Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пропаганда и развитие жанра рисованных историй во всех его направлениях (Манга – японский стиль, Рисованные истории – русский стиль, Комикс – американ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Профессиональная карьера менеджера: путь к личной эффективно...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «22» декабря 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.280.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственн...полностью>>
'Документ'
Разработка полезных ископаемых, инженерно-геологические работы вызывают наиболее масштабные и глубокие региональные изменения природных систем. В про...полностью>>

В. В. Миронова Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛОСОФИЯ

Учебник для вузов

Под общей редакцией доктора философских наук, профессора В. В. Миронова

Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в большинстве вузов. Еще одна отличительная его черта — то, что авторы стремились учесть требования, вытекающие из присоединения России к Болонскому протоколу, нацеленному на введение единых стандартов образования в международном сообществе. Большое внимание в книге уделено осмыслению места и роли философии в современном мире, непреходящего значения ее как важнейшего элемента духовной жизни общества. Философские проблемы анализируются в тесной связи с религией, правовым сознанием, идеологией, другими формами духовно-ценностного освоения действительности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Редакционно-издательский совет

В. В. Миронов (председатель), Э. И. Мачульский, П. П. Апрышко, П. П. Гайденко, Ю. Н. Солодухин

Научные редакторы П. П. Апрышко, Ю. Н. Солодухин

Рецензенты В. Н. Жуков, Н. С. Кирабаев

ISBN 5-89123-875-6

© Коллектив авторов, 2005

© ООО «Издательство НОРМА», 2005

Посвящается 250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Коллектив авторов

В. В. Миронов — введение; раздел IV, главы 1, 2;

В. В. Васильев — раздел I, главы 4, 5;

П. П. Гайденко — раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2;

A. Ф. Зотов — раздел II, главы 3—5;

B. И. Кураев — введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения;

В. А. Лекторский — раздел V, глава 1;

М. А. Маслин — раздел III, главы 1—4;

К. X. Момджян — раздел VII, глава 1;

A. Г. Мысливченко — раздел III, глава 5; раздел VI;

B. С. Нерсесянц — раздел VIII, глава 2;

Е. Л. Петренко — раздел I, глава 6;

A. А. Попов — раздел III, глава 3;

Д. А. Силичев — раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4;

Ю. Н. Солодухин — раздел VIII, глава 1;

B. С. Стёпин — раздел V, глава 2;

В. С. Швырев — раздел IV, глава 3;

В. Н. Шевченко — раздел VII, глава 2.

От издателя

Дорогие читатели!

Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством.

Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины — в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период.

Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой — показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания.

Несомненное достоинство учебника — анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.

Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов.

Кратко представим их:

Васильев Вадим Валерьевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Гайденко Пиама Павловна — доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН.

Зотов Анатолий Федорович — доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Кураев Вячеслав Иванович — кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Лекторский Владислав Александрович — доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН.

Маслин Михаил Александрович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ.

Миронов Владимир Васильевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ.

Момджян Карен Хачикович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ.

Мысливченко Александр Григорьевич — доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН.

Нерсесянц Владик Сумбатович — доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН.

Петренко Елена Леонидовна — доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Попов Андрей Алексеевич — кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ.

Силичев Дмитрий Александрович — доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ.

Солодухин Юрий Николаевич — кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Стёпин Вячеслав Семенович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН.

Швырев Владимир Сергеевич — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Шевченко Владимир Николаевич — доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН.

Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу.

Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский

Оглавление

ФИЛОСОФИЯ 1

Введение: что такое философия? 11

1. Эволюция представлений о предмете философии 11

2. Основное содержание и функции философии 16

3. Структура философии 19

Часть первая 22

История философии 22

Раздел I 22

История западной философии 22

Глава 1. Античная философия 22

1. Генезис философии в Древней Греции 22

2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии 25

3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 26

4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия 27

Демокрит 27

Идеалистическая трактовка бытия у Платона 28

Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 30

Понятие материи. Учение о космосе 31

5. Софисты 32

6. Сократ: поиски достоверного знания 33

Этический рационолизм Сократа 34

7. Человек, общество и государство у Платона 35

Проблема души и тела 35

Платонова теория государства 36

8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме 36

Человек есть общественное животное, наделенное разумом 36

Учение о душе. Пассивный и деятельный разум 37

9. Этические учения стоиков и Эпикура 38

Этика стоиков 38

На свете счастья нет, но есть покой и воля 38

Этика Эпикура 38

10. Неоплатонизм 39

Глава 2. Средневековая философия 40

1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии 41

Природа и человек как творение Бога 41

Синтез христианского откровения и античной философии 42

Сущность и существование 42

Полемика реализма и номинализма 43

2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма 44

Учение Фомы Аквинского 44

Критика томизма 45

3. Специфика средневековой схоластики 46

«Служанка теологии» 46

Отношение к природе в Средние века 46

Человек — образ и подобие Бога 47

Проблема души и тела 48

Проблема разума и воли. Свобода воли 49

Память и история. Сакральность исторического бытия 50

4. Философия в Византии (IV—XV века) 51

Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках 53

1. Философия Возрождения 53

Гуманизм и проблема индивидуальности 54

Человек как творец самого себя 54

Апофеоз искусства и культ художника-творца 55

Антропоцентризм и проблема личности 56

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 57

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей 57

Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Док. Бруно. Гелиоцентризм 59

2. Научная революция и философия XVII века 60

Номинализм и эмпиризм Ф. Бэкона 61

Разработка индуктивного метода 61

Субъективные особенности сознания как источник заблуждений 63

Р. Декарт: очевидность как критерий истины 64

Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях 66

Номинализм Т. Гоббса 67

Учение о субстанции Спинозы 68

Учение о множественности субстанций Г. Лейбница 69

Учение о бессознательных представлениях 69

Связь гносеологии с онтологией в философии XVII в. 70

3. Философия Просвещения 71

Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия «частного интереса» и «общей справедливости» 72

Случайность и необходимость 73

Просветительская трактовка человека 74

Глава 4. Немецкая классическая философия 75

1. Истоки и предпосылки 75

2. Философия Канта 76

3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга 82

4. Абсолютный идеализм Гегеля 86

5. Антропология Фейербаха 89

Глава 5. Становление иррационалистической философии 90

1. Метафизика Шопенгауэра 92

2. Иррационалистическое учение Ницше 101

Глава 6. Марксистская философия: основные идеи и эволюция 105

1. Классический философский марксизм 105

Философские идеи К. Маркса 107

Философские взгляды Ф. Энгельса 109

Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.) 111

2. Западный марксизм 112

Эволюция западного марксизма 112

Дискуссии в неомарксизме 114

Раздел II 116

Западная философия в XX столетии 116

Глава 1. Общие черты и особенности 116

Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм 121

1. Общая характеристика и основные представители философии жизни 121

1 Бергсон А. Творческая эволюция. М., Спб., 1914. С. 230. 122

2. Экзистенциализм 125

Глава 3. Прагматизм 129

1. Ч. Пирс как основоположник прагматизма 129

2. Радикальный эмпиризм У. Джеймса 132

3. Инструментализм Дж. Дьюи 134

Глава 4. Неопозитивизм 136

1. Общая характеристика 136

2. Становление логического позитивизма 138

3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна 143

4. Венский кружок 146

5. Логическая семантика 152

Глава 5. Феноменология 154

1. «Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля 155

2. Феноменология как фундаментальная онтология 161

Интенция, обращенная к прошлому. 162

3. Проблема «других я». Интерсубъективность 164

4. Проблема судьбы европейской культуры 166

Глава 6. Структурализм 170

1. Становление структурной лингвистики 170

2. Основные черты и особенности структурализма 171

3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса 174

4. Концепция общества и культуры Р. Барта 181

5. Структурный психоанализ Ж. Лакана 182

Глава 7. Философия постмодернизма 183

1. Эволюция постмодернизма 183

2. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия 187

3. Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды 189

4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности 193

5. Теория «знания-власти» М. Фуко 197

В последующий период взгляды М. Фуко существенно меняются 198

6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо 199

7. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти 203

Раздел III 208

История русской философии 208

Глава 1. Начало русской философской мысли 208

1 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 453. 211

Глава 2. Философия в России XVIII века 212

1. Учение Г. С. Сковороды 214

2. Философские идеи М. В. Ломоносова 215

3. Философские взгляды А. Н. Радищева 216

Глава 3. Русская философия XIX века 217

1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века 217

2. Философия истории П. Я. Чаадаева 220

3. Философия славянофилов 223

Общая характеристика 223

А. С. Хомяков 224

И.В. Киреевский 226

Ю. Ф. Самарин 227

К. С.Аксаков 229

4. Идеи материализма и социализма 230

А. И. Герцен 230

Н. Г. Чернышевский 231

Народничество 233

5. Философские идеи Ф. М. Достоевского 234

6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого 236

7. Консервативные теории Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева 239

Н. Я. Данилевский 240

К. Н. Леонтьев 241

Глава 4. Русская религиозная философия XX века 242

1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева 243

2. Философия всеединства С. Л. Франка 244

3. И. А. Ильин: философия политики 245

4. Философия культуры Г. П. Федотова 248

Глава 5. Философия в советской и постсоветской России 249

1. Становление советской философии 249

2. Догматизапия философии 251

3. Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.) 252

Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности 252

Философия науки и логические исследования 254

Новые подходы в социально-философских исследованиях 255

Становление философской антропологии 256

Историко-философские исследования 256

4. Философские исследования в современной России 258

Часть вторая 261

Теоретические основания философии 261

Раздел IV 261

Бытие и сознание 261

Глава 1. Бытие как центральная категория онтологии 261

1. Эволюция представлений о бытии 261

Поиски субстанциального начала бытия 262

Проблема бытия и мышления 264

2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия 268

3. Определение оснований бытия 271

Исходные начала физики также присутствуют в нас в виде ясных и отчетливых идей. 272

4. Вещь, свойство, отношение 274

Глава 2. Фундаментальные свойства бытия 276

1. Структурная организация бытия 276

Соотношение части и целого: принцип системности 276

Разнообразие структурных уровней материального бытия 279

Можно выделить и более дробные, структурные уровни бытия 280

Модели единства мира 280

2. Движение как атрибут бытия 282

Противоречивость движения и его метафизическая и диалектическая трактовки 282

Развитие и его модели 286

3. Диалектика бытия: принцип развития 288

Закон отрицания отрицания 289

Закон перехода количественных изменений в качественные 291

Закон взаимодействия противоположностей 293

Принцип детерминизма: детерминизм и индетерминизм 297

Основные детерминационные связи 299

Категории детерминизма 300

4. Пространство и время 302

5. Многообразие пространственно-временных уровней бытия 307

Глава 3. Сознание 312

1. Постановка проблемы сознания в философии 312

2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания 313

Возникновение информационного взаимодействия 313

Типы и уровни информационного взаимодействия 316

Сущность психического 317

3. Сознание как необходимое условие развития культуры 320

Общественная природа сознания 320

Сознание и знаковые 324

4. Самосознание 327

Структура и формы самосознания 327

Предметность и рефлексивность самосознания 328

Раздел V 332

Знание и познание 332

Глава 1. Познание как предмет философского анализа 332

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 332

Как же и на какой основе возникает и развивается знание? 333

2. Понятие как основная форма рационального познания 339

3. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание 344

4. Теория истины 349

Глава 2. Особенности научного познания 352

1. Специфические черты научного познания 353

2. Строение и динамика научного знания 357

3. Философия и развитие науки 366

4. Логика, методология и методы научного познания 369

Раздел VI 376

Человек как особая форма бытия 376

Глава 1. Природа человека 377

1. Происхождение человека и уникальность его бытия 377

2. Соотношение биологического и социального 379

3. Природа, сущность и существование человека 381

Глава 2. Человек в своей жизнедеятельности 383

1. Индивид, индивидуальность, личность 383

2. Человек как деятельное и творческое существо 387

3. Феномен внутренней свободы 392

4. Смысл жизни и назначение человека 398

Раздел VII 403

Общество, история и культура 403

Глава 1. Ключевые понятия и методологические подходы 403

1. Социум 403

Понятие социума 403

Проблема надорганической реальности 404

2. Общество 406

Общество в отличие от социума 406

Системный взгляд на общество 406

Аспекты системного рассмотрения общества 407

Уровни системного рассмотрения общества 408

О предмете теоретической социологии 410

3. История и философия истории 413

Понятие истории 413

Философия истории 416

Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества 421

1. Сферы функционирования общества как системы 421

2. Материальное производство 423

3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей 425

4. Ценности и их особая роль в жизни общества 426

5. Социальная сфера 429

6. Сфера управления общественными процессами 431

Глава 3. Постиндустриальное общество 434

1. Теории постиндустриализма и информационизма 434

2. Социальные последствия перехода к постиндустриализму 441

Глава 4. Культура и цивилизация 451

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции 451

2. Проблема соотношения культуры и цивилизации 454

3. Культура и природа 456

4. Культура, этнос, язык 458

5. Взаимосвязь культуры и экономики 462

6. Мультикультурализм 463

7. Культура в условиях глобализации 465

Раздел VIII 467

Формы ценностного освоения бытия 467

Глава 1. Идеологическое освоение действительности 467

1. Идеология как форма мысленного отражения мира 468

2. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой 469

3. Функции идеологии 472

4. Виды современной идеологии 479

Либерализм 480

Консерватизм 481

Марксизм 483

Социализм 484

5. Перспективы идеологии 486

Глава 2. Правовое сознание и философия права 489

1. Либертарно-юридический тип праволонимания и философии права 489

2. Легизм и юснатурализм 495

3. Предмет философии права 496

4. Метод философии права 499

Глава 3. Философия и религия 501

1. Религия, философия религии, религиоведение 501

2. Почему человек верит в Бога? 504

3. Религиозная вера и рациональность 509

4. Точки соприкосновения и расхождения 521

Философия в современном мире 526



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  2.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).
  4. Анастасия Сергеевна Туманова: М. Ниу вшэ. 2011. 267 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М.
  5. Чебоксары осуществляет свою деятельность в логике оказания индивидуальных образовательных услуг, услуг по индивидуальному заказу родителей и самих учащихся

    Документ
    МОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары осуществляет свою деятельность в логике оказания индивидуальных образовательных услуг, услуг по индивидуальному заказу родителей и самих учащихся.

Другие похожие документы..