Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Ответственность за экономические преступления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательног...полностью>>
'Документ'
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 967 "Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Бе...полностью>>
'Курсовая'
Дисциплина ”Дорожные машины и производственная база строительства ” является одной из основных в процессе подготовки инженеров путей сообщения для ст...полностью>>
'Документ'
ДП "Укрметртестстандарт" – найпотужніший в Україні орган з оцінки відповідності, що має власну випробувальну базу, визнаний в країнах СНД, Є...полностью>>

Материалы учебно-методического пособия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы учебно-методического пособия

Юридическая Клиника

как форма обучения практическим навыкам юриста

подготовлено Фондом «Социальных Инвестиций» в рамках проекта «Усиление гражданской активности маргинализированных женщин в Российской Федерации» при финансовой поддержке Фонда Демократии ООН (supported by the United Nations Democracy Fund)

Г. О. ТОЛЬЯТТИ, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Клиническое юридическое образование 4-6

  • Что такое клиническое образование.

  • Что подразумевают под Клиническими методами образования,

какие методы преподавания можно назвать клиническими.

  • Как использовать клинические методы образования.

  • Работа в группах (практические занятия)

2. Юридическая Клиника 7-11

  • Раскрытие понятия «Юридическая Клиника».

  • Характерные черты современных юридических клиник

(род деятельности, круг оказываемых услуг,

цели и задачи юридических клиник),

их организационно-правовая форма и структура,

многообразие форм и видов юридических клиник).

  • Работа в группах (практические занятия)

3. Доступ к правосудию и его обеспечение 12-16

  • Доступ к правосудию как правовое понятие

и практика судопроизводства.

  • Ключевые проблемы обеспечения доступа к правосудию.

  • Роль и место юридических клиник

в практике обеспечения доступа к правосудию

для социально незащищенных слоев населения.

  • Основания обращения в Европейский суд по правам человека

4. Практическое применение методов клинического юридического

образования на примере Межвузовской Юридической Клиники

при АНО «Открытая Альтернатива» 17-19

  • Основные цели и задачи Юридической Клиники.

  • Структура и порядок работы в клинике, сферы деятельности

5. Профессиональная этика и роль юриста в обществе 19-27

  • Основные принципы юридической этики.

  • Этика взаимоотношений.

  • О кодексе профессиональной этики адвоката.

  • Работа в группах (практические занятия)

6. Интервьюирование 28-34

  • Что такое интервьюирование.

  • Стадии интервьюирования.

  • Различные аспекты интервьюирования.

  • Типы клиентов.

  • Работа в группах (практические занятия)

7. Психология общения 35-43

  • Психологические основы эффективной коммуникации.

  • Технология установления психологического контакта.

  • Альтернативные способы разрешения конфликтов.

  • Использование примирительных процедур

в деятельности юридических клиник.

  • Работа в группах (практические занятия).

8. Консультирование 44-48

  • В чем состоит роль юриста при оказании помощи клиенту

в принятии решения.

  • Отношения между юристом и клиентом

и различные навыки, повышающие эффективность консультирования.

  • Этапы консультирования.

  • Работа в группах (практические занятия)

9. Анализ дела. Выработка позиции по делу. 49-64

  • Анализ дела как один из профессиональных навыков юриста.

  • Этапы анализа дела.

  • Что такое позиция по делу?

  • Планирование дела и выработка тактики.

  • Работа в группах (практические занятия)

10. Техника юридического письма 65-71

  • Что такое юридическая техника.

  • Юридические документы.

  • Обязательные и факультативные условия юридических документов.

  • Правила составления юридических документов.

  • Работа в группах (практические занятия)

11. Альтернативные способы разрешения конфликтов 72-80

  • Три основных подхода к разрешению споров и конфликтов.

  • Переговоры и Медиация как альтернативные способы

разрешения правовых конфликтов: преимущества и недостатки.

  • Работа в группах (практические занятия)

12. Третейские суды как форма регулирования

экономико-правовыхотношений 81-84

  • Виды и способы третейского разбирательства.

  • Этика третейского разбирательства

ЛИТЕРАТУРА 85

КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На семинаре, прошедшем обсуждалась ситуация, связанная с современным юридическим образованием в России и в г. Тольятти в частности. В ходе обсуждения пришли к выводу, что проблема качества юридического образования волнует как преподавателей, руководителей правозащитных организаций, так и самих студентов – будущих специалистов в области права. Эта проблема связана с тем, что современному юридическому образованию присущ учебный план, перенасыщенный теоретическими дисциплинами и явно недостаточно дисциплин, позволяющих обучать практическим навыкам. Это приводит к тому, что при изучении каждой из дисциплин акцент делается, прежде всего, на предмет, содержание и специфику дисциплины, но это не позволяет в полной мере развивать представления о межпредметных связях в рамках специальности в целом.

Таким образом, выход из этой ситуации видится в поиске и применении таких методов обучения позволили бы наряду с теоретическим перевести обучение еще и в плоскость формирования практических навыков и умений, что расширило бы возможности демонстрации и восприятия междисциплинарных связей.

Одним из таких методов является юридическая клиника. Во время прохождения практики (зачастую в правоохранительных, судебных органах или властных структурах) студенты вместо реальной юридической работы занимались и занимаются преимущественно технической деятельностью – подшивают дела, разносят повестки. Поэтому во многих случаях практика студентов сводится к пассивному наблюдению за деятельностью практикующих юристов.

Опыт клинического обучения юристов имеет широкое распространение в США, в ряде стран Азии и Африки; он признан и начинает внедряться в России некоторых странах Восточной Европы.

В России внедрение клинического компонента в образование юристов было вызвано желанием руководителей вузов и некоммерческих организаций предоставить студентам возможность получить полезную и качественную практику.

Следует заметить, и это немаловажно, что Юридическая клиника это не замена вузовского образования, ее работа основывается на знаниях, полученных в ВУЗах. Клиника - это дополнительная возможность получить практические навыки работы юриста, совершенствовать профессиональные знания.

Участникам семинара было предложено с помощью методики «мозговой штурм» сформулировать своими словами определение клинического юридического образования.

В итоге сформулировали следующее определение:

Клиническое юридическое образование – это «обучение юристов на практике путем погружения в профессию».

Рассматривались такие вопросы, как: цели клинического образования, методы, особенности, принципы, задачи.

Этап становления клинического юридического образования (КЮО) уже пройден. Он был завершен приказом Министерства образования РФ от 30.09.1999г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».

При обсуждении целей клинического юридического образования разделили их на образовательные, социальные и иные.

Образовательные цели:

- соединение юридической науки и преподавания с юридической практикой;

- привитие студентам навыков организации и ведения юридической работы;

- укрепление престижа юридической профессии;

- развитие философии юриста, твердых этических убеждений, понимания гуманности профессии юриста и др.

Социальные:

- оказание юридической помощи малоимущим гражданам;

- создание образовательных программ для отдельных категорий малообеспеченного населения;

- повышение уровня правовой культуры, правосознания и юридической грамотности населения региона и др.

Иные:

- организация и проведение семинаров, конференций и круглых столов по отраслям права;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества клиник, ВУЗов, правозащитных организаций, СМИ.

Рассматривались методы клинического юридического образования.

Клинические методы образования – это методики, которые сейчас принято называть интерактивными, т.е. имеющими повышенный коэффициент полезного действия, более интенсивные. Такие как:

- выработка коллективного решения посредством проведения «мозгового штурма»;

- работа в малых группах;

- ролевые игры и инсценировки;

- встречи с приглашенными преподавателями;

- психологический контракт

- техника разогрева

- анализ реальной проблемной ситуации

- круглый стол

- работа с гипотетическим делом

- ПОПС – формула

- экспертная оценка.

Тренер разъяснила значения методов. Например, метод «мозговой штурм» используется, когда нужно предложить как можно больше вариантов решения проблемы, ответов на вопрос. Как известно, «одна голова – хорошо, а две – лучше». А если голов намного больше, чем две? Каждый видит проблему со своей точки зрения. Поэтому важно попробовать атаковать ее одновременно с разных сторон.

Или, ролевая игра, которая является основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию.

Большой интерес вызвал метод ПОПС - формулы. ПОПС – формула помогает начинающим юристам аргументировать свою позицию в дискуссии, в публичном выступлении. Она используется для обучения тому, как сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме.

Краткое выступление в соответствии с ПОПС формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения)

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).

В ходе рассмотрения методов и практики их применения у участников возник вопрос: «Возможно ли совмещение применения нескольких методов клинического образования на одном семинаре?»

По итогам обсуждения сделали вывод, что ни один из методов клинического юридического образования не обладает достаточным совершенством для решения всех задач, стоящих перед клинической образовательной программой. Любая программа клинического юридического образования должна вести непрерывную самооценку для определения наилучшего способа достижения поставленных ею целей. И совмещение, использование нескольких методик при проведении того или иного семинара лишь повышает его уровень, уровень усвоения предоставляемой информации.

Для наглядности, участникам было предложено применить один из методов – «мозговой штурм». Предметом обсуждения в режиме «мозгового штурма» стала пластмассовая бутылка. Перед участниками была поставлена задача: как можно использовать данный предмет. Согласно правилам проведения мозгового штурма участники предлагали всевозможные предложения по решению предложенного вопроса. На следующем этапе участники семинара обсудили выдвинутые предложения, провели классификацию, выбрали наиболее реалистичные и перспективные идеи.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА

На семинаре рассматривалось понятие «Юридическая клиника».

Юридическая Клиника – это:

  • специальная база обучения, которая позволяет соединить теорию и практику;

  • это средство, при помощи которого студенты могут понять свою будущую работу через опыт;

  • это дополнительная возможность получить практические навыки работы юриста, совершенствовать профессиональные знания.

«Клиника» - этот термин пришел к нам из англоязычной среды, он достаточно условен, ему можно было бы подобрать и более «русифицированный» перевод, скажем, «практический курс».

Положительной особенностью Юридической клиники следует считать овладение студентами началами профессиональной этики, накопление ими опыта работы с социально незащищенными людьми.

Юридическая клиника способствует воспитанию нового поколения юристов, осознающих право в социальном контексте. Клиническое юридическое образование требует наличия юридической клиники как специальной базы обучения и работы с реальным клиентом. И еще раз хочется подчеркнуть, что юридическая клиника – это не замена вузовского образования, ее работа основывается на знаниях, полученных в ВУЗах.

Следующим этапом в рассмотрении данной темы был вопрос организационно-правовой формы (базовой структуры) юридической клиники.

Современная российская практика предлагает следующие варианты организационного оформления юридических клиник:

  1. Юридическая клиника, созданная при участии нескольких вузов;

  2. Межвузовская юридическая клиника, созданная при участии нескольких вузов;

  3. Юридическая клиника, созданная при некоммерческой организации;

  4. Юридическая клиника, действующая при органах власти;

  5. Юридическая клиника, действующая при коллегиях адвокатов, юридических консультациях, юридических фирмах;

  6. другие.

Юридические клиники, созданные на базе юридического вуза (факультета), имеют достаточно существенные различия. Чаще всего такие клиники создаются на базе юридических факультетов, но статус клиники в этом случае может быть различным. Это может быть лаборатория, центр, отдел или просто структурное подразделение без какой-то конкретизации. Юридическая клиника, созданная на базе вуза, может быть структурным подразделением или иной единицей вуза в целом. В редких случаях юридические клиники являются структурным подразделением конкретных кафедр.

Юридические клиники, созданные на базе некоммерческой организации (или при некоммерческой организации). Такие клиники также весьма популярны. Причем особую популярность они получили благодаря возможности получения грантов напрямую. Недостатком же таких клиник является временный характер их деятельности: работа клиник заканчивается после окончания гранта. Кроме того, в некоммерческих организациях иные цели деятельности - на первое место всегда выступает социальная цель; образовательная функция, как правило, является вторичной.

Иногда клиники начинают трансформироваться, достаточно существенно меняя свою организационно-правовую форму. Причем чаще всего из клиники при некоммерческой организации возникают вузовские или межвузовские юридические клиники.

В последнее время появилась смешанная форма: фактически юридическая клиника действует при вузе (факультете), но юридически является самостоятельным юридическим лицом со своим расчетным счетом в банке. При этом обе структуры могут иметь одного руководителя. Эта модель используется для удобства получения грантов.

Юридические клиники, действующие при органах власти (на базе органов власти). Таких клиник в России единицы. Как правило, речь идет о создании общественных приемных при органах местного самоуправления (Санкт-Петербург, Москва), региональных органах власти (Москва), уполномоченных по правам человека (Уфа, Екатеринбург, Волгоград), иных органах государственной власти. В Екатеринбурге имеется уникальный опыт создания юридической клиники при Свердловском областном суде. В ряде случаев заключаются договоры о сотрудничестве между вузом (юридической клиникой) и соответствующим органом власти, иными организациями о сотрудничестве и взаимопомощи. Достаточно часто органы власти предоставляют свои помещения под общественные приемные и юридические клиники.

Юридические клиники, действующие при коллегиях адвокатов, юридических консультациях, юридических фирмах. Такая форма клиник организуется в России редко. Между юридическими клиниками и адвокатскими образованиями могут устанавливаться отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Достаточно часто практикующие юристы являются консультантами, кураторами юридических клиник. Сотрудничество юридических клиник и адвокатских образований может вылиться в отношения, «связанные с поставкой клиентов».

Объем работы, выполняемой студентами в юридической клинике, может быть различным. Как правило, в клиниках выполняются все или некоторые из следующих действий: консультирование; представительство (в суде, органах власти и т.п.); обжалование; оказание содействия при обращении за международной защитой; экспертиза, анализ документов; разработка нормативно-правовых актов.

Следующим этапом работы на семинаре было рассмотрение видов юридической помощи, оказываемой в клинике. Участниками семинара были предложены варианты:

  • предоставление юридических консультаций;

  • составление юридических документов;

  • представление интересов в суде.

Освещались вопросы специализации юридических клиник и степень погруженности в реальную практику.

В зависимости от категорий дел, которые рассматриваются в юридической клинике, можно выделить: юридические клиники общего права; специализированные юридические клиники; юридические клиники общего права, но с ограничениями (например, без «уголовных дел»). Юридические клиники общего права рассматривают любые дела. Круг дел, рассматриваемых специализированными клиниками, является ограниченным. Специализация клиники может определяться отраслью права (экологическая клиника, клиника трудового права и т.п.) или особенностями клиентов (клиника по работе с беженцами, по работе с осужденными, по работе с инвалидами, пенсионерами и т.п.); специализация клиники может определяться особенностями региона.

Рассмотренные подходы имеют свои достоинства и недостатки. Клиника общего права дает возможность студентам практиковаться в различных сферах, что является безусловным достоинством. Однако это может перейти в принцип «все - значит ничего». В некоторых клиниках специализация связана, прежде всего, с невозможностью обеспечить студентов кураторами-наставниками по всем отраслям права. Кроме того, студенты специализированных клиник получают возможность отшлифовать свои профессиональные навыки, поскольку работают примерно с одной категорией дел и меньше времени тратят на освоение новых разделов материального и процессуального права.

В отдельных случаях юридические клиники изменяют свою специализацию. Например, юридическая клиника может создаваться как общеправовая, а со временем трансформироваться в специализированную. Или наоборот. Последнее связано с тем, что в реальной жизни не всегда можно соотнести правовую проблему клиента с какой-то отраслью права. Например, если осужденный обращается по вопросу получения наследства, то какая клиника может взяться за его дело: гражданского, уголовного или уголовно-исполнительного права?

Особый тип специализированных юридических клиник составляют клиники типа «Живое право». Эти клиники иногда рассматривают как некоторый современный аналог общества «Знание», которое занималось пропагандой правовых знаний среди населения.

Что касается степени погруженности в реальную практику, все зависит от того, какие цели ставит перед собой клиника. Если клиника ставит перед собой только образовательную цель, то работа в клинике вполне может ограничиваться имитационными занятиями. Такие клиники условно называются имитационными клиниками.

Если речь идет о клинике, действующей на базе НКО, общественной приемной, то здесь на первое место выступает социальная цель, связанная с оказанием юридической помощи незащищенным категориям граждан. Иногда такие клиники называют интернатурой. Как правило, часто встречаются смешанные типы клиник, где есть и имитируемые и реальные клиенты.

В итоге рассмотрения данной темы тренер применила интерактивный метод обучения – психологический контракт. Суть в следующем:

Участники семинара были поделены на три группы, каждой из которых было предложено создать свою юридическую клинику, предусмотрев следующее:

  • Организационно-правовая форма;

  • Кадры в клинике;

  • Клиенты клиники;

  • Виды услуг, которые оказывает клиника;

  • Финансирование клиники.

Результаты работы групп для наглядности были изображены на плакатах и представитель от каждой группы проводил презентацию созданной группой клиники.

1 группа (в первую группу вошли в студенты филиала Самарской Гуманитарной Академии г. Тольятти и Волжского Университета им. Татищева) создали клинику на базе вуза. Цели создания данной клиники: получение практических навыков студентами; оказание правовой помощи населению; совершенствование программы обучения. В услуги, которые оказывает клиника, входят: консультации по правовым вопросам; представление интересов в суде (граждан и организаций); составление юридических документов. Должность руководителя в такой клинике оплачивается отдельно. Кадрами данной клиники являются студенты и преподаватели вуза; клиенты – любые слои населения. Клиника взаимодействует с другими юридическими клиниками с целью обмена опытом. Финансирование клиники составляют: средства, полученные от спонсоров и проектов. Техническое обеспечение и информационная поддержка осуществляется вузом.

Свою позицию группа обосновала следующим образом: клиника на базе вуза наиболее проста в организации, в том числе в плане финансирования. Кроме того, в данной клинике нет проблемы с поиском преподавателей и кураторов, т.к. ими являются преподаватели вуза, а студенты посещают клинику либо по желанию, либо в качестве практики. Рассмотрели также возможность включения часов посещения клиники студентами в учебный план в качестве факультативных занятий.

Группе был задан вопрос: «Существует ли отбор студентов в клинику или ее может посещать любой желающий студент юридического факультета вуза?»

Как выяснилось, по проекту предусмотрено, что любой желающий может участвовать в деятельности клиники, но если он будет выполнять свои обязанности недобросовестно либо еще как-то нарушать порядок работы в клиники, он будет исключен и клиники.

2 группа (во вторую группу вошли в основном студенты филиала Самарской Гуманитарной Академии г. Тольятти) также создали клинику при вузе. Структура их клиники оказалась схожа со структурой клиники 1 группы. Руководит клиникой Совет, во главе которого декан вуза. Клиника финансируется самим вузом (главным вузом и филиалом), а также частично органами местного самоуправления. Цели создания данной клиники: обучение, практика, социализация, оказание правовой помощи. Клиника оказывает следующие услуги: консультации и представительство в суде, составление юридических документов. Клиентами этой клиники являются социально незащищенные слои населения. Техническая и информационная поддержка клиники – издаваемая на базе клиники газета. Клиника имеет также свою библиотеку. В свою очередь тренером был задан вопрос группе: «Каковы основные критерии отбора студентов для участия в клинике?»

3 группа (в третью группу вошли в основном студенты Волжского Университета им. Татищева) создали клинику при НКО. Цели создания клиники: социальная и образовательная. Кадрами данной клиники являются студенты 2-5 курсов разных юридических вузов города; в качестве кураторов в деятельности клиники участвуют лица с высшим юридическим образованием, имеющие опыт работы в юриспруденции и навыки преподавания При клинике есть свой штатный психолог, т.к. клиника помимо юридической помощи социально незащищенным слоям населения оказывает также психологическую помощь своим клиентам. Услуги, предоставляемые клиникой: правовая и психологическая помощь, представительство в суде, составление юридических документов, проведение семинаров. Финансирование данной клиники составляют средства, привлеченные от частных лиц, в результате написания и реализации проектов (т.е. средства от грантов), а также часть финансирования осуществляется НКО, при которой организована данная клиника. По данному проекту предполагается, что юридическая клиника является одним из направлений в деятельности НКО, на базе которой она организована.

По итогам обсуждения пришли к тому, что с точки зрения студентов или клиентов, не имеет особого значения каким образом создается юридическая клиника - на базе вуза, факультета или кафедры. Однако для преподавателей и иных сотрудников юридической клиники это может иметь существенное значение, поскольку может влиять на включение юридической клиники в учебный план, получение дополнительного финансирования от руководства вуза, факультета, кафедры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Иванова О. Г., Орлов В. В., Радченко И. М., Сабурова А. В. Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. Ч тамбов: Изд-во тгту, 2002. 66 с

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие «Подготовка мультимедийных материалов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского РЦ ФИО по программе «Интернет-технологии для учителя предметника», «Интернет-технологии
  2. Курилин Сергей Леонидович Электротехнические материалы и технология Электромонтажных работ Часть 2 Диэлектрические и магнитные материалы учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Для изоляции применяют газы, жидкости и твёрдые вещества. По химическому составу электроизоляционные материалы подразделяют на: органические, элементоорганические и неорганические.
  3. Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю Личная гигиена пациента

    Учебно-методическое пособие
    Учебное пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по теме «Личная гигиена пациентов», дисциплине «Основы сестринского дела» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы
  4. Учебно-методическое пособие Разработано кандидатом искусствоведения Южаковой Е. В. Новокузнецк 2006

    Учебно-методическое пособие
    Семинарские занятия по курсу «культурология» (принципы организации, структура, материалы): Методические указания / Е.В. Южакова; СФ МИ3П. ­Новокузнецк, 2006.
  5. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников, в том числе электронных

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников,

Другие похожие документы..