Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
4 14 «Довгострокові фінансові інвестиції» х 5 30 «Каса» 31 «Рахунки в банку» 7 35 «Поточні фінансові інвестиції» х 8 37 «Розрахунки з різними дебітора...полностью>>
'Реферат'
В 1991 р. — році після проголо­шення курсу на незалежність — Україну охопила глибока інфля­ція (390% за рік), з якої вона остаточно не вийшла і в 2 р...полностью>>
'Документ'
Про розширене трактування податковими органами норм Постанови та намагання з їх боку отримувати інформацію за рахунками практично всіх клієнтів банків...полностью>>
'Программа'
Для того чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными и с аппаратными устройствами, существуе...полностью>>

Формирование эффективного механизма налогообложения доходов физических лиц

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ГУЛИНА Мария Николаевна

Формирование эффективного механизма

налогообложения доходов физических лиц

Специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2010

Диссертация выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Пеньков Борис Ефимович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Паскачев Асламбек Боклуевич

кандидат экономических наук

Золотарева Ирина Леонидовна

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 29 апреля 2010 г. в 10-30 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 502.006.05 РАГС по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, учебный корпус, ауд.2228.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС и на сайте http://www.

Автореферат разослан 27 марта 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета В.М. Яковлев

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли налоговой системы, в том числе налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в качестве активного механизма государственного регулирования. Особая важность исследования связана с всевозрастающей ролью человека в развитии современной экономики, нарастанием темпов интеллектуальной революции и переходом к этапу экономики знаний. Повышение эффективности налогообложения также выступает важной составляющей современной антикризисной стратегии развития.

Совершенствование НДФЛ должно базироваться на комплексном подходе, сочетающем как интересы государства по увеличению доходов бюджета, так и интересы бизнеса и физических лиц в росте личных доходов и обеспечении растущего уровня потребления. Большую роль данный налог должен сыграть в рационализации социальной структуры общества и, прежде всего, в смягчении дифференциации уровня доходов между различными социальными группами. Все это определяет значимость диссертационного исследования. Она определяется также необходимостью обобщения и анализа имеющихся научных разработок и практического опыта в области НДФЛ в целях формирования нового эффективного механизма налогообложения, в основе которого лежит учет всей системы интересов общества и налогоплательщиков.

Степень изученности проблемы. Наибольший вклад в теоретическую разработку проблем налогообложения внесли зарубежные и отечественные ученые: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль, А. Самуэльсон, Д. Локк, Д. Кейси, А. Леффер, Д. Гилдер, Н.И. Тургенев, С.Ю. Витте, В.Н. Твердохлебов, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев, нобелевский лауреат М. Алле и др. Ими рассмотрены разные аспекты налогообложения.

Современным проблемам функционирования налоговой системы, повышения эффективности налоговой политики и совершенствования налогообложения в России посвящены исследования И.М. Александрова, А.В. Брызгалина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, М.В. Карп, В.Г. Князева, В.А. Кашина, С.Д. Шаталова, Л.П. Павловой, В.Г. Панского, Б.Е. Пенькова, Д. Г. Черника, Чванова Р.А., Тютюрюкова Н.Н., Аронова А.В., Т.Ф. Юткиной, А.А. Ялбулганова и др. авторов.

В большинстве научных трудов уделяется внимание лишь отдельным проблемам совершенствования НДФЛ. Отсутствует целостный комплексный подход к разработке динамичного и эффективного механизма НДФЛ с учетом перспектив развития экономики.

Целью исследования является социально-экономическое обоснование совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц, повышение ее эффективности.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыто социально-экономическое содержание НДФЛ как элемента налоговой системы, активно воздействующего на совершенствование интеллекта человека – системообразующую основу современного развития;

- выявлены современные проблемы налогообложения доходов физических лиц и обоснованы основные направления решения данных проблем в целях повышения роли НДФЛ в социально-экономическом развитии;

- определены наиболее эффективные способы использования НДФЛ для решения социальных задач общества;

- выявлены оптимальные взаимосвязи между фискальной, стимулирующей, распределительной и социальной функциями НДФЛ в современных условиях развития;

- обоснованы новые подходы к использованию налога в качестве одного из важнейших рычагов регулирования уровня благосостояния различных социальных групп общества, повышения качества жизни, выполнения нацпроектов и программ, направленных на активизацию инновационно-инвестиционных направлений экономического роста.

Объектом исследования выступает налоговая система РФ.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, формой проявления которых выступает система налогообложения доходов физических лиц.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит, а именно п. 2.1 Система государственных финансов, ее структура и роль в регулировании финансовых отношений и социально-экономического развития страны; п.2.3 Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике; п.2.9 Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной налоговой системы.

Теоретической основой исследования являются труды классиков экономической науки, зарубежных и российских ученых по финансам, общей теории налогообложения и налогообложению доходов физических лиц. В работе использованы: диалектический подход, сравнительный анализ, методы анализа и синтеза, классификации, группировки и обобщения, экономико-математический, статистический и др. методы.

Нормативную и информационную базу исследования составляют Конституция РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, федеральные законы, указы и послания Президента РФ Федеральному собранию, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Минфина РФ, ФНС РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, научные разработки Института экономики РАН, РАГС при Президенте РФ, монографии и научные публикации отечественных и зарубежных ученых, результаты экономических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:

- раскрыто содержание «НДФЛ» как социально-экономической категории и одного из активных инструментов, воздействующих на главную производительную силу – человека: его развитие, формирование и использование индивидуального и общественного интеллекта. Налогообложение доходов физических лиц оказывает воздействие на уровень доходов и рост благосостояния субъектов налогообложения – физических лиц. Для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития необходимо повышение регулирующей и стимулирующей роли данного налога;

- предложен эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц, учитывающий взаимосвязи между его основными инструментами, участвующими при формировании налоговой базы - налоговыми ставками, вычетами и приоритетными целями социально-экономического развития. Посредством регулирования параметров каждого из указанных элементов налога достигаются конкретные цели повышения доходов малообеспеченных слоев населения, рост расходов на образование, здравоохранение, приобретение жилья, что способствует повышению качества жизни и обеспечения социальной стабильности;

- в целях сокращения разрыва между доходами различных социальных групп населения в работе обосновывается необходимость поэтапного перехода от существующей плоской шкалы к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. В настоящее время в России этот разрыв превышает социально допустимый уровень и становится сдерживающим фактором экономического развития;

- в целях повышения роли НДФЛ в реализации приоритетных национальных проектов и программ, направленных на модернизацию социальной сферы в области здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным жильем для создания стимулов роста инвестирования финансовых средств населения в развитие социальной инфраструктуры предложены конкретные меры, включающие совершенствование механизма предоставления и размера социальных и имущественных вычетов с учетом уровня инфляции и других социально-экономических показателей;

- предлагаемая в исследовании система налогообложения доходов физических лиц на основе декларирования доходов учитывает особенность НДФЛ как одного из основных источников региональных и местных бюджетов, способствующих устойчивому формированию их доходной части, и обеспечивает взаимосвязь между администрированием налога и финансовым обеспечением социально-экономического развития территорий. Также происходит упрощение процедуры и баланс между зачислением и возвратом налога;

- предложены меры по повышению регулирующей и стимулирующей роли налога на доходы физических лиц в условиях кризиса и посткризисного развития экономики. Они включают перемещение налоговой нагрузки на физических лиц с высокими доходами при одновременном ее снижении на юридических лиц. Эффективность перемещения налоговой нагрузки на состоятельную часть физических лиц при введении дифференцированной шкалы НДФЛ и достаточно высокого необлагаемого налогом минимума позволит усилить реализацию стимулирующей функции этого налога и одновременно обеспечить рост доходов региональных бюджетов и основных категорий граждан.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что научные идеи, теоретические положения и выводы, составляющие научную новизну исследования, могут быть реализованы при разработке нового эффективного механизма налогообложения доходов физических лиц.

Материалы диссертации могут быть использованы также в учебном процессе для преподавания дисциплин «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», а также в спецкурсах по проблемам налогообложения и при повышении квалификации и переподготовки госслужащих, в научно-исследовательской работе по налоговой тематике.

Апробация и внедрение основных результатов исследования.

Результаты исследования были обсуждены на заседании научно-исследовательской проблемной группы кафедры финансов и отраслевой экономики РАГС (ноябрь 2009г.).

Методологические подходы, разработанные в диссертационном исследовании, внедрены для обоснования автором рекомендаций по совершенствованию налогообложения и привлечению к декларированию доходов отдельных категорий налогоплательщиков на базе УФНС России по г. Москве. Положения диссертации использовались при чтении лекций в Учебном центре при УФНС России по г. Москве.

Теоретические и методологические положения и практические рекомендации изложены в двух монографиях общим объемом 19 п.л. и трех публикациях в журналах из перечня ВАК общим объемом 0,94 п.л..

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи исследования определили логику, структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка источников и литературы из 164 наименований и 16 приложений. Работа проиллюстрирована 38 таблицами. Ее содержание раскрывается в следующей последовательности.

Введение

Глава I. Методологические основы налогообложения доходов физических лиц

1.1. Цели, функции и критерии эффективности налогообложения доходов физических лиц

1.2. Принципы формирования эффективной системы налогообложения доходов физических лиц

1.3. Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в России и за рубежом

Глава II. Основные направления формирования эффективного механизма налогообложения доходов физических лиц

2.1. Налоговое регулирования социальной структуры общества

2.2. Повышение роли налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетов

2.3. Перспективные направления совершенствования налога на доходы физических лиц

2.4. Налоговое регулирование доходов физических лиц в условиях кризиса и посткризисного развития

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

II. Основные положения диссертации,

которые выносятся на защиту

1. Вывод о необходимости повышения роли регулирующей и стимулирующей функций НДФЛ в решении проблем современного социального развития основан на способности налога воздействовать на главную производительную силу – человека: его развитие, формирование и использование индивидуального и общественного интеллекта, а также решение социальных задач общества в динамично развивающейся среде рыночных отношений.

В условиях перехода к экономике знаний человеческий интеллект играет все большую роль в экономическом развитии. Вложения в человека включены в категорию капитала, так как затраты на его воспитание и образование являются реальными затратами, а продукт его труда увеличивает национальное богатство. Расходы на повышение материального и интеллектуального состояния человека увеличивают качество основного фактора производства.

Роль НДФЛ в качестве активного инструмента, способного влиять на формирование уровня дохода, необходимого для воспроизводства человека возрастает по мере роста общественных потребностей. В соответствии приоритетным направлением развития - повышением качества жизни и благосостояния граждан посредством данного налога должны решаться социальные цели. Возрастает значимость налога в качестве инструмента макросоциального регулирования с целью минимизации негативных социальных процессов.

В настоящее время возможности НДФЛ в полной мере не используются. Обоснованный А. Смитом принцип справедливости налогообложения, в основе которого лежит соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога и величины его дохода (пропорциональность налогообложения) не реализуется в достаточной мере в российской системе налогообложения доходов физических лиц.

Использование единой ставки НДФЛ обосновывается приоритетом личности и эффективностью ее использования в качестве стимула к получению физическими лицами высоких доходов1. Однако, использование плоской шкалы налогообложения в России сопровождается увеличением разрыва в уровне доходов различных социальных групп при общем низком качестве жизни большинства населения. В работе отражено, что такие индикаторы дифференциации доходов как коэффициент их концентрации (индекс Джини) и кривая Лоренца указывают на увеличение степени неравенства в распределении доходов. В 1995 году индекс Джини составлял 0,387, в 2007 году - 0,422, в 2008 году – 0,423. Кривая Лоренца при единой налоговой ставке не изменяется, и сглаживания неравенства в уровнях распределения доходов не происходит.

При наличии плоской шкалы налога объективная способность налогоплательщика к уплате налога не учитывается. Следствие этого - близкая к критической ситуация, выражающаяся в огромном разрыве в уровнях дохода различных социальных групп. «По оценкам РАН разрыв в уровне доходов физических лиц продолжает расти. Этот показатель значительно больше – официально публикуемых данных – около 30 раз, а в Москве по данным Мосгорстата - 41 раз»2.

В работе обосновано, что опасность социальных конфликтов сводится к минимуму, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, не более 8%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. В развитых странах Запада (США, Германии и др.) этот разрыв составляет не более семи раз. Превышение этих показателей ведет к люмпенизации населения и сдерживанию социально-экономического развития общества. Разрешить эту проблему возможно только при возврате к прогрессивной шкале налога. Действующий механизм налогообложения не соответствует потребностям воспроизводства рабочей силы и тормозит социально-экономическое развитие и повышение качества жизни населения: доходы налогоплательщиков, остающиеся после уплаты налогов, не должны быть ниже критического уровня.

Экономическая сущность налога проявляется посредством присущих ему функций: фискальной, регулирующей, стимулирующей, социальной и контрольной. Наряду с выполнением фискальной функции НДФЛ должен быть переориентирован на преимущественную реализацию регулирующей и стимулирующей функций, так как в условиях расширения и усложнения экономических взаимосвязей он выступает важным регулятором воспроизводственного процесса. Налог выступает системообразующим элементом экономического механизма воспроизводства и использования трудовых ресурсов общества, а не только инструментом мобилизации доходов бюджетов. Посредством НДФЛ должно осуществляться справедливое распределения налогового бремени и снижение совокупной налоговой нагрузки на отдельные социальные группы.

2. Обоснование роли НДФЛ в сокращении разрыва между доходами различных социальных групп, поскольку в настоящее время в России этот разрыв превышает социально допустимый уровень.

В работе отражено, что важным положением концепции развития человека Программы Развития ООН является принцип убывающей полезности дохода для человеческого развития. Более высокий доход способствует расширению человеческого выбора, но это воздействие ослабевает по мере увеличения дохода1, что указывает на рациональность перераспределения сверхвысоких доходов. При равной ставке НДФЛ для лиц, имеющих разный уровень доходов, создаются разные финансовые возможности для «выживания» (табл. 1).

Таблица 1

Распределение дохода физических лиц с учетом единой ставки НДФЛ

Совокупный доход физического лица

НДФЛ (13%)

Формирование доходной части региональных и местных бюджетах

Перераспределение финансовых ресурсов и финансирование социальной сферы на региональном и местном уровнях

Дополнительное влияние отдельных налогов и иных ставок НДФЛ

Чистый доход физического лица (87%)

Потребление

Обеспечение прожиточного минимума

Уплата косвенных налогов при приобретении товаров (НДС 10-18%, акцизы, таможенные пошлины)

Финансирование воспроизводства и развития трудовых ресурсов

Развитие платежеспособного спроса населения

Накопление

Инвестирование финансовых ресурсов с целью получения дивидендов

Льготное налогообложение доходов по ставке 9%

Вложения в кредитные учреждения с целью получения дохода в виде %

Удовлетворение дополнительных жизненных потребностей

В работе раскрыто, что при среднемесячном доходе 15000 руб. и прожиточном минимуме 5497 руб. большая часть средств идет на обеспечение минимального прожиточного уровня и уплату налогов при отсутствии средств на накопление и развитие личности. Одновременно отсутствует возможность использовать стандартный налоговый вычет в полной сумме - 4800 руб. Получить такой вычет в налоговом периоде может налогоплательщик, имеющий доход не более 3333 руб. в месяц, однако данная сумма на 22,6% ниже минимального размера оплаты труда и на 30,3% ниже прожиточного минимума в РФ. То есть, даже при доходе в сумме минимального размера оплаты труда - 4330 руб. (ниже прожиточного минимума на 7%) происходит его уменьшение на НДФЛ, а право на получение стандартного вычета теряется в течение года, так как совокупный доход за 10 месяцев превысит 40 тыс. руб. Таким образом, налогом облагается доход физических лиц ниже прожиточного минимума.

При доходе свыше 50 тыс. руб. в месяц на уплату налогов и обеспечение необходимых жизненных потребностей идет незначительная часть дохода. Свободные денежные средства направляются на обеспечение более высокого уровня потребления, инвестирование с целью получения дополнительного дохода, в том числе дивидендов, облагаемых по налоговой ставке 9%. Росту доходов способствуют: низкая ставка НДФЛ, возможность в полной мере реализовать право на налоговые вычеты, заниженная ставка налога при налогообложении дивидендов.

Таким образом, прирост доходов различных категорий населения происходит по разной прогрессии: для лиц, имеющих более высокий уровень дохода – более высокой, для лиц, имеющих низкий уровень дохода – низкой, что приводит к дальнейшему увеличению разрыва в уровне доходов. Фактически в настоящее время сформировался механизм переложения налогового бремени на малообеспеченные слои населения, способствующий увеличению дифференциации доходов.

В работе отражено, что по численности богатейших бизнесменов мира в 2008 г. Россия обогнала ФРГ и заняла 2 место после США, а согласно данным Госкомстата более 13% населения в 2007 году имели доход ниже прожиточного минимума, более 51% - доход, не превышающий 10 тыс. руб. в месяц. В 2008 году согласно исследованиям РАН доля бедных выделена на уровне 16% населения, малообеспеченных – 43%, в том числе собственно малообеспеченные - 27%, а нуждающиеся - 16%, доля относительно благополучного населения составляет 41%.

При ставке налога 13% необлагаемый налогом доход в России составляет 400 руб. в месяц, что в 45 раз меньше среднеевропейского. В большинстве стран подоходный налог - 30 - 60% и налогом облагаются доходы, остающиеся после удовлетворения основных жизненных потребностей (В США - 12 - 14 тыс. долл. США). В России с учетом платежей в социальные фонды, НДС, акцизов и таможенных пошлин доходы граждан уменьшаются на 60 - 70% помимо подоходного налога.1

Отсутствие регулирования существенных различий в уровне доходов социальных групп способствуют углублению дифференциации доходов. В целях справедливого распределения налогового бремени предлагается вариантная схема замены единой ставки НДФЛ на прогрессивное налогообложение.

3. Аргументация взаимосвязи между основными инструментами механизма налогообложения доходов физических лиц, определяющими формирование налоговой базы - налоговыми ставками и вычетами, и приоритетными целями социально-экономического развития - повышения качества жизни и обеспечения социальной стабильности.

В соответствии с целями политики в области доходов населения: существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического развития, обеспечение макроэкономической стабильности, рост денежных доходов населения, повышение эффективности программ социальной защиты и других необходимо активизировать соответствующие налоговые инструменты. Однако при совершенствовании механизма налогообложения необходимо учитывать значимость стабильности налогового законодательства как одного из факторов устойчивого развития. Поэтому целесообразно, сохранив общий порядок и основные категории действующего механизма, внести изменения в состав наиболее значимых инструментов налогового регулирования: налоговой базы, скорректировав параметры доходов, налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок.

Посредством регулирования параметров каждого из указанных элементов налога достигаются конкретные цели повышения доходов малообеспеченных слоев населения, рост расходов на образование, здравоохранение и приобретение жилых объектов, что способствует повышению качества жизни и обеспечения социальной стабильности общества в целом (табл. 2.)

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальная направленность налогообложения доходов физических лиц

    Автореферат
    Защита состоится 27 апреля 2007 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.03 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, пр.
  2. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц

    Документ
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П.
  3. Развитие системы социально-трудовых отношений под воздействием механизма трансформации элементов налога на доходы физических лиц 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда); 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 502.005.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  4. Вычеты по налогу на доходы физических лиц

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре финансового права в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
  5. Налог на доходы физических лиц как инструмент укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 октября 2010 года в 1500 час. на заседании диссертационного совета Д 212.241.03 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу:

Другие похожие документы..