Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
14.45 – 15.10 Маханько Андрей Михайлович, председатель Правления МОО «Понимание» (Беларусь), Международный консультант по обучению и защите прав ребен...полностью>>
'Анализ'
Методы и инструменты продвижения услуги. Особенности проведения маркетинговых исследований в сфере В В....полностью>>
'Документ'
Дело № 33-601/2010 суд при определении размера компенсации морального вреда, нарушил принцип разумности и справедливости, что явилось основанием для ...полностью>>
'Документ'
Вопросы, выполнение которых способствует формированию ОУУН, в учебнике общей биологии Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введени...полностью>>

Методические рекомендации Курган, 2011 Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н. П., Гаоу дпо ирост. Курган, 2011. 107 с. Автор-составитель: Бадьина Н. П

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Методические рекомендации

Курган, 2011

Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н.П., ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011. - 107 с.

Автор-составитель: Бадьина Н.П., к.пс.н.,

доцент кафедры психологии

и здоровьесбережения ИРОСТ

Курганской области,

кандидат психологических наук, доцент

Рецензенты: Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии

и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ

Логашева О.В., доцент кафедры коррекционной

педагогики ГОУ ВПО КГУ,

кандидат педагогических наук.

В методических рекомендациях раскрываются теоретические и прикладные основы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Пособие предназначено специалистам по социальной работе, социальным педагогам, психологам, учителям, классным руководителям, работающим с детьми «группы риска».

Введение

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств, однако в России и других странах ближнего зарубежья она выражена наиболее сильно. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Россия в последние годы находилась в мировых лидерах по количеству самоубийств. По данным сайта телекомпании BBC писал, Россия занимает четвертое место в мире (36 самоубийств в год на 100 тысяч населения), а Казахстан — пятое место (30 самоубийств в год на 100 тысяч населения), что вдвое превосходит США, а по абсолютному числу самоубийств (почти 60 тысяч ежегодно) уступает лишь Китаю.

По словам руководителя отдела Государственного научного центра (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессора Бориса Положия «Самоубийства занимают восьмое место в мире в списке причин смерти и первое место среди насильственных смертей. Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов — совершают попытки».

Существует показательная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, что подавляющая, непропорционально большая часть случаев приходится на долю юношей и девушек в переходном возрасте. По мнению специалистов, подростковая психика предрасположена к суициду. На сухом языке медицины это называется специальным термином - "пубертатный суицид", то есть самоубийство, совершенное в пору полового созревания. В последнее время заметна явная тенденция к "омоложению" суицида, причем это характерно для всех стран мира, не только для России. Причины этого явления по сути своей те же, что и у взрослого населения: отсутствие механизмов воздействия общества на индивида, болезни (например, наркомания или неизлечимые); личностные проблемы (чувство неприкаянности или же банальная антипатия к существующей жизни), и что является наиболее опасным - дети очень часто следуют примеру своего кумира или знакомого, уходя из жизни "за компанию". И именно в контексте детских суицидов стоит задуматься о приемлемости применения термина "добровольный" уход из жизни, едва ли дети в возрасте от 6 до 12 лет вообще понимают, что такое смерть, и что случится в результате их поступка. А несформировавшаяся психика несчастного, озлобленного на весь мир подростка не в состоянии контролировать тяжелейшие душевные переживания, выпавшие на его долю.

Однако, статистика, как известно, наука относительно точная, и вот какие данные она предоставляет: за последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. На одного подростка, который преуспеет в своем желании свести счеты с жизнью, приходятся 100 его сверстников, предпринявших неудачные аналогичные попытки (по мнению специалистов, единожды решивший расстаться с жизнью попробует предпринять эту попытку еще раз, скорее всего это произойдет в течение следующего года).

В России за последние пять лет более 14 тысяч несовершеннолетних окончили свою жизнь самоубийством. В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей. 70% суицидов совершают психически здоровые дети. В 9-10 лет больше суицидов совершают мальчики, с 16 до 18 лет - девочки, возраст 13-14 лет одинаково опасен как для тех, так и для других. 80% детских суицидов - отравления, самые маленькие выбирают наиболее травматичные способы ухода их жизни - прыжки с большой высоты и повешение. Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения с ребенком в семье, игнорирования его как личности. При этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей. 9 из 10 попыток самоубийства дети предпринимают дома. Если же посмотреть на проблему добровольного ухода из жизни маленьких граждан России более внимательно, то она становиться еще более пугающей, так как, когда умирают дети, это может свидетельствовать только об одном - в обществе не все в порядке.

По данным Департамента здравоохранения по Курганской области, в течение  2010  года детьми предпринято 63 попытки  суицидов , 8 из них с летальным исходом, (в 2009 году это соотношение составило 98 -16, в 2008 году 108 -11, в 2007 году 128 - 17).

Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения.

Ситуация с правовой оценкой суицида (самоубийства) детей сложная. В настоящее время недостаточно нормативных и правовых актов, позволяющих точно квалифицировать причины, побуждающие детей к таким поступкам, а также действия взрослых, осуществляющих их воспитание. Оценка суицида проводится фрагментарно, не отслеживается статистика и мотивация поступков несовершеннолетних, хотя именно детский суицид с каждым годом возрастает.

Тема суицида детей освещается в прессе только в случае нашумевших событий. Практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощи подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью.

В нормативных правовых актах профилактике этого явления среди детей и подростков можно выделить следующие нормы:

  • контроль за недопущением применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам (ст. 15 закона РФ «Об образовании»);

  • учет результатов инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов, обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения (стиля педагогического общения, наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб) при проведении аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;

  • создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.

В методических рекомендациях раскрываются теоретические и прикладные основы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Пособие предназначено специалистам по социальной работе, социальным педагогам, психологам, учителям, классным руководителям, работающим с детьми «группы риска».

I. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Основные понятия суицидологии

Суицидология — междисциплинарная область научного знания, изучающая причины суицидального поведения и пути его профилактики. Суицидология тесно связана с такими научными дисциплинами, как психология, психиатрия, физиология и социология.

Основным понятием в суицидологии является понятие суицида (от лат. suiсебя, саеdо — убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. В последние годы в литературе получил распространение термин парасуицид, обозначающий преднамеренное самоповреждающее поведение, которое повышает риск смерти. При парасуицидальном поведении осознанное намерение умереть может отсутствовать или являться амбивалентным.

Принято различать следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды. Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки отсылает к случаям, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.

В отечественной литературе широко применяется разграничение демонстративно-шантажного, самоповреждающего (парасуицидального) и истинного суицидального поведения. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения. Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.

1.2. Суицидальные мысли и побуждения

Суицидальные мысли являются относительно распространенным феноменом и встречаются гораздо чаще, чем суицидальные попытки и завершенные суициды. По данным разных авторов, от 15% до 35% лиц молодого возраста имеют опыт переживания суицидальных мыслей. Суицидальные мысли тесно связаны с депрессией: 40-60% лиц с депрессивными расстройствами обнаруживают признаки наличия суицидальных мыслей и переживаний.

Существуют разные формы суицидальных мыслей и переживаний. Согласно известному американскому исследователю А. Беку, необходимо различать пассивные и активные суицидальные мысли.

Пассивные суицидальные мысли носят недифференцированный характер и не связаны с формированием суицидального плана («Иногда у меня мелькают мысли о том, что не стоит жить, но я никогда не сделаю этого»). К данной группе также относят случаи, когда индивид фантазирует о своей смерти, но пока еще не допускает возможность самоубийства («Хорошо бы заснуть и не проснуться»), или фантазирует относительно реакции близких людей на свою смерть («Тогда все поймут, что несправедливо относились ко мне»).

Активные суицидальные мысли связаны с активным намерением убить себя («Я покончу с собой, когда представится удобный случай», «Всем будет лучше, если я умру»). К данной группе также относят мысли, связанные с обдумыванием наиболее подходящего способа самоубийства, места и времени суицидального акта, то есть с планированием предстоящего суицида. Установлено, что наличие разработанного суицидального плана и реальных возможностей для его выполнения является одним из наиболее важных признаков, указывающих на высокую вероятность совершения самоубийства, и требует незамедлительного оказания специализированной помощи индивиду.

Встречаются случаи, когда индивид, хотя и не имеет твердого намерения покончить с собой, периодически мысленно репетирует («прокручивает в голове») возможный суицид. Подобная мысленная «репетиция» самоубийства может осуществляться с целью ослабления переживаемых негативных эмоций («Начинаю воображать, что убью себя, и сразу на душе становится легче, как будто все проблемы решены. Успокаиваю себя мыслями о самоубийстве»). В то же время мысленная «репетиция» самоубийства значительно повышает вероятность совершения суицидального акта. Под влиянием факторов, снижающих сознательный контроль над поведением (эмоциональный стресс, утомление, алкогольное опьянение и др.), человек может легко реализовать план суицида, который он ранее многократно мысленно репетировал.

Наряду с характером суицидальных мыслей (пассивный или активный) необходимо учитывать их длительность и частоту. Если суицидальные переживания отмечаются у индивида более 12 месяцев, принято говорить о хронических суицидальных тенденциях.

Важной характеристикой суицидальных мыслей является степень их произвольности, а также легкость, с которой они провоцируются негативными событиями и ситуациями.

Суицидальные мысли не присутствуют в сознании человека постоянно, они возникают эпизодически, под влиянием провоцирующих стимулов и ситуаций. Возникновению суицидальных мыслей обычно предшествуют негативные эмоциональные переживания, такие как чувства безнадежности и тоски.

Некоторые депрессивные пациенты отмечают, что негативные жизненные события могут запускать у них последовательность стереотипных мыслей, заканчивающуюся мыслями о суициде: «Происходит что-то плохое, на душе становится тоскливо, и мысли начинают идти по проторенной дорожке. Все начинается с мысли, как сильно я устала, и заканчивается мыслями о том, чтобы уйти из жизни».

По мере того как суицидальные мысли приобретают хронический характер, они теряют связь с депрессивными переживаниями, первоначально лежавшими в их основе, становятся автоматическими и легко провоцируются широким спектром стимулов и ситуаций. У лиц с хроническими суицидальными тенденциями мысли о самоубийстве могут провоцироваться любыми стимулами, ассоциирующимися с суицидальным актом: «Когда прохожу мимо аптеки на улице, тут же начинают лезть в голову мысли о смерти. Не хочу, а смотрю на аптеку глазами самоубийцы».

Исследования показывают, что лица с суицидальными тенденциями значительно различаются по уровню своей способности к произвольному контролю суицидальных побуждений. Лица с высокими регуляторными возможностями способны достаточно длительное время подавлять суицидальные побуждения за счет отвлечения либо за счет сознательного обращения к так называемым антисуицидальным мыслям, под которыми понимают мысли об ответственности перед семьей, детьми, мысли о негативных последствиях их поступка для окружающих. Лица с низкими регуляторными возможностями, напротив, часто оказываются не в состоянии затормозить возникающие самодеструктивные побуждения и импульсивно реализуют их в своем поведении.

Таким образом, анализ способности к произвольному контролю и регуляции человеком своего поведения имеет существенное значение при оценке риска возникновения суицидального поведения.

1.3. Этапы суицидального поведения

В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальный этап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап — в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом (рис. 1).

Стрессовая ситуация

Состояние психической дезадаптации

Возникновение суицидальных мыслей

Принятие решения, планирование и подготовка суицида

Реализация суицида

Лечение и реабилита- ция

Личность, предраспо-ложенная к суицидаль-ным реакциям

Предсуицидальный этап

Период реализации суицидальных намерений

Постсуици-дальный период

Рис.1. Этапы суицидального поведения

Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде. Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболее приемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательное осуществление суицидальных действий. Наконец, постсуицидальный период охватывает промежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки.

Необходимо отметить, что суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются признаки предрасположенности к суицидальному реагированию.

Предрасположенная личность попадает под воздействие психотравмирующей ситуации или целого ряда психотравмирующих факторов. Обычно в качестве психотравмирующих ситуаций, способствующих суицидальному поведению, выступают ситуации социального отвержения (разрыв отношений с близким человеком), утраты (смерть близкого человека) и ситуации, связанные с невозможностью соответствовать собственным высоким стандартам (например, потеря работы, выход на пенсию и, как следствие, снижение социоэкономического статуса).

В качестве реакции на психотравмирующую ситуацию у индивида развивается состояние психической дезадаптации. Как пишет известный отечественный суицидолог А.Г.Амбрумова, суицидальное поведение возникает в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого межличностного или внутриличностного конфликта. При этом у разных личностей возникающее дезадаптивное состояние может принимать различные формы. У одних в психотравмирующей ситуации преобладают переживания безысходности и тоски, у других — растерянности и тревоги, у третьих — гнева и отчаяния. По мере того как психотравмирующая ситуация не находит разрешения, состояние психической дезадаптации продолжает усиливаться и нарастать. На высоте болезненных переживаний у индивида появляются суицидальные мысли, которые носят сначала пассивный, затем активный характер, когда он начинает активно обдумывать возможность суицида как способа избавления от невыносимых переживаний, выхода из сложившейся психотравмирующей ситуации.

Предсуицидальный период, когда человек вынашивает идеи о самоубийстве, может иметь различную длительность, что определяется как динамикой самой психотравмирующей ситуации, так и личностными особенностями суицидента. Вместе с тем, конкретное время совершения суицида определяется поводом — событием, действующим в качестве «последней капли», под влиянием которого пациент принимает решение покончить с собой. Иногда в качестве повода выступают определенные даты, например день св. Валентина, 8 марта, Новый год, день смерти близкого человека.

С принятием решения о самоубийстве заканчивается предсуицидальный этап и начинается этап реализации суицидальных намерений. На этом этапе суицидент осуществляет планирование предстоящих действий, выбирает подходящий способ самоубийства, обдумывает наилучшее место и время для самоубийства. В предвосхищении суицида он совершает необходимые действия, например, прощается с близкими (которые обычно не догадываются о его намерениях), отдает долги, пишет предсмертную записку и после этого реализует суицид.

Необходимо отметить, что приведенное описание этапов суицидального поведения в известной степени носит условный характер, поскольку длительность каждого из этапов и их клинико-психологические характеристики существенно различаются у разных лиц. У одних суицидентов предсуицидальный этап и этап реализации суицида носят достаточно длительный, развернутый характер, в то время как у других они протекают в свернутой, редуцированной форме.

В целом можно говорить о том, что в картине конкретного суицидального акта, как в зеркале, отражается личность суицидента. Как пишет американский суицидолог Э.Шнейдман, в суицидальном поведении «свойственные людям черты проступают даже в большей степени, чем обычно». Рассмотрим особенности суицидального поведения лиц с некоторыми типами акцентуаций характера.

Лица с тревожно-мнительными чертами вследствие своей нерешительности постоянно испытывают мучительные колебания и сомнения. В какой-то момент они решают покончить с собой, затем откладывают свое решение, затем снова приходят к выводу, что жизнь невыносима, лучше умереть. Подобные лица отмечают, что, даже приняв твердое решение покончить с собой, они долго не могут «настроиться», «заставить себя» совершить суицидальные действия, так как испытывают страх, «не хватает силы воли совершить самоубийство». В результате предсуицидальный период и период реализации суицидальных намерений могут растягиваться на длительный срок. В течение всего этого времени лица с тревожно-мнительными чертами остаются крайне чувствительными к внешним воздействиям. Любое, самое незначительное событие может либо подтолкнуть к суицидальным действиям, либо побудить отложить их. Часто подобные индивиды отмечают, что, если бы прошло какое-то время или кто-либо помешал им, суицида не было бы. Иногда, напротив, незначительный повод является решающим.

В период реализации суицида поведение лиц с тревожно-мнительными чертами носит хаотичный, нецеленаправленный характер. Любая мысль о том, что предстоит сделать, вызывает чувства тревоги и страха. С одной стороны, невыносимо жить, с другой стороны — страшно подумать о предстоящей смерти. Некоторые лица вплоть до последнего момента избегают думать о конечной цели своих действий.

Интерес вызывает факт, что многие лица с тревожно-мнительными чертами пишут предсмертные записки не до, а после осуществления суицидального акта, поскольку до последнего момента не знают, хватит ли им «силы воли» его совершить. В качестве способа самоубийства чаще используется отравление лекарственными препаратами, так как этот метод требует для своей реализации меньших волевых усилий и вызывает меньший страх.

Иная картина суицидального поведения наблюдается у лиц с эмоционально ригидными (застревающими) чертами. До момента принятия решения подобные лица обычно переживают внутреннюю борьбу: с одной стороны, возникают суицидальные мысли и побуждения, с другой стороны, всплывают мысли о родных и семье, удерживающие от совершения суицида. Однако после принятия решения о смерти, которая рассматривается как единственный выход из психотравмирующей ситуации и способ избавления от душевной боли, борьба мотивов исчезает. Пациенты внешне успокаиваются и полностью настраиваются на выполнение предстоящей задачи. В литературе этот момент характеризуют как период «зловещего успокоения» после предшествующего беспокойства и отчаяния. Если до принятия решения пациенты были относительно восприимчивы к внешним воздействиям, то после принятия решения влияние внешних воздействий на их поведение становится незначительным. Сами пациенты отмечают, что не привыкли отступать от принятого решения, если уж решение «сидит в голове», то они «идут до конца». В связи с этим поведение подобных лиц в период подготовки к суициду приобретает полностью целенаправленный характер. Такие индивиды тщательно планируют предстоящий суицид, учитывают возможные факторы, могущие помешать осуществлению задуманного, обдумывают наиболее подходящие способы самоубийства. Время совершения суицида определяется только наступлением благоприятных внешних условий. Этим объясняется факт, что общая длительность периода между принятием решения и реализацией суицида у большинства личностей подобного типа не превышает нескольких суток. Вследствие повышенной ригидности эмоциональных и когнитивных процессов состояние «суицидальной настроенности» у лиц данного типа может сохраняться в течение длительного времени после неудавшейся попытки самоубийства.

Наконец, у личностей с возбудимыми и импульсивными чертами промежуток времени от возникновения мыслей о суициде до их реализации является минимальным. На вопрос, планировали ли они свои действия, знали ли за час, полчаса, что совершат суицид, подобные лица дают отрицательные ответы («Все произошло внезапно, не успел ни о чем подумать»). Обычно вслед за поводом, в качестве которого чаще выступает ссора с окружающими, сразу же следует аутоагрессивная реакция. Суицидальные действия не планируются и не обдумываются. В качестве средств самоповреждения используется все, что попадается под руку, — ножи, бритвы, лекарственные препараты. Так, один из пациентов, находясь в состоянии возбуждения, преднамеренно разбил очки и нанес себе порезы осколками стекла. В связи с непредсказуемостью подобных реакций их иногда характеризуют как реакции короткого замыкания.

Личности с возбудимыми и импульсивными чертами нередко совершают аутоагрессивные действия, находясь в состоянии алкогольного опьянения. При этом характерно, что до начала алкоголизации они, как правило, не имеют намерений причинить себе вред (в отличие от тревожно-мнительных лиц, которые иногда перед суицидальной попыткой принимают небольшие дозы алкоголя, «чтобы было легче решиться на суицид»). Личности данного типа редко сообщают о наличии суицидальных мыслей и переживаний. Они страдают не от мыслей, а от агрессивных и аутоагрессивных побуждений, которые, вследствие повышенной импульсивности данных лиц, могут легко реализоваться в поведении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа 57-й ежегодной научно-методической конференции преподавателей и студентов «университетская наука региону»

    Программа
    2. АГИБОВА И.М., д-р пед. наук. Применение интерактивных методов обучения в процессе методической подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
  2. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  3. Общая характеристика общеобразовательного учреждения…

    Реферат
    Цель настоящего доклада – довести до общественности информацию о деятельности ГОУ НПО ПУ №5, дать оценку выполнения задач и определить приоритетные направления развития образовательного учреждения.
  4. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.
  5. Исторический факультет (2)

    Документ
    Побегуц К.В. 2 к. Принципы включения археологических объектов в туристическо-рекреационную структуру Алтайского края. Науч. рук. Кунгуров А.Л., к. и. н.

Другие похожие документы..