Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лизинг в Украине применяется достаточно широко. В то же время нормативное регулирование данной сферы не всегда однозначно (особенно это касается налог...полностью>>
'Программа'
Цель итогового экзамена – выявить готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности в качестве экономиста по специальности 080109 Бухгалтерс...полностью>>
'Доклад'
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2002 г. по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Благовещенск...полностью>>
'Задача'
По результатам текущего статистического наблюдения имеются данные о внутригодовой динамике ввода в действие жилых домов в РФ (в млн. кв. м общей площ...полностью>>

Обеспечение экономической безопасности при реформировании естественных монополий

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, выводы и рекомендации, библиографию.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Сложность и неоднозначность характеристики экономической ситуации, сложившейся в современной России, заключаются в тесном переплетении проблем экономического развития и социально-политических аспектов укрепления государственных основ. В настоящее время с учетом фактора обеспечения безопасности необходимо формировать новые подходы как к правовым, так институциональным механизмам реализации приоритетов государственного развития. Очевидно, что России предстоит длительная борьба не только за построение эффективных государственных институтов, но и по преодолению укоренившегося сопротивления идее укрепления правового государства. Нельзя не отметить и тот факт, что на каком бы уровне ни проводился анализ конкурентоспособности, к какой бы отрасли экономической деятельности ни относился, там, где есть конкурентная борьба, там непременно возникает проблема экономической безопасности. При этом главным стратегическим принципом в этой сфере должно быть обеспечение приоритета международной конкурентоспособности при максимально возможном достижении согласованности и взаимо­дополняемости внутри национальной экономики. Наряду с этим, как внутриотраслевая, так и межотраслевая конкуренция в условиях нарастающих процессов монополизации, транснационализации и, в конечном итоге, глобализации мировой экономики должна быть направлена, прежде всего, на то, чтобы обеспечить конкурентные преимущества отечественным предприятиям и компаниям, причем не в отдельности каждой из них, а в комплексе – целым отраслевым и межотраслевым блокам. Парадигмой стратегичности государственного управления экономикой должна стать жесткая ориентация конкурентного напряжения вовне. В этих условиях также более адекватной стратегической парадигмой выступает ориентация на межотраслевую и структурную конкурентоспособность национальной экономики, которая в наиболее полной мере отвечает задаче обеспечения экономической безопасности страны. Таким образом, разработка мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики представляет собой процесс, который направлен на учет и упреждение возможных угроз в сфере экономики. При этом разработка этих мер осуществляется в таком режиме, который одновременно позволяет продумывать практические меры по решению конкретных задач и вырабатывать комплекс мер непосредственно связанных с обеспечением национальной безопасности до того, как угрозы начинают возникать в виде конкретных ситуаций или мер, осуществляющих конкурентами и требующих немедленного реагирования. Следовательно, разработка мер по повышению конкурентоспособности на стратегическом уровне является своего рода частью деятельности государства по обеспечению национальной безопасности страны.

Следует учитывать, что естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Так, на долю только трех крупнейших компаний (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятых в экономике и используется 23% основных фондов страны. При этом практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий.

Безусловно, эффективность функционирования естественных монополий определяет конкурентоспособность экономики РФ на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении жизнедеятельности страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области. При этом в реформах тесно переплетаются собственные экономические интересы трех основных движущих сил: самих монополий, совмещающих в себе как естественно-монопольную сферу (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельности; независимых от монополий производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторы; промышленных потребителей указанных товаров и услуг. Государство в данном случае выступает скорее арбитром, чем самостоятельной силой, хотя последнее слово остается именно за ним.

В процессе диссертационного исследования установлено, что в практике проведения российских реформ до сих пор имеют место дискуссии относительно возможностей рыночных механиз­мов. Однако, по мнению автора, большая часть спорных предложений была инкорпорирована в государственную политику, и по суще­ству реализована концепция слабого государства в экономике, а именно концепция государства, при которой приоритетными de facto считаются интересы крупного бизнеса и основные усилия направляются на снижение налогов (преж­де всего корпоративных), приватизацию государственных благ и собственности по заниженным ценам, обеспечение практически беспрепятственного и бес­контрольного доступа к природным ресурсам при необоснованно низкой це­не использования. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом (ст. 4) и разработанными в его развитие «Положениями о реестрах», речь идет о государствен­ном регулировании деятельности субъектов естественных монополий в сле­дующих сферах (с последующей расшифровкой по видам деятельности): транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услу­ги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электри­ческой энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек­троэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использова­нию инфраструктуры внутренних водных путей. При этом данное в законе определение с позиций современной тео­рии, как показал проведенный в ходе исследования анализ, не является бесспорным (прежде всего, по выделяемым характеристиче­ским свойствам объектов, их идентификации). Так, например, при анализе положений Федерального закона «О естественных монопо­лиях», а также пакетов основополагающих официальных документов законо­дательного и исполнительного характера, непосредственно связанных с про­ведением реформ в сферах естественных монополий, было выявлено:

  • представление о естественной монополии как объекте регулирования
    крайне упрощено, причем до такой степени, что перестает быть корректным
    по сути и может приводить к принятию неверных управленческих решений.
    При этом определение естественной монополии, сформулированное в Федеральном законе «О естественных монополиях» (даже с учетом его последних поправок), допускает неоднозначную трактовку, не вполне соответствует со­временным теоретическим представлениям об объекте и нуждается в дора­ботке и уточнении;

  • установлению границ естественно-монопольных отраслевых структур,
    их идентификации, обоснованию включения субъектов хозяйствования в Реестр естественных монополистов уделяется недостаточное внимание. Данные проблемы не являются приоритетными и принимаемые решения носят формальный характер с преимущественным использованием бюрократических
    процедур, без достаточных обоснований и расчетов, необходимых для иден­тификации естественной монополии. При этом игнорирование обоснований и расчетов способствует снижению эффективности проводимых реформ;

  • отсутствуют необходимые обоснования интенсивно проводимых в процессе реформ мер структурного регулирования (горизонтального и вертикального) естественных монополий, представляемых как естественно-
    монопольные отраслевые структуры;

  • не в полной мере предусматриваются возможности использова­ния в процессе реформирования совместимых с естественной монополией
    конкурентных сред, других эффективных механизмов, направленных на оптимизацию экономического поведения в системе государственного регулирования;

  • несмотря на то, что ценовые методы государственного регулирования в сфере естественных монополий имеют ключевое значение и определены актуальные проблемы ценообразования, а также наиболее эффективные методы решения, однако, спектр предлагаемых средств является далеко не полным, а характер регламентирующих мер ценового ре­гулирования в большей части не отвечает требованиям оптимизации. Как следствие, в практике регулирования отсутствуют ориентиры, обеспе­чивающие оптимизацию уровней и структуры цен (тарифов) как на конечную, так и на промежуточную продукцию;

  • существует разрыв между рекомендациями по структурному, ценовому и контрактному регулированию (данные проблемы, как правило, по-прежнему рассматриваются изолированно, а не системно);

  • наблюдается в ряде случаев несоответствие между масштабностью предполагаемых структурных преобразований и практическим отсутствием анализа рекомен­дуемых мер в отношении оценки состояния существующей технической базы от­расли и возможностей модернизации, инновационной и инвестиционной политики в естественно-монопольных отраслевых структурах.

Безусловно, происходящие институциональные изменения предопределяют слож­ность и растущую значимость управленческих решений в сфере отечествен­ных естественных монополий, необходимость разработки теоретических ос­нов стратегического управления развитием инфраструктурных отраслей (с учетом особенностей процессов становления корпораций), повышают требо­вания к системе государственного регулирования, к адекватности оценок от­раслей естественной монополии в условиях посткризисной экономики. На наш взгляд, успешное осуществление реформ естественных монополий возможно только при условии координации и синхронизации действий реформаторов как внутри каждой реформы в отдельности, так и между реформами естественных монополий, в первую очередь технологически связанных между собой. Вместе с тем, необходима единая позиция во власти по поводу будущей конструкции естественно-монопольного комплекса, общая стратегия реформирования и технологический план реализации. В настоящее время эффективная государственная комплексная программа преобразований отсутствует, поэтому важнейшей задачей при проведении реформ, требующей комплексного решения, является разработка компенсационных мер, направленных на сглаживание негативных последствий и социальных рисков реформ. При этом государственное регулирование цен и тарифов должно обеспечивать баланс интересов, как субъектов естественных монополий, так и потребителей их продукции и услуг. Очевидно, что неизбежное повышение тарифов и рыночное ценообразование усилит финансовое давление на необеспеченные слои населения и социальную сферу. Однако не должны искажаться рыночные сигналы, и, таким образом, риски негативных социальных последствий должно принять на себя государство посредством введения системы адресного субсидирования и социальных норм потребления. До тех пор, пока государство не развернуло соответствующие социальные инфраструктуры и институты для обеспечения адресных субсидий, негативные социальные последствия должны быть равномерно распределены между всеми участниками рынка.

Система газоснабжения России – структурообразующий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственного зависит нормальное развитие экономики, а также жизнеобеспечение всех граждан России. Разработка и реализация современной концепции развития рынка газа в РФ как формы реализации государственной промышленной политики по отношению к одной из важнейших отраслей промышленности, является основным условием формирования полноценного конкурентного российского рынка газа и развития его инфраструктуры, а также выполнения международных обязательств по поставкам газа. При этом использование факторов индустриально-ин­новационного развития для управления предпри­ятиями газовой промышленности России, с учетом деятельности государственных и корпоративных органов управления, определяет меру устойчивости развития газовой промышленности как объектив­ную характеристику российского экономического развития и обеспечения экономической безопасности.

О необходимос­ти дерегулирования естественной монополии в газовой отрасли и ли­берализации рынка газа в России отмечаются дискуссии на протяжении последних десяти лет, но процесс реформи­рования в этой сфере идет более низкими темпами, чем в остальных естественных монополиях. Этому есть объективные и субъективные причины. К объективным причи­нам следует отнести: низкие цены (тарифы) на газ в России по сравнению с дру­гими странами, что является важным фактором конкурентоспособности не только са­мой газовой отрасли, но и от­раслей, потребляющих газ; устойчивость и безопасность функционирования Единой системы газоснабжения, обеспечиваемые, в том числе, существующей институцио­нальной и организационной структурой. В качестве субъективных при­чин следует отметить: многочисленность влиятель­ных сторон, преследующих различные интересы при рес­труктуризации ОАО «Газпром» и затрудняющих процесс ре­формирования всей газовой отрасли (табл.1); особую роль отрасли при реа­лизации бюджетообразующей и стабилизирующей функций; наличие долгосрочных кон­трактов на поставку газа на европейский рынок, что обус­ловливает тщательный анализ последствий трансформации отрасли на внешнеторговые отношения России.

Таблица 1 - Противоречия интересов при реформировании газовой отрасли и ОАО «Газпром»

Заинтересованная сторона

Интерес

Руководство «Газпрома»

Сохранение существующей структуры компании при выравнивании цен на газ на внутреннем и зарубежном рынках

Государство

Рост доходной части бюджета за счет увеличения налоговых поступлений

Независимые производители газа

Недискриминационный доступ к га­зопроводным сетям

Производители других видов топлива

Устранение дисбаланса цен на газ и другие виды топлива.

Население, промышленные потреби­тели газа

Уровень цен, стабильность и доступ­ность услуг

Портфельные инвесторы

Повышение капитализации компании, либерализация рынка акций

Зарубежные партнеры и инвесторы

Обеспечения газовой безопасности Европы в рамках Энергетической стратегии ЕС

Отметим, что с учетом накопленного опыта можно сделать вывод, что именно разрешение противоречий, в том числе кризисных диспропорций, посредством исполь­зования индустриально-иннонационных факторов для управления предприятиями газовой отрасли является важнейшим условием разви­тия ТЭК России. Поэтому особую актуальность приобретает проблема контроля за ключевыми научно-техническими активами со свойственными структурными характеристиками экономичес­кого, инновационного, корпоративного характера. Данный контроль можно рассматривать как элемент системного подхода к формированию индустриально-инновационного потенциала предприятий газовой отрасли. Вместе с тем, характер использования индустриально-инновационных факторов задается жизненным циклом инновационных технологий.

Таблица 2 - Экономические характеристики инновационной деятельности крупнейших компаний России и 2009 г.

В диссертации обосновано, что несформированность интересов отдельных, так называемых неза­висимых (от ОАО «Газпром») предприятий газовой отрасли экономики России в рамках федеральных приоритетов и интенсивная их структуризация при нестабильном экономическом положении, обострении системных конкурентных угроз не позволяет достигать нужной степени контроля за научно-техническими активами, что в свою очередь требует принятия интенсивных мер по предупреждению вхождения газовой отрасли в состоя­ние кризисной деградации, потери способности к устойчивому развитию. Такие меры могут быть эффективно реализованы посредством консолидации научно-технических активов предприятий газовой отрасли экономики России.

Определение «индикативных зон опасных со­стояний» в нефтегазовом секторе экономики РФ и выбор достаточно эффективных мер противодействия деградационным процессам составляют основу промышленно-инвестиционной политики на сов­ременном этапе. При этом требуются определенная корректировка корпоративных интересов, на­правленных на получение прибыли любой ценой, смещение приоритетов в сторону энергетической безопасности государства. Интегральным результатом неэффективности использования факторов индустриально-иннова­ционного развития для управления предприятиями может являться замедление темпов модернизации предприятий нефтегазовой сферы, снижение динамики прогрессивных экономических процессов, срыв обеспечения антикризисной стабили­зации, и, как следствие, существенное снижение устойчивости развития предприятий. Именно использование факторов индустриально-инновационного развития посредством консолида­ции научно-технических активов для управления предприятиями опреде­ляет меру устойчивости данного развития. С учетом изложенных предпосылок процесс консолидации научно-тех­нических активов в рамках транснациональной корпоративной группы ОАО «Газпром» должен осуществляться по следующим основным этапам.

I. Исследование основных факторов, влия­ющих на организацию процессов консолидации научно-технических активов предприятий газовой промышленности.

II. Интеграция процессов консолидации на­учно-технических активов предприятий газовой промышленности.

III. Оптимизация функциональной цепи кон­солидации ключевых научно-технических активов предприятий газовой промышленности.

IV. Обеспечение сбалансированности объемов ключевых видов научно-технических активов.

V. Оптимизация создания, приобретения или пользования (аренды) научно-технических активов транснациональной корпоративной группой ОАО «Газпром» в разрезе ключевых звеньев функци­ональной цепи корпоративной инновационной системы.

VI. Оценка эффективности процессов консоли­дации научно-технических активов предприятий газовой промышленности.

В диссертации предпринята попытка соотнести ожидаемый эф­фект от консолидации с объемом затрат на созда­ние, приобретение или аренду научно-технических активов, а также разработки практических рекомендаций, направленных на трансформацию газовой отрсли России в качестве ответа на вызовы глобального финансового кризиса и посткризисно­го развития. Пока же общий уровень теоретических исследований и качество практических рекомендаций, ориентированных на решение проблем совершенствования управления предприятиями газовой отрасли в условиях глобального финансового кризиса, еще не соответствуют пот­ребностям сегодняшнего дня. Новизна ситуации, по мнению автора, определяется факторами, ме­няющими среду функционирования предприятий газовой отрасли: изменениями в формируемой модели рынка природного и сжиженного газа вследствие глобального финансового кризиса; изменениями структуры газового бизнеса вследствие приобретения ОАО «Газпром» элек­троэнергетических, угольных и т.п. активов в России и за рубежом; отсутствием опыта работы предприятий газовой отрасли в новых условиях рынка при­родного и сжиженного газа и при интеграции с мировыми энергетическими рынками.

Трансформационные процессы в экономике и их значение для предприятий газовой отрасли в последние годы усилены происходящей транснационализацией, которая является одной из ведущих тенденций современной мировой экономики. Экономически транснационализация объективна и обусловлена возможностью и необходимостью перелива капитала и инноваций из стран, где имеется капитала и инноваций относительно избыточ­ное количество, в страны, где существует дефицит. При этом отмечаются в избытке другие факторы производства, которые не могут быть рационально использованы в производственных процессах из-за нехватки капитала. Основными причинами неравномерности и несбалансированности указанных переходных процессов являются разнородность инновацион­но-структурных составляющих сложных эконо­мических (финансовых, производственных) систем, а также усиление нескоординированности принимаемых субъектами решений по управлению развитием этих систем в условиях высокого уров­ня рыночных неопределенностей и возможных последствиях этих решений, резкого роста кон­курентных противоречий в условиях глобального финансового кризиса. В то же время разнородные структурные элементы этих систем не обладают достаточно сильными естественными механизмами гармонизации и синхронизации их развития, спо­собными обеспечивать поддержание системной ус­тойчивости при значительных изменениях внешних и внутренних факторов. Очевидно, что возможным решением проблем снижения остроты кризисных процессов может являться уси­ление государственно-корпоративных механизмов использования индустриально-инновационных факторов для управления предприятиями газовой отрасли за счет использования модели формирования индустриально-инновационного потенциала.

Наряду с этим, ускоряющийся процесс глобали­зации мировой экономики, тенден­ции к открытости национальной эко­номики порождают новые факторы, воздействующие на устойчивое раз­витие и обеспечение экономической безопасности государства. При этом, безусловно, одним из факто­ров, оказывающих достаточно силь­ное влияние на устойчивое развитие национальной экономики, является транспарентность. Поскольку понятие «прозрач­ность» может интерпретироваться в различных ракурсах по разному, бу­дет целесообразным уточнить данное понятие при рассмотрении его как одного из факторов устойчивого экономического развития. Дополняя и расширяя определения понятия «транспарентность» и отталкиваясь от основ концепции устойчивого экономического развития, выделяем сле­дующую трактовку данного термина. По нашему мнению, транспарент­ность - обеспечение прозрачности и доступности информации, равенства возможностей при осуществлении сделок субъектов экономической си­стемы в той или иной сфере эконо­мики, определяемых эффективной государственной экономической по­литикой, нацеленной на достижение качественного устойчивого экономи­ческого развития исходя из принципов честности, справедливости и вы­соких моральных ценностей. Здесь под «сделками» автор понимает не только определенные коммерческие сделки, а также программы государ­ственной политики устойчивого эко­номического развития, где сама по­литика выступает как задача, которую необходимо решить для достижения стратегической цели – обеспечение экономической безопасности. Следовательно, именно от правильности выбора эко­номической политики (в том числе антимонопольной политики) и особенно правильное воплощение является важным в достижении стратегической цели.

Отметим, что проведенные исследования мировой практики показали, что отсутствие прозрачности на­ходит отражение в основном, в процес­се приватизации, распределения госу­дарственного бюджета, а так же в сырь­евом секторе экономики, являющимся в настоящее время основным в развитии эко­номики. Очевидно, что данная проблема существует и в России, поскольку роль нефтегазового сектора велика в экономике страны. Сегодня важно поднять тему про­зрачности доходов не только от не­фтегазовых операций, но и от самих кон­трактов. Общественности до сих пор не известны соглашения нефтяных компаний с государством, не говоря уже о финансовой отчетности. Например, в таких странах, как США и Великобритания отчетность любой компании является публичной и каж­дое заинтересованное лицо может с ней ознакомиться. Открытыми там являются и контракты, которые зат­рагивают интересы общества в це­лом. В случае с Россией контрак­тов (договоров, соглашений) нефтегазовых компаний с Правительством РФ, по мнению нефтегазовых компаний, опрошенных рядом общественных фондов поддержке Центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 53,4% из 15 компаний, участвовав­ших в опросе, являются закрытыми.

Обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности естественных монополий и, как следствие, эффективное использование имеющихся в распоряжении ресурсов, должно осуществляться не только механизмами контроля со стороны государства, но и посредством участия в этих процессах отдельных потребителей и общества в целом. Общественный контроль в сферах деятельности естественных монополий невозможен без доступа к информации о производственной, финансовой, инвестиционной деятельности. Повышение информационной прозрачности деятельности естественных монополий является важным фактором роста эффективности основной деятельности и сокращения издержек указанных организаций, а, следовательно, оказывает позитивное влияние на снижение темпов роста потребительских цен и повышение уровня жизни населения.

В диссертации обосновано, что естественные монополии как важнейшие элементы национальной хозяйственной системы являются источниками больших экономических, социальных и экологических рисков. Учитывая роль в социально-экономическом развитии страны и масштабы воздействия на окружающую среду, ру­ководство естественных монополий должно эффективно управлять дан­ными рисками в интересах заинтересованных сторон: работников, потребителей, поставщиков, инвесторов, акционеров, деловых партнеров, регу­лирующих органов, профсоюзов, местного сооб­щества. Именно подключение бизнес-сообщества к созданию эффективной экономики и решению многих социальных проблем очень важно, в том числе и потому, что по сравнению с другими субъ­ектами, бизнес-сообщество обладает большими возможностями и мобильностью, опытом и необходимыми ком­петенциями. В настоящее время в России потенциал данного подхода остается явно нереализованным. Кроме того, принятые и реализующиеся программы реформирования выражают интересы собственников и управляющих естественных монополий и не учитывают интересы основных потребителей (промышленных предпри­ятий и населения), что приводит к усилению социального неравенства и препятствует устойчивому экономическому развитию и обеспечению экономической безопасности (основные проблемы в данном случае связаны с обес­печением финансовой прозрачности, повышением собираемости налогов, распределением налоговых поступлений между бюджетами различного уровня).

Взаимоотношения государства и предпри­ятий в сфере естественных монополий характеризуются постепенным переходом от жесткого административного и хо­зяйственного регулирования деятельности естественных монополий к поиску эффективных моделей совмещения монопольных и потенциально конкурентных сек­торов данных отраслей. В концепциях реформи­рования естественных монополий предполагается, что развитие неза­висимых производителей, совершенствование условий недискриминационного доступа к инфраструктурным системам при эффективном антимонопольном регулировании станут средс­твом повышения их социальной и экономичес­кой эффективности. При этом роль государства не должна ограничиваться лишь регулирующим воздействием: в условиях формирования новой модели корпоративного управления в России, го­сударство и естественные монополии должны выступать как партнеры в части реализации социальных функций об­ществу. В этом отношении государство не должно ориентироваться ни на превращение их в основ­ного наполнителя бюджета, ни на использование их политического и административного ресурса в отношениях с регионами, ни на передел контроля за финансовыми потоками естественных монопо­лий и предприятий-потребителей.

На наш взгляд, такой монопольный сектор как нефтегазовый с учетом необходимости повышения эффективности диалога государства и бизнеса, а также выполнения функ­ции обеспечения нормального функционирования и воспроизводства экономической системы можно представить как комплекс взаимодействующих компаний с различной формой собственности. При этом сфера интересов каждой компании, является фун­кцией формы собственнос­ти.

Государство должно выстраивать полити­ку в отношении естественных монополий, принимая во внимание, что монополии дают стране: социально значимую продукцию, налоги, занятость населения, дотирование социальной сферы и, наконец, единство страны. Таким образом, специфика социальной ответственности естественных монополий в России на современном этапе характеризуется, во-первых, высокой экономичес­кой, социальной и экологической значимостью данных отраслей, определяющих необходимость совершенствования механизмов корпоративного, социального и экологического менеджмента; во-вторых, недостаточной реализацией потенциала социально ориентированного использования при­родной ренты; и, в-третьих, изменением характе­ра взаимоотношений государства и естественных монополий в части решения социальных проблем, обусловленного процессами реформирования.

Развитие социальной ответственности естественных монополий в России связано, прежде всего, с осознанием страте­гической необходимости реализации социальных программ бизнесом, с повышением потенциала взаимодействия государства и естественных мо­нополий в решении социальных проблем, а также с совершенствованием системы государственно­го регулирования деятельности субъектов естественных монополий с учетом интересов основных участников бизнес-среды и общественности. При модернизации системы регулирования особое внимание следует уделить обоснованию ценовых решений с привлечением научной экспертизы, обеспечению прозрачности финансовых потоков, всестороннему учету последствий реформирова­ния. Только на этой основе становится возможным выход на траекторию устойчивого и социально от­ветственного развития естественно-монопольных отраслей хозяйства с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности государства.

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информа­ции, выборе объекта и предмета исследования. Автором показана актуальность темы исследования. На основании результатов проведенного исследования причин реформирования ряда естественно-монопольных отраслей, а также с учетом исключительности данных отраслей для экономического развития и обеспечения конкурентоспособности государства, сформулированы рекомендации, согласно которым необходимо активизировать процесс разработки и принятия общей стратегии реформирования естественно-монопольного комплекса с четкими целями и определенной последовательностью этапов реализации каждого элемента, как внутри отдельной реформы, так и между реформами естественных монополий.

Определены меры, способствующие совершенствованию процесса развития газовой отрасли с позиций конкурентоспособности, устойчивости и безопасности; с учетом необходимых управ­ленческих изменений в рамках процесса реформирования естественных монополий разработаны предложения по созданию мегакорпоративного инновационного кластера в системе ОАО «Газпром» в целях коррекции и обновления содержания программ развития; разработаны меры в отношении развития рынка газа, посредством которых возможно восстановить равновесие между спросом и предложением, сформировать реальную конкурентную среду на российском рынке.

В целях практического использования предложены инновационные подходы к управлению предприятиями нефтегазового сектора экономики России, основанные на использовании механизмов консолидации научно-технических активов, обеспечивающих реализа­цию задачи синтеза распределенных индустриально-ин­новационных факторов для управления предприятиями, отражающих многообразие возможных локальных решений в инновационной области, удовлетворяющей условиям целостности и заданным системным и функциональным свойствам.

Обоснована необходимость применения норм мо­рально-этического менеджмен­та в сфере ресурсоэффективных технологий на основе заключе­ния добровольных соглашений между государством и нефтегазовыми компаниями, внедряющими ресурсосберегающие проекты; сформированы методические подходы к разработке оптималь­ной стратегии взаимодействия государства, общественности, бизнеса и нефтегазовых корпораций при реализации социально и ресурсоэффективных проектов, способствующих развитию корпоративной социальной ответственности в рамках созданных центров ресурсоэффек­тивности

3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Чечик А.Ю. Проблемы обеспечения экономической безопасности при реформировании естественных монополий в России // Журнал правовых и экономических исследований. -2010. - №4. – 0,5 п.л.

2. Чечик А.Ю. Особенности реформирования естественных монополий с учетом фактора экономической безопасности // Научные записки кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ. Выпуск 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 0,5 п.л.

3. Чечик А.Ю. Современные аспекты реформирования естественных монополий в условиях трансформации российской экономики // Журнал правовых и экономических исследований. -2011. - №1. – 0,5 п.л.

4. Чечик А.Ю. Обеспечение информационной прозрачности субъектов естественных монополий в рамках системы экономической безопасности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 1,0 п.л.

5. Чечик А.Ю. Информационные аспекты обеспечения экономической безопасности естественных монополий // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2010 года. Факультет экономики труда и управления персоналом: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 0,4 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия развития нефтегазового комплекса в механизме обеспечения экономической безопасности России

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».
  2. Приоритеты обеспечения экономической безопасности в условиях рыночных преобразований россии

    Диссертация
    Защита состоится «24» декабря 2008 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.13 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  3. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы россии в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход) Специальностям: 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) 08. 00. 14 Мировая экономика

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «7» июля 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 203.022.01 Академии экономической безопасности МВД России по адресу: 129329, г.
  4. Эффективность функционирования естественных монополий в системе экономических отношений

    Автореферат
    Защита состоится 14 декабря 2006 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.01 при Самарской государственной экономической университет по адресу: ул.
  5. Финансово-экономическая безопасность инфраструктуры: вопросы теории и методологии

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре экономической теории и экономической политики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Другие похожие документы..