Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Региональный молодежный инновационный конвент является региональным отборочным этапом III Всероссийского молодежного инновационного конвента, в ...полностью>>
'Реферат'
Проблемой лидерства интересуются давно. Лидер - это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и ...полностью>>
'Инструкция'
Полимеразно-цепная реакция (ПЦР) - метод лабораторной диагностики, основанный на принципе многократного копирования определенного участка ДНК или РНК...полностью>>
'Документ'
19 марта каждого года любой моряк, хоть один день прослуживший на подводной лодке, будь это на седой Балтике, на историко-патриотическом Черноморском...полностью>>

Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Донченко Лидия Михайловна

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Елец - 2005

Работа выполнена в лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства науки и образования Российской Федерации

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Петракова Татьяна Ивановна

Официальные

оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится «____ »______2005 года в ____часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров. д.28, ауд. 300

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и научном отделе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина по адресу: 399770, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.

Автореферат разослан «____»__________2005г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Е.Н.Герасимова

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно – нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 -2004 гг. и др.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Меньшиков, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

В трудах современных учёных таких, как К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, С.Ф.Иванов, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др., уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности, но учёные рассматривают этот процесс с разных точек зрения.

Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают духовное воспитание личности со всей русской традиционной культурой.

Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.

В трудах Г.Н. Волкова, М.С.Жирова, М.А.Никитиной, М.Ю.Новицкой, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой, и др. представлено духовно-нравственное воспитание средствами народной педагогики.

Н.А.Белкан, Б.В.Емельянов, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов, Т.И.Петракова, Т.А.Петрунина, А.Н.Стрижёв и др., выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают её с возрождением православного образования в России.

Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют творения православных авторов: свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадского и ряда других, а также сочинения православных отечественных и зарубежных учёных и педагогов: В.В.Зеньковского, Б.А.Ничипорова, С.С.Куломзиной и др.

Значительный вклад в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как Г.И. Беленький, И.С. Збарский, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др.

Возможности воспитания духовности и нравственности, отдельных духовных и нравственных качеств у учащихся общеобразовательных учреждений непосредственно в учебно-воспитательном процессе раскрыты в исследованиях О.Е.Кучеровой, Е.А.Новиковой, Н.М.Савченко, В.В.Склядневой и др.

Психологические проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов рассматриваются в работах К.З.Агатуровой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, К.М.Гуревича, Г.Е.Залесского, В.В.Зеньковского, Н.А.Меньшинской, М.Я.Микулинской, С.Л.Рубинштейна, Т.В.Снегиревой, В.И.Слободчикова, Б.М.Теплова, В.И.Шубина, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона.

Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию (в нашем случае, с Московским концертным филармоническим объединением, обществом «Жизнь», воскресной школой при храме преп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского» и др.). Это, наконец, создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.

В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования (Е.Б.Евладова, В.И.Казеренков, З.А.Карчина, Н.А.Морозова, М.О.Чеков и др.). Всё это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. Именно этим направлениям деятельности общеобразовательной школы уделяется преимущественное внимание в нашем исследовании.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме (О.Г.Дробницкий). Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти религией.

Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, старшеклассники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.

Вместе с тем, говоря о возможностях использования потенциала урочной и внеурочной деятельности по литературе для духовно-нравственного воспитания старшеклассников, можно выделить ряд противоречий между:

  • необходимостью духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков литературы и внеурочной деятельности для его развития;

  • углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;

  • развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью влияний учебных предметов в школе.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования заключается в необходимости формирования и развития у старшеклассников общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе использования содержания, методов, приёмов и средств литературы, интеграции предметов, потенциала внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования уроков литературы и внеурочной деятельности по литературе в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.

Решение выделенной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Предмет исследования – педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если:

  • выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, литературы;

  • учтены особенности социокультурного окружения старшеклассников и системы дополнительного образования для построения социально значимой деятельности;

  • подготовлены методические рекомендации по использованию в курсе изучения литературы в старшей школе святоотеческого наследия.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить возможности содержания литературного образования, урочной и внеурочной деятельности по предмету в духовно-нравственном воспитании старшеклассников;

  2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы и экспериментально проверить;

  3. Разработать технологии по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников и на их основе подготовить методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Теоретическую базу исследования составили:

  • философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

  • психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития старшего школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.);

  • теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

  • гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, Е.В.Бондаревская, Т.И.Петракова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.В.Щуркова и др.).

Для разрешения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской литературы о человеке, его развитии, смысле бытия; анализ педагогической и психологической литературы по теме; опытно-экспериментальная работа; эмпирические методы; тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей и др.

Экспериментальная база исследования – средняя общеобразовательная школа №766 Восточного административного округа г. Москвы. Исследованием охвачено 23 учителя и педагога дополнительного образования, 118 учащихся старшей школы.

Работа осуществлялась в течение 5 лет и прошла следующие этапы:

  1. Непосредственно исследовательской работе предшествовала педагогическая деятельность автора в качестве учителя русского языка и литературы и классного руководителя(1999-2000г.г.). В этот период был накоплен эмпирический материал через включения школьников в экспериментальную программу по древнерусской литературе, проведён сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников методики духовно-нравственного воспитания, сформирован понятийно-терминологический аппарат, определены проблема, цель, задачи и гипотеза исследования.

  2. Теоретический (2000 – 2002) – углублённое изучение теоретико-методических основ проблемы духовно-нравственного воспитания, определение форм и методов деятельности, способов диагностирования уровня сформированности духовно-нравственных качеств старшеклассников в ходе урочной и внеурочной деятельности, проведение констатирующего эксперимента, подготовка публикаций по теме исследований.

  3. Заключительный (2002 – 2005) – апробация основных положений исследования, систематизация, обобщение и оформление результатов исследования, подготовка диссертационной работы к защите. Внедрение результатов исследования в практику ряда общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении педагогических условий духовно-нравственного воспитания старшеклассников на уроках литературы: определено содержание, формы, методы и средства урочной и внеурочной деятельности по литературе в процессе духовного и нравственного становления старшего школьника;

-в раскрытии пути интеграции урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов;

-в определении педагогических условий эффективного использования возможностей учебно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания старшеклассников: опора на базовое содержание образования в сочетании с использованием воспитательного потенциала святоотеческой литературы; объединение усилий школы, семьи, системы дополнительного образования, общественных организаций, работающих по реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала урока в духовно-нравственном воспитании учащегося; определить возможности интеграции основного и дополнительного образования в этом процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности педагогов дополнительного образования и воспитателей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Использование данных материалов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений; достаточной базой и достаточному числу участников педагогического эксперимента; использованию адекватного педагогического диагностического инструментария.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Возможности содержания литературного образования, урочной и внеурочной деятельности по предмету позволяют эффективно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, развитию внутреннего мира школьников и их ценностных ориентаций.

2. Уроки и внеурочная деятельность по литературе позволяют решать задачи, поставленные в документах правительства и Государственной Думы по духовно-нравственному воспитанию школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

- сочетание инновационных с традиционными формами обучения;

  • использование педагогической технологии преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека;

  • общение учителя и ученика должно быть духовным, а потом на этой основе – деловым, учебным, творческим:

  • интеграция учебных и внеклассных форм деятельности экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, филармонические концерты и т.д.;

  • опора на воспитательный и образовательный потенциал предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, литературы;

  • использование разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по литературе;

  • использование возможностей системы дополнительного образования;

  • целенаправленная подготовка преподавателей дополнительного образования к работе по духовно-нравственному воспитанию;

  • материал уроков литературы в 10-11 классах общеобразовательной школы, подкреплённый потенциалом внеурочной деятельности по предмету и воспитательными возможностями учреждений дополнительного образования, является основой духовно-нравственного воспитания старшеклассников.

3. Разработанные технологии по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, включающие изучение литературы как предмета, формирующего личность школьника; интеграцию основного и дополнительного образования (основные тематические линии по духовно-нравственному направлению работы), создание социокультурной среды, повышают воспитательные возможности духовно-нравственного направления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на научно-теоретических и практических конференциях в Москве (2000, 2001, 2002, 2003, 2004 г.г.), Малоярославце (2001г.), Хабаровске (2003г.), Владимире (2003г.), Пятигорске (2004г.), Пскове (2004г.), Красноярске (2005г.), Краснодаре (2005г.), Софии (2005г.), на курсах повышения квалификации учителей (г. Балашиха Московской области –2003г.; г. Нижний Новгород – 2004г.; г. Краснодар – 2005г.), на круглых столах в Государственной Думе РФ, а также через публикации и выступления на радио и телевидении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, представлены существующие противоречия, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; раскрыты его методологические основы, а также методы, научная новизна, теоретическое и практическое значение; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации результатов эксперимента.

В первой главе «Историография проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников» рассматриваются различные подходы к проблемам духовно-нравственного воспитания, отражённые в трудах отечественных учёных, педагогов ХIХ – ХХ веков; прослеживается развитие духовно-нравственного воспитания в системах советского периода; формируется положение о русской традиционной культуре как основе формирования духовно-нравственных ориентаций старшеклассников; выявлен ценностный потенциал гуманитарного образования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию» освещаются вопросы духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами литературы (с использованием ценностного потенциала литературы), взаимодействия урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения с социумом с целью формирования духовно-нравственных ориентаций старшеклассников; проведён анализ опытно-экспериментальной работы.

В заключении представлены выводы исследования, подтверждающие гипотезу, и положения, выносимые на защиту.

Основное содержание работы.

В первой главе «Историография проблемы духовно-нравственного воспитания старшеклассников» отмечается, что проблема воспитания вообще, а духовно-нравственного в частности, многоаспектна, это требует от нас проанализировать философский, психологический, педагогический аспекты проблемы. Анализ научной литературы показал, что духовно-нравственное воспитание является одной из главных составляющих в формировании личности ребёнка, на что указывают все учёные без исключения.

Философско-гуманистические идеи русских мыслителей Х1Х – начала ХХ веков – это та база, на которой выросла российская идея гармонично развитой личности. Личность целостная, всесторонняя была идеалом наших соотечественников, воспитание которой связано с постулатами христианства. Антропологическая модель представляет человека единым существом и уникальной личностью, заключающей в себе подобие Создателя (О.Н.Лосский). Христианское сознание исходит из того, что «человек прекрасно устроен из разумной души и тела» и что основу духовно-нравственного воспитания составляет «взращивание своего личностного богатства» - души.

Идеи русских философов Х1Х – начала ХХ веков «заключают в себе богатый гуманистический потенциал, содержание которого позволило дать аксиологическое обоснование стратегического направления развития отечественного образования области духовно-нравственного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов и др.). Воспитание рассматривается этими учёными как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов.

Ввести личность в мир ценностей помочь в выборе ценностных ориентаций, собственной позиции и предполагает аксиологический подход, который ориентирован на развитие личности и через целостное восприятие учебного материала, его осмысление. Образование воспринимается при таком подходе не как изучение комплекса предметов, а как развитие личности предметами: «уважение учащейся личности, признание её свободы и самостоятельности должно проникать весь школьный строй», т.е. стоять на первом плане, а предметы – это только средства (П.Ф. Каптерев). Аксиологический подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. При этом духовность является внутренней мотивационной сферой, а нравственность – внешней. Нормы и принципы нравственности получают своё выражение в категориях духовности – идеалах добра и зла. Социальные аспекты нравственности как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу достаточно глубоко и полно исследован А.А.Гусейновым, А.Ф.Анисимовым, О.Г. Дробницким, Н.В.Рыбаковым и др. В настоящее время интерес к метафизическим нормам нравственности усилился.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «18» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Смоленском государственном университете по адресу: 214 , г.
  2. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «29» мая 2009 года в часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу:
  3. Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения (на материале учебного предмета «химия») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «27» декабря 2008 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г.
  4. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » декабря 2003 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.011.01 при Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г.
  5. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащихся из неполных семей в воспитательной системе школы 13. 00. 01 − Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет.

Другие похожие документы..