Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Понятие и классификация функций государства. Социальное государство. Его отличие от социалистического государства. Теория и практика разделения власт...полностью>>
'Закон'
I. 1. Предисловие к ЗАКОНУ "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ"I. 2. ОБРАЩЕНИЕ УЧЕНЫХ К ПРЕЗИДЕНТУ РФ ЗАКОН Российской Федерации &...полностью>>
'Документ'
Банк уведомляет, что в соответствии с Положением ЦБ РФ №266-П от 24.12.2004 г. в ОАО «БыстроБанк» установлен расходный лимит для юридического лица/и...полностью>>
'Регламент'
предоставления администрацией муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области в лице отдела по управлению земельными ресурсами район...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Детская литература

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ им имени В.М. Шукшина

2008

ББК

Д

Печатается по решению редакционно-издательского совета Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Д Детская литература

[Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 77 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) «Филологическое образование»

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: Ковалева М.А, 2008.

Утверждаю

Декан факультета

_______________

«_____» ______________

Рабочая программа

Кафедра ___________________ литературы________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины

__________СД ДПП. Ф.14 «Детская литература»_______________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус __________________________обязательная___________________________

Специальности

(направления) 032900 (050301.65) «Филологическое образование»

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения Дневная бакалавры

_______________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины _________________76_______________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Рабочая программа составлена на основании

ГОС высшего профессионального образования, утвержденного приказом

(наименование государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 .

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)


Канд. филол. наук., доцент КОВАЛЕВА М.А.


Разработчик______________________________________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Литературы

________________________________________________________________

Заведующий кафедрой ___________________________ Гузь Н.А.

(подпись, Ф. И. О.)

Одобрена советом (методической комиссией)

Филологического факультета


________________________________________________________________


" 15 " сентября 2008 г. Председатель ____________

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

3

76

36

18

18

-

40

-

экзамен

Рабочая программа составлена на основании

ГОС высшего профессионального образования, утвержденного приказом

(наименование государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 .

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)


Канд. филол. наук., доцент КОВАЛЕВА М.А.


Разработчик______________________________________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Литературы

________________________________________________________________

Заведующий кафедрой ___________________________ Гузь Н.А.

(подпись, Ф. И. О.)

Одобрена советом (методической комиссией)

Филологического факультета


________________________________________________________________


" 15 " сентября 2008 г. Председатель ____________

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначена детям, с течением времени включается в круг детского чтения. В понятие детской литературы, кроме того, входят произведения, сочиненные самими детьми.

Являясь частью общей литературы, детская литература обладает всеми присущими ей свойствами, но при этом отличается художественной спецификой, адекватной детской психологии. Детская литература ориентирована на мировосприятие и миропонимание ребенка и направлена на формирование его личности. Наряду с эстетической, она выполняет образовательную и воспитательную функции.

Задачи курса:

  1. дать целостное представление о детской литературе как вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития литературы;

  2. рассмотреть историю становления и развития детской литературы;

  3. раскрыть своеобразие тем, проблем, жанровую специфику детской литературы;

  4. познакомить с лучшими произведениями детской литературы различных родов и жанров;

  5. выработать навыки литературоведческого анализа текста, имеющего адресатом ребенка или подростка.

Программный материал построен по историческому и жанрово-проблемному принципам.

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП. Ф.14 Детская литература

Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество крупнейших писателей. Анализ основных произведений. Зарубежная детская литература в контексте отечественной словесности. Критики и публицисты о детском и юношеском чтении.

Разработчик канд.филол.наук, доцент Ковалева М.А.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

литературы

Заведующий кафедрой _____________________ Н. А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 14 «Детская литература» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) «Филологическое образование»

СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью

Пояснительная записка

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

Практические занятия, их содержание и объём в часах

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к экзамену

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

2. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

Пояснительная записка

Литература для детей, подростков, юношества является неотъемлемой частью художественной культуры народа, важнейшим средством формирования подрастающей личности. Место детской литературы как важнейшего источника знаний об окружающем мире и раннего нравственно-эмоционального опыта в становлении личности очень велико, поэтому в базовых учебных программах литературного образования 5-8-х классов средних учебных заведений большое место занимают авторы, пишущие для детей, а также писатели, чье творчество вошло в круг детского чтения. Отсюда та большая роль, которую играет в профессиональной подготовке будущих учителей литературы хорошая осведомленность в мире детской литературы и круге детского чтения.

Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы. Курс детской литературы имеет важное значение не только в филологическом, но и в психолого-педагогическом профессиональном становлении студентов. Курс читается для студентов 2-го курса, в третьем семестре, когда они только начали изучение русской и зарубежной литературы. В этом есть определенная специфика при проведении занятий.

Круг чтения детей постоянно обновляется, программа учитывает эти изменения и знакомит студентов не только с классическими текстами, но и с современной русской и зарубежной детской литературы. Отбор имён писателей и произведений осуществляется по степени их значимости для развития фундаментальных жанров детской литературы. В системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отдаются анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, школы, эпохи - в темах обобщающего характера. Изучение монографических тем – прямое развитие и углубление основных положений содержания обзорных. Монографические темы о собственно детских писателях включают биографические сведения и нацеливают на достаточно подробный анализ жанровой, стилевой специфики произведений, на раскрытие их эстетического своеобразия.

Данный подход к изучению детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть такими навыками организации детского чтения, при которых во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову.

Задачи, стоящие перед студентами, включают в себя: осмысленное чтение художественных текстов, изучение важнейших теоретических и критических работ, изучение основ теории литературы и истории детской литературы, выработку собственных суждений по основным вопросам курса и навыков аналитического подхода к художественному тексту

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя русского языка и литературы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

Предметом курса является произведения устного народного творчества, вошедшие в круг детского чтения, детская литература 15-19вв., адресованная детям, подросткам, юношеству, русская литература для детей, подростков, юношества после 1917 года, а также зарубежная детская литература 17-20 веков.

Программный материал представлен в исторической последовательности, внутри каждого периода выделены наиболее значительные писатели и произведения, которым посвящены отдельные лекции и практические занятия. Необходимо также постоянно нацеливать внимание студентов на современный литературно-художественный процесс, на проходящие в современной периодике дискуссии по проблемам теории и критики литературы, общей педагогике, методике литературы в школе, по вопросам специфики литературы для детей и юношества.

Освоение данного курса будет более плодотворным при использовании знаний, приобретенных студентами из ранее изученных теоретических, историко-литературных курсов, на занятиях по педагогике, психологии.

Методический комплекс включает в себя тематический план курса, списки обязательной художественной литературы, учебников и учебных пособий, литературы для конспектирования, темы контрольных работ, рефератов, вопросы для зачета и экзамена, планы практических занятий, приложения, содержащие в себе художественные тексты и отрывки из них, выдержки из отдельных критических статей.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

- ГОС ВПО по специальности;

-«Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2005 г.);

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.

Выдержка из стандарта:

ДПП. Ф.14 Детская литература

Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество крупнейших писателей. Анализ основных произведений. Зарубежная детская литература в контексте отечественной словесности. Критики и публицисты о детском и юношеском чтении.

При составлении учебной программы по «Детской литературе» автор ориентировался на программу, составленную Е.Е. ЗУБАРЕВОЙ — доктором филологических наук, член-корреспондентом МАНПО, профессором.

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

МОСКВА 2003 г.

Составители:

Е.Е. ЗУБАРЕВА — доктор филологических наук, член-корреспондент МАНПО, профессор; В.К. СИГОВ — доктор филологических наук, профессор; В.А. СКРИПКИНА — кандидат педагогических наук, доцент; Л.Е. ФЕТИСОВА — кандидат филологических наук.; Е.И. КИКОИН — кандидат педагогических наук, доцент; Т. Б. МАРУТИЧ — преподаватель рисования и МХК;

Ответственный редактор Е.Е. ЗУБАРЕВА

Введение

Детская литература — своеобразная область общей литературы. Ее развитие в соответствии с основными принципами художественной литературы как формы познания и отражения действительности. Единство литературных и педагогических принципов как специфика детской литературы. Соответствие детской литературы возрастным интересам. Умственным возможностям, психологии ребенка.

Понятия «детская литература» и «детское чтение». Их взаимосвязь и различия. Роль иллюстрации в детской книге. Взаимосвязь текста и иллюстрации. Эстетические функции детской литературы. Знакомство с детской литературой как способ формирования эстетического вкуса, познавательной и творческой активности человека на определенных стадиях его раз- вития. Специфика художественной условности в детской литературе и проблема ее педагогического звучания и культурного значения. Основные принципы анализа произведений в детской литературе. Гносеологические функции детской литературы. Информация об окружающем человека мире и принципы ее освоения. Бессознательный характер восприятия информации о природе и человеке в процессе игрового и эстетического переживания. Познавательная ценность детской литературы. Воспитательные функции детской литературы. Неразрывная связь эстетической и этической сущности литературного произведения. Опасность открытого дидактизма и этической тенденциозности. Своеобразие восприятия откровенно положительных героев и нравоучительных ситуаций различными возрастными группами юных читателей. Воспитание читателя сопереживанием, а не рациональным осмыслением. Авторская позиция в произведениях детской литературы. Проблема возрастного разрыва и неравнозначности ценностных представлений автора и юного читателя. Способы преодоления возрастного разрыва и сближения позиций автора и читателя в лучших произведениях классической детской литературы. Детская книга. Проблемы книжной иллюстрации, классика книжной иллюстрации для детей.

Устное народное творчество для детей и детском чтении

Устное народное творчество — неиссякаемый источник идейно-эстетического богатства русского народа.

Русские писатели, критики, педагоги о героическом эпосе, народных сказках и песнях, о значении фольклора в формировании личности ребенка. Принципы отбора, обработки и издания произведений различных фольклорных жанров, доступных восприятию детей. Детский фольклор. Содержание стиль, богатство жанров.

Малые фольклорные жанры

Поэтическое своеобразие народных песен, колыбельных песен, произведений игрового фольклора (пестушек, потешек, прибауток, считалок, припевок и др.), произведений внеигрового фольклора (закличек, молчанок, прибауток, небылиц и т.д.). Сборники русских народных песен, пословиц, загадок. Поговорки, пословицы загадки. Их идейное и тематическое богатство, жанровые особенности. Педагогическое значение этих жанров. Анализ пословиц, поговорок, загадок, вошедших в программу классно- го и внеклассного чтения учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..