Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В небольшом мексиканском городе, расположенном недалеко от американской границы, происходит убийство. Жертва - Эрнесто Риобуэно, богатый и молодой вл...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса: освоение студентами этических основ, форм и сфер делового общения с деловыми и официальными лицами и зарубежными (и общественными) партне...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» расположена в п. Октябрьский Ферзиковского района Калужс...полностью>>
'Документ'
Для ЕНВД и УСН (Доходы) общие затраты по данным бухгалтерских или иных регистров. 4 Прибыль от продаж за отчетный год. Строка 0 0 Раздела Декларации ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психолингвистическая характеристика порождения и восприятия речи. Навык как автоматизированный компонент речевого умения. Языковые навыки и их роль в речевой деятельности. Этапы формирования языковых навыков. Интерференция и перенос навыков при обучении иностранному языку. Психологическая характеристика речевых умений говорения, аудирования, чтения, письма. Место и роль знаний в процессе овладения языковыми навыками и речевыми умениями.

Психологическая характеристика различных видов памяти и их взаимодействие в процессе овладения иностранным языком.

Тема 7. Лингводидактические основы обучения иностранным языкам. Роль лингвистики как базисной науки для методики. Понятия «язык» и «речь». Лингвистическая характеристика текста как методической категории

(структура, содержание, композиция). Сопоставительная характеристика языковых явлений в иностранном языке и их аналогов в родном языке, ее цель и место в учебном процессе. Методика обучения иностранному языку как частная педагогическая наука. Общедидактические и частнометодические принципы в обучении иностранному языку.

Тема 8. Цели обучения иностранному языку. Практическая, воспитательная, общеобразовательная, развивающая цель обучения иностранному языку. Стратегический и прагматический, когнитивный, педагогический аспекты цели обучения иностранному языку. Иноязычная коммуникативная компетенция как практическая цель обучения иностранному языку. Структурные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, их содержание. Уровни владения иностранным языком. Общеевропейская система уровней владения неродными языками. Опыт разработки уровней владения иностранным языков в отечественной методической науке.

Тема 9. Содержание обучения иностранному языку. Предметный и процессуальный аспекты содержания обучения. Основные компоненты содержания обучения иностранному языку. Госстандарт, программа как отражение содержания обучения иностранному языку в средней школе. Отбор содержания обучения иностранному языку. Проблема минимизации языкового и речевого материала. Лингвострановедческий и становедческий материал и его роль в обучении иностранному языку в школе.

Тема 10. Принципы обучения иностранному языку. Общедидактические принципы и особенности их реализации в учебном процессе по иностранному языку. Частнометодические принципы, их характеристика.

Тема 11. Средства обучения. Современные аудиовизуальные средства обучения. Понятие «средство обучения». Основные и вспомогательные средства обучения иностранному языку. УМК как основное средство обучения. Концептуальные основы учебника иностранного языка как средства обучения. Креативный подход учителя к использованию УМК в учебном процессе по иностранному языку. Проблема использования зарубежных УМК в условиях российской школы. Современные аудиовизуальные средства обучения.

Тема 12. Упражнение как средство обучения иностранному языку. Упражнение как средство овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Упражнения, направленные на формирование языковых навыков и иноязычных речевых умений. Классификация упражнений. Роль и место переводных упражнений.

Тема 13. Образовательная среда как средство обучения иностранному языку.

Тема 14. Компьютерные технологии в обучении иностранному языку.

БЛОК 11. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

Тема 1. Средства реализации речевого общения. Формирование слухопроизносительных навыков. Роль слухопроизносительных навыков в речевой деятельности. Характеристика особенностей произношения английского языка. Сопоставление фонетического материала иностранного и родного языков в методических целях. Фонетическая интерференция и пути ее предупреждения. Требования к обучению произношению. Введение нового фонетического материала. Упражнения для формирования слухопроизносительных навыков.

Тема 2. Средства реализации речевого общения. Система формирования лексических навыков. Понятия «лексика», «лексический минимум», «лексическая единица», «лексический навык». Лингвопсихологическая характеристика лексического навыка. Роль и место лексики в обучении иностранному языку. Отбор лексического минимума. Продуктивная и рецептивная лексика. Этапы формирования и совершенствования лексических навыков. Семантизация лексических единиц. Способы семантизации. Упражнения для формирования лексических навыков.

Тема 3. Средства реализации речевого общения. Система формирования грамматических навыков. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Разные подходы к решению проблемы отбора и организации грамматического материала. Проблема минимизации. Требования программ к уровню знаний и грамматическим навыкам в устной и письменной речи на различных ступенях обучения иностранным языкам в школе. Сопоставительная характеристика грамматических явлений родного и иностранного языков в методических целях. Перенос и интерпретация грамматических навыков родного и иностранного языков. Этапы формирования грамматических навыков. Упражнения для обучения грамматическим навыкам. Роль знаний, правил, сравнительно-сопоставительного анализа грамматических явлений родного и иностранного языков в процессе формирования грамматических навыков.

Тема 4. Речевые умения. Обучение аудированию. Аудирование как вид речевой деятельности, цель и средство обучения. Взаимосвязь аудирования и говорения. Особенности восприятия и понимания иноязычной речи. Трудности аудирования. Цели и задачи аудирования на разных ступенях. Основные этапы формирования умений аудирования. Упражнения для обучения аудированию.

Тема 5. Речевые умения. Обучение диалогической форме говорения. Психологические особенности диалогической речи. Понятие ситуативности речи и речевой ситуации. Лингвистическая характеристика диалогической речи. Диалогическое единство как единица обучения диалогичской речи. Функциональные типы диалогических высказываний, актуальные для средней школы. Требования Госстандарта в образовательной области «Иностранный язык» (базовый уровень) и программ. Основные этапы формирования диалогических умений на разных этапах. Дедуктивный и индуктивный пути обучения диалогической речи . Упражнения для обучения диалогической речи.

Тема 6. Речевые умения. Развитие умений монологической речи. Психолингвистическая характеристика монологической речи. Единица монологического высказывания и единица обучения монологической речи. Функциональные типы монологических высказываний, наиболее актуальные для средней школы. Этапы формирования монологических умений. Упражнения для формирования монологических умений.

Тема 7. Речевые умения. Развитие умений чтения. Чтение как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Место чтения в структуре целей обучения иностранному языку на разных этапах. Психологическая природа чтения. Процессы восприятия и понимания печатного текста. Связь чтения с другими видами речевой деятельности. Содержание обучения чтению. Виды чтения. Разные походы к их классификации. Программные требования к различным видам чтения. Методика обучения разным видам чтения.

Тема 8. Речевые умения. Обучение письму как виду речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности, как цель и средство обучения. Понятия «письменная речь» и «письмо». Психологическая характеристика письма. Упражнения для формирования и развития умений письма как вида речевой деятельности.

Тема 9. Развитие иноязычной социокультурной компетенции школьников.

Тема 10. Развитие дискурсивной компетенции школьников.

Тема 11. Контроль знаний, навыков и коммуникативных умений школьников. Цели, задачи и функции контроля. Объекты, виды, формы, приемы контроля. Мировые и Европейские стандарты (TOEFL, FIRST, CERTIFICATE). Условия подготовки в школе. Проблема критериев и норм оценки иноязычных знаний, навыков и коммуникативных умений.

БЛОК III. Организация учебного процесса по иностранному языку в школе.

Тема 1. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования. Специфические особенности предмета «Иностранный язык». Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Структура урока. Требования к современному уроку.

Тема 2. Программирование и планирование учебного процесса по иностранному языку. Государственный стандарт как основа программирования и планирования. Государственные и авторские программы по иностранным языкам. Виды планов. Взаимосвязь поурочного и тематического планов, их содержание, структура и особенности.

Тема 3. Начальное общее образование по иностранному языку. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. Цель и содержание обучения иностранному языку в младших классах. Требования к коммуникативным умениям (по годам обучения). Особенности методики обучения иностранному языку в начальной школе. Роль мотивации в обучении и пути ее создания. Игра как основное средство обучения. Проблема преемственности в обучении иностранному языку в начальной и средней школе.

Тема 4. Основное общее образование по иностранному языку. Общая характеристика базового курса. Ведущая цель обучения иностранному языку в базовом курсе. Особенности содержания обучения иностранному языку в базовом курсе. Организация обучения иностранному языку.

Тема 5. Среднее(полное) образование по иностранному языку. Структура сверхбазового курса обучения иностранному языку. Вариативность целей и содержания обучения. Особенности организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в сверхбазовом курсе. Виды и формы самостоятельной работы учащихся. Итоговый контроль по иностранному языку в 11 классе.

Тема 6. Профильное обучение в средней школе. Предпрофильная подготовка школьников. Цели и задачи предпрофильного обучения в 9 классах основной школы. Значение предпрофильного обучения для выбора выпускниками основной школы направления профилизации и типа учебного заведения для продолжения образования. Нововведения в рамках предпрофильного обучения: элективные курсы, новые методы проведения итоговой аттестации, рейтинговая оценка по итогам основной школы. Портфель достижений ученика.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Цели профильного обучения. Общественный запрос на профилизацию школы. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения. Направления профилизации и структура профилей. Формы организации профильного обучения. Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и единым государственным экзаменом. Программа по иностранным языкам «Английский язык. Профильный уровень». Элективные курсы по английскому языку для профильного обучения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 266 с.

  2. Концепция профильного обучения на стершей ступени общего образования/ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 18 с.

  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ.лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.,2004. – 336 с.

  4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие./Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий. – М., 1982.

Дополнительная литература

  1. Иностранные языки в школе: научн.-метод. журн. - М., 2000– 2006 гг.

  2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранным языкам./Я.М. Колкер. – М., 2002.

  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: учеб. пособие/Е.Н. Соловова – М., 2002

  4. Солодовченко Л.Н. Учим писать по-английски. Теория и методика обучения иностранному языку (письменная речь): учеб. пособие /Л.Н.Солодовченко., Л.Н. Ходакова. – Воронеж, 2002. – 153 с.

  5. Солодовченко Л.Н. Хрестоматия по теории и методике обучения иностранному языку (письменная речь): учеб. пособие/Л.Н.Солодовченко, Л.Н. Ходакова. – Воронеж., 2002. – 153 с.

КОНТРОЛЬ

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Практические задания

    1. Дайте краткое определение понятий, выраженных терминами: «принцип обучения», «цель обучения», «задача обучения», «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения», «образовательная среда», «языковое образование», «межкультурная коммуникация», «иноязычная компетенция».

    2. Схематически изобразите связи следующих понятий (вышестоящие, нижестоящие): а) цель обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, практическая цель, обучение монологической речи, обучение говорению, обучение связному монологическому высказыванию; б) принцип обучения, общедидактический принцип, частнометодический принцип, принцип активности, принцип коммуникативной направленности.

    3. Раскройте содержание следующих методических понятий: содержание обучения, иноязычная коммуникативная компетенция.

    4. Опишите структуру и содержание государственного стандарта в образовательной области «Иностранный язык»

    5. Укажите основные компоненты иноязычного образования в средней школе.

    6. Перечислите основные средства реализации речевого общения, дайте их краткую характеристику.

    7. Перечислите речевые умения, развиваемые в учебном процессе по иностранному языку, дайте их краткую характеристику.

    8. Перечислите основные средства обучения иностранному языку, дайте их краткую характеристику

    9. Приведите классификацию вспомогательных средств обучения иностранному языку.

    10. Назовите основные формы, виды и функции контроля в обучении иностранному языку в средней школе.

Примеры тестовых заданий

  1. Результатом письменного общения могут быть:

А) графические навыки;

Б) орфографические навыки;

В) каллиграфические навыки;

Г) письменные речевые произведения

2. По Госстандарту просмотровое/поисковое чтение – это:

А) техника чтения;

Б) чтение с полным понимание текста;

В) чтение с пониманием основного содержания текста

Г) чтение с извлечением интересующей (нужной) информации.

3. К современным средствам обучения иностранному языку относится:

А) грамматико-переводной метод;

Б) коммуникативный метод;

В) лексико-переводной метод;

Г) натуральный метод

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В конце каждого семестра студенты пишут методический тест. Студенты получают зачет по итогам работы в семестре. Их деятельность оценивается по стобалльной системе.

5 семестр

СОДЕРЖАНИЕ ЗАЧЕТА

1) методический тест – 20 б.

2) доклад по предложенной теме – 10 б.

3) анализ структуры и содержания –

государственного стандарта в

образовательной области

«Иностранный язык» для разных

уровней средней школы

(в т.ч. предпрофильный и

профильный уровни) 10б.

4) Конспекты методических статей – 10 б.

5) Модель средства обучения и

методические указания по

его использованию – 10б.

6) Участие в аудиторной работе:

лекции - 20 б.

лабораторно – практические -

занятия 20 б.

Итого: 100 б.

Студент получает зачет в 5-м семестре, если он набрал 80 баллов и более. В случае повторной сдачи зачета студент проходит собеседование по всем темам курса, изученным в семестре.

5 семестр

Методический тест (образец)

  1. Понятие «Материальный объект, способный выполнять отдельные функции учителя или помогать ему их реализовывать» обозначается понятием:

А) прием обучения

Б) метод обучения

В) средство обучения

Г) принцип обучения

2. Методика – это наука о:

А)целях, методах, приемах, средствах и формах обучения иностранным языкам

Б)психофизеологических особенностях овладения иностранным языком

В)воспитании и образовании школьников

Г) закономерностях овладения знаниями, умениями, навыками

3. Метод экспертной оценки предполагает:

А) специально организованное восприятие исследователем изучаемых

явлений

Б) способ исследования в процессе речевого общения.

В) сбор и обобщение устных и письменных мнений группы лиц или

отдельного лица

Г) анализ характеристик испытуемых

4. Методика черпает информацию об особенностях восприятия

иностранной речи в:

А) лингвистике

Б) педагогике

В) кибернетике

Г) психологии

5.Принцип активности в преподавании иностранного языка

предполагает:

А) активность учителя в подготовке к уроку

Б) активность учащихся в подготовке домашних заданий

В) интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность учащихся

на уроке

Г) речевую активность учителя на уроке

6. Последовательность действий учащихся в ходе работы с текстом:

А) чтение текста про себя, чтение текста вслух, выполнение

предтекстовых заданий, ответы на вопросы учителя по тексту

Б) чтение текста вслух, чтение текста про себя, выполнение

предтекстовых заданий, ответы на вопросы учителя по тексту

В) чтение текста про себя, выполнение предтекстовых заданий, ответы

на вопросы учителя по тексту, чтение текста вслух

Г) выполнений вслух предтекстовых заданий, чтение текста про себя,

ответы на вопросы учителя по тексту, чтение текста вслух

7. Упражнение «Опровергните высказывание» является:

А) подстановочным

Б) имитативным

В) трансформационным

Г) репродуктивным

8. Основные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции:

А) лингвистический, психологический, социальный

Б) лингвистический, социально-лингвистический, социально-

психологический

В) лингвистический, социолингвистический, дискурсивный

Г) стратегический, социокультурный, психологический

9. В Госстандарте описаны:

А) продуктивные грамматические навыки

Б) рецептивные грамматические навыки

В) названия грамматических явлений

Г) грамматические знания

10. Структурно-функциональный метод лежит в основе методической

системы:

А) А.П. Старкова

Б) Г.В. Китайгородской

В) Е.И. Пассова

Г) Л.Г. Денисовой

11. Фонетическая зарядка является:

А) Специальным фонетическим упражнением

Б) Упражнением, подготавливающим к чтению

В) Упражнением, подготавливающим к письму

Г) Упражнением, подготавливающим к аудированию

12. Упражнение «Скажите, что вы делаете то же» (предполагается, что

учащиеся используют грамматическую структуру, произнесенную

учителем) является:

А) условно-речевым, трансформационным

Б) условно-речевым, подстановочным

В) условно-речевым, имитативным

Г) языковым, имитативным

13. Лексический минимум для усвоения в школе делится на:

А) пассивный и потенциальный

Б) пассивный и активный

В) потенциальный и активный

Г) активный, пассивный, потенциальный

14.Следующее монологическое высказывание является

подготовленным:

А) высказывание на основе видеофильма при первом его предъявлении

Б) краткое изложение непосредственно после чтения

В) описание незнакомой ранее картинки

Г) рассказ по ключевым словам

15. Задание «Прочитайте вслух первый абзац текста» направлено на

обучение:

А) чтению с пониманием основного содержания текста

Б) чтению с полным пониманием текста

В) чтению с извлечением нужной информации

Г) технике чтения

16. По Госстандарту просмотровое/поисковое чтение это:

А) чтение с пониманием основного содержания текста

Б) чтение с полным пониманием текста

В) чтение с извлечением нужной информации

Г) техника чтения

17. К фактором детерминирующим систему образования относятся:

А) социально-экономические и политические факторы

Б) социально-педагогические факторы

В) методические факторы

Г) социально-экономические, политические, методические факторы

18. Результат образования в области иностранных языков:

А) вторичная языковая личность

Б) знания о системе изучаемого языка

В) умение позволяющее осуществлять речевое общение с носителями

изучаемого языка

Г) овладение культурой страны изучаемого языка

19. Основным показателем сформированности вторичной языковой

личности является:

А) социокультурная компетенция

Б) лингвистическая компетенция

В) межкультурная компетенция

Г) дискурсивная компетенция

20. К общедидактическим принципам обучения относится:

А) принцип коммуникативной направленности обучения

Б) принцип ориентации на родную лингвокультуру учащегося

В) принцип опоры на родной язык

Г) принцип личностно-ориентированной направленности обучения

Примерные вопросы для собеседования.

  1. Понятие «языковое образование». Роль и место иностранного языка в системе языкового образования.

  2. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования.

  3. Современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку ( анализ опыта зарубежной школы).

  4. Методика как наука. Предмет методики.

  5. Связь методики с другими науками.

  6. Принципы обучения иностранным языкам.

  7. Понятие «дискурс». Дискурсивная компетенция как цель обучения в средней школе

  8. Социокультурная компетенция как цель обучения иностранному языку в средней школе.

  9. Госстандарт в образовательной области «Иностранный язык» как отражение содержания обучения. Структура и содержание Госстандарта (разные ступени обучении).

  10. Базовая культура личности и содержание обучения иностранному языку.

6-й семестр.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методика научно-педагогического исследования» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Данная дисциплина представляет блок общепрофессиональных дисциплин и является курсом по выбору. Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине " Методология и методика психолого-педагогического исследования " для специальности 033200 / 050303 «Иностранный язык»

    Учебно-методический комплекс
    В системе профессиональной подготовки современных преподавателей учебный курс «Методология и методика психолого-педагогического исследования» выступает в качестве одной из дисциплин, формирующей знания и умения, необходимые для осуществления
  4. Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному языку для специальности: 033200. 00 (05033. 00) Иностранный язык с дополнительной специальностью

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его особенностей к самопознанию и самообучению.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение

Другие похожие документы..