Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
-У вас было домашнее задание: подумать и сформулировать тему урока по обобщению знаний о наречии. Слушаю вас. (Варианты тем: «Удивительное наречие» и ...полностью>>
'Документ'
Для северных регионов России характерны резкий континентальный климат с большими перепадами теплых и холодных температур, дефицит витаминов, дисбалан...полностью>>
'Диплом'
Неплатежеспособность, поразившая в последнее время отечественную банковскую систему, явилась следствием многих причин. Одна из них заключается в недо...полностью>>
'Документ'
В день спектакля в театре должны быть развешаны несколько типичных для нашего времени предупреждений о бдительности, подозрительных сумках, поясах ша...полностью>>

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной среде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В экспериментальной рабочей программе был введен курсовой проект, представляющий собой небольшое научное исследование – часть главы дипломного проекта.

Методика подготовки будущих педагогов профессионального обучения к преподаванию курса «Безопасность жизнедеятельности» включала:

- систему проблемных методов обучения (проблемного изложения, эвристический и исследовательский);

- виды занятий: проблемная лекция, самостоятельная работа при консультативной помощи преподавателя, семинар (практическое занятие), лабораторная работа

- комплекс методического обеспечения, содержащий авторские средства обучения: систему структурно-логических схем, опорные конспекты и задания для самостоятельной работы студентов и выполнения курсового проекта.

Алгоритм системы занятий был следующим: вначале формировалась подсистема методов и средств обучения, адекватная условиям дидактической задачи учения, а затем эту подсистему мы реализовывали в формах обучения. Для каждой темы определялась своя структура занятия, состав группы обучающихся, место проведения, продолжительность и оснащение занятий.

При чтении проблемных лекций использовался раздаточный печатный материал. Использование опорного конспекта на бумажном носителе и структурно-логической схемы в сочетании с основными тези­сами лекции, вынесенными на экран (электронный опорный конспект) и выделенными на доске, позволяли исключить традиционное информационно-рецептивное перечис­ление выводов. Ключе­вые теоретические положения и практически важные результаты, изложенные в основной части лекции, приобретали для обучающихся диалектически единый смысл, становились основой для формирования умений на рабочих этапах обучения.

Электронный опорный конспект (ЭОК) использовался преподавателем на лекциях. Каждый из его кадров был построен по определенному сценарию, который при необходимости довольно просто можно было изменить или дополнить. Кадры ЭОК служили созданию проблемных ситуаций, вызывающих активную мыслительную деятельность обучающихся в ходе рассмотрения основных вопросов лекции, наглядно представляли сущность изучаемых процессов. Электронный опорный конспект обучающиеся использовали в период самостоятельной работы над теоретическим материалом, для получения справок при решении типовых задач, для подготовки к практическим и лабораторным занятиям. Студентам разрешалось использовать конспект в качестве сокращенной системы опор при самостоятельном воспроизведении содержания.

Семинары проводились для формирования у обучающихся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Использовались три формы проведения семинара: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.

В качестве текущего контроля использовались тестирование, контрольные работы, лабораторные работы. Итоговый контроль включал в себя зачет и защиту курсового проекта. Оценкой эффективности обучения служила практическая реализация полученных знаний, в ходе подготовки и защиты курсового проекта.

По каждой теме курса были разработаны тестовые задания различной сложности, что позволило составить полный комплект тестов для каждого из четырех уровней усвоения элементов содержания. Если студент усвоил не менее 70% дидактических единиц содержания, то его знания соответствовали «высокому» уровню, и его тестирование на этом заканчивалось. В противном случае, проверялись уровни «выше среднего» и «средний». В результате было установлено (рис. 3), что:

- усвоение темы на «низком» уровне в экспериментальных группах значительно снизилось 22,6% против 38,7%;

- и в экспериментальных, и в контрольных группах наибольшее число студентов усвоили темы на уровне «выше среднего», в экспериментальных группах таких студентов на 9,5% больше;

- в экспериментальных группах повысилось число студентов, усвоивших содержание на «высоком» уровне – 12,9% против 2,4%.

Рис. 3. Результаты освоения курса БЖД

Навыки творческой работы студенты использовали при подготовке раздела дипломного проекта, посвященного вопросам БЖД (для педагогов профессионального обучения этот раздел включал проблематику охраны труда). Из выполненных педагогами профессионального обучения 34 дипломных работ инженерной и педагогической проблематики оценку «5» получили 52%, оценку «4» - 37%.

По результатам тестирования, проводимого Центром тестирования профессионального образования, и Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, студенты экспериментальной группы, обучающиеся по специальности педагог профессионального обучения, выполнили 82% заданий.

Результаты педагогического эксперимента обобщены в таблице 3. Было установлено, что в экспериментальных группах полученные значения по всем критериям выше, чем в контрольных:

- мотивационный критерий – в экспериментальных группах значительно преобладают студенты с уровнем «выше среднего» (43,7%), а в контрольных – со «средним» (47,9%);

- когнитивные критерии – при общем преобладании студентов с уровнем «выше среднего» (62,1% в экспериментальных группах против 53,6% в контрольных по «знанию теории», 55,3% против 44,7% по «знанию алгоритма»), в экспериментальных группах значимо выше количество студентов с «высоким» уровнем подготовки (12,9%, 13,2%) и значительно ниже – с «низким» уровнем (2,4%, 5,7%);

- деятельностные критерии – в контрольных группах нет студентов, вышедших на уровни «выше среднего» и «высокий», студенты с «низким» уровнем подготовки составляют явное большинство (96,2% по «творческим умениям» и 74,5% по «опыту безопасного поведения»). Совершенно иная картина в экспериментальных группах: по показателю «умение действовать по алгоритму» преобладают студенты с уровнем «выше среднего» (51,5%), тогда как в контрольных группах студентов с уровнями «средний» и «выше среднего» примерно одинаковое количество (41,5% и 40,3%); по «творческим умениям» – студентов с «низким» уровнем подготовки все еще большинство (81,1%), но значительное их количество (11,7%) вышли на «средний» уровень и некоторые студенты сумели достичь «выше среднего» (4,8%) и даже «высокого» уровня (2,4%); по «опыту безопасного поведения» преобладают студенты «низкого» уровня подготовки (54,1% против 25,5% в контрольных группах), значительное число студентов достигли уровня «выше среднего» (15,5%), на «высоком» уровне находятся 4,8% студентов.

Таблица 3.

Критерии

До эксперимента (%)

После эксперимента (%)

контр. группы

экспер. группы

контр. группы

экспер.

группы

Мотивационный

1 (низкий) уровень

59,8

65,3

19,3

5,7

2 (средний) уровень

27,6

28,5

47,9

25,8

3 (выше среднего) уровень

12,6

6,0

22,6

43,7

4 (высокий) уровень

-

-

10,2

24,8

Когнитивные:

знание теории

1 (низкий) уровень

78,0

84,1

5,3

2,4

2 (средний) уровень

15,5

10,7

38,7

22,6

3 (выше среднего) уровень

6,5

5,2

53,6

62,1

4 (высокий) уровень

-

-

2,4

12,9

знание алгоритма

1 (низкий) уровень

32,1

43,5

10,9

5,7

2 (средний) уровень

66,9

56,5

41,3

25,8

3 (выше среднего) уровень

-

-

44,7

55,3

4 (высокий) уровень

-

-

3,1

13,2

Деятельностные:

умение действовать по алгоритму

1 (низкий) уровень

18,8

24,5

15,8

2,4

2 (средний) уровень

81,2

75,5

41,5

35,9

3 (выше среднего) уровень

-

-

40,3

51,5

4 (высокий) уровень

-

-

2,4

10,2

творческие умения

1 (низкий) уровень

100

100

96,2

81,1

2 (средний) уровень

-

-

4,8

11,7

3 (выше среднего) уровень

-

-

-

4,8

4 (высокий) уровень

-

-

-

2,4

опыт безопасного поведения

1 (низкий) уровень

100

100

74,5

28,3

2 (средний) уровень

-

-

25,5

51,4

3 (выше среднего) уровень

-

-

-

15,5

4 (высокий) уровень

-

-

-

4,8

Таким образом, реализация разработанной нами модели процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области безопасности жизнедеятельности обеспечила заданный результат – профессиональную компетентность будущего специалиста.

В «Заключении» подведены общие итоги и результаты исследования:

  1. уточнена сущность и выявлены особенности подготовки специалистов профессионального образования в сфере безопасности жизнедеятельности человека в производственной среде, с одной стороны, как процесса подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности по конкретной профессии; с другой стороны, как результата - самостоятельной системы профессионально-педагогических компетенций;

  2. разработана модель процесса подготовки специалистов профессионального образования в сфере безопасности жизнедеятельности в производственной среде, которая включает:

- диагностируемую цель (подготовка будущего педагога профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной среде);

- задачи (овладение предметно-специализированными компетенциями; овладение методикой обучения в области БЖД; формирование социальной ответственности за производственную безопасность);

- функции (обучающая, воспитательная, развивающая);

- принципы (общие педагогические: гуманизация, непрерывность, целостность, комплексность и др.);

- условия реализации (структурирование содержания преподавания БЖД, разработка методики подготовки педагога профессионального обучения в области БЖД, оценка качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области БЖД);

- критерии (мотивационный, когнитивный, личностный, деятельностный);

- результаты (компетентность педагога профессионального обучения в области безопасности жизнедеятельности).

  1. усовершенствовано содержание обучения для специальности педагог профессионального обучения: учтены межтемные структурно-логических связи; структурированы элементы содержания учебного материала в соответствии заданными уровнями обученности;

  2. разработана методика подготовки будущих педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности слушателей: определены методы (ведущий – проблемный метод, дополнительный – информационно-рецептивный при использовании основ исследовательского метода), формы обучения (проблемные лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа при консультативной помощи преподавателя), формы контроля и самоконтроля знаний и умений (самостоятельная работа, выполнение курсовых проектов), а также разработан комплекс дидактических средств реализации предложенной методики, включающий: обучающие алгоритмы дисциплины, опорные конспекты и задания для самостоятельной работы студентов;

  3. выявлены критерии и показатели уровней усвоения студентами курса БЖД в производственной среде: мотивационные (сформированное положительное отношение к предмету, обучающимся, проявление самостоятельности в принятии решений, мобильности, инициативности); когнитивные (теоретические знания, знания алгоритмов); деятельностные (умения действовать по алгоритму, творческие умения, самостоятельные умения, действия, поступки, опыт безопасного поведения);

  4. статистический анализ результатов педагогического эксперимента показал значимое различие в уровнях усвоения содержания дисциплины в контрольных и экспериментальных группах в пользу последних.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Дальнейшие исследования изучения процесса подготовки будущего педагога профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности могут быть посвящены поиску перспективных направлений по повышению компетентности специалиста в области БЖД: на основе интенсификации профессионально-педагогической деятельности специалиста и создания информационных медиа-технологий подготовки и оценки результатов.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в рецензируемых журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

      1. Лукашина Г.В. Преподавание курса «Безопасность жизнедеятельности» в вузе для будущих педагогов профессионального обучения [Текст] / Лукашина Г.В. // Образование и саморазвитие.-2008.-№ 4(10).- с. 45-50.

      2. Лукашина Г.В. Проектирование интенсивного информатизированного обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Лукашина Г.В. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика».- № 1.-М.: Изд-во МГОУ, 2009.- с. 58-62

Учебно-методические пособия:

      1. Лукашина Г.В. Паспорт опасности отходов. Определение класса опасности отходов: Учебное пособие [Текст] / Рязанцева А.В., Лукашина Г.В. – Москва: МГИУ, 2006. – с., авторский текст - с.

      2. Лукашина Г.В. Прогнозирование масштабов заражения аварийно-химически опасными веществами при техногенных авариях на химически опасных объектах и транспорте: Методические указания к практической работе [Текст] / Заломнова О.Н., Лукашина Г.В. – Москва: МГИУ, 2007. – с., авторский текст - с.

      3. Лукашина Г.В. Обеспечение пожарной безопасности производственных зданий: Учебное пособие [Текст] / Рязанцева А.В., Лукашина Г.В. – Москва: МГИУ, 2007. – с., авторский текст - с.

      4. Лукашина Г.В. Расчет циклонных и других аппаратов очистки: Методические указания для проведения практических занятий [Текст] / Рязанцева А.В., Лукашина Г.В., Осипов Е.А. – Москва: МГИУ, 2008. – с., авторский текст - с.

      5. Лукашина Г.В. Охрана труда: Методические указания по выполнению курсового проекта [Текст] / Лукашина Г.В. – Москва: МГИУ, 2008. – с.

      6. Лукашина Г.В. Глобальное изменение климата: Учебно-методическое пособие [Текст] / Рязанцева А.В., Лукашина Г.В. – Москва: МГИУ, 2008. – с., авторский текст - с.

      7. Лукашина Г.В. Экологические проблемы охраны водных ресурсов России: Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий [Текст] / Рязанцева А.В., Лукашина Г.В., Заломнова О.Н., Чверткин Н.С. – Москва: МГИУ, 2008. – с., авторский текст - с.

      8. Лукашина Г.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050501.15(030500.15) cпециализация 02  «Профессиональное обучение (Автомобили и автомобильное хозяйство)»

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и конференций:

      1. Е.А. Резчиков, Г.В. Лукашина Особенности преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 030500.15 – профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство) [Текст] / Е.А. Резчиков, Г.В. Лукашина // Производство. Технология. Экология. Сборник научных трудов №8 в 3-х тт. Том 3: материалы международной конференции «ПРОТЭК'05». - М.: «Янус-К», 2005. - с. 599-600.

      2. Т.В. Красюк, А.Л. Воронина, Г.В. Лукашина, Л.В. Шамина Общие дидактические принципы создания компьютеризированных учебников [Текст] / Т.В. Красюк, А.Л. Воронина, Г.В. Лукашина, Л.В. Шамина // Актуальные проблемы технических, экономических, юридических и социальных наук.: Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых МГИУ Ч.II.-М.: МГИУ, 2005.- с. 187-192.

      3. Т.В. Красюк, Г.В. Лукашина Особенности проблемной лекции для педагогов профессионального обучения [Текст] / Т.В. Красюк, Г.В. Лукашина// Актуальные проблемы технических, экономических, юридических и социальных наук.: Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых МГИУ Ч.II.-М.: МГИУ, 2005.- с. 192-199.

      4. Г.В. Лукашина Педагогический проект предметного обучения в системе инновационных технологий [Текст] / Г.В. Лукашина // Альманах гуманитарных исследований. №4. - М.: МГИУ, 2007. – с. 250-257.

      5. Г.В. Лукашина Особенности усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в условиях лабораторных занятий [Текст] / Г.В. Лукашина // Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов: материалы VII Международной научно-практической конференции.- М.:МГИУ., 2007.- с. 398-401.

      6. Г.В. Лукашина Организационно-содержательная модель предметного обучения (на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») [Текст] / Г.В. Лукашина // Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сборник научных докладов: материалы VII Международной научно-практической конференции.- М.:МГИУ., 2007.- с. 401-404.

      7. Г.В. Лукашина Профессионально-педагогическое образование специалистов профильного обучения молодежи [Текст] / Г.В. Лукашина // Сборник научных докладов: материала научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы предпрофильного и профильного обучения школьников». – М.: ИСМО РАО, 2008. – с. 164-170.

      8. Г.В. Лукашина К вопросу повышения эффективности и интенсификации учебного процесса [Текст] / Г.В. Лукашина // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России:
        сборник науч. ст. и науч.-метод. материалов / отв. ред. Г.С. Голошумова; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т,филиал Урал.гос. экон. ун-та в г. Нижний Тагил, Нижнетагильский торгово-экон.колледж. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2008. - Вып. 2.-331 с.

      9. Г.В. Лукашина Подготовка педагогов профессионального обучения в аспекте изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Г.В. Лукашина // Миссия образования в формирующейся новой экономике: материалы Международной научно-практической конференции, г. Нижний Тагил: Изд-во УрГЭУ, 2008.

      10. Г.В. Лукашина О подготовке педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности в производственной среде [Текст] / Г.В. Лукашина // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых. Сборник трудов 2ой Межвузовской научно-методической конференции – Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШПГУ», 2009. – С.77-81.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  2. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул.
  3. Формирование готовности будущих социальных педагогов к оказанию социально-педагогической поддержки молодой семье 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «12» ноября 2007 года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385 , г.
  4. Педагогические условия организации допрофессиональной физической подготовки оборонно-спортивного профиля в общеобразовательной школе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  5. Формирование готовности к функционально-математическому моделированию при обучении математике студентов технического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Защита состоится 25 ноября 2011 г. в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 307.002.01 при Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота по адресу: г.

Другие похожие документы..