Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «27» октября 2011 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 226.001.01 при ФГОБУ ВПО «Государственный университет Ми...полностью>>
'Закон'
Судебное дело о признании незаконными действий Правительства РФ, Министерства Природных ресурсов РФ компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, ЛТД...полностью>>
'Книга'
/ - Модели кораблей/ru_crafts/ - Хобби и увлечения / - Вышивай/ - Вязание - моё хобби/ - Авиа – Хобби/?ln=ru - Бисер и рукоделие/ - Схемы вышивки крес...полностью>>
'Публичный отчет'
Заслушав и обсудив доклад Первого вице–президента РАМН академика РАН и РАМН М.А. Пальцева об итогах выполнения научными учреждениями РАМН в 2010 году...полностью>>

На уроках русского языка и литературы (3)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий. ИКТ - представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. [17, c. 25]

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Педагогические задачи компьютеризации в общеобразовательной школе можно квалифицировать по трём основным направлениям: формирование определённого стиля мышления у всех учащихся; повышения эффективности преподавания всех, без исключения, школьных дисциплин; с помощью ПК активизировать познавательный интерес учащихся.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

8) интерактивный демонстрационный материал ( упражнении, опорные схемы, таблицы, понятия)

Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки.

  • применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения.

  • последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • расширить возможности предъявления учебной информации;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • расширить наборы применяемых учебных задач;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

  • приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют следующие формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении:

  • подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций по различным темам, обучающих программ и т.д.);

  • использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров- репетиторов) в обучении;

  • использование информации, передающейся по электронной сети.

При работе с персональным компьютером выделяют следующие виды деятельности школьников:

  • самостоятельная работа с информацией по интересующей теме,

  • учебная деятельность в режиме самообразования,

  • учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,

  • коммуникативная деятельность в сети ИНТЕРНЕТ.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения, и при этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер предстиавляет источник информации (частично заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к предмету.

Когда же следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения являются

  • пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также

  • наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Но наряду с плюсами возникают проблемы использования ИКТ. Среди главных проблем можно выделить следующие:

  • психологическая перестройка сознания учителя;

  • компьютерная грамотность (особенно преподавателей);

  • программное обеспечение по учебным предметам;

  • методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.

К сложностям можно отнести и следующие:

  • сильные учащиеся могут закончить работу за 5-10 минут, слабым же потребуется до 40 минут. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть дополнительный дидактический материал повышенной трудности для первой группы школьников, решить вопрос о сочетании работы на компьютере с традиционными приёмами (письменными упражнениями на основе учебника, словаря и других средств обучения);

  • составление программ специалистами;

  • ассистент на уроке – учитель информатики;

  • большая загруженность компьютерных классов.

Необходимо отметить трудности и методического характера:

  • применение ПК максимально «уплотняет» урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;

  • надо не «перегрузить» учащихся работой на ПК. Чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу;

  • невозможность обеспечить каждого ученика компьютером в сельских школах (но тогда – использование группового метода).

Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2. 1. Предпроектный анализ

Для разработки и создания проекта необходимо провести анализ в нескольких направлениях:

  • Осуществление ресурсного анализа;

  • Выявление потребностей субъектов;

  • Соотнесение реальных результатов с требуемыми;

  • Внесение корректив, определение перспектив.

Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием средств ИКТ. Информационно технические условия организации образовательного процесса обеспечивают стабильное функционирование школы и соответствуют нормативным требованиям. Образовательный процесс в достаточном количестве обеспечен учебными программами, методической и справочной литературой, учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями, дидактическим и раздаточным материалом. Школа имеет две интерактивные доски, 23 компьютера (на один компьютер приходится 4 ученика), 5 мультимедийных проекторов, 1 сканер, 1 ксерокс, 9 телевизоров, 9 видеомагнитофонов, 4 магнитофона, 2 музыкальных центра, 1 видеокамеру, 1 фотоаппарат. Библиотечный фонд школьной библиотеки 9122 экземпляра, в том числе, учебников- 3461 экземпляр; электронных программных продуктов - 57. В библиотеке оборудованоместо для индивидуальной работы с электронными носителями информации. В прошедшем учебном году выделили большое помещение для библиотеки и установили в читальном зале три компьютера с выходом в Интернет. В школе значительная часть компьютеров объединена в локальную сеть и имеет выход в Интернет. Условия позволяют активно применять на уроках русского языка и литературы средства ИКТ.

Для того, чтобы выявить потребности субъектов образования был проведен опрос среди воспитанников и родителей. Результаты опроса показали, что родители заинтересованы в успешности обучения своего ребенка, 100% родителей познавательный интерес отмечают как самый сильный мотив учения.

Посещая уроки с применением ИКТ, родители отмечают, что такие уроки позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, а главное каждый из них отметил, что такие уроки более интересные и занимательные. Родители считают, что благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени.

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Ребята сами отмечают, что уроки с применением ИКТ проходят для них незаметно, увлекательно. Учащиеся отмечают, что для них важно сразу после выполнения теста получить объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Таким образом, ресурсный анализ, потребности субъектов являются весомым аргументом того, что необходимо применять средства ИКТ в учебном процессе с целью актуализации познавательного интереса учащихся.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят к выводу, что у учащихся познавательный интерес “...как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями” занимает различное положение в структуре мотивов учения, чем в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.

Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С. Я. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина и другие рассматривают познавательный процесс как самый сильный мотив учения. По данным Г. И. Щукиной познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный. “На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя её смысл, выводят саму деятельность на интерес”, — утверждает Ф.К. Савина.

Г. И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:

1.     Познавательный интерес — наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.

2.     Познавательный интерес как мотив учения “раньше и более осознаётся школьниками”.

3.     Познавательный интерес как мотив носит “бескорыстный характер”.

4.     Познавательный интерес, “создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат”.

5.     Познавательный интерес, развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Условно все показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, можно разделить на три группы:

I. Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.

II. Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые. В своём наблюдении мы обнаружили, что эмоциональные показатели становятся менее выраженными при переходе детей в старшие классы, где они уже умеют скрывать и регулировать своё эмоциональное состояние.

III. Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.

Психологи утверждают, что в возрасте 7-14 лет у детей деятельность все более становится дифференцированной и избирательной.

На основе своих наблюдений могу сказать, что детей, во-первых, привлекает конкретное знание. Например, другие страны, другие народы. В этом возрасте есть объективное желание расширении я собственного кругозора.

Во-вторых, происходит уточнение различий. Особенный интерес вызывает каждая вещь, обнаруживающая нечто непредвиденное, особенное. Кроме того, в этом возрасте ослабевает внушаемость, пробуждается критическая мысль. Внимание носит все более произвольный характер. Ребенок может выполнять в этом возрасте и неинтересную работу, но недолго. Слишком много вокруг привлекательного и слишком велика общая потребность в движении и переменах.

В среднем звене дети знакомятся с множеством новых предметов. Если ожидание не оправдывается - формируется страх, если оправдывается - надежда. Мы испытываем надежду. Ожидая достижения сложной цели. Надежда направляет поведение.

Если первоначально интерес выступает как «эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению», то постепенно интерес становится «формой проявления познавательной потребности, обеспечивая направленность личности на осознание цели деятельности».

Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Б. Блюм, еще один известный ученый, занимающийся проблемами оценки качества знаний, считает, что 25% успеха ученика определяются его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Ученик проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию и поиску.

Таким образом, интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов, а значит целеполагания и деятельности учащихся.

Наряду с первоочередной задачей - дать каждому ученику глубокие и прочные знания, от школы в современных условиях требуется развивать стремление к дальнейшему самообразованию и дать навыки такой работы. Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.

В первый год своей работы, начиная работать с учащимся 5 класса, я изучила группу детей, которые учатся удовлетворительно, иногда получают и четверки. У многих из них не были воспитаны познавательные интересы, они были равнодушны к учению. Родители удовлетворялись их оценками: «Переводят из класса в класс, ну и хорошо! Задания выполняет, получает тройки-четверки по всем предметам». Уроки для этих учеников были тяжкой обязанностью. Они исправно учили все, что задано, но знания их при отсутствии познавательного интереса были формальными. С чувством тяжелой необходимости выполняли они домашние задания, зато с какой радостью шли играть и гулять. Совсем иные знания были у тех школьников, которые не только ответственно относились к учебным обязанностям, а учились с интересом, стараясь узнать больше и глубже. Читали они не только то, что рекомендовал учитель по внеклассному или дополнительному чтению; они приходили в библиотеку и помимо рекомендованной литературы, искали научно-познавательные книги. Их ответы были интересны не только другим школьникам, но и самому учителю. Сколько радости им приносили обнаруженные в книге ответы на вопросы, которые у них возникали по ходу изучения темы. Но, к большому сожалению таких ребят в моем классе было очень мало. Таким образом, интерес, который помогает ребенку охватить различные явления, оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития мышления. При интересе к природе, животному миру, общественным явлениям школьник начинает усиленно наблюдать, подмечать явления, самостоятельно их обдумывать, делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес все более развивается и содействует умственному развитию. Таким образом, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, подростка или юноши, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

В 5 классе большинство учащихся отказывались от добровольного выполнения более сложных заданий, не увлекались чтением дополнительной литературы по предмету, не были активными участниками во внеурочной деятельности по предмету, активность учащихся и на уроке и во внеурочное время была очень низкой, с трудом и без особого желания выполняли задания творческого характера. Сосредоточенность произвольного внимания выступает как один из показателей сосредоточенности мыслей на предмете интереса, но развитие произвольного внимания пятиклассников тоже было на низком уровне. На уроках дети задавали вопросы в основном организационного характера, а не содержательного. Не были слышны вопросы, касающиеся содержания предмета, темы. В 6 классе вопросы ребят стали более содержательными, любознательными, раскрывающие сущность предмета. К началу 7 класса вопросы, задаваемые учащимися, свидетельствовали об их умственной активности и направленности интереса. Ребята добросовестно и с желанием стали выполнять более сложные творческие задания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках русского языка и литературы (1)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
  2. На уроках русского языка и литературы (4)

    Урок
    Приложение 2. Разработка урока литературы в 11 классе по теме: Разоблачение идей механизированного общества в романе-антиутопии Евгения Замятина «Мы» (урок защиты проектов)
  3. На уроках русского языка и литературы (5)

    Урок
    В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации
  4. На уроках русского языка и литературы (2)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
  5. На уроках русского языка и литературы (6)

    Урок
    При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а

Другие похожие документы..