом конкуренции выросли требования потребителей к упаковке продукции. В то же время результаты опроса показали, что для покупателей рассматриваемых видов кондитерских изделий упаковка имеет второстепенное значение, так как значительная доля омичей предпочитает приобретать любимые сладости вразвес – так поступает каждый третий покупатель печенья, каждый четвертый покупатель пряников, 18% покупателей кексов и 14% покупателей рулетов (рис. 3). Поскольку стоимость – не самый важный фактор при выборе кондитерских изделий, то предпочтение респондентами весовой продукции объясняется не более низкой стоимостью по сравнению с продукцией в упаковке, а широким выбором кондитерских изделий, реализуемых вразвес.

Рисунок 3. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО УПАКОВКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, % от числа покупателей

Нельзя не отметить вкусовые предпочтения омичей в сегментах печенья и пряников – здесь наибольшим спросом пользуются изделия с начинками: их предпочитают около 70% респондентов. А покупатели тортов отдают предпочтение творожным – 34% – и бисквитным – 32%.

Поводом для покупки печенья, пряников, кексов и рулетов для абсолютного большинства респондентов является домашнее чаепитие – так ответили более 90% покупателей пряников и печенья, 86% покупателей кексов и 80% покупателей рулетов. Торты, как уже отмечалось, – продукт более дорогой, поэтому доля покупок тортов к чаю составила 48%, а каждый третий участник опроса сказал, что покупает торт к приходу гостей.

Как всегда, в задачи исследования входило и выявление предпочтений покупателей в отношении марок/производителей кондитерских изделий.

Для омского рынка кондитерских изделий характерно присутствие на нем продукции и омских производителей, и федеральных брендов. Популярность весовой продукции объясняет большую долю покупателей, которые не смогли вспомнить марку кондитерских изделий, приобретаемых чаще всего. Так, около 35% покупателей печенья затруднились назвать марку, а каждый третий назвал «Сладонеж» (ОАО «Сладонеж», г. Омск). Следующие за лидером – марка «Сладуница» (ИП Гамалеева В.В.) и ОАО «Кондитерское объединение «СладКо» (Екатеринбург) – не набрали и 10% голосов каждый (рис. 4).

Рисунок 4. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МАРКАМ ПЕЧЕНЬЯ, % от числа покупателей

Среди покупателей пряников 45,4% не смогли вспомнить марку или производителя продукта, а 35,8% назвали «Сладонеж», совокупная доля других названных марок/производителей составила 9,6%, а оставшиеся 9,2% пришлись на долю «Сладуницы» (рис. 5).

Рисунок 5. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МАРКАМ ПРЯНИКОВ, % от числа покупателей

Более половины покупателей кексов – 52,7% – и каждый второй покупатель рулетов также затруднились назвать марки приобретаемой ими продукции. 17,4% покупателей кексов и 21,8% покупателей рулетов назвали «Торнадо» (Chupa Chups Trading, Испания). Омского производителя хлебобулочной и кондитерской продукции – ОАО «Хлебодар» упомянули 12,9% покупателей кексов. Компанию «Русский бисквит» (ЗАО «Русский бисквит», г. Череповец Волгоградской области) указали 8,5% покупателей кексов и 13,8% покупателей рулетов (рис. 6, 7).

Рисунок 6. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МАРКАМ КЕКСОВ, % от числа покупателей

Рисунок 7. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МАРКАМ РУЛЕТОВ, % от числа покупателей

Что касается покупок тортов, то лишь каждый пятый не смог вспомнить марку наиболее часто покупаемого торта, зато каждый второй назвал «Мирэль» (ОАО «Хлебпром», г. Челябинск). Марку «Лакомый мир» омского производителя «Хлебодар» указал почти каждый десятый респондент (рис. 8).

Рисунок 8. ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО МАРКАМ ТОРТОВ, % от числа покупателей

Таким образом, кондитерские изделия – традиционное лакомство для домашнего чаепития, приобретаемое несколько раз в неделю (кроме тортов).

Несмотря на то что каждый второй покупатель кондитерских изделий приобретает их в супермаркетах, где большинство продукции упаковано производителем, довольно велика доля развесных изделий, реализуемых в основном в магазинах прилавочного типа и на рынках.

При выборе покупатели в первую очередь обращают внимание на свежесть продукта, а марка/производитель имеют для них гораздо меньшую важность. В связи с этим почти каждый второй покупатель рассматриваемых видов кондитерских изделий не смог вспомнить марку той продукции, которую чаще всего покупает. Пока такое положение не изменится, производители не смогут сформировать приверженность у потребителей, а значит и обеспечить стабильность продаж.

Татьяна Манжеева,

заместитель директора исследовательской компании «Делфи»

Статья подготовлена для журнала «Russian Food & Drinks Market Magazine».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2009 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе рассматриваются все основные вопросы общей теории менеджмента; история развития менеджмента; методологические основы менеджмента; принципы менеджмента; информационное обеспечение менеджмента; планирование,
  2. Учебная программа на оказание услуг по организации дополнительного профессионального обучения кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы на 2010-2011 годы

    Программа
    на оказание услуг по организации дополнительного профессионального обучения кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы на 2010-2011 годы
  3. Информационная услуга (52)

    Бюллетень
    В Санкт-Петербург открылся промышленный парк поставщиков компании Hyundai Motor Manufacturing Rus, включающий семь заводов, которые в рамках полного производственного цикла будут выпускать автокомплектующие для завода "Хендэ
  4. Вступление (5)

    Документ
    Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения,
  5. Реферат квалификационная

    Реферат
    Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.

Другие похожие документы..