Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇЩОДО ПРОВЕДЕННЯ ОБСТЕЖЕННЯ СТАНУ ОХОРОНИ ПРАЦІ В НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ1. Загальні положення  Методичні рекомендації щодо проведенн...полностью>>
'Документ'
Некоммерческое партнерство образовательных учреждений «Профессионал» и Совет Директоров ОУ СПО Тамбовской области совместно с ФГОУ СПО «Мичуринский к...полностью>>
'Документ'
Вода виникла на землі дуже давно, коли наша планета була розжареним тілом . Вода навкруги нас. Вона міститься не тільки в ґрунті, а й у камінні, глин...полностью>>
'Документ'
Характерными чертами переходного периода являются нестабильность, увеличение количества правонарушений, среди которых налоговые правонарушения являют...полностью>>

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра: налогового администрирования

Одобрено учебно-методическим советом

факультета ФНН

Аналитическое обеспечение управленческой

деятельности

для студентов специальности

080107 Налоги и налогообложение

Москва-2009

Автор составитель:

Масаков В.М., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры налогового администрирования

Учебно – методический комплекс по дисциплине «Аналитическое обеспечение управленческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/ Примерной программой по дисциплине по специальности 080107 Налоги и налогообложение.

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является дисциплиной по выбору студентов.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………………… 4

  2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………………….. 4

2.1 Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины……….. 4

  1. Объем дисциплины………………………………………………………………….. 5

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………… 5

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……………………… 6

  1. Содержание курса …………………………………………………………………… 7

  2. Темы семинарских занятий и тематических дискуссий ……………………… 17

  3. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………………. 24

  4. Вопросы для подготовки к зачету ………………………………………………… 26

  5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .……………………………… 28

8.1 Литература ..…………………………………………………………………… 28

8.2 Методическое обеспечение дисциплины … ………………………………… 30

8.3 Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины .…………………………………………………… 93

Приложение…………………………………………………………………………….. 93

1.Цели и задачи дисциплины

Ознакомить, научить пользоваться современными информационно-аналитическими системами, принципами, универсальными и специальными методами построения и практическими навыками аналитической работы студентов, специализирующихся в области налогов и налогообложения.

Подготовка специалистов по указанной специальности предполагает овладение студентами знаниями об основных принципах, методах и конкретными навыками проведения аналитической работы, которая в настоящее время является неотъемлемой частью управления современной организацией в любой сфере деятельности. Изучение аналитики в ее современном виде позволяет студентам находиться на уровне последних достижений науки о менеджменте. Овладение основными принципами и методами построения информационно-аналитических систем для принятия и оценки эффективности управленческих решений в сфере разработки налоговой политики и систем налогообложения, финансового менеджмента, эффективного ведения бизнеса и устойчивого (антикризисного) развития организации расширяет возможности подготовки студентов к практической деятельности по специальности. В связи с этим особое место в преподавании дисциплины занимают следующие направления:

1. аналитическое обеспечение управления коммерческой организацией

2. аналитическое обеспечение управления некоммерческой организацией

- налоговых органов,

- государственных и местных органов власти,

2.Требования к уровню освоения дисциплины

Курс «Аналитическое обеспечение управленческой деятельности» для специальности налоги и налогообложение строится с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Курс «Аналитическое обеспечение управленческой деятельности» включает изучение взаимосвязей процессов подготовки информации, формирования аналитических показателей и их оценки для принятия решений в различных сферах управленческой деятельности. В сфере а) управления коммерческой и некоммерческой организацией, б) финансового менеджмента на уровне организации, муниципального образования, региона и национальной экономики. Теоретическая и практическая части курса построены с учетом накопленного методологического арсенала и опыта внедрения информационно-аналитических систем как у нас в стране, так и за рубежом.

Специалист, окончивший РГТЭУ по указанной выше специальности, должен обладать знаниями по предмету в соответствии с квалификационными требованиями по профильной специальности.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины

1. Метод кейс–стадии – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (все темы семинарских занятиях)

2. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем(темы 3-4, 6 семинарских занятий)

3. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (все темы семинарских занятий)

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Виды учебной работы

Количество часов по формам обучения

очная

№№ семестров

9

Аудиторные занятия

48

Лекции

26

Семинарские занятия

22

Самостоятельная работа

52

Всего часов на дисциплину

100

Текущий контроль

промежуточный тест

Виды итогового контроля

Зачет – 9 сем.

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: очная

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Аудиторные занятия,

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары

Раздел 1: Предмет и методы аналитического обеспечения управленческой деятельности

1. Предмет и методы аналитического обеспечения управления организацией

12

2

2

8

2. Основные элементы структуры и содержание современных информационно-аналитических систем управления организациями

16

4

4

8

Раздел 2: Аналитическое обеспечение управления коммерческой организацией

3. Аналитическое обеспечение управления производственной организацией

27

8

7

12

4. Отчетность, аналитика и обеспечение управления рисками в коммерческом банке

14

4

2

8

Раздел 3: Аналитическое обеспечение управления некоммерческой организацией

5. Система информационно-аналитического обеспечения процесса налогового администрирования

19

6

5

8

6. Мониторинг и оценка эффективности государственного и муниципального управления

12

2

2

8

100

26

22

52

4.Содержание курса

Раздел 1: Предмет и методы аналитического обеспечения управленческой деятельности

Тема 1 Предмет и методы аналитического обеспечения управления организацией

В теме раскрываются основные понятия, определяющие содержание и границы предмета изучения, объекта и субъектов управленческой деятельности. Основные элементы управленческой деятельности. Понятия управленческой информационной, информационно-аналитической системы («УИАС») и организованного (интегрированного) информационно-аналитического комплекса («ОИАК») организации. Указываются их отличия, связь и функции. Особое внимание уделяется общим принципам построения аналитических систем для организаций различного типа: коммерческих и некоммерческих. Характеристике управленческой информационно-аналитической системы как основному составному элементу организованного информационно-аналитического комплекса организации и задачам создания в организации «ОИАК». Дается описание организационной структуры информационно-аналитического комплекса организации, в том числе более детально функций и задач информационной, технической и аналитической службы организации. Основных аналитических услуг и продуктов.

Далее раскрывается содержание центрального блока информационно-аналитической системы – «аналитические показатели управленческой деятельности». Основные принципы их построения. Дается детальная классификация показателей, применяемых в современных аналитических системах. Особое внимание концентрируется на конечных аналитических показателях, в том числе на показателях эффективности, показателях-индикаторах, целевых показателях. Дается интерпретация понятия бенч-маркинга в различных его трактовках как составной части бизнес-стратегии, количественного определения целей и реализации SWOP-технологий в управлении компанией. Завершается изложение темы классификацией существующих подходов в построении современных информационно-аналитических систем: ресурсно-ориентированных и рыночных. А также кратким обзором методов проведения аналитической работы: общих научных методов, специальных методов сбора и обработки информации и комплексного анализа.

Тема 2 Основные элементы структуры и содержание современных информационно-аналитических систем управления организациями

По данной теме дается обзор известных в отечественной и зарубежной литературе информационно-аналитических систем управления организациями:

  1. Система управления эффективностью бизнеса - Business Performance Management (BPM) в западной классификации.

  2. Система иерархически согласованных показателей управления деятельностью организации, в том числе:

      • система ключевых показателей-индикаторов (пороговых значений). Система KPI-в западной классификации;

      • система показателей-ориентиров и эффективности, характеризующих результативность управленческой деятельности, экономические и социальные выгоды организации.

  3. Система сбалансированных показателей управления – Balanced Scorecard (BSC) в западной классификации, в том числе:

3.1 Система сбалансированных показателей Каплана и Нортона (США),

3.2 Система сбалансированных показателей консалтинговой фирмы «Хорват и Партнеры» (Германия),

3.3 Система сбалансированных показателей Х. Рамперсада (Голландия).

Дается краткая характеристика и назначение основных аналитических систем управления эффективностью бизнеса, входящих в BPM: «Показатели эффективности корпоративного управления»-Corporate Performance Management (CRM), «Показатели эффективности управления предприятием»-Enterprise Performance Management (EPM), «Показатели эффективности управления отношениями с клиентами»-Customer Relationship management (CRM), «Показатели эффективности управления ресурсами»-Enterprise Resource Planning (ERP).

Раздел 2: Аналитическое обеспечение управления коммерческой организацией

Тема 3 Аналитическое обеспечение управления производственной организацией.

Данная тема является центральной в курсе и ее изложению уделяется наибольшее количество часов для изучения. Она включает в себя изучение наиболее важных вопросов построения и применения управленческих информационных и управленческих информационно-аналитических систем в коммерческих организациях. Рассматривается система организации процессов сбора исходных данных и управления информационными потоками для построения элементов управленческих информационных и управленческих аналитических систем. Дается характеристика исходных данных и формирование баз исходных данных в увязке с ведением на предприятии бухгалтерского (финансового), управленческого, налогового и аналитического учетов. Особое внимание уделяется Плану счетов бухгалтерского учета как ключевому документу, на основе которого формируются потоки информации от первичных документов (счетов-фактур, платежных поручений и т.п.) к агрегированным (сгруппированным на счетах) показателям. Типовым проводкам, в которых отражаются хозяйственные операции и названия первичных документов для исчисления различных видов налогов. Прослеживается последовательность формирования информации по стадиям: от исходных баз данных, их обработке и получению промежуточной информации (книги покупок и продаж товаров и услуг, оборотные ведомости и др.), и затем к построению системы базовой информации, которая определяется на стадии формирования отчетности организации: бухгалтерской, финансовой, управленческой, налоговой, таможенной. При этом акцент в процессе получения базовой информации делается на процессах разделения исходной информации для различных видов учета. Специально рассматриваются в Плане счетов отдельные счета, которые «отвечают» за информацию о начислении налогов (сборов) в рамках финансового и управленческого учетов. Разбираются особенности формирования информации на субсчетах и субконто, которая может быть использована в рамках управленческого и налогового учета для построения аналитических таблиц, и, прежде всего, для целей расчета налогов как наиболее сложного участка учетной политики предприятия. В этой связи особое внимание уделяется особенностям налогового учета: классификации издержек и калькулированию себестоимости продукции, учета отложенных налоговых разниц при исчислении прибыли, исполнения обязательств по налогам и сборам на субсчетах счета № 68 «Расходы по налогам и сборам» и др. Дается характеристика используемых в отчетности предприятий различных статистических классификаций: ОКУД, ОКПО, ОКВЭД, КНД (налоговые декларации), списков форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

Далее рассматриваются вопросы стратегического планирования и его роли в построении специальных информационных и аналитических блоков, предназначенных (ориентированных) для подготовки готовой аналитической информации для принятия решений руководством и линейными менеджерами организации по различным комплексам задач управления организацией: «Финансы», «Процессы», «Управление издержками», «Потенциал и поведение сотрудников организации», «Клиент» и др.

Специально рассматриваются вопросы организации баз исходных данных и информации с учетом потребностей пользователей для разработки промежуточной и подготовки итоговой базовой отчетности и специальной аналитики, используемой для принятия решений менеджерами различного уровня. Различают реляционные базы исходных данных и многомерные базы данных или хранилища информации, которые и используются для аналитической обработки и построения специализированных аналитических систем. В качестве примера рассматривается структура задач управления, входящих в аналитический комплекс «Microsoft Analysis Services»: «Бюджет», «Движение денежных средств», «Продажи», «Закупки», «Склад» и другие.

Главное внимание в теме 3 и в практических занятиях к ней сосредоточено на описании основных ключевых показателей и методик их расчета применительно к анализу финансового состояния и устойчивости деятельности отечественных предприятий. Показывается их тесная связь с вопросами анализа и определения налоговыми органами налоговых нагрузок на организации и скрытых доходов, а также налоговых рисков. В его основе лежат «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций», утвержденные Приказом от 23 января 2001 года № 26 Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также показатели, рекомендуемые ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области налоговой политики и финансов предприятия. Это следующие типовые системы показателей: «Основные экономические показатели деятельности организации», «Показатели исполнения организацией государственных и социальных обязательств», «Показатели устойчивости финансового состояния организации», «Показатели ликвидности», «Показатели платежеспособности организации», «Показателей восстановления платежеспособности», «Диагностика риска банкротства», «Показатели рентабельности» и др. Обращается внимание на необходимость комплексного подхода в анализе. С этой целью в лекции рассматривается финансовая модель современной корпорации, с помощью которой иллюстрируются схемы движения ключевых финансовых потоков (информации) в увязке со стратегическими целями развития организации. В рамках модели уделяется внимание значению показателя чистых активов (стоимости компании), особенностям налогообложения при использовании организацией банковских займов (финансового левериджа) и кредитования при факторинговых операциях (учет НДС).

При описании систем аналитических показателей подчеркивается значение внешних источников информации для построения и проведения сравнительного анализа состояния организации с учетом опыта других организации данной отрасли, состояния экономики региона и страны в целом, роли устойчивости нормативно-правовой базы. Так, к примеру, для выявления скрытых доходов предприятия рекомендуется использовать показатели одновременно бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и движения денежных средств по банковским счетам.

Кратко рассматриваются другие направления аналитической работы в коммерческих производственных организациях, в частности в сфере управления персоналом организации, отношениями с клиентами и другие важные направления управленческой деятельности.

Тема 4 Отчетность, аналитика и обеспечение управления рисками в коммерческом банке

В лекции излагаются вопросы аналитической оценки деятельности коммерческого банка. Дается описание основных элементов структуры активов и пассивов банка. Раскрываются понятия чистых и рабочих активов, зависимость и чувствительность различных элементов баланса к ставкам процентов. Понятия спрэда и гэпа. Основное внимание уделяется методам и показателям оценки доходности (рентабельности), надежности, ликвидности банка. Налогооблагаемой базы прибыли и др. показателям. Показывается роль нормативов, с помощью которых Центральный банк РФ и сами банки регулируют свою коммерческую деятельность: обеспеченность собственным капиталом, различные виды ликвидности и др. нормативные показатели. Подробно рассматривается схема кредитования и соответствующие показатели, позволяющие банку управлять рисками и обеспечивать необходимый уровень доходности кредитных операций. Особое место занимают вопросы определения банком в процессе кредитования рейтингов заемщиков и отбора среди них неплатежеспособных. Кредиторы и заемщики банка: структура инвестиционного портфеля банка, дебиторская задолженность и ее структура. Объясняются различия в кредитной политике и причины банкротства банков. Показывается важность аналитической оценки качества корпоративного управления акционерным банком с точки зрения определения рейтинга и эффективности управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (6)

    Документ
    Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности и полностью соответствует государственному образовательному стандарту данной учебной дисциплины.
  2. Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию (4)

    Документ
    Публикуемая работа представляет собой аналитический доклад промежуточного отчета за I полугодие 2006 г. по проекту «Исследование основных тенденций развития и терминологической базы Болонского процесса как структурной реформы высшего
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (1)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (7)

    Документ
    Конференция проводится с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых учёных, приобретения ими опыта публичных выступлений и подачи научных документов для публикации, а также с целью ознакомления научной общественности с результатами
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию (5)

    Реферат
    Настоящий литературный обзор предназначен для того, что сориентировать студента, обучающегося по программе МИГО, относительно круга проблем в области междисцилинарных исследований в юриспруденции.

Другие похожие документы..