Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Практически каждый алгоритм сортировки можно разбить на три части: - сравнение, определяющее упорядоченность пары элементов; - перестановку, меняющую...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Примерная тематика курсовых работ для студентов регионального факультета (для очной, очно-заочной, заочной форм обучения) специальности «Экономика и у...полностью>>
'Документ'
Способы расчета ставки дисконта и их применимость при проведении оценки предприятия методом дисконтирования денежных средств в рамках доходного подхо...полностью>>
'Лекция'
Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 лет до нашей эры –...полностью>>

Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. В.М. Свистуновым

« »____________2007 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

040201 - «Социология»

Москва - 2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

директором Института

социологии и управления

персоналом

д.,пс.,н., проф. А.В.Филипповым

« »____________2007 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ССЛЕДОВАНИЯ»

для студентов специальности

040201 - «Социология»

Москва - 2007 г.

СОСТАВИТЕЛЬ

доктор социологических наук, профессор Е.В.Тихонова

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

заведующий кафедрой социологии и психологии управления, доктор психологических наук, профессор В.Н.Князев

ОБСУЖДЕНА

на заседании кафедры социологии и психологии управления

«_______» __________________ 200__г, протокол №____

© Государственный университет управления, 2007 г.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной задачей курса «Методология и методика социологического исследования» является подготовка высококвалифицированных специалистов-социологов, имеющих теоретические знания и практические навыки проведения социологических и маркетинговых исследований во всех областях общественной жизни современного общества. Подготовка таких специалистов по специальности 040201 - «Социология» на кафедре социологии и управления персоналом предполагает преподавание этой дисциплины в качестве основной, позволяющей получение необходимого объема знаний в области прикладных социологических исследований.

Цель курса - сформировать у студентов теоретические знания в области методологии, методики и техники проведения самостоятельных исследований социальных факторов и динамики социальных процессов в современном обществе и обучить их практическому применению.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  1. Раскрываются методологические проблемы проведения социологического исследования, основных методов сбора и анализа социологической информации, рассматриваются теоретические основы методики интерпретации и анализа полученных данных.

  2. Анализируются принципы построения программы прикладного социологического исследования: методологические и методические требования к формулированию исследовательской задачи, выдвижению и проверке гипотез, детально рассматривается процесс системного анализа объекта и проблемы исследования.

  3. Анализируются основные методы сбора эмпирической информации, применяющиеся в прикладных социологических, социально-психологических и маркетинговых исследованиях. Оцениваются преимущества и недостатки количественных и качественных методов исследования, массовых и индивидуальных методов. В основе данной работы заложен принцип комплексного подхода, учитывающий возможности применения разнообразных социологических методов применительно к единому объекту исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

  4. Применение игровых форм обучения на практических занятиях, что позволяет моделировать ситуации реальной работы социолога и вводить студентов в практическую сферу будущей профессиональной деятельности.

  5. При разработке учебной программы учитывался как отечественный, так и зарубежный опыт проведения социологических исследований, что позволяет обобщить наиболее значимые результаты работы многих специалистов и формировать у студентов базовые знания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам такого уровня квалификации.

Настоящая программа полностью соответствует Государственному стандарту по специальности 040201 «Социология» и базируется на требованиях, предъявляемых к обязательному уровню подготовки специалиста Министерством образования Российской Федерации.

В ходе обучения студенты применяют знания, полученные при изучении дисциплин «Общая социология», «Основы общей психологии и психологии личности», используют свои знания по практической работе на персональном компьютере. Преподавание курса тесно связано с такой дисциплиной, как «Теория вероятности и математическая статистика», что позволяет значительно повысить практическую подготовку студентов в области обработки и анализа социологической информации.

Освоение программного материала закладывает у студентов глубокие теоретические знания в области методологии социальных исследований в области поведенческих наук, свободное владение информацией о современном состоянии научных разработок как в отечественной, так и зарубежной эмпирической социологии, представление о наиболее перспективных направлениях научного поиска, который осуществляют ведущие отечественные социологические центры и организации. Основным результатом изучения курса должно стать формирование высокого профессионального уровня при разработке программного обеспечения и проведении самостоятельных социологических исследований, первым шагом в данном направлении выступает выполнение курсового проекта, являющегося практической реализацией теоретических знаний, полученных в рамках изучения данной дисциплины. Связь теоретического базиса и его практического воплощения в самостоятельной работе требует освоения навыков составления программы прикладного социологического исследования (умения и навыки научно-исследовательской работы), сбора первичной социологической информации (навыки работы в роли интервьюера или анкетера), обработки полученных данных (умение работать с компьютером, используя профессиональное математическое обеспечение социологических программ), а также обобщения и анализа информации (навыки аналитической работы с первичными материалами, умение систематизировать материал и делать выводы). Представление отчета о проведенном исследовании базируется на умении студента использовать системный подход в компоновании разнородной социологической информации, применять методы социального прогнозирования при оценке гипотетической возможности развития социальной ситуации и умения выделить наиболее значимые результаты проведенного исследования с позиции его важности для разработки управленческих воздействий на объект исследования.

Основные виды занятий – чтение лекций и проведение практических занятий. Особенностью лекционного курса по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» является тесная связь теоретического материала и его практическая направленность. При чтении лекций преподаватель широко использует как результаты эмпирических исследований, проведенных отечественными и зарубежными социологическими центрами, так и опыт личного участия в подготовке и организации научных исследований. Практический материал должен не только иллюстрировать основные теоретико-методологические положения дисциплины и иметь ярко выраженную значимость с позиции социального управления.

Особенностью проведения практических занятий является их творческий характер. Студенты не только демонстрируют глубокое усвоение лекционного материала, но и активно реализуют эти знания при самостоятельной разработке программы социологического исследования, которая является теоретической базой научно-практического исследования. Основной формой практических занятий является групповая дискуссия по наиболее актуальным социальным проблемам, изучение которых составляет основную задачу специалиста-социолога. Методика, техника, процедуры сбора и обработки первичной социологической информации обсуждаются на примерах реальной работы профессионала-социолога в конкретных условиях. Такое построение практических занятий позволяет повысить качество подготовки студентов и объединить усвоение теоретических знаний и овладение практическими навыками специалиста.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется посредством проработки лекционного материала каждым обучающимся в ходе подготовки к практическим занятиям во внеучебное время. Каждый студент обеспечивается необходимой учебной литературой, имеющейся в библиотеке Университета, имеет доступ к сетевым источникам информации (виртуальный кабинет на сайте «Социоград» Института социологии и управления персоналом), использует дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем, а также регулярно знакомится с периодическими публикациями в специальных журналах, основным из которых является журнал «Социс». Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем в процессе практических занятий, индивидуальных и групповых консультаций, а также в ходе групповых дискуссий по проблемным вопросам, связанным с усвоением учебного материала.

Освоение дисциплины «Методология и методика социологического исследования» рассчитано на 408 часов (3, 4, 5 семестры очной и очно-заочной форм обучения). Лекционный курс составляет 144 часа для очной и 108 часов для очно-заочной формы обучения, практические занятия - 72 часа для очной и 54 часа для очно-заочной формы обучения. Обучение студентов включает самостоятельную учебную работу в аудитории под контролем преподавателя в количестве 36 часов. Курсовое проектирование, выполняемое в 4 семестре обучения, рассчитано на 24 часа, а в 5 семестре – на 36 часов. Индивидуальные занятия с преподавателем составляют для очной формы обучения 14 часов, для очно-заочной формы обучения – 16 часов. Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента очной формы обучения составляет 26 часов, а очно-заочной формы – 42 часа соответственно.

Изучение дисциплины включает в себя выполнение контрольных работ и заданий, подготовку докладов по тематике разделов курса, самостоятельную работу студентов, выполнение контрольных работ.

Организация учебного процесса предполагает активизацию самостоятельной работы студентов как в теоретическом, так и практическом плане. Глубокое усвоение научного материала сопряжено с творческим осмыслением базовых положений социологической науки и внесением посильного вклада в ее дальнейшее развитие. С этой целью студенты принимают участие в работе дискуссионных клубов и научно-практических конференций, которые проводятся Институтом социологии и управления персоналом специально для студентов и молодых ученых, участвуют в научной работе кафедр, посещают симпозиумы, конференции по вопросам теории, методологии и практики социальных наук. Наиболее интересные и значимые теоретические работы студентов печатаются в сборниках студенческих работ и периодических профессиональных изданиях (например, журнал «Социология 4М», издаваемый ИСРАН).

Особое значение для практической подготовки специалистов-социологов имеет их практическое участие в эмпирических социологических исследования, которые проводятся как под руководством преподавателя, так и самостоятельно во внеучебное время. Овладение навыками анкетера-интервьюера позволяет студентам применять на практике полученные теоретические знания, приобрести необходимый профессиональный опыт. Приобретенный опыт помогает студентам решить проблему трудоустройства и повышает их востребованность на рынке труда.

Самостоятельная работа студентов контролируется преподавателями базовых дисциплин в процессе индивидуальных консультаций и кураторами курсов в ходе групповых консультаций, направляющих творческую работу студентов.

Контроль знаний студентов

  1. Текущий контроль знаний студентов осуществляется преподавателем в виде индивидуальных опросов на практических занятиях, групповых обсуждений и дискуссий по пройденному материалу и по итогам выполнения контрольных работ, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Промежуточный контроль объема и качества усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками осуществляется по итогам разделов лекционного курса в виде коллоквиумов по темам изучаемой дисциплины.

  2. Рубежный контроль знаний студентов осуществляется в виде зачетов (3 и 4 семестр) и экзамена - 5 семестр изучения дисциплины.

  3. Задание по курсовой работе (проекту) выполняется студентами в течение всего периода изучения дисциплины, его выполнение контролируется как в ходе практических занятий, так и в процессе зачетов (3 и 4 семестры) и экзамена ( 5 семестр обучения).

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Для студентов очной (очно-заочной) формы обучения1

Таблица 2.1.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

в том числе по видам учебных занятий

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки

1

Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

Предмет и метод социологического исследования. Виды социологического исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

3

Методика, техника и процедура в социологическом исследовании

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 2. Программа социологического исследования

4

Этапы социологического исследования. Структура и функции программы исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

5

Рабочий план исследования

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

6

Проблема, объект, предмет исследования. Цели и задачи исследования.

4 (6)

2 (4)

2 (2)

7

Системный анализ объекта исследования

3 (3)

2 (2)

1(1)

2

8

Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования

4 (6)

2 (4)

2 (2)

9

Гипотезы социологического исследования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

10

Стратегический план социологического исследования

3 (3)

2 (2)

1 (1)

Раздел 3. Выборка в социологическом исследовании

11

Выборочный метод в социологии.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

12

Методы построения вероятностных выборок

3 (3)

2 (2)

1 (1)

13

Неслучайный метод построения выборок.

3 (3)

2 (2)

1(1)

14

Понятие репрезентативности. Случайные и систематические ошибки выборки

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 4. Измерение в социологическом исследовании

15.

Первичное измерение социальных характеристик. Переменные в социологическом исследовании.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

16

Социологические показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Шкалы и индексы в социологическом исследовании

4 (6)

2 (4)

2 (2)

2

17

Оценка надежности первичной социологической информации.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

Раздел 5. Метод опроса

18

Опрос как основной метод сбора социологической информации. Типология видов опроса

3 (3)

2 (2)

1 (1)

19

Анкетный опрос. Структура социологической анкеты как инструмента сбора первичной социальной информации.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

2

20

Метод интервью.

3 (6)

2 (4)

1 (2)

21

Биографический метод.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

22

Почтовый, телефонный и прессовый виды опроса.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

23

Метод экспертных оценок.

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

Раздел 6. Метод фокус-групп

24

Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Типология качественных методов. Метод исследования случая («кейс-стади»)

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

25

Методологические принципы проведения фокус-групповых интервью

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

26

Методика и техника проведения фокус-групповых интервью

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

27

Работа модератора и ассистента в процессе проведения фокус-группового интервью

3 (3)

2 (2)

1 (1)

28

Обработка, анализ и интерпретация результатов фокус-группового исследования

3 (4)

2 (2)

1(1)

29

Использование метода фокус-группового интервью в маркетинговых исследованиях

3 (3)

2 (2)

1(1)

Раздел 7 Анализ документов

30

Понятие документа в социологии. Типология документов

3 (3)

1 (2)

2 (1)

31

Традиционный (содержательный) анализ документов

3 (3)

2 (2)

1 (1)

2

32

Формализованный анализ документов.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

33

Методика и техника контент-анализа

3 (3)

2 (2)

1 (1)

34

Интент-анализ прессовых публикаций

3 (3)

2 (2)

1 (1)

35

Информативно-целевой анализ документов

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

Раздел 8. Метод наблюдения

36

Типология видов наблюдения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

37

Методика и техника социологического наблюдения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 9. Социометрия

38

Социометрический метод Дж. Морено

3 (3)

1 (2)

2 (1)

39

Методика и техника социометрического опроса. Области применения

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Раздел 10. Тестовые методы

40

Специфика психологического тестирования.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

41

Понятие социологического теста. Принципы конструирования

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

Раздел 11. Социологический эксперимент

42

Понятие эксперимента в социальных и поведенческих науках. Типология экспериментов

3 (3)

2 (2)

1 (1)

43

Логическая структура эксперимента

3 (4)

2 (2)

1(2)

2

44

Взаимосвязь эксперимента с другими социологическими методами

3 (4)

2 (4)

1 (2)

Раздел 12. Обобщение данных и представление результатов

45

Анализ и обработка данных в социологии.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

2

46

Многомерные методы анализа данных.

3 (3)

1 (2)

2 (1)

47

Подготовка и представление научного отчета

3 (3)

1 (2)

2 (1)

Итого аудиторных часов

144 (162)

72 (108)

72 (54)

Количество часов индивидуальных занятий с преподавателем

14 (16)

Количество часов самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя

36 (0)2

Количество часов на курсовое проектирование 1

24 (24)

Количество часов на курсовое проектирование 2

36 (36)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

168 (42)

.Всего часов на освоение учебного материала

408(280)

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Социологическое исследование как отрасль социологической науки

1. Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.

Вводное занятие, определяющее задачи и основные положения читаемого курса. Понятие социологического знания. Отличие социологического знания от общетеоретического, применяемого в естественных науках. Многообразие методологических подходов к изучению социальных явлений и процессов. Определение области применения социологического знания. Выделение предмета социологии. Трехуровневая структура социологического знания. Взаимодействие теоретического и практического уровней исследований социальных процессов. Место и роль прикладных социологических исследований в формировании социологической теории и преобразовании социальной действительности.

2. Предмет и метод социологического исследования. Виды социологического исследования

Специфика научного метода, применяемого в социологических исследованиях. Основные исследовательские стратегии: поисковая, аналитическая, стратегическая. Зависимость выбора стратегии от проблемы и объекта исследования. Количественные и качественные исследования. Области применения. Использование результатов социологических исследований в различных областях жизни общества.

3. Методика, техника и процедура в социологическом исследовании

Классификация основных методов сбора и обработки первичной социологической информации. Понятие методики, техники, процедур, применяемых в социологических исследованиях. Разнообразие методик, используемых для сбора и обработки социальной информации. Отличие методик, применяемых в социологии, от методик, используемых в других видах социальных исследований. Психологические методики сбора первичной информации. Статистические и социально-психологические методы получения и анализа эмпирических данных. Комплексные исследования и специфика их методической базы.

Раздел 2. Программа социологического исследования

  1. Этапы социологического исследования. Структура и функции программы исследования.

Методологическая и процедурная части социологического исследования. Основные этапы проведения исследования: предварительный, основной и заключительный. Задачи, решаемые на каждом конкретном этапе. Понятие исследовательской задачи и программного вопроса. Взаимосвязь этапов социологического исследования.

  1. Рабочий план исследования.

Программа исследования как основной инструмент сбора и обработки первичной эмпирической информации. Структурно-функциональная композиция программы исследования. Основные разделы программы. Специфика программы в соответствии с задачей исследования и его видом - теоретическая, теоретико-прикладная и прикладная программы исследования. Разделы рабочего плана исследования. Формирование исследовательского коллектива. Распределение функций между исполнителями работ. Сетевой график проведения работ как основной инструмент координации действий исследовательского коллектива. Составление предварительного плана проведения исследования, постановка целей.

  1. Проблема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.

Определение проблемной ситуации. Теоретическая и практическая проблемы. Понятие социальной проблемы. Отличие социальной проблемы от проблемы исследования. Формулировка проблемы исследования как начальный этап формирования программы. Методы анализа проблемной ситуации в пилотажных и основных исследованиях. Выделение объекта исследования и формулировка его основных характеристик. Определение предмета исследования как основной стороны жизнедеятельности объекта, связанной с проблемой исследования. Постановка целей и конкретизация задач исследования. Основные и дополнительные цели исследования. Конкретизация задач исследования в ходе его проведения.

7. Системный анализ объекта исследования.

Определение взаимосвязи темы и предмета исследования. Основные принципы системного подхода к анализу проблемной стороны жизнедеятельности объекта иследования. Специфика социологических исследований в зависимости от цели и задачи, определенных программой исследования. Выделение центральных понятий, описывающих предмет исследования и конкретизирующих сферу исследовательского интереса.

  1. Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования.

Основные этапы интерпретации понятий. Требования к формулировке понятий, используемых в инструментарии социологического исследования. Определение понятий «индикатор» и «показатель». Построение системы показателей. Операциональное определение. Его роль и функции в сборе первичной эмпирической информации.

  1. Гипотезы социологического исследования. Требования к построению и проверке гипотез.

Определение научной гипотезы. Функции гипотез в социологическом исследовании. Понятие проблемного поля исследования. Типология гипотез - гипотезы-основания и гипотезы-следствия, основные и дополнительные гипотезы, первичные и вторичные, описательные и объяснительные. Требования к построению гипотез и проверка их соответствия данным требованиям. Этапы построения гипотез. Методы доказательства объективности гипотез. Процедуры проверки гипотез.

  1. Стратегический план социологического исследования.

Понятие стратегии и тактики проведения социологического исследования. Виды стратегических планов социологического исследования. Основные характеристики разведывательного, поискового, описательного, аналитического и экспериментального планов сбора и обработки социальной информации. Принципы разработки стратегического плана исследования.

Раздел 3. Выборка в социологическом исследовании

  1. Выборочный метод в социологии.

История становления и развития выборочного метода в социологии. Сплошное и выборочное исследования. Методологические принципы выборочного метода. Закон больших чисел как основа формирования выборочной совокупности и доказательства репрезентативности выводов выборочного исследования. Использование законов социальной статистики при формировании выборочной совокупности. Соотнесение понятий «объект исследования», «генеральная совокупностя» и «выборочная совокупность» как микромодель генеральной совокупности. Выделение основных характеристик носителя проблемы исследования, на основании которых формируется микромодель генеральной совокупности.

  1. Методы построения вероятностных выборок.

Определение вероятностной (случайной) выборки. Основные типы вероятностной выборки. Повторный и бесповторный отбор – основные методы построения вероятностных выборок. Принципы построения и расчета объема различных видов вероятностных выборок. Репрезентативность вероятностных выборок. Области применения и использование результатов вероятностных исследований. Массовые исследования как основной вид социологических исследований, основанных на принципах теории вероятности.

  1. Неслучайный метод построения выборок.

Понятие квоты в социологических исследованиях. Отличие квотных выборок от вероятностных. Принципы построения и расчета объема квотной выборки. Пропорции генеральной совокупности как основное условие формирования квотной выборки. Критерии эффективности квотной выборки. Квотные выборки в маркетинговых исследованиях. Стихийные и целенаправленные выборки, принципы их построения и специфика. Области применения и критерии эффективности. Многоступенчатые и комплексные выборки.

  1. Понятие репрезентативности. Случайные и систематические ошибки выборок.

Объем выборок и основные критерии его определения. Репрезентативность выборки как основной критерий объективности результатов социологического исследования. Статистические методы обоснования репрезентативности выборки. Критерии определения объема квотной и целенаправленной выборок. Смещение выборки. Случайные и систематические ошибки выборки. Возможность их устранения и ремонта выборки.

Раздел 4. Измерение в социологическом исследовании

  1. Первичное измерение социальных характеристик. Переменные в социологическом исследовании.

Исторические предпосылки измерения социальных характеристик. Измерение в естественных и социальных науках. Философские и математические аспекты измерения. Основные подходы к измерению - измерение как числовое представление величин и измерение как приписывание чисел для представление свойств измеряемых объектов. Понятие переменной в социальных науках.

  1. Социологические показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Шкалы и индексы в социологическом исследовании.

Определение эталона измерения. Основные виды эталонов измерения в социальных исследованиях - статистические группировки, индексы, шкалы. Методы измерения - прямое, производное, совокупное. Применение индексов в социологическом исследовании. Основные типы измерительных шкал, применяемых в социологии: упорядоченные и неупорядоченные шкалы. Шкалы наименований, ранговые (порядковые), интервальные, шкалы отношений. Их характеристики и основные сферы применения. Шкалы измерения социальных установок - Гуттмана, Терстоуна, Лайкерта. Применение семантического дифференциала Ч. Осгуда для измерения социальных явлений.

  1. Оценка надежности первичной социологической информации.

Понятие надежности измерения. Основные аспекты измерения: правильность, устойчивость, обоснованность. Понятие внешней и внутренней валидности инструмента измерения. Комплексные критерии надежности измерения. Приемы повышения надежности шкал для измерения характеристик социальных явлений.

Раздел 5. Метод опроса

  1. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Типология видов опроса.

История становления и развития метода опроса. Место метода опроса в комплексе методов сбора и анализа социологической информации. Познавательные возможности и ограничения метода опроса. Использование метода опроса в количественных и качественных исследованиях. Основные виды методов опроса: индивидуальный и групповой, массовый, экспертный, анкетирование и интервью. Использование СМИ как каналов получения социологической информации методом опроса. Социологический опрос как вид социальной коммуникации. Сбор информации и формирование мнения респондентов в процессе опроса.

  1. Анкетный опрос. Структура социологической анкеты как инструмента сбора первичной социальной информации.

Сфера применения метода анкетного опроса. Структура формализованной социологической анкеты. Основные блоки анкеты как инструмента сбора социологической информации - обращение, основная часть, заключение. Функции каждого блока. Социально-демографический блок как источник объективной информации о структуре объекта исследования. Формулировка обращения к респонденту. Проблема установления психологического контакта с респондентом без непосредственного психологического взаимодействия анкетера с опрашиваемым. Техника составления опросника. Основные виды вопросов. Перевод программного вопроса в анкетный. Требования к формулировке вопросов. Открытые, полузакрытые и закрытые вопросы. Роль ситуативных вопросов для получения субъективной деликатной информации.

  1. Метод интервью.

Интервью как непосредственное взаимодействие интервьюера и респондента. Структура процесса интервью. «Эффект интервьюера». Способы повышения надежности информации, получаемой методом интервью. Виды интервью: стандартизированное и нестандартизированное интервью, глубинное и свободное интервью. Принципы подготовки интервьюеров. Приемы установления психологического контакта с респондентом. Организационно-методические особенности проведения массовых опросов. Применение метода интервью в количественных и качественных исследованиях. Специфика бланка интервью. Бланк интервью с открытыми вопросами. Способы кодирования, обработки и интерпретации информации, полученной методом интервью. Использование технических средств в процессе интервью.

  1. Биографический метод.

Понятие биографического метода исследования социальных объектов. Применение биографического метода в социологи Требования к качеству разработки инструментария сбора первичных данных. Методика и техника обработки результатов исследования с использованием биографического метода. Области применение полученных данных.

  1. Почтовый, телефонный и прессовый виды опроса. Области применения.

Специфика методов опроса аудиторий с использованием технических средств с средств массовой информации. Определение аудитории массовых опросов. Критерии построения выборки при опросах аудиторий. Почтовый опрос и сферы его применения. Достоинства и недостатки почтового опроса. Методы повышения возврата анкет. Установление контакта с респондентом при почтовом опросе с помощью напоминаний, телефонных звонков и сувениров за полностью и качественно заполненную анкету. Применение телефонного опроса. Методика отбора респондента при телефонном интервью. Телефонные опросы как инструмент разработки прогноза поведения электората в предвыборных кампаниях. Особенности разработки анкеты для печати ее в средствах массовой информации. Выбор печатного издания, времени опубликования и способов контроля за возвратом анкет. Проблемы построения выборки при массовых опросах с использованием СМИ.

  1. Метод экспертных оценок.

Цели особенности использования экспертных опросов. Основные этапы подбора экспертов. Численность и состав экспертной группы. Личные и безличные виды опросов. Социально-психологические проблемы взаимодействия экспертов в процессе совместной работы в группе. Основные виды экспертных оценок. Метод «мозговой атаки», групповая дискуссия, Дельфийская техника. Глубинное экспертное интервью и способы его проведения. Обработка и анализ результатов экспертного опроса.

Раздел 6. Метод фокус-групп

24. Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Типология качественных методов. Метод исследования случая («кейс-стади»)

Сравнительный анализ познавательных возможностей количественных и качественных методов социологического исследования. История разработки и использования качественных методов в социологии. Методологическая база развития качественных методов сбора эмпирической информации. Феноменологическая и этнометодологическая школы в социологии. Качественное фокусированное интервью Р.Мертона и П.Лазарсфельда. Методы качественного исследования в работах К.Левина. Классификация качественных методов. Особенности применения методов глубинного интервью, традиционного анализа документов, включенного наблюдения, метода исследования случая, экспериментальных методов исследования. Валидность качественных методов. Познавательные возможности и ограничения. Области применения в социологических, социально-психологических и психологических исследованиях.

25. Методологические принципы проведения фокус-групповых интервью.

Определение метода фокус-групповых исследований как комплексного количественно-качественного метода сбора эмпирической социальной информации. Применение метода в социологических, политических и маркетинговых исследованиях. Этапы проведения фокус-групповых интервью. Состав исследовательской группы. Технические средства, используемые в ходе исследования. Специфика методического инструментария. Отличие методологических процедур от используемых в количественных исследованиях. Критерии эффективности программы фокус-групповых интервью.

26. Методика и техника проведения фокус-групповых интервью.

Методическое обеспечение фокус-групповых интервью. Рахработка сценария проведения исследования, его структура и основные этапы. Критерии отбора участников дискуссии. Принципы формирования группы респондентов. Зависимость еоличественного и качественного состава группы от проблемы исследования. Этапы работы фокус-группы. Сбор и обработка первичной информации в процессе исследования. Техническое обеспечение процесса работы группы.

27. Работа модератора и ассистента в процессе проведения фокус-группового интервью

Психологические особенности проведения фокус-групповых исследований. Работа группы как процесс межличностных взаимодействий участников, модератора и ассистента. Требования к подготовке исследовательского коллектива. Роли модератора и ассистента в ходе дискуссии. Создание комфортной обстановки для всех участников обсуждения. Приемы сглаживания конфликтных ситуаций и продуцировнаия деловой обстановки. Изменение роли социолога в зависимости от этапа дискуссии. Роль наблюдателя в процессе проведения фокус-групповой дискуссии. Изучение групповой динамики и фиксирование изменения мнения участников исследования в процессе выработки группового решения.

  1. Обработка, анализ и интерпретация результатов фокус-группового исследования

Виды документальных носителей информации о проведении фонус-группового интервью. Обработка аудиозаписей, расшифровка стенограммы хода групповой дискуссии. Формализованный и содержательный анализ первичной информации. Обработка и анализ видеозаписей. Выделение рациональных и эмоциональных компонентов групповой дискуссии. Составление самоотчета модератора. Составление единого отчетного документа о проведении фокус-группового исследования. Формулировка выводов и рекомендаций.

  1. Использование метода фокус-группового интервью в маркетинговых исследованиях.

Маркетинговые исследования - основная область применения метода фокус-групповых интервью. Критерии отбора респондентов для участия в маркетинговой дискуссии. Определение степени знакомства с проблемой обсуждения. Влияние возрастного состава группы на процессы групповой динамики при выработке единого решения. Статусные характеристики участников дискуссии и их учет при подборе состава группы. Техника проведения исследования - выбор товара или рекламной продукции, по которой предполагается проводить дискуссию. Этапы исследовательской работы. Интерпретация и анализ маркетинговой информации. Подготовка отчета об исследовании. Виды отчетной документации.

Раздел 7. Анализ документов

30. Понятие документа в социологии. Типология документов.

Документ как источник социальной информации. Понятие документа в социологии. Виды документов. Классификация документов в зависимости от авторства, технических носителей, мотивации создания, содержания и качества. Проблема надежности и достоверности документа. Комплексный подход к изучению документальных источников, созданных в одно время различными авторами и с различными целями. Анализ документов как метод ретроспективного социологического анализа.

Традиционный (содержательный) анализ документов.

Применение неформализованных методов анализа документов в социологии. Изучение личных документов с помощью традиционного анализа. Специфика анализа мемуаров, дневников, писем и автобиографий. Внешний и внутренний анализ документов. Влияние личности автора документа на достоверность излагаемых событий и фактов. Учет социально-психологических факторов, влияющих на форму и содержание документа.

Формализованный анализ документов.

Развитие средств массовой информации и расширение информационного поля как основа появления и разработки формализованных методов анализа документов. Особенности формализованных методов обработки документов. Основные области применения исследований, проведенных методом контент-анализа. Использование метода контент-анализа в исследованиях эффективности рекламного воздействия на потребительский рынок.

33. Методика и техника контент-анализа

Методика контент-анализа. Разработка программы анализа документов с использованием формализованных методов. Определение категорий анализа, количественных и качественных единиц учета информации. Разработка кодировочного бланка. Принципы построения выборки документов для контент-анализа. Сбор первичной информации. Интерпретация и анализ результатов исследования. Критерии надежности информации, получаемой методом контент-анализа.

Интент-анализ прессовых публикаций

Понятие интенции как содержательной смысловой единицы анализа текста. Рациональный и эмоциональный компоненты интенции. Типы интенций в прессовых публикациях. Методическое обеспечение интент-анализа – выделение единиц анализа и подсчета, составление кодировочного бланка. Содержательный анализ первичной количественной информации. Оценка намерений конкурента. Применение метода в политических исследованиях.

Информативно-целевой анализ документов.

Информативно-целевой анализ документов как количественно-качественный метод сбора первичной социологической информации. Понятие текста документа как смысловой единицы общения. Семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации как методологическая база информативно-целевого анализа документов. Задачи исследования документа - выявление основного и дополнительных мотивов создания, направленность на конкретного адресата и цели передачи информации. Понятие информативности текста и оценка ее степени. Первичная и вторичная информативность. Анализ макро- и микроструктуры текста. Области использования информативно-целевого анализа.

Раздел 8. Метод наблюдения

36. Типология видов наблюдения

Понятие наблюдения в социологии. Отличие научного наблюдения от бытового. Классификация видов наблюдения - контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, систематическое и случайное, формализованное (стандартизированное) и неформализованное (нестандартизированное). Использование метода наблюдения для получения количественное и качественной социальной информации. Социально-психологические проблемы, связанные с включением наблюдателя в экспериментальную группу.

37. Методика и техника социологического наблюдения.

Методические особенности разработки программы наблюдения в зависимости от его вида и поставленной исследовательской задачи. Журнал и карточка наблюдения. Учет вербального и невербального взаимодействия членов наблюдаемой группы исследователем. Формирование и подготовка группы наблюдателей. Использование технических средств в процессе наблюдения. Кодирование получаемой информации. Способы повышения надежности социальной информации, фиксируемой наблюдателем. Работа группы наблюдателей. Обработка, анализ и интерпретация результатов наблюдения. Организация процедуры перепроверки данных, полученных одним наблюдателем.

Подготовка отчета по результатам наблюдения. Возможности использования метода наблюдения в комплексе с другими социологическими методами сбора информации.

Раздел 9. Социометрия

38. Социометрический метод Дж. Морено

Определение малой группы. Понятие групповых взаимодействий. Виды групповой динамики. Социометрический метод измерения социально-психологических характеристик группы, статусной и ролевой структуры и групповой динамики. Понятие «звезды» и «аутсайдера». Принципы классического социометрического метода. Понятие социометрической революции Дж. Морено. Взаимодействие в малой группе как критерий социальной стабильности общества.

39. Методика и техника социометрического опроса. Области применения

Разработка программы социометрического опроса. Психологические проблемы проведения опроса. Выбор и типы социометрических критериев. Составление социометрических матриц и таблиц. Структура социограммы. Социометрические индексы. Интерпретация и анализ полученной информации. Области использования социометрических методов в управлении социальными процессами в коллективах и сплоченных сообществах.

Раздел 10. Тестовые методы

40. Специфика психологического тестирования

Понятие теста. Особенности применения тестовых методик в качественных исследованиях в области социологии, социальной психологии и психологии. Психологическое тестирование как метод сбора первичной информации о психофизиологических и личностных характеристиках отдельного индивида. Виды тестовых методик – вербальные, ситуационные, тесты-рисунки, проективные, ассоциативные и др. Использование психологических тестов при определении профпригодности, подборе кандидата на вакантную должность, формировании исследовательских коллективов.

41. Понятие социологического теста. Принципы конструирования.

Специфика тестовых методов в социологических исследованиях. Социологические тестовые методики - проективные техники, выявление коллективных диспозиций, социальных установок, систем ценностей. Тестирование социального настроения. Методические принципы построения социологического теста. Определение внешней и внутренней валидности теста. Методика семантического дифференциала. Интерпретация и анализ данных, полученных с помощью тестовых методик. Использование тестов для оценки и корректировки знаний учащихся. Области применения комплексных тестовых методик. Особенности применения тестовых методик в маркетинговых исследованиях (тестирование товара и услуг).

Раздел 11. Социологический эксперимент

42. Понятие эксперимента в социальных и поведенческих науках. Типология экспериментов.

Понятие эксперимента. Специфические особенности психологических экспериментов. Психодиагностические методики изменения ориентаций личности как экспериментальные способы коррекции психологических состояний. Понятие социального эксперимента. Типология социологических экспериментов по характеру объекта исследования, специфике исследовательской задачи, предмету исследования, характеру экспериментальной ситуации, логической структуры доказательства гипотез. Этические требования к проведению социальных экспериментов.

43. Логическая структура эксперимента.

Логика построения программы социального эксперимента. Выделение экспериментальной переменной. Организация исследования и контроль за его проведением. Внутренняя и внешняя валидность программы эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Задачи исследователя на подготовительном, основном и заключительном этапах. Формирование контрольной и экспериментальной групп. Способы выравнивания признаков в экспериментальной и контрольной группах. Интерпретация и анализ результатов эксперимента. Формулировка выводов.

44. Взаимосвязь эксперимента с другими социологическими методами

Эксперимент как комплексный метод сбора новой научной информации и проверки имеющегося научного знания. Применение метода наблюдения в ходе экспериментального исследования. Роль включенного наблюдателя в стимулировании работы группы. Использование тестовых методик для сбора дополнительной информации. Контроль экспериментальных данных с помощью параллельного исследования с применением других социологических методов. Ограничения при проведении социального эксперимента. Использование экспериментальных данных при разработке социальных прогнозов.

Раздел 12. Обобщение данных и представление результатов

45. Анализ и обработка данных в социологии. Представление данных.

Заключительный этап социологического исследования – систематизация социологической информации и ее интерпретация. Описание, объяснение и предсказание как этапы анализа социологической информации. Группировка и типологизация данных. Представление результатов проверки гипотез. Построение социологических теорий на основе анализа полученной научной информации. Вербальное, табличное, графическое представление даннв отчете о социологическом исследовании.

46. Многомерные методы анализа данных.

Статистическая группировка и типологизация данных. Использование методов многомерного шкалирования при обработке данных. Представление результатов исследования в виде многомерных корреляционных таблиц. Макро- и микроуровни использования социологических данных: социальная инженерия, управленческое консультирование, деловые игры, проектирование и моделирование в социальной и экономической областях. Составление баз данных по результатам социологических исследований. Мониторинг социальной динамики. Построение динамических рядов распределения данных.

47. Подготовка и представление научного отчета.

Функции и структура социологического отчета. Содержание основных частей социологического отчета. Представление первичной и вторичной информации по результатам проведенного исследования. Специфика отчетов в соответствии с исследовательской задачей и изучаемой социальной проблемой. Виды отчетной документации - аналитические записки, выводы и рекомендации, отчеты о результатах поисковых, аналитических и стратегических исследованиях. Объем и внешнее оформление отчетов. Рекомендации по результатам исследований как основа тактического и стратегического планирования работы фирмы или организации. Содержание, объем и внешнее оформление рекомендаций. Учет пожеланий заказчика. Доступность, качество и практическая направленность рекомендаций по результатам прикладного социологического исследования

4. УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Номера семестров

Наименование мероприятий

Контрольные работы

Домашние задания

3

Логическая структура прикладного исследования

Обоснование актуальности проблемы исследования

3

Построение модели выборочной совокупности

Формулировка цели и задач исследования

3

Логический анализ предмета исследования

Определение критериев построения выборки

3

Выделение операционального определения

Формирование проблемного поля исследования

3

Интерпретация основных понятий

Формулировка гипотез исследования

3

Типы измерительных шкал

Оформление теоретической части программы исследования

3

Виды социологических исследований

3

Операции с ранговыми шкалами

3

Построение обобщенных индексов

3

Организация эмпирического исследования

4

Композиция опросного бланка

Составление программы сбора первичной информации

4

Проверка опросного бланка на соблюдение методических требований к построению шкал

Формирование композиционных блоков опросного листа

4

Проверка опросного бланка на соблюдение методических требований к формулировке вопросов

Формирование социально-демографического блока

4

Доработка бланка опросного листа применительно к новому состоянию проблемы

Сбор первичной социологической информации

4

Особенности качественных методов в социологии

Обработка первичной социологической информации

4

Структура фокус-группового интервью

Статистический анализ данных

4

Формирование исследовательского коллектива для проведения фокус-группового интервью (групповая дискуссия)

4

Разработка программы фокус-группового интервью

4

Проведение фокус-группового интервью в студенческой группе (деловая игра)

4

Обсуждение результатов фокус-группового интервью (групповая дискуссия)

5

Контент-анализ рекламных сообщений

Подбор комплекта прессовых материалов для проведения контент-анализа

5

Формирование экспертной группы по проблеме качества обучения в вузе (групповая дискуссия)

Проработка дополнительной литературы по методике экспертного опроса

5

Определение рейтинга учебных дисциплин (деловая игра)

Обобщение и анализ статистической информации

5

Оценка деловых и личностных качеств студентов (деловая игра)

Проработка дополнительной литературы по методике психологического тестирования

5

Сравнительный анализ типов наблюдения

Сбор социальной информации методом наблюдения

5

Программа социометрического опроса

Составление отчета о проведенном социологическом исследовании

5

Статусно-ролевая структура студенческой группы (деловая игра)

5

Классификация экспериментов

5

Структура научного отчета

5

Презентация отчета о социологическом исследовании (деловая игра)

Примечание: комплект бланков опросных листов и необходимых методических материалов для проведения контрольных работ выдается студентам на практических занятиях преподавателем.

5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

Социальные проблемы подготовки специалистов в вузе:

Мотивация студентов к получению высшего образования

Качество обучения глазами студентов.

Рейтинг учебных предметов (экспертный опрос).

Проблемы активизации самостоятельной работы студентов.

Проблемы совмещения обучения и трудовой деятельности студентов.

Влияние трудовой деятельности студента на качество обучения.

Проблемы студенческой семьи.

Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения.

Диагностика взаимоотношений в студенческой группе (социометрический опрос).

Проблемы адаптации первокурсников в студенческой группе.

Социально-психологический портрет студенческого лидера.

Бюджет времени студента (самонаблюдение).

Музыкальные вкусы студенческой молодежи.

Политическая активность студенческой молодежи.

Готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Востребованность молодых социологов на рынке труда.

Научные интересы студентов и пути их реализации.

Организация досуга студентов.

Причины социальных девиаций в студенческой среде.

Неформальные студенческие объединения: структура и направления деятельности.

Студент и спорт.

Социологические исследования рынка

Оценка имиджа товара, предлагаемого конкретной коммерческой фирмой (фокус-групповое исследование).

Оценка уровня конкуренции на рынке печатной продукции (массовый опрос потребителей по заказу печатного издания).

Тестирование товара (торговой марки).

Социально-психологический портрет покупателя конкретного товара (глубинное интервью).

Сравнительный анализ спроса и предложения на рынке труда (опрос посетителей Дней открытых дверей и Ярмарок вакансий).

Сегментирование рынка покупателя аудио- и видеопродукции (массовый опрос молодежной аудитории).

Каналы формирования спроса на товары массового потребления.

Отношение студентов к телевизионной рекламе.

Влияние СМИ на культурные ориентации молодежи.

Контент-анализ политической рекламы (на примере массовых печатных изданий).

Программа позиционирования товара эксклюзивного спроса (участие в презентации).

Оценка результатов рекламной кампании фирмы (вторичный анализ данных).

Диагностика структурно-ролевых взаимодействий в коммерческой (государственной) организации (глубинное интервью).

Оценка деловых качеств управленческого персонала фирмы (социологическое и социально-психологическое тестирование).

Исследования социальных проблем.

Участие в социологических опросах, проводимых центрами социологических исследований по социально-значимой проблеме с оформлением результатов работы в виде курсовой работы.

Проблема терроризма глазами жителей Москвы (массовый опрос).

Отношение населения к представителям некоренных национальностей (тестирование, глубинное интервью).

Наличие межнациональных противоречий в студенческой среде.

Отношение студенчества к обязательной воинской повинности.

Религиозные взгляды молодежи.

Мотивация к созданию студенческой семьи.

Проблемы взаимопонимания молодежи с родителями и близкими старшего возраста (включенное наблюдение).

Сравнительный анализ ценностных ориентацией представителей различных поколений.

Структура референтных групп, влияющих на формирование социальной позиции молодежи.

Сравнительный анализ публичного и латентного общественного мнения по социально-значимой проблеме (анализ вторичных данных по тематике, выбранной студентом).

Представление о счастье в молодежной аудитории.

Представления молодежи о легитимных способах достижения жизненного успеха.

Факторы, влияющие на решение молодежи об изменении гражданства.

Отношение молодежи к российской истории.

Экологические проблемы в зеркале общественного мнения.

Критерии орпеделения среднего класса в общественном мнении населения.

Проблемы самоидентификации молодежи в социальном поле современной России.

Примечание: конкретное название курсового проекта (работы) может быть выбрано студентом самостоятельно в соответствии с его интересами и пожеланиями. Итогом самостоятельной работы студента является программа прикладного социологического исследования, реализованная на практике и оформленная в виде отчета о полученных результатах.

Тестовые задания и контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Структура научного познания. Приемы и методы научного мышления.

Принципы классификации социологических исследований.

Структура социологии. Место прикладной социологии и ее взаимосвязь с общесоциологической теорией.

Структура и основные этапы социологического исследования.

Метод, методика и техника социологического исследования.

Объект социологического исследования.

Соотношение понятий «объект исследования» и «генеральная совокупность».

Соотношение понятий «генеральная» и «выборочная» совокупность.

Проблемная ситуация и проблема исследования.

Выделение предмета прикладного социологического исследования.

Понятие цели и задач исследования.

Постановка центрального вопроса исследования.

Структура программы прикладного исследования.

Соотношение теоретического и эмпирического уровней программы социологического исследования.

Рабочий план исследования.

Содержание системного анализа предмета социологического исследования.

Проблема измерения социальных явлений.

Основные типы шкал, применяемых в социологических исследованиях.

Специфика шкал, применяемых для измерения социальных установок.

Виды вероятностных выборок, принципы их построения.

Специфика повторного и бесповторного отбора при построении выборочной совокупности.

Виды квотных выборок. Требования к формированию.

Проблема репрезентативности в выборочных исследованиях.

Области применения сплошных опросов социальной общности.

Оценка надежности первичной социологической информации.

История становления и развития метода опроса.

Классификация видов опроса.

Анкетирование и интервью. Сравнительный анализ.

Социально-психологические проблемы проведения интервью.

Групповое и индивидуальное анкетирование.

Анкета как основной исследовательский инструмент. Структура и композиция основных блоков.

Роль социально-демографического блока в композиции опросного бланка.

Соотношение программного и анкетных вопросов.

Системный анализ объекта исследования. Интерпретация и операционализация понятий.

Формулировка открытых вопросов.

Методические особенности почтовых и прессовых опросов.

Методы отбора респондента в процессе телефонного опроса.

Игровые методы сбора социологической информации.

Поисковый, аналитический и стратегический план исследования.

Методы доработки анкетного бланка.

Основные методики получения экспертных оценок.

Способы формирования экспертных групп.

Принципы проведения экспертного опроса методом Дельфийской техники.

Особенности качественных прикладных исследований.

Метод традиционного анализа документов.

Методика и техника контент-анализа.

Понятие сообщения в информационно-целевом анализе документов.

Социометрические методы в социологии. Требования к организации и проведению социометрического опроса.

Области применения тестовых социологических методик. Отличие от психологических тестовых процедур.

История становления и развития метода фокус-групповых исследований.

Функции модератора и ассистента в ходе проведения фокус-групповых интервью.

Использование результатов фокус-групповых исследований в разработке рыночных стратегий коммерческой фирмы.

Методика и техника организации и проведения невключенного наблюдения.

Метод самонаблюдения в социологии. Сфера применения и ограничения.

Методы анализа статистической информации в социологии.

Интерпретация и обобщение социологической информации.

Виды отчетной документации по результатам социологических исследований.

Структура и содержание отчета о социологическом исследовании.

6. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

    1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. 2 изд.- Минск: ТетраСистемс, 2001

    2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 2003.

    3. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования.- М.:МГУ, 2004

    4. Прикладная социология: Учеб. Пособие/Под ред. Ю.Н. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

    5. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках; Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2006

Дополнительная учебная литература:

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.

  2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы.- М.: Наука, 1987.

  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально -психологического исследования. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Высшая школа, 1984.

  6. Дудченко В.С. Инновационные технологии. - М.: Союз, 1995.

  7. Лекции по методологии социальных исследований/Под ред. Г.М.Андреевой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

  8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

  9. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  10. Основы прикладной социологии. Том 1-2/ Под ред. Ф.Э.Шереги. – М.,2002.

  11. Практикум по социологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

  12. Процесс социального исследования: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1975.

  13. Саганенко Г.И. Социологическая информация. - Л-д.: Наука, 1979.

  14. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/ Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Папвловой. –С.-Пб., Алетейя, 2000.

  15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. - М.: Стратегия, 2001.

  16. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М.:

  17. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1998.

  18. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 20001.

  19. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности социологической информации. - М.: Статистика, 1976.

  20. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

  21. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, Наукова думка, 1990.

  22. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.

7. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Аналитическое исследование, анкета социологическая, анкетирование индивидуальное, анкетирование групповое, анкетирование почтовое, база социологических данных, валидность внешняя, валидность внутренняя, валидность методики, валидность эксперимента, вопрос, выборка вероятностная, выборка квотная, выборка целенаправленная, выборки основа, выборки ошибка, генеральная совокупность, гипотеза, группировки статистические, документ, документов анализ, единицы измерения, измерение, индекс, индикатор, инструкция, интервью индивидуальное, интервью групповое, интервью телефонное, интервью фокусированное, интерпретация данных, информация, классификация, контент-анализ, контрольная группа, коэффициент связи, методология, метод, методика, наблюдение, надежность методики, обработка данных, объект исследования, объективность данных, операционализация понятий, операциональное определение, опрос, отчет о социологическом исследовании, пилотажное исследование, поисковое исследование, показатель, полевое исследование, признак, проблема социальная, прогнозирование социальное, программа социологическая, проективные методы, рабочий план исследования, репрезентативность данных, респондент, социограмма, социоматрица, социометрия, статистика социальная, тесты, шкала, эксперимент психологический, эксперимент социальный, эмпирическая информация.

1 В скобках указано количество часов для очно-заочной формы обучения

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Социология и психология управления Индекс опд. Ф федеральный компонент опд. Ф. 03 Методология и методика социологического исследования: Требования гос к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

    Документ
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования. Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  4. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Методология и методика социологического исследования»

    Учебно-методический комплекс
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования;.
  5. Программа учебной дисциплины «психология социокультурных процессов» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Курс имеет междисциплинарный характер и преследует как теоретико-методологические, так и практические цели. Главной теоретико-методологической целью является объединение закономерностей различных сфер (принадлежащих гуманитарным,

Другие похожие документы..