Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В монографии рассматриваются основы теории и методологии органи­зации системы обязательного социального страхования. Подробно освещены исторические, ...полностью>>
'Реферат'
Харківський Державний університет харчування та торгівлі подає на здобуття Державної премії в галузі науки і техніки 2011 року роботу «Створення та в...полностью>>
'Документ'
Наша гімназія має суспільно-гуманітарний та економічний профілі навчання. Та кафедра природничо-математичних дисциплін не стоїть осторонь в роботі з ...полностью>>
'Исследование'
В двадцать седьмой том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произве­дения, написанные с августа 1915 по июнь 1916 года, в разгар империалис...полностью>>

На уроках русского языка и литературы (3)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа»

Информационно-коммуникационные технологии

как средство развития познавательного интереса учащихся

на уроках русского языка и литературы

Проектировочная работа

Составитель: Валиева М. М.,

учитель русского языка и литературы

с. Азигулово

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ……………………………………………………………….

3

Тезаурус ………………………………………………………………..

8

Глава 1. Теоретические основы и проблемы развития

познавательного интереса обучающихся ………………………...…

9

1.1. Познавательный интерес как один из значимых факторов

учебного процесса …………………………………………………….

9

1.2.  Возрастные особенности познавательного интереса

подростков …………………………………………………………….

20

1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя ………………

27

Глава 2. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы …………………………………………………………….

34

2.1. Предпроектный анализ …………………………………………..

34

2.2. Проект электронного сборника учебных материалов …………

46

2.3.  Рекомендации по использованию электронного сборника в преподавании русского языка и литературы ……………………….

56

Заключение …………………………………………………………….

62

Список информационных источников ………………………………

67

Приложение ……………………………………………………………

70

ВВЕДЕНИЕ

«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.

К. Д. Ушинский

Актуальность работы. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…».

Социально–экономические преобразования, характерные для России в последние годы, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, готовности к свободному выбору, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.

Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности, субъектности. В связи с этим проблема развития интересов становится в последнее время одной из ключевых в современной педагогике, что отражено в «Концепции модернизации образования до 2010 года», где особо подчеркивается значение способов развития познавательных интересов учащихся.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации, поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, что и способствовало выбору темы педагогического проекта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М .И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования прописаны цели по отдельным предметам. По русскому языку одним из целей изучения на ступени основного общего образования является «воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, а также формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию». [19, c. 48]

В педагогических и психологических исследованиях познавательный интерес имеет множество различных трактовок. В нашем исследовании мы вслед за Г.И.Щукиной под познавательным интересом понимаем избирательную направленность личности, обращенную к области познания как к ее предметной стороне, так и самому процессу овладения знаниями. [12, c. 21] В педагогической литературе существует значительное количество исследований, связанных с проблемой познавательного интереса. Особую значимость для нашего исследования представляют работы, посвященные феноменологическому анализу понятия «интерес» и его компонентов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.Г.Иванов, В.Н.Мясищев, А.Н.Леонтьев и др.). Различные аспекты развития познавательного интереса представлены в работах Л.И.Божович, А.К.Дусавицкого, Н.Г.Морозовой, В.В.Репкина, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др. Так, например, в работах Г.И.Щукиной обобщен опыт классификации и диагностики познавательных интересов. В исследованиях Н.Г.Морозовой, Л.С.Славиной выявлены этапы развития познавательного интереса учащихся.

В последнее время появилось значительное количество работ, исследующих зависимость развития познавательного интереса от преимуществ использования печатной, аудиовизуальной культуры, Интернета, новых информационных технологий (Ю.Д.Батаева, А.Е.Восткрунский).

В современной зарубежной педагогике проблеме развития познавательного интереса учащихся также уделяется большое внимание. В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.С.Блюменфилд), групповую работу (А.Браун, И.А.Палингсар); применение знаний в реальной жизни (М.Майэр и Е.Андерсон). В исследованиях подчеркивается важность выявления и фиксации познавательного интереса (С.Нолен).

Анализируя сегодняшние проблемы школы, мы, вслед за учеными А.К.Дусавицким, Г.А.Цукерман и другими, выделяем проблему, связанную с невыраженностью в процессе обучения существующих у школьников познавательных интересов.

Анализ практики показывает, что большинство педагогов осознают необходимость применения ИКТ, но недостаточно владеют информацией о широких возможностях ИКТ, или же не владеют навыками работы с ними, что в последствии приводит к большим затруднениям и в их применении. Наблюдается тенденция отставания информационной культуры учителя от уровня учащихся, что приводит к заметному снижению авторитета учителя, к падению интереса учащихся к школьной учебе.

Возникает противоречие: между возможностями средств ИКТ и существующими традиционными методами развития познавательного интереса учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Мы понимаем, что информационно-коммуникационные технологии могут развить познавательный интерес у учащихся, но возникает проблема: Как информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы?

Объект: процесс развития познавательных интересов подростков.

Предмет: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Цель: разработать электронный сборник учебных материалов, повышающих познавательный интерес к урокам русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. проанализировать теоретический аспект проблемы развития познавательных интересов учащихся;

  2. изучить практический опыт решения проблемы развития познавательных интересов;

  3. разработать электронный сборник учебных материалов по организации уроков русского языка и литературы средствами информационно-коммуникационных технологий;

  4. практически апробировать и определить эффективность предлагаемой формы работы;

  5. разработать рекомендации по использованию электронного сборника в преподавании русского языка и литературы;

  6. обобщить результаты исследования, сформулировать выводы.

Гипотеза: Информационно-коммуникационные технологии являются одним из средств развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и выбор методов научно-педагогического исследования:

- теоретический анализ литературных источников и образовательной практики;

- опросно-диагностические методы (анкетирование), изучение педагогической документации, наблюдение, анализ продуктов ученической и педагогической деятельности;

Базой исследования: МОУ «Азигуловская средняя общеобразовательная школа», учащиеся 5-7 классов. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретический материал может быть использован для построения процесса развития познавательного интереса подростков на любом предмете, учебные материалы электронного сборника возможно использовать в преподавании русского языка и литературы.

Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, так как ему предоставляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.

ТЕЗАУРУС

Интерес - избирательная направленность внимания человека, внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным.

Познавательный интерес - избирательная деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности

Интерес к учебному предмету - направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету.

Информационно-коммуникационные технологии - технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

  1. 1. Познавательный интерес как особый вид интересов человека

Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для современного построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровне творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. [8, c. 23]

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. [8, c. 26]

Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». [13, c. 52]

Таким образом, опыт известных педагогов и психологов позволяет утверждать о том, что одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок, в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • Избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо); [4, c. 63]

  • Проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн); [7, c. 78]

  • Активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); [4, c. 45]

  • Активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова). [4, c. 85]

Таким образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания.

Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.

В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием. Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.

Познавательный интерес- это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется

  • активный поиск;

  • догадка;

  • исследовательский подход;

  • готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

  • эмоции удивления;

  • чувство ожидания нового;

  • чувство интеллектуальной радости;

  • чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

  • инициатива поиска;

  • самостоятельность добывания знаний;

  • выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю русский язык не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Интерес к учебному предмету - направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках русского языка и литературы (1)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
  2. На уроках русского языка и литературы (4)

    Урок
    Приложение 2. Разработка урока литературы в 11 классе по теме: Разоблачение идей механизированного общества в романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы» (урок защиты проектов)
  3. На уроках русского языка и литературы (5)

    Урок
    В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации
  4. На уроках русского языка и литературы (2)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
  5. На уроках русского языка и литературы (6)

    Урок
    При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а

Другие похожие документы..