Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общее количество учителей начальных классов на 1 сентября 2011 г. Из них, перешедших на обучение по ФГОС НОО с 1 сентября 2011 г. 16 учителей , по ФГ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг» составлен в соответствии с требованиями Государс...полностью>>
'Документ'
Анализ исключений из закона спроса (по работе X. Лейбенстайна «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательс...полностью>>
'Документ'
1 Научно- теоретические основы изучения проблемы социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной...полностью>>

Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы к урокам по литературе в 11 классе

Из цикла «Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание».

Подготовила: учитель русского языка и литературы МВСОУ «ОСОШ № 35»

Степашова Г.Ю.

Вечная Сонечка. Значение образа Сони в романе.

В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна - одна правда, другая ложна.

Соня

Раскольников


Кроткая, добрая.

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие.


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица.


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?



Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке.


Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой - это оправдание его предчувствий.

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни.

Полуграмотна, плохо говорит, читает только " Евангелие ".


Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик.


Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа.



В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя.


У нее есть смысл жизни: любовь, вера.


У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня

Раскольников

переступили нравственные законы общества ради других

конкретных людей

абстрактного человечества

" убив себя "

" убив других "

Соня - нравственный ориентир автора.

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность . Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "

Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Раскольников - Соне:

  • Знаю " и про то, как вы в 6 часов пошли ".

  • " Катерина Ивановна ведь вас чуть не била ".

  • " А с вами что будет? "

  • " Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет ".

  • " А коли вы теперь заболеете ".

  • " Дети на улицу всей гурьбой пойдут ".

  • " С Полечкой, наверно, то же самое будет ".

Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.

В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.

Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4)

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Раскольников - Соне

Соня - Раскольникову


" Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну "


" И кто меня тут судьей поставил? "


" Зачем только тебя-то я пришел мучить? "


" Ох, как вы мучаетесь! "

Признание.

" Нет тебя несчастнее никого ".

Результат - слова Раскольникова: " Все вздор ", но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ".

Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

Мир униженных и оскорблённых в романе.

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского "Преступление и наказание" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это "энциклопедия жизни России 60-х годов", книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды - основная идея романа.

В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные "шутки", порождающие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Mapмеладова: "Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…" - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и "канцелярской" манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.

Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

"Некуда идти" и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.

Лужин - классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.

Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость.

Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.

"Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что "владыки", наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено.

Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Чудовищный "эксперимент" Раскольникова - убийство ростовщицы - должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей "обыкновенных" или "необыкновенных"? Может ли он "переступить" принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа - отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к "видениям", включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.

Но есть нечто более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надежды на возможность выхода. Самый страшный "тупик" в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.

Справедливо осудив "бунт" Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока "мир стоит", даже в наши жестокое время, время отступления от заповедей Божиих и свободы страстей.

Использованная литература:

Лебедев Ю.В., Кузнецов М. Б. Литература: 10 кл.: Методические советы Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.;

Родин И.О. Литература: Учебно-справочное пособие. И.О.Родин, Т.М. Пименова. - М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 447.;

Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ № 2010г. 2010г. Рабочая программа По литературе в 11 классе Учителя первой квалификационной категории

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  2. Тематическое планирование по литературе в 11 классе (2)

    Тематическое планирование
    Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества. Реализм Толстого и Чехова, Бунина и Короленко.
  3. Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 11 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    Данная рабочая программа литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (авторы-составители: В.
  4. Тематическое планирование по литературе в 11 классе (4)

    Тематическое планирование
    Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества. Реализм Толстого и Чехова, Бунина и Короленко.
  5. Рабочая учебная программа по литературе 10-11 классы базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования по литературе для 10-11 классов и примерной программы автора В.

Другие похожие документы..