Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
У ХІХ ст. в українській шкільній науці відбувалися якісні зміни в змісті й методиці викладання різних навчальних дисциплін і літератури зокрема. Під ...полностью>>
'Закон'
В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности России, ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан пр...полностью>>
'Лекция'
Атмосфера как сплошная среда с точки зрения динамической метеорологии описывается набором полей физических величин, таких, например, как плотность во...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии с Уставом Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр» (далее - Учреждение) Учреждение являетс...полностью>>

Курс лекций Москва Российский университет дружбы народов 2008 Утверждено рис ученого совета Российского университета

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное

влияние на организм

Гипокинезия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности, что может способствовать развитию гиподинамии, характеризующейся совокупностью отрицательных морфо-функциональных изменений в организме (атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса и т.д.) вследствие длительной гипокинезии. В итоге снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость к силовым показателям.

Наиболее устойчивы к развитию гиподинамии мышцы шеи и спины, наименее устойчивы мышцы живота (что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.

При гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердии, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капилярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений.

Вышеперечисленные признаки гиподинамии ведут к снижению защитных сил организма, повышенной утомляемости, нарушению сна, снижению умственной и физической работоспособности.

2.8. Средства физической культуры в совершенствовании

организма, обеспечении его устойчивости к физической

и умственной деятельности

Основы здоровья закладываются в детском и подростковом возрасте (кому это не известно!), и среди многих факторов, имеющих исключительное значение, на одно из первых мест следует поставить двигательную активность.

К интересным выводам пришел американский ученый Уолтер Бориц. Он показал, что нарушения деятельности организма, развивающиеся вследствие недостаточной физической активности, и нарушения, которые сопровождают процессы старения, очень похожи. У пожилых людей и лиц с резко ограниченной подвижностью замедляются биохимические (окислительно-восстано-вительные) процессы, откладывается избыточное количество жировой ткани, ослабляется мышечно-костная система.

Физические упражнения, в том числе и физический труд, могут существенно приостановить эти, мягко говоря, нежелательные явления и, более того, как бы «омолодить» человека даже на несколько десятков лет.

Разумеется, выводы У. Борица не являются открытием сегодняшнего дня. На протяжении многих веков умы людей занимала мысль, как стать крепким, здоровым, прожить долгую жизнь. За свою историю человечество пережило немало увлечений и разочарований, возлагая надежды на тот или иной «эликсир» молодости, здоровья, предлагаемый для борьбы со старостью и болезнями.

По мере того, как отвергались эти средства, росло значение физической культуры, которую еще со времен древней медицины – греческой, китайской, индийской – считали важнейшим средством оздоровления и продления долголетия.

2.9. Физиологические механизмы и закономерности

совершенствования отдельных систем организма

под воздействием направленной физической тренировки

Существуют три основные потребности человека, которые необходимо удовлетворять, чтобы создать полную гармонию организма и психики: аэробная физическая нагрузка; рациональное питание; эмоциональная гармония.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород».

Аэробные упражнения относятся к таким видам нагрузки, при которых необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате чего происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе.

Максимальное потребление кислорода во время нагрузки является основной концепцией аэробики, так как оно в конечном счете определяет работоспособность организма.

Основная идея этой системы заключается в том, что человек, если он хочет обрести хорошую физическую форму и добиваться дальнейшего гармоничного самосовершенствования, должен зарабатывать определенное количество очков каждую неделю, выполняя определенный объем аэробной нагрузки.

А ответ организма на повышение требований отмечается при многих видах аэробных упражнений и называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами.

Вот некоторые такие сдвиги:

  • общий объем крови возрастает настолько, что организм лучше приспосабливается к транспорту кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;

  • объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание жизненной емкости легких с более высокой продолжительностью жизни;

  • укрепляется сердечная мышца, лучше обеспечивается кровью, с каждым ударом сердце оказывается в состоянии выбрасывать больше крови (т.е. возрастает ударный объем крови);

  • повышается содержание липопротеинов высокой плотности (ЛВП), отношение общего количества холестерина к ЛВП снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза и ишемической болезни сердца;

  • укрепляется костная система.

В различных исследованиях показано, что состояние костей до определенной степени зависит от физической активности: кости, как и мышцы, становятся сильнее.

2.10. Двигательная функция и повышение уровня адаптации

и устойчивости организма человека к различным условиям

Обеспечить необходимый диапазон приспособления к внешним условиям, создать его механизм может только высокоразвитая физическая культура. Её практические результаты, во-первых, должны удовлетворять тем биологическим потребностям человека, которые сформировались в процессе его длительной эволюции, во-вторых, адаптировать человека к существующим внешним условиям, в-третьих, поспевать за тенденциями изменения этих условий, которые могут реализоваться быстрее, чем человек окажется к этому готов.

Люди даже сегодня остро нуждаются в защите от этих реально возникших опасных изменений и не только с помощью медицинских средств, но и, прежде всего, посредством целенаправленной активизации адаптационных возможностей, развития иммунных сил самого человека.

Мы не можем говорить о длительном применении чрезмерно высоких физических напряжений, используемых в большом спорте или спорте высших достижений, так как это особый вид профессиональной деятельности, имеющий свои положительные и отрицательные стороны для здоровья человека.

Речь идёт о двигательной активности, как кратковременной, так и длительного воздействия, являющейся уникальным средством борьбы со стрессом, снижения состояния депрессии и тревоги. Научные исследования, проведенные в этой области доказали правомерность этих положений, которые должны войти в обыденное сознание и стать одной из норм образа жизни.

Список рекомендуемой литературы

  1. Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф.З. Меерсон. – М.: Медицина, 1973. – 71 с.

  2. Царик, А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и … в 21 веке / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры, 1991. № 1. – С. 2–4.

  3. Физическая культура студента: учеб. / под. ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.

  4. Горцев, Г.Н. Энциклопедия здорового образа жизни. – М.: Вече, 2001. – 212 с.

  5. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

  6. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико-практические аспекты): учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына,
    И.А. Пермяков. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 198 с.

Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА,

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов.

Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой способности.

Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают задачу выявления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровья.

Многолетние исследования, выполненные профессором А.Г. Щедриной, автором книг о здоровье и сущности здорового образа жизни (лаборатория медицинской антропологии и проблем здоровья Института физиологии СОАМН СССР и Новосибирский медицинский институт), позволили ответить на ряд поставленных вопросов. Использование методологии системного подхода дало возможность определить структуру здоровья как целостного состояния организма. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (морфофункциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья.

Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Все вышеперечисленные показатели могут быть выражены количественно, а речь идёт как раз о количественной оценке различных конкретных показателей здоровья, а не количестве его.

При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалисту, понятно, на какие из показателей могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.

3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека

в различных сферах жизнедеятельности

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности.

Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которого человек достиг в управлении своим телом. Одним из таких примеров является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.

Поистине неограниченны резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновременно.

Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.

Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной.
За счёт чего ''действуют'' все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.

3.3. Влияние образа жизни на здоровье

К издержкам современной цивилизации относят хроническое психоэмоциональное напряжение и гипокинезию. О влиянии этого явления говорилось во второй лекции. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что заболевания, обусловленные гипокинезией, принято называть гипокинетозами. К ним относят сердечно-сосудистые заболевания, нервные и желудочно-кишечные расстройства, костные, мышечные и хрящевые изменения. Общей характеристикой гипокинетозов является то, что их можно лечить, а в большинстве случаев предупреждать или восстанавливать (реабилитировать) больных с помощью рационально разработанных физических нагрузок, способствующих повышению двигательной активности, её влияния на повышение приспособительных и адаптационных реакций на различные по степени выраженности физические воздействия.

Средства физической культуры начинают занимать главенствующее положение в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, уровень которого в связи с последствиями урбанизации, отрицательными экологическими влияниями, стрессорными воздействиями и другими факторами в последнее время имеет тенденцию к снижению: растёт заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов, 1990 г.).

Предельно чётко и ёмко обозначил суть профилактики средневековый философ Маймонид (1135–1204 гг.): «Веди себя благоразумно – среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия».

В то же время необходимо подчеркнуть существенную трансформацию концепции профилактики, произошедшую в последние годы. Стала очевидна необходимость разработки мер, направленных не только на предупреждение заболеваемости, но, что особенно важно, и на сохранение надёжного состояния здоровья людей, к которым современный ритм жизни предъявляет повышенные требования.

Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благодаря правильному физическому воспитанию, должному сочетанию труда и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных со сложными экологическими условиями, что особенно необходимо, устранению гипокинезии.

Главное звено первичной профилактики – формирование здорового образа жизни путём устранения основных факторов риска (о них будем говорить несколько позже) – требует совместных усилий государственных и общественных организаций, самого населения. В то же время проспективные (длительные или долгосрочные) исследования и опыт профилактической работы в разных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства населения как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенных профилактических мероприятий (Н.В. Вартапетова и соавт., 1996 г.).

Характерно, что часть лиц пожилого возраста готова для укрепления своего здоровья приложить определённые усилия, но, как правило, ценой серьёзного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа. Большинство же молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечно-сосудистых заболеваний и активно накапливают именно те стереотипы, с которыми им придётся мучительно расставаться (А. Н. Бритов, 1996 г.).

3.4. Факторы риска и здоровье

В настоящее время исследования неинфекционных заболеваний ведутся в направлении выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широко проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений мозга, онкологических болезней и обнаружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий.

В то же время следует отметить, что массово-профилактические обследования, как правило, проводятся на позднем этапе онтогенеза (в основном в возрасте от 40 до 60 лет), а молодые люди в возрасте до 30 лет к таким обследованиям практически не привлекаются.

Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным, обусловленным неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание. К внутренним (эндогенным), проявляющимся в результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса, относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.

Один из наиболее серьезных факторов риска таких широко распространенных во всем мире заболеваний, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак лёгких), является курение.

Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам, на что указывается в докладе комитета экспертов ВОЗ (1992 г.)

Имеются данные по наличию этого фактора риска (27,3 %) у студентов 17–18 лет (И.Н. Конобеевская, Э.А. Лапина, 1991 г.) и в семьях курильщиков у детей старше 11 лет. Курение имеет большую популярность у молодежи, что вызывает тревогу в связи с чрезвычайно высокой вероятностью развития ишемической болезни сердца в зрелые годы.

Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Проспективные исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14 % при лишней массе, составляющей 10–19 %, на 26 % при лишней массе 20–39 % и на 43 % при массе, превышающей нормальную на 40 %.

Особенно велик риск развития ишемической болезни сердца в молодом возрасте. Так, имеются сведения о том, что у 1/3–1/4 мужчин в возрасте 30–39 лет с наличием повышенного уровня холестерина в ближайшие 10 лет развивается ИБС.

В последние годы появились исследования, свидетельствующие о том, что увеличение уровня холестерина в сыворотке крови является в большинстве случаев не изолированным, а сопровождается изменениями липидов – жировых веществ в крови. При этом фактором риска является не только потребление высококалорийной, богатой насыщенными жирами пищи, но и резкое изменение характера питания на протяжении одного–двух поколений. Привычки питания, потенциально ведущие к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве. Холестерин сыворотки стабильно остаётся через
4 года после измерения его у детей в возрасте 1–14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста.

Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увеличении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрастает примерно в 7 раз.

Особое внимание следует обратить на такой распространенный в настоящее время фактор риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Было установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни» (доклад научной группы ВОЗ, 1994 г.).

Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной физической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипертензии, холистеринемии и др.).

Выясняя роль профессиональных факторов в развитии коронарного атеросклероза, нельзя ориентироваться только на физическую активность без учета постоянных нервных и психических напряжений. По замечанию Г.И. Сидоренко и соавторов (1982 г.), резкое перенапряжение нервной системы – одна из характерных черт жизни человека в современную эпоху. При этом реакция на воздействие внешней среды и психоэмоциональную нагрузку зависит от психологических свойств личности. Авторы приводят данные о тесной связи распространения ишемической болезни сердца с психоэмоциональным напряжением, стрессогенными ситуациями, приводящими к артериальной гипертензии и сердечным изменениям.

Однако важно понимать, что реально в жизни человека действует не какой-то отдельный фактор, а их совокупность.

Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на более ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.

Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ранние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решающее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.

3.5. Направленность поведения человека на обеспечение

своего здоровья

Люди сейчас беспокоятся о своем здоровье, пожалуй, больше, чем когда-либо. С одной стороны, познания в области медицины распространены среди широкого круга людей и не являются достоянием только профессионалов, а с другой – издержки урбанизации и особенно резко ухудшившаяся экологическая обстановка несомненно дают повод для такого беспокойства. И если при физических недугах мы нередко обходимся таблетками и порошками, то с нашим психическим состоянием дело обстоит гораздо сложнее.

«В здоровом теле – здоровый дух» – это было известно еще в Древней Греции. Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки – специальной системы занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психической регуляции (о тренинге в лекции 4).

    1. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью,

его самооценка студентами

В последние годы наметились две тенденции в отношении студентов к занятиям физической культурой. Чаще это касается тех, у кого обнаружено то или иное заболевание.

Первая – это отказ от занятий в любой форме и использование освобождения от практических занятий. Подобное отношение к физической культуре обучающихся и врачей обусловливает ограничения в жизнедеятельности и природной активности человека.

Вторая – несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они могут самосовершенствоваться физически. Чаще всего – это модные, соответственно времени, течения: бодибилдинг, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. Такая позиция также не оправдывает выбранного отношения к своему здоровью, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врачей и бесконтрольные занятия могут усугубить имеющееся заболевание или привести к осложнениям. Необходима тактика взаимопонимания и совместного решения о выборе какого-либо вида спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий. Ведь к моменту окончания учёбы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по курсу «Современные проблемы уголовного права»

    Программа
    Изменение социально-политических и экономических условий в стране и задачи уголовного законодательства. Преступность в России, изменение ее качественного состояния и проблема повышения эффективности уголовного законодательства.
  2. Программа и методические указания по курсу «Основы радиовещания»

    Программа
    Основная задача курса «Радиожурналистика» - дать студентам знания в области теории и практики радиовещания, подготовить их к производственной практике в радиоредакциях.
  3. Российский университет дружбы народов (12)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.
  4. Курс лекций по лингвострановедению (арабские страны)

    Курс лекций
    Учебное пособие составлено на базе учебников, энциклопедий, справочных изданий по истории, географии, страноведению и литературе арабских стран. Пособие охватывает широкий ряд исторических, географических, социально-экономических
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «теория государства и права» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета РУДН, Профессор, д.ю.н.Немытина М.В., профессор, д.ю.н. Муромцев Г.

Другие похожие документы..