Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание зак...полностью>>
'Документ'
с обязательным централизованным хранением серии 04в количестве 2 250 штук номинальной стоимостью 1 рублей каждаяс последовательным погашением в следу...полностью>>
'Документ'
Бенвенист Э. (Семиология языка (стр.69 - 89); О субъективности в языке (с.292 - 300); Формальный аппарат высказывания(311 - 319 Бенвенист Э. Общая ...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится « 17 » февраля 2011 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212.143.03 при Московском государственном универ...полностью>>

«Образовательная модель В. Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

НЮРБИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ Малыкайская СОШ им М.В. Мегежекского

пр. Ленина д. 30, Якутск , 677011

Ст. Васильева д. 2, Малыкай, 678461

тел. 8(41134)3-43-95, E-mail: malikay

Реферат:

«Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология

интенсивного обучения»

Выполнил: Григорьев И.И.

учитель географии

Проверил: аттестационная комиссия

Малыкай 2008г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…….….3

Глава I. Теоретические основы педагогических технологий………………………………..8

1.1. Понятие «педагогическая технология»…………………………………………………...8

1.2. Сущность и структура педагогической технологии…………….…………………..…..10

1.3. Особенности технологии обучения……………………………………….……………...13

Глава II. Методическая система В.Ф. Шаталова. Категории технологии интенсивного обучения………………………………………………...............................................................18

2.1. Концептуальность образовательной модели В.Ф. Шаталова…………………….….....18

2.2. Системность учебно-воспитательного процесса………………………………….….....19

2.3. Управляемость учебно-воспитательным процессом …………………………….……..23

Заключение……………………………………………………………………………….….....26

Список литературы…...……………………....…………………………………………..……27

Введение

В настоящее время в стране идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их един­стве, отказ от авторитарного, мифологи­ческого стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно свя­зано с проблемой технологизации образования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание «педагогической технологии» как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе.

Как известно, в российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Несмотря на значительное количество работ, появившихся в последние десятилетия, проблема далека от разрешения. Сегодня существует более 300 определений педагогической технологии. Нет единой точки зрения и на такие узловые и ключевые вопросы, как сущность, особенности педагогической технологии, структура, технологические звенья и др.

Анализ исследований показал, что в педагогической теории сложилось объективно существующее противоречие: требования к качеству массовой подготовки учеников растут, диапазон индивидуальных различий широк, а обучение остаётся усреднённым и, в связи с недостаточной разработанностью проблемы педагогический технологий, они не могут в полной мере повлиять на качество обучения и сам ход педагогического процесса.

Идея технологизации педагогического процесса не является чем-то новым в педагогике. В практике обучения также имеют хождение следующие термины: «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» и др. Впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-е годы ХХ века. Однако наиболее полное, с нашей точки зрения, исследование по истории происхождения и становления понятия «технологий обучения», давших неожиданные результаты, проведены Н.П. Масловой (13). В своей работе «Ноосферное образование» она показала, что термин «технология» впервые в отечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы ХVIII в. «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг Федором Поликарповым. Среди них «Славяно-греко-латинский лексикон» (1704г.), «Технология» (1725 г.). Этот же термин он использует в приложении к третьему изданию широко известной грамматики М. Смотритского (1721г.). Концепция грамматики, как искусства и ремесла (технологии) подразумевала систему определений, орудий, принципов и др.

Еще Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой природы. В идеале, при едином совершенном методе обучения, полагал великий педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» (11). Он «желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать … не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» (11). Стремясь найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы, Коменский пришёл к выводу, что всё можно было бы «преподавать единообразно».

«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» (11).

В российской педагогике научно-технический прогресс к концу XX в. обусловил технологизацию не толь­ко многочисленных отраслей производства, он неумолимо вторгся в сферу куль­туры, гуманитарных областей знаний. Сегодня мы уже говорим об информаци­онных, медицинских и других подобных технологиях, в том числе и в сфере образования.

Столь широкий интерес к проблеме вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направле­нию; другие озабочены состоянием обра­зования и видят в технологизации очеред­ную панацею от всех бед, третьи (в том числе и автор данной работы) считают, что технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образова­ния для решения качественно иных задач.

В 20-е годы XX в. термин «педагогиче­ская технология» используется в работах по педологии, основанных на трудах по реф­лексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий) (18). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», ко­торая в Педагогической энциклопедии 30-х гг. была определена как совокуп­ность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической тех­нологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным обо­рудованием, использовать наглядные по­собия.

В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифици­ровался в «педагогические технологии».

В середине 60-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсужде­нию в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной об­ласти в различных странах (США, Англия, Япония, Франция, Италия, Венгрия).

Сторонники первого утверждали необхо­димость применения технических средств и средств программированного обучения (technology in education). Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность ор­ганизации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «техни­ческие средства в обучении», второе воз­никшее чуть позже, как «технология обу­чения» или «технология учебного процес­са».

К началу 70-х гг. была осознана необ­ходимость модернизации различных ви­дов учебного оборудования и учебных предметных сред как необходимого условия, без которого «не работали» прогрес­сивные методики и формы обучения, а следовательно, и не могли быть достигну­ты соответствующие качество и эффектив­ность обучения. Подчеркнем особо, что к середине 60-х и началу 70-х гг. в высоко­развитых капиталистических странах – США, Англии, Испании, Японии – уже издавались журналы по вопросам педаго­гической технологии, а в дальнейшем этой проблемой начинают заниматься специализированные учреждения (напри­мер, национальные советы по педагоги­ческой технологии в Великобритании и США).

В 1965 г. в АПН СССР был организо­ван НИИ школьного оборудования и технических средств обучения (понятие «технология» в это время не было приня­то по идеологическим соображениям), а в 1973 г. в Венгрии – Государственный центр технологии обучения. В соглаше­нии, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была опре­делена основная задача этого центра – изготовление новых современных матери­алов по технологии обучения и создание системы подготовки специалистов, разви­тие необходимых научных исследований.

Таким образом, к концу 70-х – нача­лу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьюте­ризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управле­ния учебно-воспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии; применение системного знания для решения практи­ческих задача и использование в учебном процессе технических устройств.

В 80-90-е гг. продолжаются попытки даль­нейшего осмысления сущности современ­ного педагогического процесса, причем прослеживаются две тенденции: одни ав­торы стремятся к дальнейшей детализа­ции понятия «педагогические технологии» и его усложнению, другие – к упроще­нию, прибегая при этом к слишком обоб­щенным формулировкам.

Сегодня в среде ученых-педагогов усиленно дебатируется вопрос о правомерности употребления термина "технология" применительно к преподаванию гуманитарных и социально-экономических наук. Это предубеждение связано с тем, что данное понятие принадлежало сфере материального производства. Исторически понятие технология возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и условий. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос: «Как сделать (из чего и какими средствами)?». Понятие технологии связано в большей степени с производством материальных ценностей. Действительно, в прошлом веке с развитием крупной промышленности и машинного производства возникла необходимость расчленения этого процесса на отдельные элементы, операции, этапы. Усложнение промышленного производства потребовало осознанного использования научных рекомендаций в практических целях, и эту миссию взяла на себя технология. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т.е. приобрел широкое философское толкование. Технология своим содержанием может охватывать и духовное производство. При этом предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи вне сферы материального производства стали называть социальной технологией. По образному выражению Э. Де Боно, «технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику» (9).

На протяжении человеческой цивилизации, наряду с промышленными технологиями, использовались и социальные технологии, поскольку люди долгие века управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации, так как могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс в то время был возможен на основе прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т. е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных.

Современные социально-экономические условия требуют разработки наукоемких социальных технологий, которые обеспечат передачу социальной информации в результате социального наследования не на уровне интуиции, прошлого опыта, а на прочной основе современных научных данных, технологизации и информатизации социального пространства.

Смысл и назначение любой социальной технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Анализ образовательных процессов показывает, что педагогические технологии являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в системе образования, которая, в свою очередь, являющейся социальной системой.

В настоящее время, несмотря на различные подходы к этому явлению, педагогические технологии рассматривают­ся как один из видов человековедческих технологий и базируют­ся на теориях психодидактики, социальной психологии, кибер­нетики, управления и менеджмента. Таким образом, зарождение идеи технологии педагогического процесса связа­но прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

В последние десятилетия идет постоянная полемика сторонников технологического подхода с их принципиальными противниками - сторонниками гуманистической педагогики.

Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствии с его потребностями и интересами.

В свою очередь, сторонники технологического подхода считают, что классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только почувствуют себя свободными от педагогических требований.

На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях (образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели на практике).

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили тему дипломной работы: «Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного исследования является анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова в соответствии с критериями технологии обучения. Для достижения этой цели автор решает следующие задачи:

  • раскрытие понятия, сущности и структуры педагогической технологии;

  • уточнение понятия, сущности и критериев «технологии обучения»;

  • анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова с точки зрения технологии обучения.

Глава I. Теоретические основы педагогических технологий

1.1. Понятие «педагогическая технология»

Понятие «Педагогическая технология» в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.

Рассмотрим определения и понятия, встречающиеся в педагогической литературе.

Термин «технология» стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников (7). Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается «выразить себя в содержании и форме» зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).

Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.

Исходя из этого основания, один из авторов исследования проблемы В.Ю. Питюков понятие «педагогическая технология» трактует как научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму (8). Являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология всегда наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с детьми

Из приведенных определений понятие «Педагогическая технология» наиболее «близко к истине» и научному его толкованию дает Н.Е. Щуркова. В целом ряде монографий, научных статей ею раскрывается сущность понятия «педтехнология», ее структура, слагаемые, принципы и пути применения в практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного руководителя, логика изложения материала и его преподавания.

В монографии «Педагогическая технология» (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) и других своих работах (33, 34, 35) она раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе).

Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами. Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их сочетание бесконечно.

Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и отношениями воспитанника.

Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринять педагог?

В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельно принимать решения.

Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (10).

Отличительно по своей структуре и частично содержанию определение В.П. Беспалько: «Педагогические технологии – содержательная техника реализации учебного процесса» (2).

Несколько по-иному педагогические технологии определяет В.М. Монахов: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика» (14).

Дефиниция, предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (12).

Индивидуальна и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (9).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения плани­руемых результатов обучения (И.П. Волков) (5).

Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное, концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательных цели» (25).

Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий, исходит из следующих положений: «Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе + педагогические умения + педагогическая техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой» (23).

Перечислим основные определения педагогической технологии:

  • это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату;

  • это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;

  • это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций;

  • это описание, проект процесса формирования личности;

  • это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;

  • это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблеме можно сделать следующий вывод.

Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего развития педагогической науки.

Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическую технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. А. Иванов педагогические технологии в обучении географии учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест.
  2. Бубенцова Татьяна Николаевна, учитель биологии высшей категории Особенности экологического обучения и воспитания на урок

    Урок
    Напомню, что сотрудничество трактуется как идея совместной, развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
  3. Образовательная программа Центра образования II. Анализ кадрового потенциала: > Качественный состав педагогического коллектива анализ базы данных курсовой подготовки педагогов

    Образовательная программа
    БИК 047719001 р/счет 402048101 1 23 в ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО (ОК 01, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования поселка Угольные Копи,
  4. Обучение физике в условиях постнеклассического развития естествознания 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика)

    Диссертация
    Защита состоится 21 января 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.295.02. при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г.
  5. Образовательные услуги общественной организации как объект организационно-педагогического проектирования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 18 » апреля 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.136.04 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.

Другие похожие документы..