Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
25. United Nations Statistics Division, Handbook of National Accounting: a System Approach to National Accounts Complication. Studies in Methods. Ser...полностью>>
'Кодекс'
Смирнов А.В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, профессор Российской академии правосудия (Севе...полностью>>
'Задача'
Об основных направлениях работы и перспективах развития транспортного комплекса,определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Фе...полностью>>
'Исследование'
Цель маркетинга — создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-техни...полностью>>

Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждена и рекомендована к использованию на
заседании научно-методического Совета по
координации психолого - валеологического

сопровождения региональной целевой программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 г.г.

Протокол № ___ от ___ 2003 г.

Председатель Совета ______ В.Н.Максимова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ.

Для учащихся 5, 7—11 классов.

Составитель: Балабан Елена Владимировна, учитель психологии Кировской

экономической гимназии.

Санкт – Петербург

2003 год.

Пояснительная записка.

В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к выпускникам гимназий и лицеев.

Рассматривая основные концепции в педагогике и акмеологии, следуя одной из важных ее позиций - формирование социальной зрелости выпускника, стало необходимым создание программы спецкурса по психологии, направлениями которого является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации.

Рассматривая процесс социальной зрелости выпускника гимназии, как способность к быстрой и успешной адаптации в окружающем мире, его реализация происходит в самый важный период становления личности, а именно в школьном возрасте, на который приходятся основные критические периоды становления личности. Так, именно в этот промежуток жизнедеятельности человека происходит формирование социальных потребностей и способностей к осуществлению жизненных выборов, связанных с выбором ценностей, партнеров, профессии, а также познание своего внутреннего мира, формирование самооценки.

Основная идея курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особые, благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер развития личности и удовлетворения её потребностей. Цель курса: Создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.

Основные задачи курса:

  • Формирование основ теоретических знаний в области психологии в соответствие с предложенной программой;

  • Ознакомление с практическими методами и приемами психологии.

  • Организация рефлексивной деятельности учащихся.

  • Формирование навыков работы со специальной психологической
    литературой, умение анализировать полученную в ней информацию.

Курс психологии создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 11 класс. Курс разбит на разделы, соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы развития школьника.

Программа содержит систематизированный теоретический и - практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений. Особенностью программы является специфика работы в экономической гимназии, которая определяет тематику курсов в связи с системой межпредметных связей и воспитательных программ и включает в себя следующие направления:

  • реализацию социально-экономического профиля образования;

  • приоритет целей социализации личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе;

  • ориентацию на субъект-субъектную парадигму отношений;

  • осуществление воспитательной системы как комплекса целевых творческих программ возрастной социализации;

  • преимущественный статус поисковой и проектировочной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Целевое ориентирование курсов.

5 класс.

По программе социально-психологического тренинга, автор Сиялова И.А.

7класс. Общая психология
Раздел: познавательные психические процессы.

Цель: Формирование представлений о познавательной деятельности

человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные

психические процессы и совершенствования навыков самообразования.

8 класс. Общая психология.

Раздел: свойства личности.

Цель: Формирование представлений о свойствах и состояниях личности,

определяющих поведение и деятельность человека, мотивация самопознания

и самоутверждения в окружающем мире.

9 класс. Социальная психология.

Раздел: психология общения.

Цель: Формирование представлений о видах и приемах общения,

формирование навыков общения в системе социальных отношений для

решения проблем самоопределения.

10 класс. Общая психология. Раздел: психология личности.

Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития, для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных

ценностей.

11 класс. Психология управления. Цель: Обеспечение психологической подготовки, развитие и формирование

психологической управленческой культуры, создание необходимых

предпосылок для теоретического осмысления и практического решения

важнейших проблем управленческой сферы.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ.

Методы и приемы:

Особенностью курса является работа с внутренним миром ребенка Для этого используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные: лекции, беседы, диалоги, побуждающие к обсуждению различных тем.

Письменные работы: (незаконченные предложения, творческие работы, записи-конспекты, ведение словаря понятий, исследовательские рефераты, доклады, анализы текстов, эссе).

Творческим и исследовательским работам уделяется особое внимание, так как они формируют навыки научно-исследовательской деятельности, являющейся одной из форм деятельности гимназистов во время учебного года, а именно создание академических работ по ЦТП.

Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры.

Диагностика - целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я".

Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса.

Структура изучения тем:

  1. Теоретический материал, направленный на ознакомление с основными понятиями психологии.

  2. Диагностические уроки, решающие проблему необходимости приобретения психологических знаний и формирующие представления о самом себе с помощью тестов, опросников, анкет.

  3. Практические упражнения, тренинги, ролевые игры, направленные на развитие и коррекцию определенных качеств личности.

  4. Рефлексия как способ анализа полученных знаний и опыта.

  5. Обобщающий контроль и проверка знаний, определяющих уровень усвоения программного материала.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами гимназического цикла: экономика, менеджмент, ВНИР (введение в научно-исследовательскую деятельность), этика, логика, ОБЖ, где, темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Также программа находится в тесной связи с воспитательной концепцией гимназии, которая включает в себя систему целевых творческих программ.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным
    технологиям (диагностика и обработка данных на
    компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ в информационном
    центре (работа с литературой, составление планов собственных
    исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности
    жизнедеятельности (вред курения, алкоголь, наркомания, как
    противостоять насилию).

Оценивание и контроль:

Так как психология входит в базисный план гимназии, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставиться по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.

В виде промежуточной аттестации учащихся используются творческие работы, аналитико-обобщающие определенную тему, написание рефератов, конспектов, выступления с докладами, сообщениями.

Основные знания и умения разработаны по каждому курсу. В программе предложены примерные вопросы по итоговой аттестации или экзамену по выбору.

В результате изучения всего курса предполагается сформировать социальную зрелость как психологическую готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.

У выпускника гимназии должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, выпускник способен применять приемы эффективного общения, владть приемами неречевого общения, Сформирован устойчивый познавательный интерес к получению информации по вопросам психологии.

7 класс. Общая психология.

Раздел: Познавательные психические процессы.

34 часа. 1 час в неделю.

Введение

Возраст 12 - 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития.

Одна из главных особенностей семиклассников - противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой - стремятся к одиночеству.

Желание слиться с группой, не выделяться, существует вместе со стремлением к самостоятельности, автономности.

В отрочестве и ранней юности возникают чрезмерные усиления черт характера. Они проявляются в уязвимости отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление "пунктиков" при росте нервно-психических нагрузок. Акцентуации проходят и выравниваются при изменении социальной ситуации развития личности, при целенаправленной компенсаторной деятельности.

Много времени у подростка занимает учеба. Это основной вид деятельности. Но в сфере учебы он не всегда может удовлетворить свои притязания и он стремиться их проявлять в других видах деятельности (технических, художественных, творческих, спортивных). Психологические наблюдения показывают, что подросток в этом возрасте как бы останавливается в развитии способов и умений интеллектуальной деятельности (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе). Потребность в познавательной деятельности приобретает новые краски, повышенный интерес вызывает процедура поиска, решения проблем интеллектуальных задач. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда. Поэтому очень важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, настойчиво добиваться поставленной цели.

Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни - связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие - запомнить новые данные; третьи - необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые - с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности.

Обоснование программы:

Цель курса: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:

  • формирование теоретических знаний в рамках предложенной
    программы;

  • ознакомление с творческими и исследовательскими приемами;

  • побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;

  • формирование навыков работы с литературой для самообразования; формирование мотивов самообразования;

  • ознакомление с методами и приемами коррекции познавательной
    сферы.

Знания, умения

  • Понятие о психологии, как науке.

  • Определение психики.

  • Иметь представление о индивидуальных различиях работы
    мозга. Особенности правого и левого полушария.

  • Знать как формируется познавательная сфера личности.

  • Владеть определениями познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).

  • Понимать значимость развития познавательных психических процессов.

  • Понимать назначение органов чувств и их значение в познании окружающего мира.

  • Значимость иллюзий в восприятии.

  • Значение ощущений и восприятия в процессе познания
    человека.

  • Значение внимания для выбора профессии.

  • Знать виды и свойства памяти.

  • Этапы развития памяти.

  • Примеры мнемотехнических приемов.

  • Способы определения собственных возможностей памяти.

  • Общее понятие об интеллекте.

  • Особенности творческого мышления.

  • Способы развития творческого мышления.

  • Виды речи. Три основные функции речи.

  • Взаимосвязь воображения и способностей человека. Виды
    воображения.

  • Основные экспресс методики, определяющие собственный
    уровень развития познавательных психических процессов.

Умения:

  • Показать строение головного мозга с описанием функций, выполняемых тем или иным отделом мозга (имеющих отношение к процессу познания).

  • Выделять главную мысль в научных текстах по темам изучаемым в курсе 7 класса. Уметь формулировать вопросы по
    предложенным текстам, составлять планы для написания
    рефератов.

  • Под руководством учителя психологии пользоваться
    методиками определяющими уровень развития познавательной
    сферы.

  • В целях исследовательской деятельности уметь обрабатывать
    диагностический материал, под руководством учителя делать по
    результатам элементарные выводы.

  • Сводить результаты диагностик в таблицы, диаграммы..., для сравнительного анализа.

  • Пользоваться методами развивающими познавательные
    процессы (упражнения на развитие наблюдательности, методы
    мнемотехники, методики развивающие внимание и
    мыслительные функции личности).

  • Собирать материал для проведения тренингов в мини группах
    сверстников под руководством учителя.

  • Пользоваться на практике методами, позволяющими повысить
    успешность в обучении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса для учащихся 9 (10-11) классов литература калужского края

    Программа
    Приложение 4. Ксенофонтов И.В. Литература Калужского края: Учебно-методическое пособие. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования - 2003.
  2. Программа кадетского образования для учащихся 1-11х кадетских классов

    Программа
    В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.
  3. Рабочая программа по литературе для 5-10 классов специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы №8

    Рабочая программа
    Общие положения. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Изучение литературы в школе призвано обеспечить: 1) приобщение учащихся к богатствам
  4. Программа элективного курса для учащихся 9-х классов   «Профессиональный портрет социального педагога»

    Программа
    Такие профессии как “социальный педагог”, “социальный психолог”, “социальный работник” всегда востребованы. Это новые профессии для нашего общества, несмотря на то, что в нашей стране имеются глубокие и давние традиции в благотворительности,
  5. Программа летнего профильного лагеря для учащихся 10 (социально-гуманитарного) класса «Интеллектуал»

    Программа
    Литературной тропой – к постижению классики: учебно – познавательная экскурсия в музей-заповедник А.А.Блока (село Шахматово Солнечногорского района Московской области).

Другие похожие документы..