Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Переломы длинных трубчатых костей относятся к наиболее частым повреждениям опорно-двигательной системы, а переломы бедренной кости  к тяжелым видам ...полностью>>
'Закон'
Митний кодекс України визначає засади організації та здійснення митної справи в Україні, регулює економічні, організаційні, правові, кадрові та соціа...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Настоящая программа предназначена для студентов V курса филологического факультета специальности «Английская литература». Этот курс необходим для под...полностью>>
'Методические рекомендации'
В этих целях Рекомендации предусматривают: - унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными ор...полностью>>

Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. В.М. Свистуновым

« »____________2007 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

040201 - «Социология»

Москва - 2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

директором Института

социологии и управления

персоналом

д.,пс.,н., проф. А.В.Филипповым

« »____________2007 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

040201 - «Социология»

Москва - 2007 г.

СОСТАВИТЕЛЬ

доктор социологических наук, профессор Е.В.Тихонова

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

заведующий кафедрой социологии и психологии управления, доктор психологических наук, профессор В.Н.Князев

ОБСУЖДЕНА

на заседании кафедры социологии и психологии управления

«_______» __________________ 200__г, протокол №____

© Государственный университет управления, 2007 г.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых исследований во всех областях общественной жизни современного общества. Подготовка таких специалистов по специальности 040201 - «Социология» на кафедре социологии и управления персоналом предполагает преподавание этой дисциплины в качестве основной, позволяющей получение необходимого объема знаний в области прикладных социологических исследований.

Цель курса - сформировать у студентов теоретические знания в области методологии, методики и техники проведения самостоятельных исследований социальных факторов и динамики социальных процессов в современном обществе и обучить их практическому применению.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  1. Раскрываются методологические проблемы проведения социологического исследования, основных методов сбора и анализа социологической информации, рассматриваются теоретические основы методики интерпретации и анализа полученных данных.

  2. Анализируются принципы построения программы прикладного социологического исследования: методологические и методические требования к формулированию исследовательской задачи, выдвижению и проверке гипотез, детально рассматривается процесс системного анализа объекта и проблемы исследования.

  3. Анализируются основные методы сбора эмпирической информации, применяющиеся в прикладных социологических, социально-психологических и маркетинговых исследованиях. Оцениваются преимущества и недостатки количественных и качественных методов исследования, массовых и индивидуальных методов. В основе данной работы заложен принцип комплексного подхода, учитывающий возможности применения разнообразных социологических методов применительно к единому объекту исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

  4. Применение игровых форм обучения на практических занятиях, что позволяет моделировать ситуации реальной работы социолога и вводить студентов в практическую сферу будущей профессиональной деятельности.

  5. При разработке учебной программы учитывался как отечественный, так и зарубежный опыт проведения социологических исследований, что позволяет обобщить наиболее значимые результаты работы многих специалистов и формировать у студентов базовые знания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам такого уровня квалификации.

Настоящая программа полностью соответствует Государственному стандарту по специальности 040201 «Социология» и базируется на требованиях, предъявляемых к обязательному уровню подготовки специалиста Министерством образования Российской Федерации.

В ходе обучения студенты применяют знания, полученные при изучении дисциплин «Общая социология», «Основы общей психологии и психологии личности», используют свои знания по практической работе на персональном компьютере. Преподавание курса тесно связано с такой дисциплиной, как «Теория вероятности и математическая статистика», что позволяет значительно повысить практическую подготовку студентов в области обработки и анализа социологической информации.

Освоение программного материала закладывает у студентов глубокие теоретические знания в области методологии социальных исследований в области поведенческих наук, свободное владение информацией о современном состоянии научных разработок как в отечественной, так и зарубежной эмпирической социологии, представление о наиболее перспективных направлениях научного поиска, который осуществляют ведущие отечественные социологические центры и организации. Основным результатом изучения курса должно стать формирование высокого профессионального уровня при разработке программного обеспечения и проведении самостоятельных социологических исследований, первым шагом в данном направлении выступает выполнение курсового проекта, являющегося практической реализацией теоретических знаний, полученных в рамках изучения данной дисциплины. Связь теоретического базиса и его практического воплощения в самостоятельной работе требует освоения навыков составления программы прикладного социологического исследования (умения и навыки научно-исследовательской работы), сбора первичной социологической информации (навыки работы в роли интервьюера или анкетера), обработки полученных данных (умение работать с компьютером, используя профессиональное математическое обеспечение социологических программ), а также обобщения и анализа информации (навыки аналитической работы с первичными материалами, умение систематизировать материал и делать выводы). Представление отчета о проведенном исследовании базируется на умении студента использовать системный подход в компоновании разнородной социологической информации, применять методы социального прогнозирования при оценке гипотетической возможности развития социальной ситуации и умения выделить наиболее значимые результаты проведенного исследования с позиции его важности для разработки управленческих воздействий на объект исследования.

Основные виды занятий – чтение лекций и проведение практических занятий. Особенностью лекционного курса по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» является тесная связь теоретического материала и его практическая направленность. При чтении лекций преподаватель широко использует как результаты эмпирических исследований, проведенных отечественными и зарубежными социологическими центрами, так и опыт личного участия в подготовке и организации научных исследований. Практический материал должен не только иллюстрировать основные теоретико-методологические положения дисциплины и иметь ярко выраженную значимость с позиции социального управления.

Особенностью проведения практических занятий является их творческий характер. Студенты не только демонстрируют глубокое усвоение лекционного материала, но и активно реализуют эти знания при самостоятельной разработке программы социологического исследования, которая является теоретической базой научно-практического исследования. Основной формой практических занятий является групповая дискуссия по наиболее актуальным социальным проблемам, изучение которых составляет основную задачу специалиста-социолога. Методика, техника, процедуры сбора и обработки первичной социологической информации обсуждаются на примерах реальной работы профессионала-социолога в конкретных условиях. Такое построение практических занятий позволяет повысить качество подготовки студентов и объединить усвоение теоретических знаний и овладение практическими навыками специалиста.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется посредством проработки лекционного материала каждым обучающимся в ходе подготовки к практическим занятиям во внеучебное время. Каждый студент обеспечивается необходимой учебной литературой, имеющейся в библиотеке Университета, имеет доступ к сетевым источникам информации (виртуальный кабинет на сайте «Социоград» Института социологии и управления персоналом), использует дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем, а также регулярно знакомится с периодическими публикациями в специальных журналах, основным из которых является журнал «Социс». Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем в процессе практических занятий, индивидуальных и групповых консультаций, а также в ходе групповых дискуссий по проблемным вопросам, связанным с усвоением учебного материала.

Освоение дисциплины «Методология и методика социологического исследования» рассчитано на 408 часов (3, 4, 5 семестры очной и очно-заочной форм обучения). Лекционный курс составляет 144 часа для очной и 108 часов для очно-заочной формы обучения, практические занятия - 72 часа для очной и 54 часа для очно-заочной формы обучения. Обучение студентов включает самостоятельную учебную работу в аудитории под контролем преподавателя в количестве 36 часов. Курсовое проектирование, выполняемое в 4 семестре обучения, рассчитано на 24 часа, а в 5 семестре – на 36 часов. Индивидуальные занятия с преподавателем составляют для очной формы обучения 14 часов, для очно-заочной формы обучения – 16 часов. Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента очной формы обучения составляет 26 часов, а очно-заочной формы – 42 часа соответственно.

Изучение дисциплины включает в себя выполнение контрольных работ и заданий, подготовку докладов по тематике разделов курса, самостоятельную работу студентов, выполнение контрольных работ.

Организация учебного процесса предполагает активизацию самостоятельной работы студентов как в теоретическом, так и практическом плане. Глубокое усвоение научного материала сопряжено с творческим осмыслением базовых положений социологической науки и внесением посильного вклада в ее дальнейшее развитие. С этой целью студенты принимают участие в работе дискуссионных клубов и научно-практических конференций, которые проводятся Институтом социологии и управления персоналом специально для студентов и молодых ученых, участвуют в научной работе кафедр, посещают симпозиумы, конференции по вопросам теории, методологии и практики социальных наук. Наиболее интересные и значимые теоретические работы студентов печатаются в сборниках студенческих работ и периодических профессиональных изданиях (например, журнал «Социология 4М», издаваемый ИСРАН).

Особое значение для практической подготовки специалистов-социологов имеет их практическое участие в эмпирических социологических исследования, которые проводятся как под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеучебное время. Овладение навыками анкетера-интервьюера позволяет студентам применять на практике полученные теоретические знания, приобрести необходимый профессиональный опыт. Приобретенный опыт помогает студентам решить проблему трудоустройства и повышает их востребованность на рынке труда.

Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателями базовых дисциплин в процессе индивидуальных консультаций и кураторами курсов в ходе групповых консультаций, направляющих творческую работу студентов.

Контроль знаний студентов

  1. Текущий контроль знаний студентов осуществляется преподавателем в виде индивидуальных опросов на практических занятиях, групповых обсуждений и дискуссий по пройденному материалу и по итогам выполнения контрольных работ, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Промежуточный контроль объема и качества усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками осуществляется по итогам разделов лекционного курса в виде коллоквиумов по темам изучаемой дисциплины.

  2. Рубежный контроль знаний студентов осуществляется в виде зачетов (3 и 4 семестр) и экзамена - 5 семестр изучения дисциплины.

  3. Задание по курсовой работе (проекту) выполняется студентами в течение всего периода изучения дисциплины, его выполнение контролируется как в ходе практических занятий, так и в процессе зачетов (3 и 4 семестры) и экзамена ( 5 семестр обучения).

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Для студентов очной (очно-заочной) формы обучения1

Таблица 2.1.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

в том числе по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки

1

Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

Предмет и метод социологического исследования. Виды социологического исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

3

Методика, техника и процедура в социологическом исследовании

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 2. Программа социологического исследования

4

Этапы социологического исследования. Структура и функции программы исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

5

Рабочий план исследования

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

6

Проблема, объект, предмет исследования. Цели и задачи исследования.

4 (6)

2 (4)

2 (2)

7

Системный анализ объекта исследования

3 (3)

2 (2)

1(1)

2

8

Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования

4 (6)

2 (4)

2 (2)

9

Гипотезы социологического исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

10

Стратегический план социологического исследования

3 (3)

2 (2)

1 (1)

Раздел 3. Выборка в социологическом исследовании

11

Выборочный метод в социологии.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

12

Методы построения вероятностных выборок

3 (3)

2 (2)

1 (1)

13

Неслучайный метод построения выборок.

3 (3)

2 (2)

1(1)

14

Понятие репрезентативности. Случайные и систематические ошибки выборки

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 4. Измерение в социологическом исследовании

15.

Первичное измерение социальных характеристик. Переменные в социологическом исследовании.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

16

Социологические показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Шкалы и индексы в социологическом исследовании

4 (6)

2 (4)

2 (2)

2

17

Оценка надежности первичной социологической информации.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

Раздел 5. Метод опроса

18

Опрос как основной метод сбора социологической информации. Типология видов опроса

3 (3)

2 (2)

1 (1)

19

Анкетный опрос. Структура социологической анкеты как инструмента сбора первичной социальной информации.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

2

20

Метод интервью.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

21

Биографический метод.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

22

Почтовый, телефонный и прессовый виды опроса.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

23

Метод экспертных оценок.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

Раздел 6. Метод фокус-групп

24

Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Типология качественных методов. Метод исследования случая («кейс-стади»)

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

25

Методологические принципы проведения фокус-групповых интервью

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

26

Методика и техника проведения фокус-групповых интервью

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

27

Работа модератора и ассистента в процессе проведения фокус-группового интервью

3 (3)

2 (2)

1 (1)

28

Обработка, анализ и интерпретация результатов фокус-группового исследования

3 (4)

2 (2)

1(1)

29

Использование метода фокус-группового интервью в маркетинговых исследованиях

3 (3)

2 (2)

1(1)

Раздел 7 Анализ документов

30

Понятие документа в социологии. Типология документов

3 (3)

1 (2)

2 (1)

31

Традиционный (содержательный) анализ документов

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

32

Формализованный анализ документов.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

33

Методика и техника контент-анализа

3 (3)

2 (2)

1 (1)

34

Интент-анализ прессовых публикаций

3 (3)

2 (2)

1 (1)

35

Информативно-целевой анализ документов

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

Раздел 8. Метод наблюдения

36

Типология видов наблюдения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

37

Методика и техника социологического наблюдения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 9. Социометрия

38

Социометрический метод Дж. Морено

3 (3)

1 (2)

2 (1)

39

Методика и техника социометрического опроса. Области применения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 10. Тестовые методы

40

Специфика психологического тестирования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

41

Понятие социологического теста. Принципы конструирования

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

Раздел 11. Социологический эксперимент

42

Понятие эксперимента в социальных и поведенческих науках. Типология экспериментов

3 (3)

2 (2)

1 (1)

43

Логическая структура эксперимента

3 (4)

2 (2)

1(2)

2

44

Взаимосвязь эксперимента с другими социологическими методами

3 (4)

2 (4)

1 (2)

Раздел 12. Обобщение данных и представление результатов

45

Анализ и обработка данных в социологии.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

46

Многомерные методы анализа данных.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

47

Подготовка и представление научного отчета

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Итого аудиторных часов

144 (162)

72 (108)

72 (54)

Количество часов индивидуальных занятий с преподавателем

14 (16)

Количество часов самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя

36 (0)2

Количество часов на курсовое проектирование 1

24 (24)

Количество часов на курсовое проектирование 2

36 (36)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

168 (42)

.Всего часов на освоение учебного материала

408(280)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Социология и психология управления Индекс опд. Ф федеральный компонент опд. Ф. 03 Методология и методика социологического исследования: Требования гос к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

    Документ
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования. Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  4. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Методология и методика социологического исследования»

    Учебно-методический комплекс
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования;.
  5. Программа учебной дисциплины «психология социокультурных процессов» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Курс имеет междисциплинарный характер и преследует как теоретико-методологические, так и практические цели. Главной теоретико-методологической целью является объединение закономерностей различных сфер (принадлежащих гуманитарным,

Другие похожие документы..