Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наблюдения физиологов, психологов, педагогов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) де...полностью>>
'Документ'
Старый наш плотник - "филЈнщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап кап кап Вот она! Я смотрю на...полностью>>
'Сказка'
В одном старом доме жил был Лифт. Каждый день он работал до устали, хотя в его распоряжении было всего четыре этажа. У Лифта был ровный, спокойный хар...полностью>>
'Документ'
Всемирное хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, тесно связанных между собой экономическими отношениями, возникшими на основе Международн...полностью>>

1. Типы рыночных структур

Главная > Реферат #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1. Типы рыночных структур…………………………………………………...3

2. Совершенная конкуренция………………………………………………….3

- типы конкуренции…………………………………………………………..5

- характерные черты модели………………………………………………...8

- поведение фирмы в краткосрочном периоде…………………………….11

- поведение фирмы в долговременном периоде…………………………...13

- положительные и отрицательные стороны конкуренции……………….15

3. Модель рынка чистой монополии………………………………………....16

- теория монопольной цены и оптимизации выпуска монополии……….17

- барьеры для вступления в отрасль………………………………………..19

- виды монополий……………………………………………………………23

- формы монопольных объединений……………………………………….24

4. Антимонопольное регулирование………………………………………....27

Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………35

Введение

Когда я выбирала тему курсовой работы, я, прежде, всего, основывалась на том, что нельзя быть хорошим специалистом в сфере экономики, не зная самого главного в ней – основ рынка. И я решила разобраться в этой проблеме, рассмотрев в своей работе две основные крайности рынка – монополию и конкуренцию. Это тема тем интереснее, что практически каждый день мы, так или иначе, сталкиваемся с проявлением конкуренции: конкуренция при устройстве на работу; и монополии: обладание исключительным правом на плоды своей умственной или физической деятельности.

Всё это, так или иначе, связано с рынком. И для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляют конкуренция и монополия, необходимо, прежде всего, уяснить: что же такое рынок.

Возникновение рынка связано с неолитической революцией, которая произошла приблизительно 10 тысяч лет назад и привела к возникновению экономики, а затем и рынка. Первоначально под рынком понималась какая-либо небольшая территория, на которой происходил обмен полезными продуктами. Это были местные рынки, окруженные ремесленными мастерскими и другими зданиями, которые назывались торговыми площадями.

Постепенно начал образовываться национальный рынок. С переходом к индустриальной стадии производства местный рынок перестал удовлетворять запросы товаропроизводителей и покупателей и начал образовываться рынок в пределах одной страны.

В настоящее время наряду с местными и национальными рынками существует мировой рынок, который охватывает все страны и континенты.

1. Типы рыночныхструктур

В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную и несовершенную конкуренцию, включающую в себя три рыночных модели:

1. Модель рынка чистой монополии. Представляет вариант полностью монополизированного рынка, когда данный продукт производит и реализует одна единственная фирма. По сути, здесь конкуренция как таковая отсутствует.

2. Модель рынка олигополии. Рассматривает рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм, вступающих в различные виды сговора между собой. На этом рынке идёт конкурентная борьба, но между монополиями, образуя своеобразные формы этой борьбы, включая так называемую ценовую конкуренцию.

3. Модель рынка монополистической конкуренции. На этом рынке функционируют предприятия, имеющие оптимальные масштабы производства, а их количество таково, что создаётся возможность для практической реализации главных принципов совершенной конкуренции.

О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, делающим для нас более понятным процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования рыночной модели. Совершенная конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).

2. Совершенная конкуренция

Модель рынка чистой конкуренции разработана А.Маршаллом. В её основе лежит идея автоматического функционирования рыночного механизма, та самая идея "невидимой руки", которую впервые как целостную систему выработал А.Смит. Все участники рынка руководствуются исключительно своими личными, эгоистическими интересами. Однако реализовать свои интересы они могут лишь при условии, что их контрагенты также найдут способ удовлетворения своих интересов. Результатом столкновения этих интересов и будет рыночное равновесие.

Модель рынка совершенной конкуренции является прекрасной основой для анализа механизма рынка, ценовой конкуренции в их чистом виде.

Конкуренция (от латинского «concurrere» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.

Конкуренция — это не просто соперничество за более прибыльное приложе­ние капитала. Это, как пишет Фридрих фон Хайек, «процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми». Как выяснить, что сегодня нужнее потреби­телю, как лучше, с меньшими затратами решить проблемы удовлетворения по­требностей людей? Это позволяет сделать конкуренция. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые техно­логии, новые потребности.

Конкуренция - это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочён и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху лишь в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем са­мым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Побудительной причиной конкуренции служит комплекс непременных условий развития рынка:

1) основные параметры состояния рынка:

- число продавцов;

- барьеры входа и выхода из рынка;

- независимость субъектов рынка друг от друга;

- возможность товаровладельца устанавливать рыночную цену.

2) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определённого вида;

3) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса и предложения;

Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание – экономический закон рыночного хозяйства.

Типы конкуренции:

1) функциональная – конкуренция определённого товара;

2) видовая (по цене и качеству);

3) межфирменная (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевая и межотраслевая.

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах - внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

- повышение качества продукции;

- снижение цен;

- реклама;

- развитие до- и послепродажного обслуживания;

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

- подделка продукции конкурента;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- махинации с деловой отчётностью;

- валютные махинации;

- сокрытие дефектов.

Конкуренция может быть ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Крупные фирмы могут себе позволить на некоторое время вообще оказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов симулирования сбыта. Ниже приведены некоторые методы и способы, которые используют компании при неценовой конкуренции:

а) компании могут давать товару оригинальное фирменное наименование и рекламировать его;

б) фирмы могут использовать привлекательную упаковку;

в) рестораны и другие организации, предоставляющие услуги, могут вводить лучшую систему обслуживания;

г) магазины розничной торговли украшают свои помещения, чтобы последние привлекали покупателей;

д) организации могут в определённые дни вместе с покупкой товара давать к нему в придачу какой-нибудь подарок, специальные заказы или наборы, разыгрывать лотереи по номерам чеков;

е) многие объединения и особенно фирмы, торгующие недвижимостью, могут предлагать более выгодные и простые условия покупки в рассрочку. Таковы наиболее часто встречающиеся способы неценовой конкуренции.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею.

Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются пять конкурентных сил:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкуренто­способных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера является концептуальным средст­вом для формулирования и диагностики принципиальных структурных схем кон­курентных сил. Использование этой модели - действительно простой путь пони­мания сложной проблемы.

Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функ­ционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические еди­ницы.

Совершенная конкуренция имеет ряд характерных признаков:

1) наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером могут послужить рынки сельскохозяйственных товаров.

2) конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции или рекламе. Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника главным образом методом ценовой конкуренции (сбивания цен).

3) отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния.

4) новые фирмы могут свободно входить, а существующие – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и др., которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Проанализируем рынок чистой конкуренции во взаимосвязи с ценой спроса. Как известно, цена на рынке определённого продукта устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей. Общее состояние спроса находит своё выражение в том, что кривая общего (отраслевого) спроса обладает эластичностью по цене. Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, что указывает на зависимость объёмов производства от цены, устанавливаемой в результате конкуренции всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

Рис.1 Кривые отраслевого спроса и спроса отдельного предприятия

На рисунке 1 представлены две кривые спроса. Одна из них Dотрасл выражает зависимость изменения величины общего спроса от динамики цен на отдельном отраслевом рынке, другая кривая Dпредпр представляет совершенную эластичность спроса на данный вид продукции для отдельно взятого предприятия. Горизонтальное положение данной кривой указывает на отсутствие возможности у отдельного предприятия влиять на изменение рыночной цены. Данное обстоятельство вызвано тем, что, сколько бы ни расширяло предприятие выпуск продукции, его доля на рынке остаётся недостаточной для того, чтобы повлиять на цену, вызвать её изменение. Поэтому и кривая спроса, располагаясь горизонтально, свидетельствует о том, что цена спроса для предприятия является постоянной и заданной рынком величиной

В положении фирмы на чистоконкурентном рынке имеются уникальные особенности: здесь цена постоянна и потому всегда равна среднему доходу и предельному доходу, т.е.

P = AR = MR,

где AR = TR/Q, MR = ∆TR/∆Q.

Поскольку цена (P) фиксирует кривую спроса (D), то в модели чистой конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, спрос равен цене, т.е.

P = D = AR = MR.

Такое равенство присуще только модели чистоконкурентного рынка.

Равновесие чистоконкурентной фирмы рассматривается в двух вариантах:

1. Краткосрочный период. Здесь сравнение идёт по следующим двум способам:

а) сравнение валового дохода (TR) и общих издержек (ТС). Этот метод показывает, что фирма может продолжать функционировать, если:

- валовой доход больше общих издержек (TR > TC), т.е. фирма имеет экономическую прибыль;

- валовой доход равен общим издержкам (TR = TC), т.е. фирма полностью возвращает свои затраты как внешних, так и внутренних издержек производства, включая нормальную прибыль;

- убыток меньше постоянных валовых издержек.

б) сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Этот метод позволяет показать механизм оптимизации валового дохода и выпуска и даёт оценку эффективности фирм. Для чистоконкурентной фирмы, где предельный доход равен цене (MR = P), этот метод сравнения означает сравнение цены и предельных издержек.

Известно, что фирма стремится не просто к увеличению валового дохода, а к увеличению экономической прибыли как разницы между валовым доходом и общими издержками (EP = TR - TC). Понятно также, что для этого цена должна быть выше затрат на производство каждой единицы выпуска, т.е. цена должна быть больше, чем средние общие издержки (P > ATC).

Динамика средних общих издержек (ATC) подчиняется динамике предельных издержек (MC), т.е. затрат, связанных с выпуском ещё одной дополнительной единицы продукции. Пока выпуск дополнительных единиц продукции или пока расширение производства обходится дешевле, чем существующие цены, а средние общие издержки убывают, до тех пор масса экономической прибыли будет увеличиваться. Но как только затраты на расширение производства превысят уровень цены, масса получаемой экономической прибыли начнёт сокращаться.

Отсюда формулируется одно из самых фундаментальных положений микроэкономики: условием максимизации массы прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек, т.е. MR = MC.

Если MC < MR, экономическая прибыль получается, но сумма её меньше максимально возможной величины. Если MC > MR, то масса экономической прибыли также меньше максимально возможной величины вплоть до её исчезновения и превращения в отрицательную величину.

Равенство MR = MC является точным ориентиром максимизации массы прибыли для фирм, функционирующих в любых рыночных структурах. Особенность чистоконкурентного рынка лишь в том, что здесь предельный доход равен цене и потому данное основополагающее правило максимизации прибыли в условиях свободной конкуренции включает равенство предельного дохода, предельных издержек и цены: MR = MC = P.

Рис.2 Сопоставление предельного дохода и предельных издержек

При высокой цене Р1 имеется экономическая прибыль как разница между ценой (Р) и средними общими издержками (АТС). Границами являются точки равенства цены и средних общих издержек (Р = АТС), т.е. точки А и В. Отрезок АВ показывает прибыль, получаемую фирмой. Равенство предельных издержек и средних общих издержек (МС = АТС), т.е. точка С, показывает максимум экономической прибыли в расчёте на единицу выпуска. Сумма прибыли растёт до тех пор, пока она не сравняется с ценой. Максимум прибыли – К – достигается при равенстве предельных издержек с ценой и предельным доходом. Отрезок кривой МС выше точки N – точки пересечения МС с АVС принято называть кривой предложения фирмы.

2. Долговременный период. Совершенная конкуренция помогает распре-делить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. А так как MR = MC, а AR = P, то P = AR = MR. Фирма максимизирует прибыль в точке касания кривых предельной выручки MR и предельных издержек MC. Это означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не сравняются с ценой, по которой его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

Основным критерием оценки эффективного или неэффективного действия является критерий Калдора-Хикса, согласно которому экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

Рис.3 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (рис.3). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AТC > P), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирма вынуждена была бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были бы ниже кривой спроса и соответственно цены (AТC < P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса, и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свёл бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создаёт ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Итак, в долговременном периоде равновесная цена чистоконкурентной фирмы равняется минимуму средних общих издержек, т.е. Pч/к = min ATC, где Pч/к - равновесная цена чистоконкурентной фирмы в долговременном периоде.

Одновременно эта цена (Р) равняется предельному доходу (MR) и среднему доходу (AR), т.е. Рч/к = MR = min ATC.

Этим выясняется ещё одно фундаментальное положение теории совершенной конкуренции: границей эффективности чистоконкурентной фирмы является получение нормальной прибыли при отсутствии экономической прибыли. Это - низшая граница эффективности чистоконкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Теперь выясняется, что это и высшая её граница, а точнее - нормальная граница эффективности чистоконкурентной фирмы в долговременном периоде.

Положительные и отрицательные стороны конкуренции. Лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек обозначил такую положительную сторону конкуренции, как способность к вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращению диктата производителей по отношению к потребителю. Однако с конкуренцией связаны такие негативные стороны её проявления, как разорение, обнищание определённой части населения, безработица, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть чётко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д. Чистая конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

Также совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономический независимости, с другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведёт к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Рыночные структуры»

    Документ
    Понятие конкуренции, виды. Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции. Однородный и дифференцированный продукт. Ценовая и неценовая конкуренция.
  2. А рыночная структура, немногочисленны и более реалистичны по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции или монополии

    Лекция
    Допущения, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны и более реалистичны по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции или монополии.
  3. Эволюция естественно-монопольных структур в условиях рыночных трансформаций

    Диссертация
    Защита состоится «24» декабря 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.13 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. I. Издержки их сущность, структура и классификация

    Реферат
    Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахер­ские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую дея­тельность.
  5. Концепция рыночного равновесия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Законы спроса и предложения

    Закон
    Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства.

Другие похожие документы..