Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Учебное пособие дает целостное представление о туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все составляющие туристской системы в их ...полностью>>
'Изложение'
Сейчас мы приступаем к изучению подготовительных упражнений системы Чжун Юань Цигун. Возможно, Вам будет скучновато читать про подробности практики у...полностью>>
'Документ'
15 (4 балла). С какими из перечисленных веществ: гидроксид натрия, бромная вода, бензол — будет реагировать фенол? Составьте уравнения возмож­ных реа...полностью>>
'Документ'
♦ 3 дні Барселоні! ♦ 1 ніч на узбережжі Іспанії! ♦ 2 ночі на Адріатичному морі Італії! ♦ 2 ночі на Лазурному Березі Франції! ♦ Час виїзду зручний для...полностью>>

Учебное пособие для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Учебное пособие для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Раздел 1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ

ТРАНСПОРТЕ 6

  1. Общие сведения о лицензировании на автомобильном транспорте 6

  2. Транспортная инспекция, история ее создания 8

  3. Виды деятельности, лицензируемые в области
    автомобильного транспорта 9

  4. Порядок получения лицензии 10

  5. Переоформление документа, подтверждающего наличие
    лицензии, решение спорных вопросов 17

  6. Обязанности владельца лицензии 18

  7. Виды контроля, проводимого РТИ 19

  8. Санкции и ответственность за нарушение лицензионных условий

и за осуществление деятельности без лицензии 20

Вопросы для контроля усвоения информации раздела 21

Раздел 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ 22

  1. Основные понятия сертификации 22

  2. Формы и участники сертификации 25

  3. Права и обязанности заявителя в области обязательного
    подтверждения соответствия 29

  4. Аккредитация органов по сертификации и испытательных
    лабораторий (центров), государственный контроль за соблюдением
    требований технических регламентов 30

  5. Информация о технических регламентах, документах

по стандартизации и классификации продукции и услуг 33

2.6. Краткие сведения о международной сертификации 40

2.7. Сертификация систем обеспечения качества 41

Вопросы для контроля усвоения информации раздела 43

Раздел 3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА

АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ 44

3.1. Основные направления развития сертификации

на автомобильном транспорте 44

  1. Порядок сертификации услуг по техническому обслуживанию и
    ремонту автомототранспортных средств 51

  2. Методика сертификации услуг по техническому
    обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств 59

  3. Порядок сертификации услуг по перевозке пассажиров
    автомобильным транспортом 68

  4. Методика оценки процесса предоставления услуг по
    перевозке пассажиров автомобильным транспортом 69

Вопросы для контроля усвоения информации раздела 72

Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ 73

4.1. Общие указания по использованию нормативных требований

и показателей 73

  1. Экологические требования при эксплуатации
    автомобильного транспорта 73

  2. Требования к тормозному управлению 76

  3. Требования к рулевому управлению 78

  4. Требования к внешним световым приборам автомобилей 79

  5. Требования к колесам и шинам 80

  6. Требования к прочим элементам конструкции автомобиля 81

  7. Характеристика автомобильных дорог и требования к ним 83

  8. Обеспечение профессиональной надежности водителей 85

4.10. Требования к квалификации руководителей 89

4.11.Требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров

автобусами на территории Российской Федерации 94

4.12. Планирование работы по предупреждению ДТП 100

Вопросы для контроля усвоения информации раздела 104

Заключение 105

Литература 106

Приложения (в электронном варианте учебного пособия) 111

ВВЕДЕНИЕ

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных предприятий, организаций и фирм, характери­зующиеся большой долей их самостоятельности. Право предприятий на са­мостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «пра­вила игры», приводящие к успеху в конкурентной борьбе и, в конечном сче­те, динамичному развитию производительных сил.

Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг являются успешно зарекомендовавшими себя формами организации произ­водительной деятельности в развитых странах мира. Вопросы лицензирова­ния и сертификации на автомобильном транспорте нашли свое отражение и в Государственных образовательных стандартах высшего профессионально­го образования РФ, знание этих вопросов является квалификационным тре­бованием к инженеру по специальности «Автомобили и автомобильное хо­зяйство».

В данном учебном пособии рассматриваются основные понятия и проце­дуры лицензирования и сертификации в целом и на автомобильном транс­порте в частности. Основой излагаемой информации являются нормативно-законодательные акты, действующие на территории РФ, которые претерпе­ли существенные изменения после принятия в 2002 году Закона «О техниче­ском регулировании», регулирующего отношения, возникающие при разра­ботке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, оценке соответствия.

В учебном пособии излагаются основные требования к результатам ис­пытаний автомобилей, а также к процессам предоставления услуг на авто­мобильном транспорте.

В электронном варианте учебного пособия в приложениях приведены полные технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, составным частям их конструкции и предметам дополнительного оборудо­вания. В приложениях дан полный перечень услуг по техническому обслу­живанию и ремонту автомототранспортных средств, а также перечень услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, основные характе­ристики и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

Раздел 1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ

ТРАНСПОРТЕ

1.1. Общие сведения о лицензировании на автомобильном транспорте

Транспорт - важнейшая составляющая часть хозяйства в экономике стра­ны, развитие которой требует совершенствование механизма управления транспортной системой. Стержневое место в системе государственного ре­гулирования транспортного рынка занимает Российская транспортная ин­спекция (РТИ), имеющая территориальные организационные структуры в субъектах Российской Федерации. РТИ осуществляет свои функции на транспортном рынке региона во взаимодействии с территориальными орга­нами исполнительной власти, с другими государственными инспекциями, государственными региональными и муниципальными контрольными орга­нами.

Лицензия (от латинского - свобода, право) - это документ, представляю­щий собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданный лицензирующим органом юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю. Лицензии выдают лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов РФ, а лицензии связанные с транспортом - РТИ.

Необходимость введения лицензирования автотранспортной деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транспортном комплексе Рос­сии.

В 1990 г. образовалось Министерство транспорта России, объединяющее в себе гражданскую авиацию, морской и внутренний водный транспорт, ав­томобильный транспорт и дорожное хозяйство РФ. Наряду с этим были соз­даны и активно функционировали российские концерны - Росавтотранс, Росречфлот, Росавтодор, а также территориальные производственные объе­динения автомобильного транспорта.

Затем было принято решение об изъятии государственных функций у ав­тотранспортных объединений и предприятий. Началось движение структур­ных подразделений к самостоятельности. Была ликвидирована правовая ос­нова сквозного вертикального административно-командного управления транспортом. Министерство транспорта РФ превратилось в нормотворче-скую организацию с небольшими контрольными функциями, которые при­менить на автотранспорте по существу негде, так как из подчинения Мини­стерства выведено более 2 тысяч автотранспортных предприятий и 73 про­изводственных объединений автомобильного транспорта [1]. Начался бур­ный рост числа хозяйствующих субъектов на транспорте - владельцев авто­транспортных средств, разгосударствление, приватизация, акционирование

и последовательное сокращение федерального датирования деятельности предприятий автотранспорта.

Одной из главных задач Минтранса России в это время было предотвра­щение ситуации, когда автомобильный транспорт стал бы дополнительной причиной остановки производства. При этом никто не мог забывать о том, что автотранспорт является объектом повышенной опасности, причиной ги­бели и травм огромного числа граждан и крупным источником загрязнения окружающей среды.

Важнейшей целью лицензирования деятельности на автомобильном транспорте стало государственное воздействие на хозяйствующие субъекты для соблюдения ими требований безопасной эксплуатации принадлежащих им автотранспортных средств.

Вторая цель, являющаяся основой для разрешительной системы как сред­ства государственного регулирования деятельности на транспорте, - это до­пуск на рынок транспортных услуг квалифицированных, надежных и фи­нансово дееспособных производителей этих услуг.

Третья цель - регулирование рынка транспортных услуг за счет введения квот лицензий внутри сектора транспортного рынка или между его сектора­ми.

Четвертой, не менее важной, целью осталось соблюдение экологических норм, установленных в области транспорта и дорожного хозяйства.

Цели лицензирования автотранспортной деятельности были определены, и они вошли во все положения о лицензировании перевозок, которые в по­следствии были утверждены Правительством РФ:

  • государственное регулирование перевозочной деятельности;

  • обеспечение нормативного функционирования рынка транспортных
    услуг;

  • защита интересов потребителей этих услуг;

  • реализация требований антимонопольного законодательства;

  • реализация требований безопасности дорожного движения;

  • соблюдение экологических норм.

Министерство транспорта в период формирования проектов документов по лицензированию знакомилось с законодательством и практикой его при­менения на автомобильном транспорте за рубежом. В США, Канаде, Япо­нии, в странах Европы лицензирование автотранспортной деятельности осуществляется уже более 60 лет.

Во всех странах государство защищает профессиональных перевозчиков, так как их деятельность более эффективна для экономики и населения стра­ны. В США, Испании право на перевозку (лицензия) обладает свойством то­вара, оно покупается-продается. В Англии и Испании владелец легкового транспорта кроме разрешения на перевозку пассажиров должен заключать контракт с водителями, но только с теми, которые кроме удостоверений на

право управления автомобилем имеют лицензию на обслуживание пассажи­ров, приобретаемую ими ежегодно [1].

Правовой основой введения лицензирования в России являлся Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) и Закон РФ «О введении первой части гражданского кодекса Российской Федера­ции» (1994 г.). Далее были приняты соответствующие Постановления Пра­вительства РФ и приказы Министерства транспорта РФ. В настоящее время лицензирование на автомобильном транспорте базируется на Законе РФ от 8.08.2001 г. № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

1.2. Транспортная инспекция, история ее создания

Решение о лицензировании автотранспортной деятельности было принято Правительством РФ в 1990 г. Министерство транспорта предложило вре­менное положение о Российской транспортной инспекции, которое было ут­верждено в 1991 г.

РТИ по вертикали осуществляет руководство работой территориальных отделений инспекции в 84 субъектах РФ. Этот принципиально новый орган оказался достаточно эффективным связующим звеном между федеральным и территориальным уровнем исполнительной власти в транспортном ком­плексе РФ.

Руководители отделений назначаются Главным Государственным транс­портным инспектором Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а сами отделения РТИ являются юридическими лицами. Отделения содержатся за счет средств федерального бюджета, смета на содержание и структура утвер­ждаются Министерством.

В 1992 г. Правительством РФ было принято постановление «Об утвер­ждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транс­портных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации».

В 1993 г. было принято постановление «О полномочиях органов исполни­тельной власти краев, областей, автономных образований, городов феде­рального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», в котором дается общий порядок лицензирования видов деятельности.

В 1994 г. принято постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором был утвержден порядок ведения лицензионной деятельности и даны поручения Минтрансу России представить проекты новых положений о лицензировании деятельности, относящейся к компе­тенции Министерства.

Первоначально лицензируемая деятельность на автомобильном транспор­те имела узкие деления:

8

  • городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные
    перевозки пассажиров автобусами;

  • перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой ос­
    нове;

  • перевозки в международном сообщении;

  • перевозки грузов в пределах РФ;

  • ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на
    коммерческой основе (сервис).

Лицензии различались на «стандартные» и «ограниченные», по которым предприятиями производилась перевозка собственных грузов или своих ра­ботников, а также по степени опасности груза. На автомобили выдавались лицензионные карточки, различающиеся в зависимости от вида лицензии по цвету: красные, зеленые, синие, белые с красной полосой, белые с синей по­лосой.

Позже функции контроля деятельности по ремонту и техническому об­служиванию автотранспортных средств были переданы органам по обяза­тельной сертификации, а лицензирование этой деятельности было отменено.

Минтрансом России дополнительно была разработана нормативная доку­ментация по формам документов по лицензированию, цифровым кодам субъектов РФ, индексы регистрационных номеров лицензий и т.д. По ныне действующему законодательству на Минтранс России в сфере автотранс­порта возложены полномочия по лицензированию только трех видов дея­тельности.

В настоящее время, в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 №128 «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №135 «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти» Приказом Министерства транспорта РФ от 07.05.2002 г. №61 лицензи­рование перевозок пассажиров и грузов так же возложено на Российскую транспортную инспекцию. Действия РТС регламентируются Постановлени­ем Правительства РФ от 10.06.2002 г. №402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которое отменило ранее действующее Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. №295 «Об утверждении Положения о лицензировании пасса­жирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации» и от 16 марта 1997 г. №322 «Об утверждении По­ложения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пасса­жиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации»

1.3. Виды деятельности, лицензируемые в области автомобильного транспорта

Действующее Положение о лицензировании перевозок пассажиров и гру­зов автомобильным транспортом определяет порядок лицензирования сле­дующих видов деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок автомобильным транс­портом:

а) перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомо­
бильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная дея­
тельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридическо­
го лица или индивидуального предпринимателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью
свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя).

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транс­портом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации, которое возложило эти обязанности на свое структурное подразделение -Российскую транспортную инспекцию (далее именуется - лицензирующий орган). На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соот­ветствующая лицензия.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перево­зок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

а) выполнение требований, установленных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области
лицензируемого вида деятельности;

б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения
перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основа­
нии договора аренды или на ином законном основании, требованиям, уста­
новленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным
транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;

в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юри­
дического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осу­
ществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом;

г) наличие в штате юридического лица должностных лиц, ответствен­
ных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в уста­
новленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должно­
сти.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовая работа по курсу «Автомобильные двигатели»

    Курсовая
    6. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1980.
  2. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов заочной формы обучения нехимических специальностей Мурманск

    Методические рекомендации
    Л.А.Петрова, К.В. Реут, Т.А. Дякина, В.Д.Егорова. Химия. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов заочной формы обучения нехимических специальностей: Учебн.
  3. Методические указания Специальности: 110301 (311300) Механизация сельского хозяйства; 190601

    Методические указания
    Топливо и смазочные материалы: Методические указания по изучению дисциплины/Новосиб. гос. аграр. ун-т. Сост. Г. М. Крохта. – Новосибирск, 2006. – 40 с.
  4. Труды Бычкова В. П

    Документ
    1. Оперативный учет работы автомобилей с почасовой оплатой [Текст] : информационный листок / В. П. Бычков. - Воронеж : Воронежский ЦНТИ, 1970. - 2 с. - № 343-70.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (13)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки дипломированного специалиста 653300 - «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..