Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Интерактивная доска, медиа-ресурсы по функциям, строению белков, их свойствам: видеофрагменты «Ксантопротеиновая реакция белков», «Биуретовая реакция...полностью>>
'Документ'
Кожному учню пропонується картка з фрагментом контурної карти, на якій за допомогою своїх умовних позначок необхідно нанести відомості про забезпечен...полностью>>
'Программа'
Направление подготовки – 080100.68 Экономика Получаемая квалификация - Магистр экономикиСрок обучения по заочной форме - 2 года 5 месяцевРуководитель...полностью>>
'Реферат'
Экологическое состояние многих районов нашей страны вызывает законную тревогу общественности. В многочисленных публикациях показано, что во многих ре...полностью>>

«Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Система образования, созданная обществом

неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих»

Б. Саймон

Федоров И.Б., Коршунов С.В. МГТУ им. Н.Э. Баумана

О ходе разработки проектов государственных образовательных стандартов

бакалавров и магистров по специальности в области инженерного образования

Доклад на Координационном совете УМО и НМС МГСУ 25.03.04 г.

Целями данного сообщения являются:

  • проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей», выполняемой по заданию Министерства образования РФ по программе “Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования” под руководством директора Института содержания образования ВШЭ профессора Шадрикова В.Д. Соруководителями проекта являются ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана и ректор ЛЭТИ профессор Пузанков Д.В.;

  • сделать постановочный доклад, с тем, чтобы вызвать творческую дискуссию специалистов для выработки перспективных решений и организации эффективной работы в дальнейшем над проектом;

  • создать необходимые предпосылки для вовлечения преподавателей вузов к работе над совершенствованием многоступенчатой системы высшего профессионального образования.

Сразу отметим – речь будет идти в основном только об образовательной области «Техника и технологии». В других областях знаний, надеемся, многие из высказанных положений могут быть применены или адаптированы, но без анализа профессионалов, не рискнем делать слишком широкие обобщения.

В докладе использовались материалы, наработанные в ВШЭ под руководством профессора Шадрикова В.Д. и в ЛЭТИ под руководством профессора Пузанкова Д.В.

Подготовку инженерных кадров в области «Техника и технологии» в России сегодня осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. Выпуск инженеров с 1990 по 2002 год возрос на 47,9 тыс. человек, однако удельный вес выпускников по инженерным специальностям с 1993 по 2000 год сократился с 40 до 22%. В настоящее время уровень оснащения материально-технической базы инженерных вузов составляет только 40-50%.

Вначале немного истории.

Впервые о праве присвоения степени бакалавра студентам по завершении ими начального этапа высшего образования упоминается в уставе Парижского университета в 1215 году. В России бакалаврами впервые стали именоваться преподаватели духовных академий [1].

Менделеев Д.И. в 1871 году выдвинул идею непрерывного образования, которое должно быть многоступенчатым, причем на каждой ступени учащийся должен получать сумму знаний и практических навыков, позволяющих ему зарабатывать на жизнь полезным трудом. Вместе с тем человеку при наличии способности, потребности и возможности должен быть всегда открыт путь к более высокому образованию.

Министр образования Кинелев В.Г. в 1998 году отмечал, что многоуровневая структура со степенями бакалавра и магистра не является чем-то новым для российской системы образования. Она существовала в дореволюционной России и в первые годы советской власти. Достаточно вспомнить, что премьер царского правительства Петр Аркадьевич Столыпин был бакалавром, а лидер правых эсеров Питирим Александрович Сорокин магистром [2].

Право присуждения академической степени магистра было предусмотрено уставами трех российских университетов – Московского, Харьковского и Казанского.

В 60-х годах Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, пытаясь осуществить экономическую реформу, высказывался за введение в систему высшей школы бакалавриата и магистратуры [1].

Как характеризовал основные направления реформы высшего образования России 90-х годов Министр образования того времени профессор Кинелев В.Г.: создание многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам; децентрализация и демократизация управления высшей школой, предоставление действительной самостоятельности вузам. Говоря о введении многоуровневой подготовки в вузах, Министр отметил, что меняется сама цель высшего образования, определив ее «как доведение до того или иного уровня знаний и профессионального мастерства лишь тех, кто по своим образовательным возможностям способен достичь этого уровня» [2].

Председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Г.А. Ягодин на встрече ректоров вузов 11 мая 1990 года сказал:

«Для того чтобы облегчить трудоустройство, особенно тем, кто не получит возможности заключить контракт до окончания вуза, предполагается углубить фундаментальную подготовку, увеличить число предметов по выбору, ввести дополнительные курсы, с тем, чтобы человек заранее планировал ту область, где он найдет себя в дальнейшем. Я должен сказать, что и сейчас только каждый третий выпускник строительного института работает строителем, каждый второй выпускник педагогического института – учителем. То есть и сейчас свободное трудоустройство на работу реально существует, и с этим нельзя не считаться.

Поэтому надо дать возможность студентам получить наряду с общей подготовкой по специальности достаточные знания по таким предметам, как информатика, менеджмент, экономика, статистика, право, маркетинг, т.е. те знания, которые особенно нужны в условиях зарождающейся рыночной экономики и которым мы до сих пор не уделяли достаточного внимания».

13.03.92 за № 13 вышло постановление Комитета по высшей школе Министерства науки и технической политики РФ, которым впервые введена многоуровневая система образования в вузах России.

Министерство науки, высшей школы и технической политики

Российской Федерации

Комитет по высшей школе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13.03.92 МОСКВА № 13

О введении многоуровневой

структуры высшего образования

в Российской Федерации

Мы размышляли, почему так непросто развивается многоуровневая структура подготовки на российской земле? Видимо, нельзя принимать Постановление за номером 13 да еще 13 числа!

Таким образом, за последние десятилетия российская система образования сделала, как и положено, при эволюционном развитии любого процесса, виток своеобразной спирали: от подготовки специалистов по жесткому набору отраслевых специальностей с узкой ориентацией студентов с младших курсов к будущей профессиональной деятельности («раннее распределение») через широкие направления подготовки, насыщенные большим числом фундаментальных естественнонаучных, математических и общеинженерных, гуманитарных и экономических дисциплин, практическим отсутствием специальных дисциплин и профессиональной ориентации к попытке построения оптимальной структурированной системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, где предусмотрены разнообразные программы подготовки специалистов различного уровня, квалификации и направленности, с рациональным, ориентированным на получение соответствующих профессиональных и личностных компетенций, сочетанием фундаментальной и специальной, гуманитарной и естественнонаучной, инженерной подготовки.

Часто введение и особенно развитие многоуровневой или многоступенчатой системы ВПО в нашей стране связывают с желанием перенести опыт западных стран, в первую очередь США, на нашу почву; с необходимостью следовать положениям Болонской Декларации. Давайте, в первую очередь говорить о насущных потребностях нашей экономики, задачах, стоящих перед российским образованием. Все то, что полезно из зарубежного опыта, должно тщательно анализироваться и использоваться. В своем выступлении на заседании Государственного Совета РФ 29 августа 2001 года Президент Российской Федерации Путин В.В. отметил, что «сегодня система профессионального образования еще плохо ориентирована на рынок труда. В итоге, людей с высшим образованием у нас много, а настоящих современных специалистов … катастрофически не хватает». С одной стороны Россия не может стоять в стороне от широкомасштабных интеграционных процессов, которые наблюдаются в европейской высшей школе в связи с созданием единого экономического пространства. С другой стороны, в российской образовательной системе много признанных мировым сообществом достижений. Нам, не меньше, чем западноевропейцам, есть, чем гордиться. Инженерное образование в России прошло огромный путь, завоевало авторитет и уважение во всем мире. Выпускники российской технической школы всегда отличались широтой профессиональных познаний в сочетании с прочностью фундаментального естественнонаучного и гуманитарного базиса. Выдающийся русский инженер-механик Степан Прокофьевич Тимошенко, на собственном опыте познавший достоинства и недостатки российской и американской инженерных школ, на склоне лет живя в США, писал: «Обдумывая причину наших достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое дали нам русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давала нам преимущества перед американцами, особенно при решении новых нешаблонных задач». Профессор Тимошенко абсолютно прав, когда говорит о традиционно высокой фундаментальной подготовке российских инженеров [3].

В этой связи приведем данные опроса 246 представителей инженерных вузов России и 96 экспертов других стран, который был проведен Институтом проблем развития высшего образования МАДИ в 2002 года во время Международного симпозиума по инженерной педагогике [4].

Оценка слабых мест в подготовке выпускников технических вузов

п/п

Стороны подготовки специалистов

Россия

Другие страны

1

Знание иностранных языков

67,5

41,7

2

Готовность к самостоятельной работе

53,3

50,0

3

Правовая

43,9

20,8

4

Управленческая

35,4

33,3

5

Практическая подготовка

25,6

32,5

6

Математическая

17,5

25,0

7

Компьютерная

15,4

-

8

Экологическая

13,0

12,5

9

Экономическая

10,1

33,3

10

Общепрофессиональная

8,9

4,2

11

Гуманитарная

8,9

25,0

12

Естественнонаучная

7,3

20,8

13

Специальная профессиональная

7,7

4,2

Здесь следует сказать о неразрывном единстве развития науки, производства и образования. Давайте вспомним, что в послевоенной измученной разрушительной войной стране в кратчайшие сроки решается атомная проблема, создается ракетная и авиационная техника стратегического назначения, успешно реализуется космическая программа. В эти же годы авторитет ученого, инженера, преподавателя вуза чрезвычайно высок. Строится и в 1953 году вводится новый корпус главного вуза страны – МГУ им. М.В. Ломоносова. В последующие годы страна и образование имели немало и других достижений. Только сейчас, мы видим это по присуждению нобелевских премий физикам. Даже в таких сейчас казалось бы потерянных для нас отраслях как вычислительная техника и микроэлектроника отечественная наука и техника имели прекрасные разработки и перспективы. Не случайно, несмотря на десятилетие консервации отечественной оборонной промышленности России есть, чем воевать в современной войне и есть, что продавать за границу. К сожалению, большинство этих образцов разработано в период так называемого «застоя» 70-х 80-х годов.

Но нельзя не замечать и слабых мест в подготовке выпускников наших инженерных вузов. Необходимо готовить специалистов, готовых работать в условиях жесткой конкуренции продукции на отечественном и мировом рынке; владеющих необходимыми знаниями экономики и менеджмента и способных доводить разработки до реализации. Особенно низка эффективность использования человеческого капитала. Это наглядно проявляется в том, что имея 12% ученых на долю России приходится всего лишь 0,3% мирового производства наукоемкой продукции, производительность труда в 10 раз ниже, чем в ведущих странах, а наша доля в мировой торговле едва превышает 1% [5]. В российском производстве крайне недостаточно и неэффективно используются достижения науки, технологий и техники (российские производители интенсивно вытесняются с рынков наукоемкой и высокотехнологичной продукции). И здесь важным является развитие инновационного образования, особенно на магистерском уровне [6]. Не случайно, на последнем Межведомственном совете в области Техники и технологии введено новое направление подготовки дипломированных специалистов «Организация и управление наукоемкими производствами» со специальностью «Менеджмент высоких технологий».

Пока мы покупаем импортные автомобили, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, вряд ли имеем полное моральное право безоговорочно утверждать, что наше инженерное образование лучшее в мире. Иногда на семинарах и совещаниях приходится слышать, что мол разработчики новых схем подготовки специалистов ведут к развалу инженерного образования в стране. Думается, что именно те, кто не хочет видеть новых экономических и социальных реалий, желаний и возможностей студентов, слышать мнения возрождающегося промышленного работодателя, тенденций развития образования в ведущих странах Запада и Востока, не желающих участвовать в разработке новых образовательных программ, заниматься непростым делом разработки и использования новых информационных технологий в инженерном образовании – именно они ведут к усложнению ситуации.

Многих волнует факт исчезновения понятия специалиста, инженера. В новых схемах об этом речь не идет. Ведь и бакалавр и магистр по специальности (с квалификацией) – это специалисты определенного уровня. Мы просто привыкли к тому, что академический бакалавр (со степенью) - не имеет практически профессиональной подготовки и не воспринимается серьезным промышленным работодателем, рассматривается как промежуточное звено в естественнонаучном образовании. А ведь Статья 14 Закона «Об образовании» гласит, что «Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации». В технических вузах и отраслях привычно и дорого звание «инженер». Именно поэтому предлагается две последовательные ступени в технике и технологии назвать «инженер-бакалавр» и «инженер-магистр». Нам импонирует определение, которое дал глубоко уважаемый проректор МТУСИ профессор Фомин Н.Н., в квалификации которого, уверены, никто не сомневается. Он считает, что инженер-бакалавр – это специалист, который поддерживает, эксплуатирует, модернизирует созданные объекты, процессы, изделия. А инженер-магистр – это профессионал с глубокой фундаментальной и специальной системной подготовкой, который способен и призван разрабатывать новые принципы функционирования систем и изделий, предлагать и обосновывать новые физические процессы в основу проектируемых объектов, проводить тончайшее и глубокое математическое и физическое моделирование, организовать сложный эксперимент и уметь на основе современных математических методов обработки извлечь из него максимум информации и т.д. Таким образом, инженер-бакалавр – это массовый инженер, инженер-эксплуатационник, а инженер-магистр – это элитный специалист, инженер-разработчик, инженер-исследователь. Причем, в таком определении для инженера-бакалавра нет, на мой взгляд ничего обидного. Сегодня в Европе одними из главных инициаторов перехода от моно- к многоуровневой системе ВПО выступают студенты. Большинство из них крайне прагматично ждет от высшего образования не столько «академических знаний» для чистой науки, сколько «профессии» для улучшения позиции на рынке труда, причем в возможно короткие сроки. Этого нельзя не учитывать. Тем более, что работодатель называет массу возможностей для трудоустройства таких специалистов.

Приведем один пример. 27 февраля 2004 года в Федеральном Собрании РФ состоялся «круглый стол» «Инженерное образование в России: проблемы, перспективы развития и законодательная поддержка», на котором заместитель генерального директора по кадровой политике ОАО «ОКБ Сухого» Ряковский С.М. сказал: «Готовы брать и инженера-бакалавра в авиапромышленность. Внедрение САПР в авиастроение не требует большого творческого труда. Могут работать бакалавры и в большом количестве по различным узлам самолета, т.е. по различным специальностям. А вот новая компоновка самолета, составление и обоснование расчетных схем, новые материалы, принципиально новые двигатели, новые схемы управления – это инженеры-магистры, но это действительно элитные инженеры и нужно их немного».

Уходили участники круглого стола с надеждой на должное внимание со стороны законодательной ветви власти к развитию инженерного образования. Во время круглого стола прозвучали интересные выступления как со стороны руководства Федерального собрания, ректоров вузов, руководства Министерства образования, так и со стороны руководителей предприятий. Приведем только выдержки из выступления профессора Жураковского В.М.

«Не надо делать трагедии из Болонского процесса. Просто надо помнить, для чего инициирован Болонский процесс – противостоять англо-саксонской системе образования, которая доминирует.

Двухуровневая система вполне может быть. Надо различать два направления подготовки: бакалавр по направлению, магистр по направлению – научно-исследовательская и научно-педагогическая деятельность; бакалавр по специальности, магистр по специальности (инженер) – производство, прикладная деятельность. Одним словом, бакалавр должен быть подготовлен для рынка труда и найти работу. Вследствие демографической ситуации вскоре все школьники смогут получать высшее образование. Они, что все станут инженерами-разработчиками, элитными специалистами? А, что учитель младших классов, зоотехник, бухгалтер, эксплуатационник – не могут быть с 4 летним образованием? Глупости не в Болонском процессе, а в нашей системе принятия решений. Надо все тщательно обсуждать, взвешивать и анализировать».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

    Книга
    Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.
  2. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). Квалификационная характеристика выпускника (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
  4. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.
  5. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). Квалификационная характеристика выпускника (2)

    Основная образовательная программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520300 — «Филология» при очной форме обучения 6 (шесть) лет.

Другие похожие документы..