Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ США Выступление министра обороны США Дональда Х.Рамсфелда перед членами Комитета по вооруженным силам Сената, 4 февраля 2004 год...полностью>>
'Программа'
Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Охране труда», утвержденной Министерство...полностью>>
'Документ'
Мета курсу: Сформувати у студентів науковий погляд на фізичні процеси у світі, закласти у їхній свідомості теоретичні основи класичної механіки та мо...полностью>>
'Бюллетень'
В ближайшие месяцы Общественный экологический совет при Рослесхозе обсудит такие важные вопросы, как Лесной план Московской области, предложения НПО ...полностью>>

Программа учебной дисциплины «методология и методика социологического исследования» для студентов специальности 040201 «Социология»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел 10. Тестовые методы

40. Специфика психологического тестирования

Понятие теста. Особенности применения тестовых методик в качественных исследованиях в области социологии, социальной психологии и психологии. Психологическое тестирование как метод сбора первичной информации о психофизиологических и личностных характеристиках отдельного индивида. Виды тестовых методик – вербальные, ситуационные, тесты-рисунки, проективные, ассоциативные и др. Использование психологических тестов при определении профпригодности, подборе кандидата на вакантную должность, формировании исследовательских коллективов.

41. Понятие социологического теста. Принципы конструирования.

Специфика тестовых методов в социологических исследованиях. Социологические тестовые методики - проективные техники, выявление коллективных диспозиций, социальных установок, систем ценностей. Тестирование социального настроения. Методические принципы построения социологического теста. Определение внешней и внутренней валидности теста. Методика семантического дифференциала. Интерпретация и анализ данных, полученных с помощью тестовых методик. Использование тестов для оценки и корректировки знаний учащихся. Области применения комплексных тестовых методик. Особенности применения тестовых методик в маркетинговых исследованиях (тестирование товара и услуг).

Раздел 11. Социологический эксперимент

42. Понятие эксперимента в социальных и поведенческих науках. Типология экспериментов.

Понятие эксперимента. Специфические особенности психологических экспериментов. Психодиагностические методики изменения ориентаций личности как экспериментальные способы коррекции психологических состояний. Понятие социального эксперимента. Типология социологических экспериментов по характеру объекта исследования, специфике исследовательской задачи, предмету исследования, характеру экспериментальной ситуации, логической структуры доказательства гипотез. Этические требования к проведению социальных экспериментов.

43. Логическая структура эксперимента.

Логика построения программы социального эксперимента. Выделение экспериментальной переменной. Организация исследования и контроль за его проведением. Внутренняя и внешняя валидность программы эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Задачи исследователя на подготовительном, основном и заключительном этапах. Формирование контрольной и экспериментальной групп. Способы выравнивания признаков в экспериментальной и контрольной группах. Интерпретация и анализ результатов эксперимента. Формулировка выводов.

44. Взаимосвязь эксперимента с другими социологическими методами

Эксперимент как комплексный метод сбора новой научной информации и проверки имеющегося научного знания. Применение метода наблюдения в ходе экспериментального исследования. Роль включенного наблюдателя в стимулировании работы группы. Использование тестовых методик для сбора дополнительной информации. Контроль экспериментальных данных с помощью параллельного исследования с применением других социологических методов. Ограничения при проведении социального эксперимента. Использование экспериментальных данных при разработке социальных прогнозов.

Раздел 12. Обобщение данных и представление результатов

45. Анализ и обработка данных в социологии. Представление данных.

Заключительный этап социологического исследования – систематизация социологической информации и ее интерпретация. Описание, объяснение и предсказание как этапы анализа социологической информации. Группировка и типологизация данных. Представление результатов проверки гипотез. Построение социологических теорий на основе анализа полученной научной информации. Вербальное, табличное, графическое представление даннв отчете о социологическом исследовании.

46. Многомерные методы анализа данных.

Статистическая группировка и типологизация данных. Использование методов многомерного шкалирования при обработке данных. Представление результатов исследования в виде многомерных корреляционных таблиц. Макро- и микроуровни использования социологических данных: социальная инженерия, управленческое консультирование, деловые игры, проектирование и моделирование в социальной и экономической областях. Составление баз данных по результатам социологических исследований. Мониторинг социальной динамики. Построение динамических рядов распределения данных.

47. Подготовка и представление научного отчета.

Функции и структура социологического отчета. Содержание основных частей социологического отчета. Представление первичной и вторичной информации по результатам проведенного исследования. Специфика отчетов в соответствии с исследовательской задачей и изучаемой социальной проблемой. Виды отчетной документации - аналитические записки, выводы и рекомендации, отчеты о результатах поисковых, аналитических и стратегических исследованиях. Объем и внешнее оформление отчетов. Рекомендации по результатам исследований как основа тактического и стратегического планирования работы фирмы или организации. Содержание, объем и внешнее оформление рекомендаций. Учет пожеланий заказчика. Доступность, качество и практическая направленность рекомендаций по результатам прикладного социологического исследования

4. УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Номера семестров

Наименование мероприятий

Контрольные работы

Домашние задания

3

Логическая структура прикладного исследования

Обоснование актуальности проблемы исследования

3

Построение модели выборочной совокупности

Формулировка цели и задач исследования

3

Логический анализ предмета исследования

Определение критериев построения выборки

3

Выделение операционального определения

Формирование проблемного поля исследования

3

Интерпретация основных понятий

Формулировка гипотез исследования

3

Типы измерительных шкал

Оформление теоретической части программы исследования

3

Виды социологических исследований

3

Операции с ранговыми шкалами

3

Построение обобщенных индексов

3

Организация эмпирического исследования

4

Композиция опросного бланка

Составление программы сбора первичной информации

4

Проверка опросного бланка на соблюдение методических требований к построению шкал

Формирование композиционных блоков опросного листа

4

Проверка опросного бланка на соблюдение методических требований к формулировке вопросов

Формирование социально-демографического блока

4

Доработка бланка опросного листа применительно к новому состоянию проблемы

Сбор первичной социологической информации

4

Особенности качественных методов в социологии

Обработка первичной социологической информации

4

Структура фокус-группового интервью

Статистический анализ данных

4

Формирование исследовательского коллектива для проведения фокус-группового интервью (групповая дискуссия)

4

Разработка программы фокус-группового интервью

4

Проведение фокус-группового интервью в студенческой группе (деловая игра)

4

Обсуждение результатов фокус-группового интервью (групповая дискуссия)

5

Контент-анализ рекламных сообщений

Подбор комплекта прессовых материалов для проведения контент-анализа

5

Формирование экспертной группы по проблеме качества обучения в вузе (групповая дискуссия)

Проработка дополнительной литературы по методике экспертного опроса

5

Определение рейтинга учебных дисциплин (деловая игра)

Обобщение и анализ статистической информации

5

Оценка деловых и личностных качеств студентов (деловая игра)

Проработка дополнительной литературы по методике психологического тестирования

5

Сравнительный анализ типов наблюдения

Сбор социальной информации методом наблюдения

5

Программа социометрического опроса

Составление отчета о проведенном социологическом исследовании

5

Статусно-ролевая структура студенческой группы (деловая игра)

5

Классификация экспериментов

5

Структура научного отчета

5

Презентация отчета о социологическом исследовании (деловая игра)

Примечание: комплект бланков опросных листов и необходимых методических материалов для проведения контрольных работ выдается студентам на практических занятиях преподавателем.

5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

Социальные проблемы подготовки специалистов в вузе:

Мотивация студентов к получению высшего образования

Качество обучения глазами студентов.

Рейтинг учебных предметов (экспертный опрос).

Проблемы активизации самостоятельной работы студентов.

Проблемы совмещения обучения и трудовой деятельности студентов.

Влияние трудовой деятельности студента на качество обучения.

Проблемы студенческой семьи.

Трудоустройство выпускника вуза: проблемы и пути их решения.

Диагностика взаимоотношений в студенческой группе (социометрический опрос).

Проблемы адаптации первокурсников в студенческой группе.

Социально-психологический портрет студенческого лидера.

Бюджет времени студента (самонаблюдение).

Музыкальные вкусы студенческой молодежи.

Политическая активность студенческой молодежи.

Готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Востребованность молодых социологов на рынке труда.

Научные интересы студентов и пути их реализации.

Организация досуга студентов.

Причины социальных девиаций в студенческой среде.

Неформальные студенческие объединения: структура и направления деятельности.

Студент и спорт.

Социологические исследования рынка

Оценка имиджа товара, предлагаемого конкретной коммерческой фирмой (фокус-групповое исследование).

Оценка уровня конкуренции на рынке печатной продукции (массовый опрос потребителей по заказу печатного издания).

Тестирование товара (торговой марки).

Социально-психологический портрет покупателя конкретного товара (глубинное интервью).

Сравнительный анализ спроса и предложения на рынке труда (опрос посетителей Дней открытых дверей и Ярмарок вакансий).

Сегментирование рынка покупателя аудио- и видеопродукции (массовый опрос молодежной аудитории).

Каналы формирования спроса на товары массового потребления.

Отношение студентов к телевизионной рекламе.

Влияние СМИ на культурные ориентации молодежи.

Контент-анализ политической рекламы (на примере массовых печатных изданий).

Программа позиционирования товара эксклюзивного спроса (участие в презентации).

Оценка результатов рекламной кампании фирмы (вторичный анализ данных).

Диагностика структурно-ролевых взаимодействий в коммерческой (государственной) организации (глубинное интервью).

Оценка деловых качеств управленческого персонала фирмы (социологическое и социально-психологическое тестирование).

Исследования социальных проблем.

Участие в социологических опросах, проводимых центрами социологических исследований по социально-значимой проблеме с оформлением результатов работы в виде курсовой работы.

Проблема терроризма глазами жителей Москвы (массовый опрос).

Отношение населения к представителям некоренных национальностей (тестирование, глубинное интервью).

Наличие межнациональных противоречий в студенческой среде.

Отношение студенчества к обязательной воинской повинности.

Религиозные взгляды молодежи.

Мотивация к созданию студенческой семьи.

Проблемы взаимопонимания молодежи с родителями и близкими старшего возраста (включенное наблюдение).

Сравнительный анализ ценностных ориентацией представителей различных поколений.

Структура референтных групп, влияющих на формирование социальной позиции молодежи.

Сравнительный анализ публичного и латентного общественного мнения по социально-значимой проблеме (анализ вторичных данных по тематике, выбранной студентом).

Представление о счастье в молодежной аудитории.

Представления молодежи о легитимных способах достижения жизненного успеха.

Факторы, влияющие на решение молодежи об изменении гражданства.

Отношение молодежи к российской истории.

Экологические проблемы в зеркале общественного мнения.

Критерии орпеделения среднего класса в общественном мнении населения.

Проблемы самоидентификации молодежи в социальном поле современной России.

Примечание: конкретное название курсового проекта (работы) может быть выбрано студентом самостоятельно в соответствии с его интересами и пожеланиями. Итогом самостоятельной работы студента является программа прикладного социологического исследования, реализованная на практике и оформленная в виде отчета о полученных результатах.

Тестовые задания и контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Структура научного познания. Приемы и методы научного мышления.

Принципы классификации социологических исследований.

Структура социологии. Место прикладной социологии и ее взаимосвязь с общесоциологической теорией.

Структура и основные этапы социологического исследования.

Метод, методика и техника социологического исследования.

Объект социологического исследования.

Соотношение понятий «объект исследования» и «генеральная совокупность».

Соотношение понятий «генеральная» и «выборочная» совокупность.

Проблемная ситуация и проблема исследования.

Выделение предмета прикладного социологического исследования.

Понятие цели и задач исследования.

Постановка центрального вопроса исследования.

Структура программы прикладного исследования.

Соотношение теоретического и эмпирического уровней программы социологического исследования.

Рабочий план исследования.

Содержание системного анализа предмета социологического исследования.

Проблема измерения социальных явлений.

Основные типы шкал, применяемых в социологических исследованиях.

Специфика шкал, применяемых для измерения социальных установок.

Виды вероятностных выборок, принципы их построения.

Специфика повторного и бесповторного отбора при построении выборочной совокупности.

Виды квотных выборок. Требования к формированию.

Проблема репрезентативности в выборочных исследованиях.

Области применения сплошных опросов социальной общности.

Оценка надежности первичной социологической информации.

История становления и развития метода опроса.

Классификация видов опроса.

Анкетирование и интервью. Сравнительный анализ.

Социально-психологические проблемы проведения интервью.

Групповое и индивидуальное анкетирование.

Анкета как основной исследовательский инструмент. Структура и композиция основных блоков.

Роль социально-демографического блока в композиции опросного бланка.

Соотношение программного и анкетных вопросов.

Системный анализ объекта исследования. Интерпретация и операционализация понятий.

Формулировка открытых вопросов.

Методические особенности почтовых и прессовых опросов.

Методы отбора респондента в процессе телефонного опроса.

Игровые методы сбора социологической информации.

Поисковый, аналитический и стратегический план исследования.

Методы доработки анкетного бланка.

Основные методики получения экспертных оценок.

Способы формирования экспертных групп.

Принципы проведения экспертного опроса методом Дельфийской техники.

Особенности качественных прикладных исследований.

Метод традиционного анализа документов.

Методика и техника контент-анализа.

Понятие сообщения в информационно-целевом анализе документов.

Социометрические методы в социологии. Требования к организации и проведению социометрического опроса.

Области применения тестовых социологических методик. Отличие от психологических тестовых процедур.

История становления и развития метода фокус-групповых исследований.

Функции модератора и ассистента в ходе проведения фокус-групповых интервью.

Использование результатов фокус-групповых исследований в разработке рыночных стратегий коммерческой фирмы.

Методика и техника организации и проведения невключенного наблюдения.

Метод самонаблюдения в социологии. Сфера применения и ограничения.

Методы анализа статистической информации в социологии.

Интерпретация и обобщение социологической информации.

Виды отчетной документации по результатам социологических исследований.

Структура и содержание отчета о социологическом исследовании.

6. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

    1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. 2 изд.- Минск: ТетраСистемс, 2001

    2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 2003.

    3. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования.- М.:МГУ, 2004

    4. Прикладная социология: Учеб. Пособие/Под ред. Ю.Н. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

    5. Тихонова Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках; Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2006

Дополнительная учебная литература:

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.- М.: Наука, 1982.

  2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы.- М.: Наука, 1987.

  3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высшая школа, 1989.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально -психологического исследования. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

  5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Высшая школа, 1984.

  6. Дудченко В.С. Инновационные технологии. - М.: Союз, 1995.

  7. Лекции по методологии социальных исследований/Под ред. Г.М.Андреевой.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

  8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996.

  9. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: Теория и алгоритмы. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

  10. Основы прикладной социологии. Том 1-2/ Под ред. Ф.Э.Шереги. – М.,2002.

  11. Практикум по социологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

  12. Процесс социального исследования: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1975.

  13. Саганенко Г.И. Социологическая информация. - Л-д.: Наука, 1979.

  14. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/ Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Папвловой. –С.-Пб., Алетейя, 2000.

  15. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. - М.: Стратегия, 2001.

  16. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий. - М.:

  17. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1998.

  18. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации.- М.: Научный мир, 20001.

  19. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности социологической информации. - М.: Статистика, 1976.

  20. Энциклопедический социологический словарь/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

  21. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, Наукова думка, 1990.

  22. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - Самара, 1995.

7. ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ И ПОНЯТИЙ

Аналитическое исследование, анкета социологическая, анкетирование индивидуальное, анкетирование групповое, анкетирование почтовое, база социологических данных, валидность внешняя, валидность внутренняя, валидность методики, валидность эксперимента, вопрос, выборка вероятностная, выборка квотная, выборка целенаправленная, выборки основа, выборки ошибка, генеральная совокупность, гипотеза, группировки статистические, документ, документов анализ, единицы измерения, измерение, индекс, индикатор, инструкция, интервью индивидуальное, интервью групповое, интервью телефонное, интервью фокусированное, интерпретация данных, информация, классификация, контент-анализ, контрольная группа, коэффициент связи, методология, метод, методика, наблюдение, надежность методики, обработка данных, объект исследования, объективность данных, операционализация понятий, операциональное определение, опрос, отчет о социологическом исследовании, пилотажное исследование, поисковое исследование, показатель, полевое исследование, признак, проблема социальная, прогнозирование социальное, программа социологическая, проективные методы, рабочий план исследования, репрезентативность данных, респондент, социограмма, социоматрица, социометрия, статистика социальная, тесты, шкала, эксперимент психологический, эксперимент социальный, эмпирическая информация.

1 В скобках указано количество часов для очно-заочной формы обучения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению домашних заданий и контрольных работ по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» для студентов специальности

    Методические указания
    Практические занятия студентов в процессе изучения курса «Методология и методика социологического исследования» направлены на закрепление знаний, полученных на лекциях, их систематизацию и формирование практических навыков в работе
  2. Социология и психология управления Индекс опд. Ф федеральный компонент опд. Ф. 03 Методология и методика социологического исследования: Требования гос к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

    Документ
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Предмет и метод социологического исследования. Понятие социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании.
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  4. Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Методология и методика социологического исследования»

    Учебно-методический комплекс
    Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования;.
  5. Программа учебной дисциплины «психология социокультурных процессов» для студентов специальности 040201 «Социология»

    Программа
    Курс имеет междисциплинарный характер и преследует как теоретико-методологические, так и практические цели. Главной теоретико-методологической целью является объединение закономерностей различных сфер (принадлежащих гуманитарным,

Другие похожие документы..